Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексное регионоведение (страноведение) и его функции




1. Объект комплексного регионоведения – это

А) любая территория, обладающая каким-либо специфическим свойством;

Б) политические и экономические союзы;

В) территории, представляющие собой сложные экономические, национально-культурные, историко-политические, природно-географи-ческие комплексы, отличающиеся специфической однородностью условий;

Г) территории, отличающиеся спецификой природно-географических условий.

2. Взаимодействие комплексного регионоведения с широким спектром наук обусловливается

А) особенностями современного развития комплексного регионоведения;

Б) сущностью предмета комплексного регионоведения;

В) отсутствием у комплексного регионоведения собственного предмета исследования;

Г) сохраняющимися традициями прошлого в изучении регионов.

 

3. Заполните таблицу «Комлексное регионоведение – синтез научных знаний».

Таблица 4

Научная дисциплина, с которой взаимодействует комплексное регионоведение Как выходит дисциплина на предметное поле комплексного регионоведения
История    
Этнография    
Политические науки    
Экономические науки    
Физическая география    

 

4. Соотнесите характеристики функций комплексного регионоведения с их названиями.

Таблица 5

Характеристика функции Название функции
1. Обслуживание региональной политики, хозяйственной практики, внешних связей территории А. Культурно-просветительская
2. Получение новых знаний о территории, анализ своеобразия и проблем территории Б. Информационная
3. Описание территории, распространение знаний о ней и о мире в целом В. Научно-исследовательская
4. Сбор, хранение сведений о территории, предоставление возможностей для использования этих сведений Г. Прогнозно-практическая
  Д. Учебно-образовательная  

Ответ: 1. …, 2. …, 3. …, 4. ….

 

5. Соотнесите подходы к определению места комплексного регионоведения (страноведения) – КР-КС – в системе научного знания с именами ученых, разделяющих эти подходы.

Таблица 6

Подход Ученые
1. КР-КС – самостоятельная научная ветвь в системе географических наук А. Я.Г. Машбиц, Н.Н. Баранский
2. КР-КС – часть региональной географии Б. В.П. Максаковский
3. КР – комплексная интегральная социально-экономическая дисциплина В. Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев
  Г. А.Д. Воскресенский

Ответ: 1. …, 2. …, 3. ….

 

6. Какое суждение о характере дискуссий по вопросу о месте комплексного регионоведения в системе научного знания представляется вам наиболее верным и почему:

А) дискуссии – это всего лишь выражение амбиций их участников;

Б) дискуссии – отражение различного рода реальностей в развитии науки;

В) дискуссии не имеют под собой никаких оснований,

Г) дискуссии порождены новой ситуацией в российской науке и связаны с утверждением в ней плюралистических начал.

7. Приведите аргументы ученых, отстаивающих статус комплексного регионоведения (страноведения) как самостоятельной области научного знания.

 

8. Приведите аргументы ученых, отрицающих самостоятельный научный статус комплексного регионоведения (страноведения).

 

9. Автором первого, по мнению некоторых современных ученых, труда в области экономической географии был

А) М.В. Ломоносов;

Б) Л. Гвиччардини;

В) Ахенваль;

Г) В.Э. Ден.

 

10. Название труда Л. Гвиччардини

А) «Описание Нидерландов»;

Б) «Описание Англии»;

В) «Описание России»;

Г) «Описание Италии».

 

11. Ученым, который в своей классификации географических наук впервые выделил страноведение как отдельную область знания был

А) Л. Гвиччардини;

Б) М.В. Ломоносов;

В) Б. Варениус;

Г) П.И. Рычков.

 

12. Начало статистике как самостоятельной области научного знания положила

А) «районная школа»;

Б) школа описательного страноведения;

В) школа «географии человека»

Г) школа географического детерминизма.

 

13. К. Риттер, Ф. Ратцель представляли научную страноведческую школу

А) «географии человека»;

Б) антропогеографии;

В) камеральной статистики;

Г) «районной школы».

 

14. В основе немецкой школы антропогеографии лежит принцип

А) географического синтеза;

Б) географического детерминизма;

В) «центральных мест»;

Г) «природной зональности».

 

15. Э. Реклю, Видаль де ля Блаш были представителями научной школы

А) географии человека;

Б) камеральной статистики;

В) антропогеографии;

Г) «районной школы».

 

16. Географический детерминизм у представителей французской школы географии человека

А) ничем не отличался от такового в немецкой школе антропогеографии;

Б) вообще не разделялся ими;

В) во французской школе он не имел жесткого характера;

Г) был в этой школе преодолен.

 

17. Назовите труд Э. Реклю, ставший «грандиозным научным памятником XIX в.».

 

18. Автор труда «Картины географии Франции»

А) Л. Февр;

Б) Видаль де ля Блаш;

В) Э. Реклю;

Г) М. Блок.

 

19. Прокомментируйте каждую из названных ниже черт, присущих российскому страноведению в ХVIII в.:

– появление страноведческих работ научного характера;

– расширение связей российской науки с зарубежной;

– государственная поддержка страноведения;

– интерес к изучению сопредельных стран.

 

20. Новое качество российского страноведения в ХVIII в. было обусловлено

А) личностью Петра I;

Б) приглашением иностранных ученых;

В) социально-экономическими процессами, развертывающимися в России;

Г) обострением соперничества России с другими странами.

Поясните свой ответ.

 

21. Труд какого российского ученого ХVIII в. наш современник назвал первым в мире поистине комплексным страноведческим исследованием?

 

22. Как называлась работа П.И. Рычкова, которую Н.Н. Баранский назвал образцом регионального описания?

 

23. Какой российский ученый ХVIII в. провел классификацию географических наук по качествам, «стреле времени», масштабам исследования и тем самым выделил в этих науках страноведческую составляющую?

 

24. Анкета «Предположения о сочинении истории и географии российской», составленная В.Н. Татищевым, была ориентирована на

А) изучение особенностей экономического развития российских регионов;

Б) преимущественное изучение этнического состава российских регионов;

В) всестороннее изучение прошлого и настоящего российских регионов;

Г) преимущественное изучение отношений власти и населения.

 

25. Какие российские ХIХ в. заложили основы учения об экономическом районировании?

 

26. С именами каких российских ученых связаны такие известные страноведческие издания Х1Х – нач. ХХ вв., как «Живописная Россия», «Россия. Полное географическое описание нашего отечества»?

27. Фактор, сыгравший определяющую роль в складывании в России в ХIХ в. учения об экономическом районировании:

А) труд К.И. Арсеньева «Начертание статистики Российского государства»;

Б) потребности рациональной хозяйственной деятельности;

В) разработки зарубежных ученых;

Г) стечение обстоятельств субъективного характера.

 

28. Оценивая книгу В.П. Семенова-Тян-Шанского «Район и страна», Н.Н. Баранский обратил особое внимание на ее методологическую значимость. В чем она заключалась?

 

29. Какому советскому ученому принадлежит идея организации подготовки специалистов-страноведов, с осуществлением которой он связывал восстановление на новых началах синтетического изучения стран и районов, охватывающего природу и человека в их сложном взаимодействии?

 

30. Название научной школы, оппонентом которой в 1920-х гг. выступал Н.Н. Баранский, –

А) «районная школа»;

Б) «статистико-отраслевая» школа;

В) «международного разделения труда»;

Г) «территориальной организации хозяйства и общества».

 

31. С именем Н.Н. Баранского связана разработка идеи

А) производственного комплекса как экономически взаимообусловленного сочетания предприятий в одной промышленной точке или целом районе;

Б) выделения важнейших специфических черт природы, хозяйства, населения той или иной территории на основе программы комплексных страноведческих характеристик и сравнительно-географического метода;

В) «центральных мест»;

Г) мирового хозяйства как исторически сложившейся и постепенно развивающейся системы национальных хозяйств стран мира.

 

32. Соотнесите имена ученых с названиями их научных трудов.

 

Таблица 7

Ученые Научные труды
1. Н.Н. Баранский А. «Географическая культура ми-ра»
2. Я.Г. Машбиц Б. «Страноведение и география физическая и экономическая»
3. Н.С. Мироненко В. «Страноведение. Теория и методы»
4. В.П. Максаковский Г. «Страноведение», «Основы страноведения»
5. А.Д. Воскресенский Д. «Регионоведение»
  Е. «Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира (к постановке вопроса»

Ответ: 1. …, 2. …, 3. …, 4. …, 5. ….




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.