Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности учетной политики торговой организации




Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Предметом бухгалтерского учета в торговле является хо­зяйственная деятельность торговой организации. Состав­ными частями предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К ним относятся:

1) имущество (активы организации);

2) обязательства организации (источники формирова­ния имущества);

3) хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

Представим состав имущества организации в виде табл. 9.

 

Таблица 9

Активы организации

Внеоборотные активы Оборотные активы
(основной капитал) (оборотный капитал)
Основные средства. Материальные оборотные средства.
Нематериальные активы. Денежные средства.
Вложения во внеоборотные активы Финансовые вложения.
  Средства в расчетах

 

К основным средствам относятся средства труда, срок службы которых превышает 12 месяцев. Это может быть холодильное оборудование, контрольно-кассовые маши­ны, торговые прилавки, весы.

Нематериальные активы не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доход органи­зации. К ним относятся, например, исключительные права владельца на товарный знак, наименование места проис­хождения товаров, деловая репутация организации.

Под вложениями во внеоборотные активы понимают затраты организации на объекты, которые будут в после­дующем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основ­ных средств или нематериальных активов.

Материальные оборотные средства — это товары, пред­назначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сро­ком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента и прочие расходные материалы, расходы на прода­жу на остаток товара, расходы будущих периодов.

К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе торговой организации, денежные документы, день­ги на расчетных, валютных и специальных счетах в бан­ках, переводы в пути.

Финансовые вложения — это инвестиции в акции ак­ционерных обществ, уставные (складочные) капиталы дру­гих организаций, долговые ценные бумаги, вклады по до­говору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы.

Средства в расчетах — это дебиторская задолженность покупателей за проданные товары, поставщиков товаров — по полученным авансам, покупателей и поставщиков — по предъявленным претензиям, работников организации — по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, предоставленным им организацией займам и др.

 

 

Учетная политика — это локальный акт, который вхо­дит в систему нормативного регулирования бухгалтерско­го учета на уровне отдельно взятой организации. Этот до­кумент разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации своим приказом. Основной за­дачей данного документа является утверждение тех мето­дов и способов бухгалтерского учета, по которым бухгал­терское законодательство предоставляет организациям право выбора. В учетной политике также отражаются ме­тоды и способы ведения бухгалтерского учета, которые не урегулированы нормативными документами по бухгалтер­скому учету.



По общему определению, учетная политика организа­ции — это совокупность способов ведения бухгалтерско­го учета, принятая организацией самостоятельно, а имен­но: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяй­ственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

— способы группировки и оценки фактов хозяйствен­ной деятельности;

— способы погашения стоимости активов;

— организация документооборота;

— частота и порядок проведения инвентаризации;

— правила применения счетов бухгалтерского учета (разработка рабочего плана счетов);

— выбор применяемых регистров бухгалтерского учета;

— способы обработки информации;

— другие способы и правила.

Организация утверждает учетную политику перед нача­лом нового календарного года. Утвержденную учетную политику начинают применять с 1 января года, следующе­го за годом утверждения. В течение года учетная полити­ка не может быть изменена. Чтобы применяться последо­вательно, она не должна меняться в последующие годы, кроме случаев, о которых мы уже упоминали.

Утвержденная руководителем организации учетная по­литика должна применяться всеми филиалами, представи­тельствами и обособленными подразделениями (в том чис­ле выделенными на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

При формировании учетной политики применяются следую­щие допущения:

- имущественной обособленности, в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности организации относятся к то­му отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

- непрерывности деятельности, т. е. организация будет продол­жать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутству­ют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

- последовательности применения учетной политики, при кото­ром принятая организацией учетная политика применяется пос­ледовательно от одного отчетного года к другому;

- временной определенности факторов хозяйственной деятель­ности, когда факты хозяйственной деятельности организации от­носятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика должна отвечать следующим основным тре­бованиям, принятым в международных стандартах и ПБУ 1/98:

- полнота - всеобъемлющее отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- своевременность — отражение фактов хозяйственной деятель­ности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в уста­новленные сроки;

- осмотрительность — большая готовность к признанию в бух­галтерском учете расходов и обязательств, чем возможных дохо­дов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- приоритет содержания перед формой — отражение в бухгалтер­ском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столь­ко из их правовой формы, сколько из экономического содержа­ния фактов и условий хозяйствования;

- непротиворечивость — тождество данных аналитического уче­та оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на пос­ледний календарный день каждого месяца;

- рациональность - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины орга­низации.

Изменение учетной политикимо­жет осуществляться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, регулирую­щих бухгалтерский учет. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики долж­ны вводиться с начала финансового года.

Не связанные с изменением законодательства РФ или нормативных активов по бухгалтерскому учету изменения учетной политики, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение, дви­жение денежных средств или финансовые результаты деятель­ности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности ис­ходя из требования представления числовых показателей мини­мум за два года, если такая оценка может быть произведена с дос­таточной надежностью.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные ока­зать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности ор­ганизации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный

- год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшество­вавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчет­ным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской от­четности организации.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике, должны раскрываться в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетнос­ти. При этом существенными признаются те способы веде­ния учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое по­ложение организации, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности.

В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов. По степени их детализации они подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 “Основные средства”; 10 “Материалы”; 50 “Касса”; 51 “Расчетные счета”; 43 “Готовая продукция”; 41 “Товары”; 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”; 80 “Уставный капитал” и др.

Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. В частности, по счету 41 “Товары” следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно наличие и местонахождение каждого вида товара или группы товаров, а по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.

Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в денежных измерителях.

Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов — один синтетический счет, например, счет 10 “Материалы” имеет следующие субсчета:

10-1 “Сырье и материалы”

10-2 “Покупные полуфабрикаты”

10-3 “Топливо”

10-4 “Тара и тарные материалы” и т. д. (10-5, 10-6, 10-7, 10-8, 10-9)

 

В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга и в конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией.

Выбирая принципы построения аналитического учета, бухгалтер торго­вой организации должен учесть следующие факторы:

- потребности управленческого учета и анализа (управление дебитор­ской и кредиторской задолженностью, определение эффективности торго­вого процесса, ценовой политики, рентабельности по группам товаров, ана­лиз объемов продаж, планирование и нормирование расходов на продажу, определение путей их минимизации, стимулирование персонала и т. п.);

- требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достовер­ное и полное представление о финансовом положении организации, финансо­вых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- требования налогового учета. Для разных объектов учета существуют различные режимы налогообложения, поэтому правильное определение на­логовой базы для исчисления налогов требует ведения раздельного учета на аналитическом уровне;

- необходимость составления и представления статистической отчет­ности.

Порядок учета товаров

Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются това­ры, относящиеся к материально-производственным запасам, приоб­ретенным для перепродажи. Учет товаров в торговых организациях ве­дется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производствен­ных запасов». Для целей налогового учета товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

Реализация товаров в торговых и иных посреднических организациях требует учета выбытия данных ценностей в количественном и стоимостном выражениях по направлениям их выбытия, видам ценностей, а также характеру их дальнейшей реализации. Учет отпуска товаров со склада ведется в ведомости отгрузки и реализации товаров. При этом учет отпуска товаров должен предоставлять информацию о выбытии товаров по следующим направлениям:

- в оптовую торговлю;

- в розничную торговлю;

- отдельно в магазины, входящие в единую торговую систему одной организации с центральным складом;

- в магазины, являющиеся дочерними обществами;

- в магазины и торговые организации, не зависимые от организации – владельца товаров.

Особенность организации бухгалтерского учета выбытия товаров в организациях торговли и в иных посреднических организациях состоит в том, что учет товаров на основных складах, товаров, находящихся в пути во внутрихозяйственных перевозках, товаров на складах магазинов оптовой и розничной торговли ведется на одном счете учета товаров. Это вызывает необходимость в организации четкого аналитического учета движения товаров по местам их нахождения в количественном и стоимостном выражении, основанного на правилах, изложенных выше.

Учет товаров ведется на активном счете 41 "Товары", кредитовые обороты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебетовые - в ведомости. Записи в журнале-ордере и ведомости ведут на основании сводных учетных документов (например, товарных отчетов). Как и для всех активных счетов дебетовый оборот отражает стоимость поступивших (оприходованных) товаров, кредитовый – стоимость реализованных или выбывших на другие цели товаров в оценке по стоимости согласно учетной политики: по продажным ценам или по фактической стоимости приобретения по одному из методов – средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО, стоимости каждой единицы.

Наличие (остаток) то­варов на начало и конец отчетного периода на складе отражается как саль­до на дебете счета; операции, связанные с поступлением товаров, — как оборот по дебету счета 41; выбытие товаров — на кредите счета.

Схема счета 41 «Товары»

 

Дебет Кредит
Сальдо начальное (Сн) — остаток товаров на складе на начало от­четного периода  
Оборот по дебету (Од) — сумма операций, связанных с поступле­нием товаров на склад Оборот по кредиту (Ок) — сумма операций, связанных с выбытием товаров со склада
Сальдо конечное (Ск) — остаток товаров на складе на конец отчетного периода  

 

В плане счетов предусмотрены следующие типовые субсчета к счету 41 «Товары»:

■ 41-1 «Товары на складах» — используется организациями опто­вой торговли и общественного питания для учета наличия и дви­жения товарных запасов, находящихся на оптовых и распреде­лительных базах, складах, а также в овощехранилищах, холодиль­никах и т.д.;

■ 41-2 «Товары в розничной торговле» — применяется организаци­ями розничной торговли для учета наличия и движения товаров в магазинах, палатках, ларьках, киосках, а также в буфетах организаций общественного питания и т.д. На этом субсчете ведется учет стеклянной тары;

■ 41-3 «Тара под товаром или порожняя» — предназначен для учета наличия и движения как покупной тары, так и тары собственного производства, а также тары под товарами или порожней, кроме стеклянной;

■ 41-4 «Покупные изделия» — используется для учета товаров на предприятиях, осуществляющих промышленную или иную про­изводственную деятельность, которые приобрели товары с целью их дальнейшей перепродажи.

При смешанной оптово-розничной торговле в бухгалтерском учете могут быть использованы оба субсчета 41-1 и 41-2.

Все указанные субсчета являются типовыми субсчетами 1-го поряд­ка, кроме того, счет 41 «Товары» может иметь субсчета 2-го и 3-го по­рядка. Например, при импортных поставках товаров открывают сле­дующие субсчета 2-го порядка:

■ 41-11 «Товары российские на складах»;

■ 41-12 «Товары импортные на складах» и т.д.

Поступление товаров ведется с учетом НДС, для которого в настоя­щее время предусмотрены две основные ставки:

1) 10 % на товары для детей и продовольственные товары, кроме по­дакцизных продовольственных товаров;

2) 18 % на все остальные товары, работы и услуги, включая подакциз­ные товары.

Если торговая организация покупает товары по разным ставкам НДС, их учет в части отражения НДС ведется раздельно, например:

■ 41-111 «Товары российские с НДС 10%»;

■ 41-112 «Товары российские с НДС 18 %» и т.д.

Учет товаров может вестись и без выделения суммы НДС. Например, когда товары приобретаются у поставщиков, освобожденных от уп­латы НДС, сумма НДС включается в стоимость покупных товаров. В этом случае торговая организация может к счету 41 «Товары» откры­вать субсчета для разделения учета товаров с НДС и без него.

Аналитический учет по счету 41 «Товары» в торговых организациях должен вестись в отношении каждого материально-ответственного лица, а также по наименованиям, сортам, партиям и местам хранения товаров.

Учет товаров, которые не являются собственностью торговой органи­зации, но временно находятся в ее распоряжении, ведется на заба­лансовых счетах:

■ 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — для товаров, принятых на ответственное хранение;

■ 004 «Товары, принятые на комиссию» — для товаров, принятых на реализацию по договору комиссии.

 

Со счетом 41 «Товары» связан счет 42 «Торговая наценка», который применяется, если в учетной политике предприятия предусмотрен учет товаров по ценам продажи.

 

Проводки по формированию торговой наценки на счете 42 «Торговая наценка» Дебет Кредит
Счет 41 «Товары» Счет 42 «Торговая наценка»

Начисление торговой наценки производится на основе либо процента, установленного руководством организации или маркетинговой службы, либо как разница между установленными ценами продажи и покупными ценами. Начисление наценки производится в ведомостях, форму которых устанавливает сама организация. Ведомости являются регистрами аналитического учета.

Реализация товаров учитывается на счете 90 «Продажи». Особенностью его является отражение по дебету и кредиту счета одинакового количества (объема) реализованных товаров в разных оцен­ках:

 

Счет 90 «Продажи» Дебет Кредит
субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» (в сумме фактических затрат) субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» Субсчет 90-1 «Выручка» - в сумме выручки, предъявлен­ной к оплате вместе с НДС

 

Эта особенность и позволяет использовать счет 90 для расчета фи­нансового результата хозяйственной деятельности организации как разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как результат работы, а превышение оборота по кредиту - прибыль. Счет 90 сальдо не имеет, так как ежеме­сячно разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами его субсчетов относится на субсчет 90-9 «Прибыль\убыток от продаж», который закрывается в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). Выручка - это сумма средств, которая получена от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, работу, услуги). Сумма выручки, полученной от обычных видов деятельности организации, отражается на счете 90 «Продажи», к которому открываются следующие субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-5 «Экспортные пошлины»;

90-6 «Налог с продаж»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Доходы считаются полученными от обычных видов деятельности, если доходы организация получает регулярно и их сумма превышает 5% от общей суммы выручки за отчетный период.

В соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов, на счете 90 отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

• готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

• работам и услугам промышленного характера;

• работам и услугам непромышленного характера;

• покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

• строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;

• товарам;

• услугам по перевозке грузов и пассажиров;

• транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

• услугам связи;

• предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

• предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

• участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Выручка от обычных видов деятельности отражается в учете после перехода права собственности на товары (продукцию) к покупателю, принятия работ заказчиком, оказания услуг следующей проводкой:

Дебет 62 Кредит 90/1 - признана сумма выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

 

Четвертым основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активный счет, сальдо которого определяет договорную (от­пускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных:

- оборот по дебету - отпускную стоимость сдан­ных работ, услуг, продукции в отчетном месяце;

- оборот по кре­диту - суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце.

Ана­литический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого платежного документа. При этом следует выделить суб­счет для учета расчетов с иностранными покупателями.

 

Пятым счетом, связанным с учетом продаж, является счет 50 «Касса». Как правило, он корреспондируется со сч. 90 «Продажи» в розничной торговле, но и оптовые поставки могут оплачиваться через кассу.

Реализация товаров неразрывно связана с выручкой. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю;

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

В основном, реализация в предприятиях розничной торговли осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен в качестве учетных (исключения – мелкооптовая продажа, то есть когда продажа товаров осуществляется безналичным путем – перевод с расчетного счета денег покупателя на расчетный счет продавца). Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям контрольно-кассовой машины – по итогу за день.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций ведутся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей за реализованные товары поступает в кассу предприятия розничной торговли. На сумму торговой выручки составляется приходный кассовый ордер (или справка о показаниях суммирующего счетчика, при условии, если сумма торговой выручки сдается в конце рабочего дня в головную кассу предприятия розничной торговли).

Учет товарооборота в предприятиях розничной торговли ведется на счете 90 «Продажи». Отражение торговой выручки производится на основании кассового отчета и сопровождается следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса»
Кредит счета 90-1 «Продажи» с\счет «Выручка»

 

В оптовой торговле выручка признается и оценивается на основании выписанных товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Соответственно, при этом дебетуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит счета 90-1 «Продажи» с\счет «Выручка»

 

И в розничной, и в оптовой торговле выручка отражается с учетом НДС, т.к. согласно статье 168 Налогового кодекса РФ сумма НДС предъявляется покупателю дополнительно к цене товара. Исключением является освобождение продавца от обязанностей плательщика НДС или освобождение от НДС реализуемых им товаров.

Отражение выручки возможно с помощью любого количества проводок. Как правило, делается проводка либо на каждую отгрузку продукции, либо на каждый сводный документ (реестр отгрузочных документов, справка о показаниях суммирующего счетчика контрольно-кассовых машин - ККМ).

 

Следующей группой проводок являются проводки по списанию учетной стоимости проданных товаров. При этом дебетуется сч. 90-2 «Продажи» с\счет «Себестоимость продаж» и кредитуется сч. 41 «Товары».

Если продавец является плательщиком налога на добавленную стоимость, то необходимо начислить НДС с отраженной на сч.90 выручки.

 

Начисление НДС осуществляется проводкой Дебет Кредит
сч. 90-3 «Продажи» с\счет «Налог на добавленную стоимость» сч. 68 «Расчеты с бюджетом».

 

Сумма данной проводки определяется либо суммированием НДС по выписанным счетам-фактурам (для оптовой торговли), либо расчетным путем (для розничной торговли). В розничной торговле цена товара, а значит и выручка уже включает начисленный НДС. Поэтому его сумма выделяется из выручки путем умножения ее величины на 18% / 118% , либо на 10% / 110% в зависимости от ставки НДС. Во многих контрольно-кассовых машинах (ККМ) НДС выделяется отдельной строкой. Тогда НДС начисленный определяется не расчетным путем, а на основе отчета суммирующего счетчика ККМ.

Если согласно своей учетной политики торговая организация учитывает товары по ценам приобретения (покупным ценам), то после указанных проводок на счете 90 «Продажи» оказывается почти полностью сформированным валовой доход от продажи товаров (за исключением коммерческих расходов). Валовой доход – это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Но если торговая организация учитывает товары на счете 41 «Товары» по ценам продажи, то дебетовый и кредитовый обороты по счету 90 «Продажи» будут равны. В этом случае, чтобы отразить полученный от торговли доход, надо списать на доходы торговую наценку, приходящуюся на проданные товары и числящуюся на счете 42 «Торговая наценка». Существует несколько способов ее расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п. Основными из этих способов являются:

· по общему товарообороту;

· по ассортименту товарооборота;

· по среднему проценту;

· по ассортименту остатка товаров.

 

Рассмотрим каждый из этих способов.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяются одинаковый процент торговых надбавок. В этом случае валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД= Т ´ ТН / (100 + ТН) ,

где Т – общий товарооборот; ТН – торговая надбавка, %.

Если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные торговые надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.

Валовой доход по ассортименту товарооборота рассчитывается сначала по каждой группе товаров, с помощью вышеприведенной формулы, а затем полученные частные суммы реализованных торговых надбавок складывают.

Расчет валового дохода по общему товарообороту очень прост, но на практике он почти не используется, поскольку очень мало предприятий, которые на все товары устанавливали бы одинаковые торговые надбавки. Это возможно только в узкоспециализированных предприятиях, продающих одно или несколько наименований товаров.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота более приемлем на практике, однако его применение требует обязательного учета товарооборота за отчетный период в разрезе товарных групп. Кроме того, при изменении размера торговой надбавки по тому или иному товару нужно вести учет по реализации по периодам действия разных размеров торговой надбавки. Поэтому оба способа расчета валового дохода используют крайне редко.

Большинство предприятий торгует товарами множества наименований, торговая надбавка на них по целому ряду причин устанавливается в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар в зависимости от конъюнктуры рынка размер торговой надбавки часто меняется. Кроме того, абсолютное большинство предприятий пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота в разрезе отдельных товаров. В силу этого на практике чаще всего рассчитывают реализованную торговую надбавку исходя из среднего процента по такой формуле:

ВД = Т ´ П / 100

 

В свою очередь, средний процент определяют по формуле:

П = ( ТНн + ТНп + ТНв) / (Т+ОК) ´ 100,

 

где ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 “Торговая наценка” на начало отчетного периода);

ТНп – торговая надбавка на товары., поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 “Торговая наценка” за отчетный период);

ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 ”Торговая наценка” за отчетный период);

ОК – остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 “Товары” на конец отчетного периода).

Расчет валового дохода по среднему проценту прост и может применяться в любой организации. Однако он недостаточно точен, поскольку основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков на конец отчетного периода одинаково, чего в практике хозяйственной жизни не бывает. Поэтому сумма валового дохода, рассчитанная этим способом, больше или меньше действительной ее величины. Рассчитать валовой доход по ассортименту остатка товаров можно по такой формуле:

ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк,

где ТНк – торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.

В свою очередь:

ТНк = (ОК1 ´ ТН1 / 100 + ТН1) + (ОК2 ´ ТН2 / 100 + ТН2) + ... + + (ОКn ´ ТНn / 100 + ТНn),

где ОК1, ОК2... – остатки товаров по наименованиям на конец месяца (по данным инвентаризации); ТН1, ТН2 – торговая надбавка (в процентах) на товары.

Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров более точен, чем по среднему проценту. Он может применяться в любой организации. Недостатком его является большая трудоемкость, поскольку он требует проведение инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.

На рассчитанную сумму реализованной торговой наценки (валового дохода) уменьшается себестоимость продаж сторнировочной записью:

Д-т сч 90-2 «Продажи» с\сч «Себестоимость продаж» К-т сч 42 «Торговая наценка»

 

После того как в организации розничной торговли определили валовой доход от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90 на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу».

Бухгалтерский учет издержек обращения предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основным документом, определяющим порядок учета расходов, в том числе издержек обращения, в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (введено в действие с 1 января 2000 г.). Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете.

В соответствии с п.9 ПБУ 10/99 организации торговли вправе признавать издержки обращения в себестоимости реализованных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. При этом, если в отношении расходов на оплату труда, на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, на рекламу и представительские расходы такой принцип соблюдается в любом случае, то расходы на перевозку и заготовку товаров могут признаваться как полностью в стоимости реализованных за отчетный период товаров, так и отдельно в части реализованных и не реализованных на конец отчетного месяца товаров.

В состав издержек обращения предприятия торговли включаются расходы предприятия, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с реализацией товаров (например, расходы, связанные с приобретением и хранени­ем товаров, расходы на содержание торговых залов, обслуживающих, ад­министративных и складских помещений, заработная плата персоналу и т.д.).

Уровень издержек обращения может составлять от 5 до 25 % стоимости то­варов в зависимости от их видов и организации торговой деятельности.

Издержки обращения формируются в торговой организации по мес­там их возникновения, а затем группируются по видам. Для органи­заций торговли нормативными документами рекомендована следу­ющая номенклатура статей издержек обращения.

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог — ЕСН).

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений.

5. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию.

8. Расходы на хранение, сортировку и упаковку товаров.

9. Расходы на рекламу.

10.Потери товаров и технологические отходы.

11.Расходы на тару.

12.Прочие расходы.

К прочим расходам, в частности, относятся оплата услуг связи, кон­сультационных и информационных услуг, командировочные и пред­ставительские расходы, расходы на инкассацию денежной выручки и т.д. Кроме того, торговые организации могут создавать резервы, например, на оплату предстоящих отпусков, выплату премий по ито­гам работы за год и др. Учет таких резервов ведется на счете 96 «Ре­зервы предстоящих расходов», а затраты на создание резервов отно­сятся на издержки обращения.

Расходы, относящиеся к издержкам обращения, в течение месяца накапливаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», а в конце месяца списываются на счет реализации 90 «Продажи», в результате чего указанные расходы возмещаются за счет выручки, полученной от реализации товаров.

Суммы издержек обращения могут списываться на счет реализации в полном объеме или пропорционально стоимости реализованных за месяц товаров. В последнем случае счет 44 «Расходы на продажу» может иметь сальдо, которое равно сумме издержек обращения, при­ходящейся на остаток нереализованных товаров на начало или конец месяца.

В целях налогообложения издержки обращения относятся к расходам текущего периода, поэтому они признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактически выпла­ченных денежных средств.

 

Схема счета 44 «Расходы на продажу»

 

Дебет Кредит
Сальдо начальное — сумма издер­жек обращения на остаток това­ров на начало периода  
Оборот по дебету — сумма фактических издержек обращения в отчетном периоде Оборот по кредиту — сумма спи­сания издержек обращения за от­четный период на счет реализации
Сальдо конечное — сумма издер­жек обращения на остаток това­ров на конец периода  

 

Издержки обращения списываются в Дебет счета 90 «Продажи» по окончании отчетного периода. Списание коммерческих расходов осуществляется в Дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», либо может быть открыт дополнительный субсчет к счету 90 «Продажи».

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" производятся накопительно в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

 





Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.29.228
Генерация страницы за: 0.206 сек.