Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения




Особенности наглядного материала

Предварительная работа

Анализ программных задач

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

2. Учить видеть множество и выделять его элементы:

а) на ограниченном пространстве;

б) в подготовленной обстановке.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько».

3. Учить составлять множества:

а) из одинаковых элементов;

б) из разных элементов;

в) из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

 

4. Учить сравнивать множества по количеству:

а) на глаз (резко контрастные по количеству);

б) путем соотнесения «один к одному» (установлением
взаимно однозначного соответствия):

• способом наложения;

• способом приложения;

• составлением пар;

• соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».

Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)

В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется пред­метно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе

 

Демонстрационный материал является раздаточным Ис­пользуются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечка­ми, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шари­ками, музыкальные инструменты и др.

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидак­тической игры, затем дидактическая игра является одной из час­тей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.

Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, мно­гократно проговорить нужные термины (повторить за воспитате­лем или ответить на вопрос).

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие крас­ные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспита­тель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.

 

Номер про­граммной задачи Речь воспитателя Речь детей
  — Возьми один мяч  
  — Какой он? Погладь его — Маленький, красный, гладкий
  — Что с ним можно делать? — Покатать, поиграть
  — Покатай, поиграй  
  — Возьми еще один мяч, другой  
  — Расскажи о нем — Большой, синий, гладкий
  — Дай мне один мяч  
1.2 — Сколько у тебя мячей? — Один мяч
1,2 — А у меня сколько мячей? — Один мяч
2,3 — По скольку у нас мячей? — По одному мячу
2,3 — Собери все красные мячи в коробку — Один мяч, один мяч,...
  — Сколько мячей в коробке? — Много мячей
  — А у тебя в руках сколько мячей? — Ни одного мяча
2,3 — Собери все синие мячи в корзину — Один мяч, один мяч,...

 

Номер про­граммной задачи Речь воспитателя Речь детей
  — Сколько мячей в корзине? — Много мячей
  — Ав коробке? — Много мячей
2,3 — По скольку синих и красных мячей? — Синих и красных мячей по многу
  — Дай мне несколько красных мячей  
  — Сколько красных мячей осталось в коробке? — Мало мячей. Немного мячей
2,4(а) — Где больше мячей: в коробке или в корзине? — В корзине мячей больше, чем в коробке
2,4(а) — Где меньше мячей? — В коробке мячей меньше, чем в корзине

Задание студентам

Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера матема­тических задач напротив каждого задания или вопроса.

 

 

 

Дидактические игры Наглядный материал и организация Основная задача Ключевые задания и вопросы
«Мячики» Много маленьких красных и боль­ших синих мячей на ковре. В сто­роне коробка и корзинка Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обста­новке. Учить выделять и назы­вать различные свойст­ва предметов. Учить составлять мно­жества из одинаковых элементов. Учить сравнивать мно­жества по количеству на глаз — Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. -Дай. — По скольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше?
«Догони мяч» Воспитатель вно­сит корзину с мя­чами (по количе­ству детей) Учить видеть и состав­лять множества из оди­наковых элементов. Учить выделять один эле­мент из множества — Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — По скольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку

 

«Отбери от кубиков ша­рики» Воспитатель вво­зит машину с ку­биками и шарика­ми (по количест­ву детей). В стороне короб­ки двух цветов Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и назы­вать цвет и форму пред­мета. Учить группировать предметы по указанно­му признаку — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку? — Собери кубики в красную ко­робку, а шарики в синюю ко­робку
«Прогулка кукол» Машина с разны­ми куклами (по количеству де­тей). На полу короткая и длинная дорожка Учить видеть и состав­лять множества из раз­ных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчи­ки — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в ма­шине стало много кукол?
«Игрушки на столе» Разные игрушки (по количеству детей) на столе Закрепить умение ви­деть и составлять мно­жества из разных эле­ментов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на сто­ле стало много игрушек?
«Сбор уро­жая», «В лесу», «По­можем бел­ке собрать грибы» и др. На ковре различ­ные предметы (яблоки, шишки, грибы...) Закрепить умение ви­деть и составлять мно­жества из одинаковых и разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — По скольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?

 

«Вазы с Три вазы с жел- Учить составлять мно- — Что это?
флажками» тыми, красными, жество из подмножеств. — Какие?
  зелеными флаж- Повторить понятия — Сколько?
  ками на столе «вверху», «внизу», — Возьмите по одному.
    «впереди», «сзади», — Помашите вверху, внизу,
    «справа», «слева». справа...
    Повторить понятия — Красные флажки поставьте
    «один», «много», «ни в красную вазу, желтые —
    одного», «по одному», в желтую, зеленые — в зе-
    «по многу» леную.
      — По скольку флажков в каж-
      дой вазе?
      — Поставим все флажки в одну
      вазу.
      — Сколько стало?
«Рыбки Таз с водой, пла- Закрепить умение со- — Давайте сделаем пруд.
в пруду» стмассовые рыб- ставлять множество из — Кто плавает в пруду?
  ки трех цветов подмножеств. — Что это?
  (по количеству Повторить понятия — Сколько? Какие?
  детей) «один», «много», «ни — Возьмите по одной.
    одного», «по одному», — Запустите красных рыбок
    «по многу» в пруд, теперь желтых...
      — По скольку рыбок каждого
      цвета?
      — Сколько всего рыбок?
«Матрешки На грузовике Повторить понятия — Как матрешки пляшут?
на прогулке» двухместные мат- «один», «много», «ни — Что это стучит внутри?
  решки, на столе одного», «по одному», — Кто это? Какие?
  два круга, две по- «по многу». — Поставьте больших матрешек
  лоски двух раз- Повторить понятия на большой круг, малень-
  меров (большие и «большой», «малень- ких — на маленький.
  маленькие) кий». — Какой это хоровод? Это?
    Закрепить умение рас- —Сделайте на большой полос-
    полагать предметы в ке ручеек из больших матре-
    ряд и по кругу шек, на маленькой — из ма-
      леньких.
      — Какой это ручеек? Это?
«Возьми, На стульях разло- Учить находить «много» — Какие предметы лежат на
отнеси» жены игрушки и «один» на ограничен- стульях? Сколько их?
(1 вариант) (1 мишка, много ной площади — Возьми одного мишку, отнеси
  матрешек, 1 вед-   туда, где много матрешек...
  ро, много сов-   — Сколько взял?
  ков...)   — Сколько на стуле предметов?

 

«Возьми, отнеси» (II вариант) На стульях разло­жены игрушки (1 мишка, много мишек, 1 матреш­ка, много матре­шек) Учить находить «много» и «один» на ограничен­ной площади, обращая внимание только на ко­личественный состав — Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов?
«Возьми, отнеси» (III вариант) В групповой ком­нате специально расставлены предметы (1 и много) Учить находить «много» и «один» в подготовлен­ной обстановке. — Возьми одну чашку и отнеси туда, где много, каких хо­чешь, предметов. — Куда отнес? Почему?
«Возьми, отнеси» (IV вариант) Свободная обста­новка в группо­вой комнате Учить находить «много» и «один» в свободной обстановке — Давайте посмотрим, каких предметов у нас в группе много, а какой только один
«Возьми, отнеси» (V вариант) Дети вокруг вос­питателя Учить находить «много» и «один» без наглядно­сти — Каких имен у присутствующих детей много, а какое только одно?

Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения (задачи № 4-6, 5)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.