КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранние формы рекламы в России
Чтобы представить наиболее древние способы рекламирования в России, надо обратиться к начальным формам товарного обмена и торговли, ибо девяносто процентов всех рекламных разновидностей возникло и функционирует в сфере торговли. Этот аспект очень скудно описан в отечественной истории, мы мало знаем о формах торговли в Древней Руси. В учебниках и научных исследованиях рассказывается, чем и с кем торговали российские купцы, но практически нигде нет описания того, как был организован сам процесс торговли, а именно такая информация позволила бы смоделировать картину существовавшей в те времена рекламы. Даже работа профессора В. Бутенко, специально посвященная истории торговли в России («Краткий очерк истории русской торговли»), не дает ни одной картины рынка, ярмарки или торга. А реклама, без сомнения, существовала — в виде призывных криков, расхваливавших или просто предлагавших товар, нехитрых приемов наиболее выгодной демонстрации товара, простейших вывесок и пр. Обращаясь к значительно более древней истории европейской рекламы, мы видим, что интенсивное развитие рекламы наблюдалось, как правило, в городах: там, где происходили общественные мероприятия и функционировали общественные заведения. Именно большие скопления людей стимулировали развитие розничной торговли и услуг, а следовательно, и рекламы. Так, в условиях античного города, с его форумами, выборами, публичными диспутами политиков, церемониями бесплатной раздачи хлеба, гладиаторскими боями, театральными представлениями, общественными банями, цирюльнями, трактирами и винными погребками формировались основные рекламные формы, заложившие основы европейской рекламы.
В Древней Руси основная масса населения — крестьяне — вела натуральное хозяйство, обеспечивая себя практически всем необходимым. Города строились медленно и далеко друг от друга, связь между ними была слабой, дороги — плохи, сообщение — затруднено. Город жил замкнутой жизнью, народ не принимал участия в управлении, все вопросы решались авторитарно (вечевая республика в Великом Новгороде была исключением). Поэтому на Руси не было традиций общественных сборищ, других форм общественной жизни, т. е. не было условий для развития сети розничной торговли и услуг, а, следовательно, не было условий для развития рекламы. Устная реклама возникла на этапе перехода от натурального хозяйства к товарному, когда у производителя появилась потребность сообщить потенциальному потребителю об избытке того или иного продукта с целью продажи или обмена. Понятно, что история не сохранила для нас слов первого рекламного обращения, но мотив его был схожим и в античном Средиземноморье, и на славянских территориях. Устная реклама продолжила свое существование в многообразных формах выкриков бродячих торговцев (коробейников), которые кочевали со своим товаром из города в город, из села в село. В России деятельность бродячих торговцев не могла получить широкого развития, во-первых, по причине сурового климата, жить под открытым небом у нас не так просто, во-вторых, из-за значительных расстояний между городами. Свидетельства о существовании коробейников мы находим в народном эпосе, в фольклоре. Сохранились и изображения коробейников: наиболее ранние лубочные картинки (XVI в.) содержат изображения бродячих торговцев. Они снабжали жителей сел и городов тканями, пуговицами, иголками, дешевыми украшениями. Городские разносчики продавали пироги, конфеты, бублики, баранки, горячий сбитень, летом — холодный квас. Каждый из них рек-ламировал своей товар криком — либо однословным, только называющим товар, а чаще — присказкой, двустишием, закличкой. Другую категорию уличных рекламистов составляли ремесленники —-сапожники, лудильщики, точильщики. Правда, история не сохра-
Глава II. Ранние Формы рекламы в России
нила нам «криков» Суздаля, Великого Новгорода, Москвы, как сохранила «крики» Парижа, Лондона и Рима (В эпоху Средневековья были изданы сборники, зафиксировавшие рекламные призывы уличных торговцев и разносчиков, они так и назывались — «Крики Парижа», «Крики Лондона», «Крики Рима»), но, несомненно, устная реклама издревле существовала в крупных городах России. Цивилизация в России развивалась в основном в крупных городах, а в провинцию она проникала столь медленно, что потребность в услугах бродячих торговцев не исчезла даже во второй половине XIX века. Н. Некрасов 1867 г. в стихотворении «Дядюшка Яков» описывает коробейника Якова и приводит его обращение к деревенским покупателям: «У дядюшки Якова Про баб товару всякого. Ситг{у хорошего — Нарядно, дешево! Эй, молодицы! Красны девицы! Тетушки, сестры! Платочки пестры, Булавки востры, Иглы неломки, Шнурки, тесемки! Духи, помада — Все, что надо!» Даже в XX веке деятельность бродячих торговцев была востребована — так, один из крупнейших издателей И.Д. Сытин содержал целый штат бродячих торговцев книгами (их на Руси издавна называли «офени»), которые распространяли его издания по ближним и дальним губерниям. Существовал в России и институт глашатаев — правительственные указы обычно оглашали с Красногр крыльца кремлевских палат и Лобного места в Москве. Глашатаи доносили до народа царские указы, информацию о военных победах и мире, объявляли сбор на войну. Родственная профессия — зазывала — тоже была известна на Руси; особенно она процветала на ярмарках. О ярмарках следует сказать особо, так как ни в одной другой стране ярмарка не играла такой значительной роли, как в России. Если в Европе города и регионы были связаны между собой различными каналами — через пешеходов, странников, существовало конное сообщение, дилижансы, почтовая и административная связь, — то в России ярмарка долгое время была основной межрегиональной формой общения, основным каналом информации. Именно на ярмарке можно было узнать политические и экономические (об урожаях и неурожаях, о новых торговых путях, новых фабриках, новых товарах и т. п.) новости. Других информационных каналов в России не было.
Ярмарки возникали по водным путям, товар на них свозили преимущественно по рекам. Одна из древнейших известных нам ярмарок — ярмарка в г. Мологе, на пути в Золотую Орду. В XVI в. эта ярмарка была самой значительной в России, торговля на ней длилась по четыре месяца в году. В XV в. самой крупной стала ярмарка в Казани, а с XVI в. приоритет надолго — вплоть до начала XIX в. — переходит к Макарьевской ярмарке (рядом с монастырем святого Макария Желтоводского под Нижним Новгородом): здесь, в центре России, сходились водные и сухопутные пути. После большого пожара в 1816 г. ярмарка переместилась под стены Нижнего Новгорода; отсюда и идет традиция нижегородских ярмарок.* *Из истории Нижегородской ярмарки «...Жители Макарьева славились феноменальной ленью: они жили только тем', что отдавали за баснословную цену свои дома купцам и приезжавшим для житья... по Волги стояли шалаши, где копошилась толпа простонародья. На каждом перекрестке стоячи российские ресторации: кадка с квасом, харчевня с блинами, самовар со сбитнем... Не было в России купца, который бы сюда не приезжал; нет товара, которого бы сюда не привозили; особенно множество здесь было модных лавок... Всего лавок было до 2343, с них казна получала дохода 118368, всегда без недоимок. Купцы заранее нанимали лавки, всякий спешил удержать за собою место... До 1700 года вся власть управления ярмаркой сосредоточилась на игумне Макарьевскогомонастыря. Но в этом году поужзу Петра 1 ярмарка поступила в ведение Казанского дворца и приказа большой казны, затем в 1718- -в коммерц-коллегию. Позднее — опять в ведение монастыря... При Екатерине Пярмарка была отдана на откуп кущу Дмитрию Барсову. Вредная откупная система привела ярмарку купадку; видя это, императрица велела опять взять ее в казну.. В 1810 г. ярмарка сгорела, убыток составил 2 млн. рублей. После пожара ярмарка переместилась в Нижний
Очерки истории российской рекламы Глава II. Ранние Формы рекламы в Росс
К началу XIX в. б России насчитывалось более 1700 ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей. Расцвет ярмарок в России приходится на 1840-1870-е гг; так, в 1875 г. Нижегородскую ярмарку посещало 135 тыс. человек в день. Ярмарочная торговля и ярмарочное искусство породили специфические рекламные формы, часто представлявшие собой синтез устной, живописной и театрализованной рекламы. Не будем забывать, что ярмарочная торговля шла в обстановке лобовой конкуренции, то есть продавец торговал в своем ряду — в ряду аналогичного товара: в калашном, сапожном, в ряду торговцев птицей или в ряду торговцев лесными дарами. Чтобы привлечь внимание покупателя, продавец и кричал, и пел. Начиная с XIX в. собиратели фольклора уже записывали такие ярмарочные «крики», их примеров сохранилось достаточно много, и по ним мы можем составить представление об устной рекламе не только XIX в., но и более раннего времени. Это могли быть однословные выкрики назывного характера: «Сапоги!» или «Калачи!», но такие крики в обстановке ярмарочного шума и суеты были малоэффективны, поэтому торговцы использовали прибаутки, призывы, заклички, чаще всего — стихотворные, чтобы их можно было распевать. Рассмотрим несколько примеров ярмарочных выкриков. Торговец оладьями пел: «Оладьи, оладушки, Для деда, для бабушки. Для малых ребяток, На гривну десяток. Кушайте, питайтесь! В тоску не ударяйтесь! На нас не обижайтесь! Новгород. Первая ярмарка в Нижнем была открыта 20 июля 1817 г.; первый торг был настолько удачен, что потребовалось выстроить еще тысячу номеров. В следующем году прилив торговцев был еще многочисленнее. В 1819 г. на ярмарку было привезено товаров на сорок миллионов и занято 3668 мест под торговлю. 1-го августа 1818 г. положены были первые камни в основание ярмарочного собора и прочих постоянных зданий». См. статью «Прошлое Нижнего Новгорода», подписанную инициалами М.И.П.//«Новое время», 1896,31 мая. Пускай тухло да гнило, Лишь бы сердцу вашему было мило!» Торговец тканями так обращался к покупателю: «Худым и плотным, Служащим и безработным, Плешивым и бородатым, Волосатым и кудреватым Я сегодня продаю... Товар — первый класс -Выложен здесь напоказ, Всем на удивленье, Всем на умиленье. Поразительный И пронзительный. Что так плотен И казист, И форсист, потягуч, нелинюч. Вота он, вота он, В Москву-город привезен» Такие прибаутки часто были грубоваты и просты, рассчитаны на нетребовательного адресата. Кроме того, с их помощью на ярмарке создавалась атмосфера праздника. И не последнее место в этом принадлежало ярмарочным зазывалам. Зазывалы обслуживали популярные ярмарочные развлечения: качели, карусели, райки, балаганы, катальные горки. Деятельность зазывал не была однородной. Одни лишь оповещали публику об аттракционе, шутками и анекдотами привлекали ее внимание. Другие развлекали публику от начала до конца аттракциона: рассказывали веселые истории и анекдоты, пели, острили, вступали в задиристые диалоги с прохожими — словом, эти своеобразные «ди-джеи» работали в режиме «нон-стоп». Далеко не каждый мог быть зазывалой, для этого требовался особый талант и опыт. Чаще всего зазывалами становились отставные солдаты, имеющие богатый опыт общественной жизни, много что повидавшие на своем веку, Очерки истории российской рекламы Глава II. Ранние формы рекламы в России
грамотные, умеющие разговаривать с людьми разных сословий. Как правило, именно такие балагуры своим умением рассказать анекдот или смешную историю поддерживали дух солдат в армии во время долгих переходов. На ярмарках этих зазывал называли «качельными» или «карусельными» дедами. Самым богатым арсеналом рекламных средств владели балаганные зазывалы: это были клоуны, разыгрывавшие целые сценки и пантомимы у входа на качели и карусели. В данном случае речь идет о театрализованной рекламе. Наивысшим ее проявлением была реклама балаганных представлений. Балаганы появились на российских ярмарках в начале XVIII в., когда вместе с потоком иностранных ремесленников в Россию хлынул поток разного рода артистов, циркачей, а то и просто шарлатанов, стремившихся к легкой наживе. Забегая вперед, отметим, что наиболее ранние примеры письменной и живописной рекламы (лубки) содержат объявления именно о ярмарочных цирковых представлениях. В собрании лубочных картинок Д. Ровинского мы находим следующее рекламное объявление 1721г.: «Смилостивым позволением здешних высоких командующих будет сюда прибывшая Аглицкая компания, которая высокую милость имели не токмо перед Его Королевским Величеством Франции и Его Светлос-тню Курфюрстом Бекерским и другими Великими князьями и знатными персонами, но такожде перед его Царским Величеством Римским Кар-лосом Шестым действовать удостоена была». Обратим внимание на то, как активно авторы текста пользуются рекламным приемом, ныне называемым ссылкой на авторитеты. Ссылки эти скорее всего не имеют реальных оснований, то есть, попросту говоря, перечисленные именитые зрители и в глаза не видели артистов «Аглицкой компании», но для неискушенных посетителей российских ярмарок текст выглядел внушительно. За приведенным выше текстом следует описание представления: «Во-первых, начинает младая женская персона больше как двадцатью позитурами, яко же здесь показаны, чего нигде во всем свете не бывало. Потом шутливая толстая мужская персона такие дивные скоки, которые против натуры являются быти, делает. А после пакт женская персона — танец с десятью обнаженными шпагами». Текст окружен двенадцатью картинками, которые иллюстрируют описание циркового действа: женщину со шпагами, «толстую мужскую персону» и т. п. Описание еще одного балаганного представления мы находим в другом лубочном объявлении, датированном 1738 г. Речь идет о выступлении голландской цирковой труппы: «...по веревке ходя танцуют, на воздухе прыгают, безмерно высоко скачут, ни за что не держась, в скрипку играют...» Балаганные представления быстро завоевали популярность, ни один праздник не обходился без балаганов, под Рождество и на Масленицу их ставили на городских площадях, в Санкт-Петербурге — прямо на льду Невы, летом — около летних катальных гор. Балаганы породили своих рекламистов — балконных зазывал. Над входом в балаган или вокруг всего балагана строили специальный балкон, на котором с простенькими номерами — чтобы привлечь внимание публики — выступали жонглеры, клоуны, акробаты. Первые зазывалы пользовались только приемами пантомимы, так как не знали русского языка (владельцами балаганов были иностранцы — французы, итальянцы), но бессловесная реклама, даже в сопровождении музыки, не могла быть эффективной на ярмарке, где каждый торговец пытался перекричать всех остальных. Поэтому очень скоро владельцы балаганов стали приглашать русских зазывал, от их таланта во многом зависел коммерческий успех всей труппы. Вот пример речитатива балконного зазывалы: «Эй, господа, пожалуйте сюда! Здравствуйте, москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы-лекари, евреи-аптекари, французы, итальянцы и заграничные американцы, рассейские баре, астраханские татаре! Господам купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам — мог почтение. Всякая шушера нашу комедию слушала, осталась довольна за представление — еще раз мог вам нижайшее почтение! Эй, ты там! Протри глаза спьяна! Увидишь самого царя Максимилиана! Очерки истории российской рекламы Глава II. Ранние Формы рекламы в Росси и
Царь он очинно грозный и человек весьма сурьезный, чуть что ему не по нраву, живо сотворит расправу. Эй вы, господа, подбородки бритые, в зубы битые, по-праздничному скулы сворочены, глаза разворочены! Масленице — все племянники!» Одним из любимых ярмарочных развлечений в России был раек — вариант «зрелищной шарманки» или примитивного мультфильма: на задней стенке ящика с несколькими увеличительными глазками устанавливали движущуюся ленту с картинками, изображающими движение. Ленту прокручивали ручкой, и у зрителя возникало впечатление движения (эффект мультфильма). Обязательным элементом сюжета было движение, поэтому раек обычно представлял путешествия или прогулки: «Прогулка на рысаках по Невскому», «Прогулка по Москве», «Поездка по Волге», а с появлением в середине XIX в. железнодорожной линии Петербург-Царское Село популярной стала «Прогулка в Царское Село». Раек, как и другие аттракционы, требовал рекламы — простой, завлекающей, и более сложной, комментирующей сюжетное действие. Такой комментарий, повторяемый из раза в раз, складывался в довольно ладные стихи, которые назывались «раешным стихом.» Предлагаем два примера раешных стихов; первый представляет собой простую завлекающую рекламу, второй — комментирующую. «Покалякать здесь со мной Подходи, народ честной, И парни, и девицы, И молодцы, и молодицы, И купцы, и купчихи, И дьяки, и дьячихи, И крысы приказные, И гуляки праздные. Покажу вам всем картинки, И господ и мужиков в овчинке, А вы прибаутки да разные шутки С вниманием слушайте, Яблоки кушайте, Орехи грызите, Картинки смотрите Да карманы свои берегите» А вот пример комментирующей раешной рекламы: «Теперь вот посмотрите сюда: Готова для вас новая езда. Не хотите ли повеселиться? По железной дороге в Царское прокатиться? Вот механики чудеса- * Пар вертит колеса — Впереди бежит паровоз И тащит за собой целый обоз. Кареты, линейки и вагоны, В которых сидят важные персоны. В полчаса 20 верст прокатили — Вот к Царскому подкатили! Стой, входи, господа, Пожалуйте в станцию сюда. Погодите немного, Скоро будет готова И Московская дорога. Ну, теперь поедемте назад...» Словесное творчество раешников было сродни искусству «качельных» и «карусельных» дедов, требовало специального навыка. Конечно, не всегда раешники или другие ярмарочные зазывалы могли сочинить такие складные и содержательные стихи. Часто ярмарочным рекламистам не хватало элементарной культуры и юмор их сбивался на уровень обычной грубости и пошлости, а «диалоги» с публикой превращались в бессодержательную болтовню. Так что не стоит думать, что вся устная ярмарочная реклама была столь высокохудожественной, сколь приведенные примеры. Живописная ярмарочная реклама — это вывески торговых лавок, цирковых и театральных балаганов, ярмарочные афиши и программки. Все виды живописной ярмарочной рекламы имеют общие характеристики: они цветисты, ярки, просты по содержанию и предметны. Если это вывеска бакалейной лавки, то на ней тщательно прорисованы коробки чая, головы сахара, банки с варе-
Очерки истории российской рекламы ньем, причем так, чтобы было видно, какое это варенье — вишневое или клубничное. Если это вывеска хлебной лавки, то на ней представлен весь ассортимент булок, плетенок, баранок, сухарей, калачей. Все вывески отличались четкой прорисовкой контура, уравновешенной композицией (т. е. предметы распределялись во всей площади вывески). Праздничную яркость, пестроту, многоцвет-носгь ярмарки прекрасно передал художник Б. Кустодиев в картинах «Купчихи», «Ярмарка. Зимний день», «Портрет Шаляпина», «Ярмарка», «Купчиха». Очень близка к вывеске настенная роспись ярмарочных строений — шатров, балаганов, катальных гор. Эту роспись отличали большие площади и, конечно, сюжеты: их героями были персонажи театральных представлений (медведь с поводырем, Петрушка), жонглеры, акробаты. Если это была стена торгового павильона, то ее роспись вплотную приближалась к ярмарочной вывеске. Другой разновидностью ярмарочной живописной рекламы являются афиши и программки. Афиши развешивались накануне открытия ярмарки по всему городу; программки раздавались или разбрасывались во время гуляний с балконов или специально для этой цели построенных вышек. И программки, и афиши отличались малым количеством текста и ярким, часто аляповатым оформлением. О чем сообщали программки? О выступлениях балаганных артистов, об открытии новых аттракционов, об особо крупных продажах — например, об аукционе лошадей. Примеры цирковых афиш были приведены выше, они состояли из текста и картинок. Первые известные нам афиши выполнены в технике лубка. Техника производства лубка похожа на технику гравюры: на досках вырезали рисунок, с них делали оттиски на бумаге, используя четыре-пять цветных красок. Первая «фигурная» печатня была заведена в России при Иване Грозном, сначала там печатали иллюстрации к книгам (преимущественно духовного содержания), но вскоре картинка отделилась от книги и начала самостоятельное существование. Уже в XVI в. лубки были широко популярны в России: ими украшали дома люди всех сословий, от крестьянина до Глава П. Ранние Формы рекламы в России царя. Лубочные картинки изготовляли тысячами, продавали или прямо в мастерских, или в местах скопления людей — на рынках, ярмарках и гуляньях. Сюжеты лубочных картинок были разнообразны: они иллюстрировали эпизоды из песен, басен, сказок; спросом пользовались лубки, изображавшие батальные сцены, портреты царей и членов царской фамилии, полководцев, сцены посольских приемов. Изначально лубки содержали только рисунки, со временем их стали дополнять подписи. Особое место в лубочном искусстве принадлежит сатирическим картинкам; некоторые из них по характеру и направленности приближаются к политическому плакату, к политической рекламе. Чтобы предотвратить сатирические и карикатурные изображения царя и членов царской фамилии, в 1723 г. Петр I вводит цензуру на царские портреты. И все же самой знаменитой за всю историю лубка стала картинка «Как мыши Кота погребают», представляющая сатиру раскольников на Петра I, недвусмысленно намекавших на то, что царь умер от пьянства («Кот Ко-тофеич, он часто пил ерофеич, невзначай он много выпил ерошки и вздернул ножки»). Столетие спустя, правительство предпринимает еще одни шаг против лубочной сатиры: по цензурному уставу 1826 г. дозволяется печатание «одних только нравственных и полезных, по крайней мере, безвредных картинок, а равно и карикатурных изображений, представляющих в смешном виде пороки людей, если только они не касаются до личности». Но и эта мера не смогла остановить народную сатиру. В 1840-х гг. в народе разошлась картинка острого политического содержания «Как бык не хотел быть быком», где в четырнадцати картинках представлены сцены расправы домашних животных со своими жестокими хозяевами, — в условиях крепостного права намек был ясен, да и текст не оставлял сомнений в подоплеке рисунков. Так, на центральной картинке изображен бык, который, отрубив руки хозяину, подвесил его вверх ногами и тащит из него кишки. Под рисунком подпись: «Бык не захотел быть быком, а сделался мясником; когда мясник стал бить его в лоб, то, не стерпя его удара, ткнул рогами в бок, а мясник с ног долой свалился — то бык выхватить топор потщил- Очерки истории российской рекламы т 11. Ранние формы рекламы в России
ся; отрубивши ему руку, повесил его вверх ногами и стал таскать кишки с потрохами». Тринадцать периферийных картинок, хотя и не содержат таких кровавых подробностей, аналогичны по своей направленности. Картинка была запрещена, а вскоре, в 1850 г. выходит указ уничтожить все старые доски (с которых печатались лубки), не имевшие цензурных дозволений. По приказу московского генерал-губернатора Закревского «медные доски лубочных картинок заводчиками были изрублены по гравюрам топором и проданы на вес колокольный ряд», — пишет исследователь лубочных картинок И. Голышев. Насильственная ликвидация одной из самых значительных отраслей народного искусства вызвала протест общественности, в том числе критика В. Стасова; появляется ряд публикаций в защиту лубочного искусства — правда, публикаций довольно робких, предлагающих компромиссные решения проблемы. Например, в 1859 г. Л. Блюммер в брошюре «Чему могут служить лубочные картинки» предлагает использовать лубочное искусство для пропаганды русской литературы: «Отчего же вместо бессмысленных надписей не печатать лучшие русские стихотворения Пушкина, Кольцова, Дельвига, Цыганова, А.К.Толстого, Некрасова...» Попытка возродить лубок была сделана в 1880-е гг. группой сотрудников журнала «Посредник» во главе с Л. Толстым. Он взялся за писание текстов для лубочных картинок, на его призыв откликнулись художники И. Репин, Н. Ге, Е. Бем, Н. Ярошенко и другие. Но подменить народное искусство даже таким талантам оказалось не под силу, идея Л. Толстого и И. Репина потерпела крах. Зато во времена народных бедствий, войн, когда нация переживает моменты единения, патриотического подъема, лубок возрождался сам собой, естественно и органично. Так было в 1812 г., когда появились лубочные картинки патриотического содержания и в большом количестве карикатуры на Наполеона и его генералов, на французских солдат. В эти годы к искусству лубка как самому действенному обратились такие художники, как И. Теребе-нев, А. Венецианов, И. Иванов и их ученики. Лубки поддерживали патриотический и боевой дух армии и тыла в годы Русско-Турец- кой войны 1877-1878 гг., Русско-Японской войны 1904-1905 гг., Первой мировой войны. В мирное время выпуск лубочных книг и картин стал привилегией специальных издательств. В конце XIX — начале XX в. самым крупным из печатавших лубки, было издательство И. Сытина: он выпускал лубки миллионными тиражами, а штат его офеней распродавал их по всей России. По содержанию это были образцы безобидного юмора («Возвращение на Родину из Питера промотавшегося трактирщика»), иллюстрации к популярным «жестоким» романсам («Гудит звонок и тройка мчится»), официально-патриотические и религиозно-поучительные листы. Среди лубочных картинок можно встретить рекламу новых, только начинавших внедряться в российский быт обычаев и товаров. Так, в собрании лубочных картинок Д. Ровинского мы находим рекламу курительного табака, точнее — курения как обычая. (Вообще история внедрения табака в России противоречива: при Михаиле Федоровиче (1613-1645) курение табака запрещалось под страхом смерти; при отце Петра I, Алексее Михайловиче (1646— 1676), кара была несколько мягче — курильщики подвергались телесным наказаниям; Петр I, как известно, сам не расставался с трубкой — и при нем активно шел процесс распространения моды на курение и нюханье табака.) На лубке изображена компания из восьми мужчин, которые нюхают табак, под картинкой подпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет». Целая серия лубочных листов рекламирует новый для России обычай прививать оспу. Прививка оспы вошла в обиход при Екатерине II; Екатерина одной из первых сделала прививку себе и своему сыну Павлу, об этом писали в 60-е гг. XVIII в. «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Пропаганде прививки оспы посвящена серия «Споры и покоры рябых и похвальбы спасших себя послушанием от безобразия оспы» — реклама, которую мы с полным правом может назвать социальной: на картинке изображены две женщины, одна — здоровая, румяная, красивая, другая — худая, обезображенная оспой; у каждой из них Очерки истории российской рекл амы Глава II. Ранние формы рекламы в России
— по трое детей, причем дети первой женщины — толстощекие, румяные, жизнерадостные, а второй — худосочные, бледные, в оспинах. Подпись гласит: «Какой позор уродливым мальчишкам. Смотрите, как они хорошим ребятишкам Дурными кажутся и как от них бегут, Товарищами их в игрушку не зовут, С уродцами ж играть как будто все боятся И так спешат от них скорее прочь убраться» За стихотворным текстом следует уже более серьезные наставления о пользе прививок. На взгляд современного человека, текст нарушает многие этические нормы, несправедливо груб по отношению к безвинным детям, но нельзя не признать, что приведенная аргументация в пользу прививок звучит убедительно. Иногда лубки служили средством рекламы таких массовых назидательных мероприятий, как публичное покаяние. В России публичные казни не стали таким массовым зрелищем, развлечением, как в Древнем Риме или в средневековой Европе, но когда таковые имели место, недостатка в любопытных не было. Та же коллекция лубочных картинок Д. Ровинского сохранила нам предварительное объявление о публичном церковном покаянии мужа и жены Жуковых, совершивших несколько жестоких убийств в 1767 г. Покаяние должно было произойти накануне казни, поэтому на картинке изображены преступники в кандалах с зажженными свечами на фоне Успенского Собора и колокольни Ивана Великого. Текст сообщал о преступлении Жуковых, о порядке проведения акции покаяния и казни, заканчивался словами: «Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого часа и в которой церкви эти злодеи исповедовать будут всенародное свое покаяние». *** Ранние формы рекламы в России наиболее ярко были представлены в ярмарочной торговле и ярмарочных развлечениях. На ярмарках широко применялись разнообразные формы устной, письменной, живописной и театрализованной рекламы, которые чаще всего употреблялись не изолированно друг от друга, а в синтезе. К сожалению, история не сохранила образцов рекламы XVI, XVII вв., немногочисленны даже примеры XVIII в. Однако по материалам, собранным историками и фольклористами в XIX в., можно судить и о рекламных формах предшествующих веков. Ярмарочная реклама тесно связана с народным творчеством, так как она возникла в гуще народной жизни, ее заказчиком, автором, и потребителем был народ. Основная литература Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — нач. XX века. Л., 1988. Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. М., 1881. Ученова В., Старых Н. История рекламы. Детство и отрочество. М., 1994.
Глава Ш. Реклама в газетах и журналах УШ—Х1Х вв.
Глава III
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |