Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции красноречия в России




В развитии риторики в России исследователи выделяют следующие основные периоды: риторика Древней Руси (XI - XVII вв.), Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.), Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.), риторика I пол. XIX в., риторика II пол. XIX в., советский период и современная риторика.

 

Риторика Древней Руси (XI – XVII вв.)

О том, какую значительную роль играло красноречие в Древней Руси, свидетельствует множество синонимов, которые обозначали качества речи: благоречие, благоязычие, благословие, благобеседование, доброречие, добрословие, краснословие, красногласие, сладкогласие, златоустие, правдословие, хитрословие и т.д. Красноречие в Древней Руси развивалось на площадях старинных русских городов. На главной городской площади, на сходах, решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.

В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались «поучение», «беседа», «слово». Они писались для молодежи, для учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.), «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.), «Житие протопопа Аввакума» (1673 г.).

В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе культуре. Кирилл Туровский – один из выдающихся древнерусских ораторов («достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси»), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей – вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории.

Риторы и философы восхвалялись как мудрецы и знатоки Священного Писания и книжного учения. В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы.

Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Первый учебник риторики на русском языке известен под названием «Риторика» Макария ( 1620 г). Это перевод "Риторики" (1577 г.) немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона. Автор перевода доподлинно неизвестен, авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию. Учебник писался в вопросах и ответах, словно диалог вопрошающего ученика и отвечающего учителя.

Первый вопрос: “Что есть риторика и что содержит ее учение?” Ответ: “Риторика есть наука, которая наставляет на правильный путь и полезную жизнь добрыми словами. Называют же эту науку краснословием или сладкогласием”.

Следующий вопрос: “Что есть ритор?” Ритором назван “человек, зело (очень) в науке речения хитрый”. Ритор выступает “в делах и на градских судах”, произносит “пригодные и похвальные речи по обычаю и по законам того государства, где родился”. Обо всем, что бывает “бесчестного или славы достойного, богатого или убогого, праведного или нечестивого” ритор умеет “рассуждать и ко всякому делу подобающие слова прилагать”.

Первая русская “Риторика” написана в двух книгах: “О изобретении дел” и “О украшении слова”. Однако, показывая, как изобретать мысли, автор писал и о “шести частях речи” (то есть о разделах композиции), и о “возбуждении страстей”; а в книге “Украшение речи” он не только перечислил тропы и фигуры, но и указал, как подражать образцовым ораторам.

Каждый раздел риторики сопоставляется с царским деянием: в изобретении ритор обретает мысли и содержание речи - подобно царю, обретшему землю и “людей в ней множество”; память ритора подобна “приведению разумных людей из прочих стран”; а “четыре рода речей” у ритора - это четыре начальника, которые поставлены царем над основными сословиями в обществе: одним повелел “учити”, другим – “судити и управляти”, иным – “пасти”, иным – “воинствовати”. Как видите, ритор XVII века выделил четыре основные речевые профессии в обществе: учитель, государственный человек (который судит и управляет), пастырь (проповедник), воин. Украшение же речи подобно тому, как люди обогащаются и облачаются в “красные и златые” одежды и “богатством многим цветут”.

Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.)

В начале XVIII в. сподвижником Петра I – Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного Прокоповичем в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

Пётр I, убедившись в выдающихся способностях Феофана Прокоповича, в 1716 г. вызвал его в Петербург. В столице Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718 г.), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия», - писал И. Чистович в книге «Феофан Прокопович и его время».

Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.)

Честь создания первой научной теории риторики в России принадлежит М.В. Ломоносову (1711-1765 гг.). В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов глубоко изучил классические риторические сочинения древних авторов и труды по риторике, написанные в России.

Так, в руках у Ломоносова была “Риторика” Михаила Усачева 1699 года, в которой давалось следующее определение: “Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати”. В первой неизданной рукописи “Риторики” 1743 года Ломоносов словно переводит это определение на современный ему (и нам) язык, несколько иначе расставляя акценты: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.

В 1748 году Ломоносов переделал вступление, введя слово “красноречие” и назвав свое сочинение “Краткое руководство к красноречию”. Новый учебник начинался словами: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”.

Так Ломоносов утвердил в русской науке слово “красноречие”, под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как “учение о красноречии”.

Три рода правил, о которых говорит наука риторика, показывают: 1) как изобретать идеи (“что о предложенной материи говорить должно”), 2) как изобретенное украшать, 3) как расположить мысли и слова. Здесь мы видим три части классического риторического канона: изобретение, украшение и расположение речи.

Новаторство Ломоносова проявилось в целом ряде глав. Так, он включил в изобретение раздел “О возбуждении страстей”, где показал, как рождаются с помощью речи чувства слушателей. Остроумно пишет Ломоносов о том, что “мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности”. Доводов же иногда недостаточно, чтобы привлечь иного слушателя на свою сторону.

Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие, то есть Ломоносов предлагает понять, как и от чего рождается всякое чувство (“страсть”) в слушателях. Последовательно описывает он основные эмоции, которые создаются речью: радость / горесть, любовь / ненависть, страх / смелость, гнев / милость, честь / стыд, чувство соревнования / зависть.

Интересны рассуждения Ломоносова о взаимосвязи риторики и любви: “Любовь есть склонность к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение. Сия страсть по справедливости может назваться мать других страстей, ибо часто для любви веселимся, уповаем, боимся, негодуем, жалеем, стыдимся, раскаиваемся и прочее. Любовь сильна как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны. Когда ритор сию страсть в послушателях возбудит, то уже он в прочем над ними торжествовать может”.

В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.