КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение косвенной рекламы 1 страница
40_ Очерки истории российской рекламы Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
объявлений о продаже, скажем, капусты или моркови, но зато сколько угодно предложений купить «устерсы» (устрицы), «цитроны» (лимоны), табак и прочие заморские продукты, новые для российского потребителя. Реклама осознавалась рекламодателем и рекла-мопроизводителем исключительно как информация о новом; пока еще напоминающая функция рекламы не использовалась вовсе. Так, и в сфере услуг предлагались только ее вновь возникающие виды. Например, в № 34 1729 г. читаем о введении новых почтовых услуг: отныне можно было посылать письма или товары в Любек и Данциг каждые 20 дней, при этом указывалась цена на посылку письма и на пуд товара. В № 46 1729 г. сообщено еще об одной новой почтовой услуге, причем в тексте неоднократно (трижды) подчеркнут момент новизны: «От здешнего почтового двора купецким и торговым людям зело последняя и поныне еще никогда небывалая почта отсюда в Кронштадт учреждена, так, что оная ежедневно единожды отсюда в Кронштадт и оттуда сюда паки назад отправляться будет, которая сего дня туда отсель впервые отправлена, и через оную помянутые купецкие люди скорые известия о своих в Кронштадтскую гавань прибывших, а напротив того о отошедших кораблях получить могут». Значительное место в рекламе услуг' занимают объявления о медицинских услугах. Вся медицина носила в то время частный характер, поэтому каждый врач или фельдшер сам заботился о привлечении клиентов. В медицинской рекламе, как правило, присутствует информация о специализации врача и месте его жительства. Часто объявления содержат дополнительные сведения, имеющие целью показать фигуру рекламодателя как можно авторитетнее и привлекательнее: это может быть авторитетная рекомендация или указание на именитых клиентов, рассказ об опыте врача и местах его практики.
Первую рекламу медицинских услуг мы находим в № 36 «Санкт-Петербургских ведомостей», за 1729 г.: «Чрез сие всем известно чинится, что бывший здесь три года оператор (хирург— О.С.) Фридрих Гофман из Москвы опять сюды прибыл. Он живет в Голландском кофейном доме у г-на Краузе. Его операции особливо в том состоят, а именно: бельма снимать, зубы вынимать и вставливать, всякие мозоли и бородавки сгонять. У него имеются также зело изрядные лекарства от глаз и зубов, в чем он каждому услужить потщится». Это типичное объявление о медицинских услугах. Оно содержит и характеристику деятельности врача (три года назад был в Петербурге — значит, не шарлатан, если не боится вновь приехать в тот же город; едет из Москвы •— т. е. вполне возможно получить информацию о нем от московских родственников и знакомых), и подробный перечень операций, и сообщение о высоком качестве услуг и лекарств. Значительно меньше, чем медицинских, встречаем в первой половине XVIII в. объявлений об образовательных услугах: предложений услуг со стороны учителей и предложений работы учителям. Так, в № 25 1734 г. находим объявление: «Из канцелярии шляхетного Кадетского корпуса чрез сие объявляется, что в помянутом корпусе один танцевальный мастер потребен, чего ради имеющие к тому охоту могут в означенном месте явиться». Находим приглашения в Академию Наук учителей русского и немецкого языков, предложения своих услуг учителями фехтования и танцев и пр. Но пока такие объявления немногочисленны. Самую большую группу объявлений с начала существования газетной рекламы в России составляли частные коммерческие объявления. Рекламодателями «Санкт-Петербургских ведомостей» были преимущественно иностранные (обрусевшие) купцы, которые понимали значение рекламы в торговле и не жалели малых денег на объявления ради больших доходов. Чаще других на страницах газеты мелькают имена Иоахима Финка, Павла Таммеса, Ивана Брупланта (долго жившие в России ремесленники и купцы часто назывались русскими именами). Как уже говорилось, продавцы рекламировали только новые для России привозные товары — устрицы, апельсины, французские вина, померанцы, оранжерейные деревья, так называемые «колониальные товары» (товары из английских и французских колоний: Юго-Восточных стран и Южной Америки) — чай, кофе, табак.
Очерка истории российской рекламы Купцы и торговцы выкладывали деньги за объявления из своего кармана (в отличие от рекламодателей казенных заведений), поэтому частные коммерческие объявления были предельно краткими, содержали только необходимую информацию. Санкт-Петербургские ведомости, 1729, № 30: «Умаклера Германа Гетта в его доме несколько бочек Ринш-вина, Французского горячего вина и прочие товары и галантереи с торгу про-даваны быть имеют». Санкт-Петербургские ведомости, 1747, № 3: «У Аглинскова купца Жанса Гарднера на Мойке против почтового двора продается аглинский курительный табак, ценою по 40 копеек фунт, а ежели кто возьмет целым ящиком или многим числом, то по 35 копеек фунт». Санкт-Петербургские ведомости, 1737, № 5: «У купца Ивана Бруппанта, в доме господина Вице Адмирала Си-нявина, продаются свежие устерсы по 2 рубли сто, каштанов фунт по 15 копеек, свежий цитрон по 3 копейки. О чем чрез сие объявляется». Там же: «У купца Якова Далмена на большой улице против зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повольною ценою, о чем чрез сие объявляется». Как видим, два совершенно аналогичных объявления в одной газете, на одной странице, написанные почти слово в слово. Это говорит о том, что в сфере рекламы еще нет конкурентного мышления, стремления обойти соперника уже на стадии объявления, нет осознания того, что коммерческий успех может зависеть от формы объявления. Пока рекламодатель видит только одну функцию рекламы — информационную. В первые десятилетия XVIII в. в торговый оборот России вводилась такая новая форма торговли, как аукцион. Принцип аукциона (кто больше заплатит) российские купцы знали давно: ярмарочные аукционы лошадей были широко распространены в России; однако аукцион современный, цивилизованный, с предварительным показом вещей, номерами, квитанциями, системой хранения и пр. был в новинку для большинства продавцов и покупателей. Поэто-
Г лава III. Реклама в газетах и журнал ах VIII-XIX вв. му не один раз объявления об аукционах сопровождались подробным разъяснением порядков аукционной продажи. Санкт-Петербургские ведомости, 1737, № 10: «На Императорском почтовом дворе по все дни с 11 до 12 часу по утру приставлен будет особливый человек, который все от определенного Аукциона проданные и впредь продаваемые вещи всякому показывает, и при том смотрит, чтоб без Аукионистовой ассигнации никто никаких вещей не брал, сверх того все порядочно записывать имеет, за все лц деньги исправно заплачены, ежели без Аукционистовой ассигнации кто что возьмет, то взявший понужден будет за оные вещи вторично платить. И, уже многократно в публичных ведомостях объявлено, чтоб в неделю купленные в аукционе товары брать, и деньги за них платить, а понеже сия публикация ничего не помогла, того ради чрез сие последнее напоминается». Рекламу данного периода отличает также высокая добросовестность: товар редко хвалили и уж никогда не перехваливали; превосходная степень сравнения не употреблялась, оценочные эпитеты были исключением. С удивительной для нас откровенностью сообщалось о недостатках товара или его порче. Так, при продаже подпорченного или некондиционного товара потребитель узнавал об этом из объявления. Санкт-Петербургские ведомости, 1730, № 13: «На Императорском торговом дворе чрез маклеров Павла Тамме-са и Иохима Финка с торгу продать те вынятые товары, которые отчасти сухие от части же мокрые суть, а именно юфти, желтый воск, сало, щетины, циновки, полотно, пеньку, серые заячьи меха и сибирское железо...»
Санкт-Петербургские ведомости, 1741, № 69: «В здешних адмиралтейских провиантских магазинах велено продать негодные провианты, а именно: круп одну четверть шесть четвериков, сухарей...» Достаточно часто в коммерческой рекламе содержатся указания на качество обслуживания. Так, объявление о регулярном реестре выпускаемых типографией Академией Наук книг заканчивается обещанием хорошего обслуживания: «...Каждому будет надлежащим образом у служено». (1729, № 17). Очерки истории российской рекламы Глава
Реклама развлечений. Театральная жизнь обеих столиц не была насыщенной в первой половине XVIII в. Отечественных театров еще не было, выступления заезжих театральных и цирковых трупп носили эпизодический характер. Поэтому и реклама развлечений в газетах была эпизодом. Для ранней театральной рекламы характерен краткий пересказ содержания спектакля или перечисление главных действующих лиц. Санкт-Петербургские ведомости, 1729, № 74: «При сем чинится известно, что здешние Французские комедианты заутро, то есть в среду 17 дня сего месяца ради щастливого рождения тамошнего Принца безденежно играть будут, и к тому же всех охотников призывают. Во оной комедии будут представлены ле Педан скрупулез, или совестливый школьный мастер, а по комедии будет представлен обманутый охотник». Количество развлечений заметно увеличивается в царствование Елизаветы Петровны, поэтому в 40-е годы наблюдается некоторый рост театральной рекламы. В № 6 1745 г. встречаем объявление о спектакле кукольного театра: «Начавшиеся в прошедшую пятницу в Морской недалеко от Синего мосту, с выпускными куклами комедии в каждой неделе по понедельникам, средам и пятницам продолжиться будут». Не только события массового характера — спектакли, представления — находили отражение в рекламе, но и развлечения индивидуальные, например, частный показ всяких уродов, диковинных зверей и растений. Жестокое средневековое развлечение — показ уродов — не однажды рекламируется в «Санкт-Петербургских ведомостях» данного периода. Санкт-Петербургские ведомости, 1744, № 46: «У Ржевских в каменном доме на Васильевском острову в конце первой линии у музыканта Карла Ланга видеть можно за деньги дитя 8 лет, которого распознать нельзя, мужеского ли оно или женского полу, и ежели кто сию куриозность сам видеть желает, то или сам притти туда в дом, или приказать оное дитя к себе привести». Санкт-Петербургские ведомости, 1735, № 40: «Чрез сие объявляется, что известный Аглинской позитурныймастер, который без ног родился и уже честь имел многих Государей своими удивительными действиями веселить, сюда прибыл, чтоб и здешним охочим людям свое искусство показать. Он живет в Малой Морской у дворцового гребца Ивана Федорова Сарищова». *** Завершая анализ газетных объявлений первой половины XVIII в., необходимо отметить следующие особенности: В Петровских «Ведомостях» реклама как таковая отсутствует, однако заметки с более или менее ярко выраженными рекламными элементами уже встречаются. В «Санкт-Петербургских ведомостях» объявления прочно заняли свое постоянное место в конце номера, там мы находим объявления коммерческие (казенные и частные), рекламу услуг, рекламу развлечений. К особенностям газетной рекламы данного периода следует отнести прежде всего ее информативность. Рекламодатели и рек-ламопроизводители (т. ё. купцы и сотрудники газеты) видели в объявлениях только способ информирования потенциальных покупателей. Самостоятельная роль воздействия на потребителя таких элементов рекламы, как язык и оформление, еще не осознавалась, так что языку и оформлению объявлений не уделялось практически никакого внимания. Рекламу данного периода отличает также высокая добросовестность: объявления извещали читателей о порче или некондиционном состоянии предлагаемого товара. Еще одной особенностью рекламы первой половины XVIII в. является ее приверженность новым для России товарам и услугам. Газета рекламирует тропические фрукты, колониальные товары, французские вина, новые почтовые услуги и пр. Рекламодателями выступают преимущественно обрусевшие иностранные купцы. Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
Газетно-журнальная реклама во второй половине XVIII века Вторая половина XVIII в. характеризуется расширением рекламных возможностей в газетно-журнальной сфере: с 1756 г: начала выходить вторая в России периодическая газета — «Московские ведомости», вслед за нею — частные журналы. «Московские ведомости» переняли у столичной газеты структуру организации материалов и принципы оформления, так что объявления в московской газете, как и петербургской, помещались в конце последней страницы. Кроме того, их место было закреплено особым указом куратора Московского университета Ивана Шувалова, изданным к выпуску первого номера газеты. Указ тверди определил порядок размещения материалов на полосах: на первом месте — Санкт-Петербургские (правительственные) новости, на втором — иностранные, на третьем — московские, далее — провинциальные, и лишь после них — объявления. Также и в оформлении и языке объявлений «Московские ведомости» следовали традициям петербургской газеты. Газетная реклама не стояла на месте. Прежде всего расширилась география объявлений: ранее рекламодателями были только столичные казенные и административные учреждения, только московские и петербургские купцы; теперь объявления шли в газеты со всей европейской части России. Мы встречаем объявления от Новгородской межевой конторы, от Кронштадтской общей городовой Думы, от Выборгского и Кавказского наместнических правлений. Обе газеты стремительно наращивали объемы рекламы. Если в 1728 г. в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» публиковалось три-пять объявлений, в 1747 г. их количество доходило до 20, то в 50-х годах объем объявлений в газетах иногда сравнивался с информационной частью. Найти нужное объявление среди такой массы разнородных текстов было довольно'затруднительно для читателя, поэтому, начиная с № 35 1764 г., работники «Санкт-Петербургских ведомостей» классифицируют рекламу по содержанию, объединяют в группы по принципу единства тематики, что упро- щало поиск нужной информации и одновременно экономило газетную площадь, так как введение рубрик позволяло унифицировать тексты. Отныне все объявления о подрядах печатаются в рубрике «Подряды», о продажах — в рубрике «Продажи», списки отъезжающих за границу — в рубрике «Отъезжающие». Сегодня такая реклама называется рубричной. Объявления, которые по своему содержанию не входили ни в одну из перечисленных групп, печатались, как прежде, единым текстом, отделяясь одно от другого абзацем. Число рекламных рубрик множилось, отражая все возрастающее разнообразие содержания объявление и стремление газетных работников сделать рекламу по возможности удобочитаемой. К перечисленным рубрикам добавились такие, как «Казенные», «Частные объявления», «Продажа с публичного торгу» и т. д. В 1775 г. объем объявлений достигал в среднем трех четвертей объема газеты, что повело к вынесению директором Академии наук С.Г. Домашневым приказа о выделении «из состава газеты» всех объявлений, кроме трех их разновидностей: «на газетных листах помимо иностранных и здешних новостей печатать объявления о новых книгах, ландкартах, лицах, отъезжающих за границу». С тех пор рекламные объявления долго печатались в приложениях. В 80-е гг. казенные объявления пополнились объявлениями межевых контор, занимавшихся разделом земель, объявлениями о нерешенных судебных делах и о купчих. Это были скорее бюллетени, носившие информационный, а отнюдь не рекламный характер, но поскольку они печатались вместе с прочими объявлениями, то способствовали значительному увеличению объема приложений. Таким образом, к концу XVIII в., например в 1786 г. (выбран произвольно), соотношение информационной части «Санкт-Петербургских ведомостей» и объявлений было следующим: № 20 № 41 № 66 Информация 6 стр. 6 стр. 7 стр. Известия* 6 стр. 6 стр. 5 стр. Объявления (приложение) 29 стр. 23 стр. 27 стр. Объявления о купчих (приложение) 8 стр. 3 стр. 4 стр. ' Известия — газетный отдел разрешенных приказом 1775 г. видов объявлений. Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
Как видим, объем объявлений в каждом номере (43 стр. в № 20, 32 стр. в № 41, 36 стр в № 66), более, чем в пять раз превышает информационную часть газеты. Размах газетной рекламы достиг такого масштаба, что стал предметом пародий Н.И. Новикова в его журнале «Трутень» (1769-1770). Сатирик пародирует традиционные рубрики «Подряды», «Продажи», «Отъезжающие», «Поставки». Пример такой пародии приводится ниже: «Для наполнения порожних мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дворян и мещан до 12 человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или сами желающие заступать те убылые места, могут явиться у помянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут». Из всех параметров газетной рекламы более всего изменениям подвержено содержание: содержание рекламы — это меняющиеся потребности общества, т. е. новые промышленные и сельскохозяйственные технологии, новые средства транспорта, новые товары, новые формы услуг — образовательных, медицинских, бытовых, это новые моды на одежду, мебель, новые развлечения и т. д. Одним словом, все новации социально-бытовой жизни общества находят прямое или косвенное и вместе с тем достаточно адекватное отражение в рекламе. Так, во второй половине XVIII в. с укреплением крепостного права широкую практику получила продажа крестьян — и посредническая роль многих продаж принадлежала газетам. «Петербургские» и «Московские Ведомости» в этот период часто публикуют объявления о продажах отдельных крепостных крестьян, крестьянских семей, а то и деревень. В № 28 «Московских ведомостей» за 1756 г. опубликовано объявление о продаже приписанных к Московскому «госпиталию» целых вотчин с крестьянами. «Желающим купить конечно в нынешнем июле месяце, а не позже, как до половины августа месяца». Московские ведомости, 1763, № 95: «Надворный советник Александр Матвеев сын Воейков продает в Крапивинскомуезде, в Засоловском стану, в селе Кузнецове мужеска полу 207, женска 180 душ, земли 249 четвертей в поле...» В 50-х — 60-х гг. таких объявлений еще немного, но к концу столетия их становится больше и больше, крепостные крестьяне рекламируются по тем же принципам, что и всякий другой товар, подчеркивается качество живого товара, т.е. умения, профессиональные навыки, поведение. Санкт-Петербургские ведомости, 1796, № 6: «Продается самого доброго поведения ученый молодой повар, за которого для лучшего усовершенствования заплачено французу-повару за год вперед; да две горнишные девушки, умеющие шить, мыть и гладить самое тонкое белье. О цене узнать в доме, который покажет стоящий у конторы Исакиевской часовой». Объявления о продаже крепостных крестьян становятся столь обыденными, что хозяин подчас перечисляет предлагаемых крестьян в одном ряду с лошадьми, собаками, мебелью. В № 9 «Санкт-Петербургских ведомостей» 1796 г. читаем следующее объявление: «Продается молодой вятской породы соловый рысак. Желающие купить мальчика лет 15, девку 18 лет, могут их видеть в Семеновском полку, в 12 роте, в доме князя Мещерского». Новыми реалиями российской жизни второй половины восемнадцатого столетия становятся домашнее образование и, следовательно, появление домашних педагогов, расширение медицинских услуг, широкая благотворительность. Об этом мы узнаем из соответствующих объявлений. Например, в Прибавлениях к «Санкт-Петербургским ведомостям» (1773, № 17) опубликована заметка, содержащая статистику смертности от оспы в предыдущем году и призывающая помещиков организовать прививку оспы своим крестьянам: «ежели собственный ущерб их трогает мало, чтоб они для общей пользы и из одного человеколюбия старались искоренить зло толь губительное для рода смертных». По-прежнему лишь из объявлений мы получаем информацию о крупнейших стройках того времени. Так, о завершении строительства Зимнего дворца можно узнать лишь таким косвенным путем: Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
Санкт-Петербургские ведомости, 1763, № 15: «В новостроящийся каменный Ея Императорского Величества Зимний дворец желающим поставить к печам дверец медных полированных с позолотою 10, от тех печей позади к трубам душников 12, в камины больших дверей створчатых 7...да задвижек железных 10, явиться немедленно к конторе строения Зимнего дому». Отметив, что во второй половине XVIII в. в оформлении и манере подачи рекламы существенных перемен не происходит, необходимо остановиться на языке газетных объявлений. В первой половине столетия язык как газеты в целом, так и объявлений был очень сух, прагматичен, тяжеловесен, невыразителен, беден экспрессией. Во второй половине века наблюдается тенденция к упрощению тяжеловесных языковых построений, приближению литературного языка к разговорному. Эта тенденция в конце века привела к революции литературного языка, реализовавшейся в литературном и журнальном творчестве Н.М. Карамзина. Начало же этого процесса во многом связано с появлением первых частных журналов в России (60-е гг.), о чем речь пойдет ниже. Кроме того, на общий тон газетного языка существенно повлияло активное использование обеих столичных газет Екатериной Второй для утверждения своего авторитета в первые годы царствования: в газетах публиковались известия о благотворительных пожертвованиях императрицы, о безграничной благодарности облагодетельствованных ею сирот и погорельцев, о безмерной любви к ней воспитанниц институтов и т. п. Для решения этих задач прокрустово ложе сухого неэмоционального языка газеты оказалось слишком узким. Возникла потребность в новых формах — более экспрессивных, более ярких и выразительных. Например, в Прибавлениях к № 43 «Московских ведомостей» за 1770 г. опубликованы «Описание торжества и экзамена при Императорском Воспитательном Доме» по случаю дня рождения Екатерины и речи воспитанников, представляющие собою неуемные погоки панегирических образов и сравнений: «Мы, неповинно при самом рождении оставленные и в челюсти хищной смерти вверженные, из оных теперь исхищены и под сению Твоею любезнейшим бытием наслаждаемся. Божественный дар ниспослан нам и всему роду человеческому, в Тебе, Августейшая монархиня! Жизнь, воспитание и благоденствие не только для нас единых определить благово-липа, но и для многих тысячей будущих родов сие благотворение Твоего человеколюбия во веки проистекать не перестанет...» И даже события, к которым милости императрицы не имели никакого отношения, сопровождались славословиями в ее адрес. Так, известие о награждении медалями закончивших курс студентов Московского университета тоже начиналось с восхвалений Екатерины. Московские ведомости, 1763, № 56: «При всеобщей радости о щастливо совершившемся первом годе благополучные Державы Ея Императорского Величества, прещедрые своея Покровительницы, Императорский Московский Университет, желая оказать особливое свое усердие и ревность, а при том и щастли-вое заключение ежегодного круга учений своих, вчерашнего дня, имел публичное собрание в большой Аудитории, где присутствовали...» Стремление высказаться как можно более пышно, помпезно, разрушало былые традиции аскетичного газетного языка, толкало к поиску экспрессивных форм выражения. Пышность и помпезность присутствовали в славословиях, а экспрессивность распространилась и на другие газетные материалы, формируя новые языковые нормы, в том числе и в рекламе. Параллельно с этим шел, хотя и очень медленно, процесс приближения содержания газет к обыденным интересам читателя. Так, в 1779 г. «Московские ведомости» были переданы в аренду известному деятелю российского просвещения Н.И. Новикову, что отразилось на общем содержании газеты: оно стало разнообразнее — «гуманитарным». В № 1 1779 г. появилась рубрика «Ученые и разные другие любопытные сведения», нарушив монополию политической информации в газете; достаточно часто встречаем рубрику «Любопытные известия», информацию бытового и развлекательного характера. Самое появление их в газете свидетельствует о стремлении издателей «Московских ведомостей» сделать газету менее официальной, по возможности обращаться к ежедневным бытовым интересам читателя. Изменилось и обращение к читате- Очерки истории российской рек ламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
лю, оно стало более человечным и уважительным. Так, объявление о продлении срока подписки на «Московские ведомости», опубликованное в № 2 1780 г., разительно отличается от приведенных выше объявлений аналогичного содержания из газет первой половины XVIII в.: «Получены от многих Особ письменные пожелания подписаться на «Московские ведомости» позже сроку. Типография, желая со своей стороны всевозможное тем Особам удовольствие показать, начала печатать несколько излишних экземпляров...» Процесс становления такого вежливого, уважительного обращения к читателю в газетах, очевидно, не обошелся без влияния журналов. Журналы второй половины XVIII в. были в большинстве своем увеселительными, развлекательными. Издатели старались привлечь как можно больше подписчиков, заинтересовать их всеми возможными средствами, так как коммерческий успех журнала определялся исключительно количеством подписчиков. Издатели уже сознавали зависимость коммерческого успеха своего предприятия от благосклонности читателя. Поэтому популярной формой рекламы стало обращение издателя к публике, разговор с читателем (сейчас такая форма продвижения товара называется ргототдоп и относится к сфере риЬНс ге1аиопз). Почти каждый новый журнал начинался письмом издателя к публике, где он рассказывал о своих намерениях, о планах журнала, об авторах и их произведениях, неизменно высказывал комплименты уму и просвещенности читающей публики, льстил. Цель такого обращения — привлечь как можно больше подписчиков. Заметим, что и при закрытии журналов (а век их в XVIII в. был, как правило, недолог) издатель обращался к публике, прощался с нею, благодарил за внимание, иногда объяснял причины прекращения журнала. Это тоже было рекламой, но уже не рекламой журнала, а саморекламой издателя, ибо через какое-то время он вновь появлялся на литературной сцене в качестве издателя следующего журнала, и важно было сохранить хорошую репутацию в читательской среде. Вот несколько примеров обращений издателей к аудитории.
1. Журнал «Магазин натуральной философии, физики и химии» (1788-1790). При открытии его издатель Н.И. Новиков обращается к подписчикам: «Щастливы будем, если сей наш труд принесет пользу хотя некоторому числу любопытных и трудолюбивых людей, которые не могут читать чужестранных книг. Сие есть искреннейшее желание издателей». При закрытии журнала: «Долгом почитаем изъявить благодарность нашей почтенной Публике за благосклонное принятие их (журналов. — О.С.)л>. Для рекламных обращений Н.И. Новикова характерна четкая мотивация. В приведенном выше примере акцент сделан на уникальности издания (сегодня это называется «уникальностью торгового предложения»): издатель подчеркивает, что научный журнал будет выходить на русском языке, в то время как в XVIII в. языками науки были латынь и немецкий. В другом обращении к читателю — при открытии журнала «Живописец» (1775)— Н.И. Новиков предпринимает попытку расширить свою читательскую аудиторию, привлечь в круг подписчиков представителей мещанского сословия, тогда как основными читателями журналов в то время были дворяне. О последних издатель пишет не без иронии: «Просвещенные люди (дворяне) читают французские книги, как пользуются французскою пудрою, помадою... Сожалеть должно о том, что в число сих последних многие весьма хорошие и полезные книги не попались, которые весьма бы были достойны занимать место самой душистой пудры, из Франции привозимой... Мещанам же, сим простосердечным людям, по незнанию их чужестранных языков... нравятся русские книги и журналы». 2. «Московский журнал» Н.М. Карамзина (1791-1792) начинался словами: «Издатель употребит все сичы свои, чтобы продолжение было лучше и лучше. Журнал выдавать не шутка — я знаю — однако же чего не делает охота и прилежность?»
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |