КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение косвенной рекламы 2 страница
За первый год журнал собрал всего 300 подписчиков, но Н.М. Карамзин не остановил издания, он вновь обращается к читателю в ноябрьской книжке: Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
«Я издал уже одиннадцать книжек — пересматриваю га, и нахожу много такого, что мне хотелось бы теперь уничтожить или переменить. Такова наша участь!.. Если б у меня было на сей год не 300 суб-скрибентов (подписчиков. — О.С), а 500, то я постарался бы на тот год сделать наружность журнала приятнее для глаз Читателей,., мог бы время от времени делать эстампы, рисованные и гравированные Лип-сом, моим знакомым, который ныне столь известен в Германии по своей работе...» В этом срединном обращении к читателям содержится косвенный рекламный призыв: подписывайтесь на журнал — и оформление его будет значительно улучшено. В конце издания, перед закрытием, Н.М. Карамзин обращается к публике со словами прощания: «Сей книжкою... Московский журнал заключается. Издатель, следуя похвальному обычаю старинных журналистов, должен вытти на сцену с эпилогом. Вот мой эпилог: благодарю всех тех, которые брали на себя труд читать Московский журнал». 3. Иногда издатель подробно излагал причины, которые заставили его закрыть журнал. Так поступил Ф. Туманский, издатель журнала «Лекарство от скуки и забот» (1786-1787), при окончании своего издания: «Причина пресечения та, что издатель доселе и пятой части издержанного иждивения не возвратил, и вторую часть хотя с великим своим убытком продолжал, дабы сохранить слово. По сему никто в вину ему не поставит, что он противу желания своего кончить должен...» Издателями журналов широко используются такие обращения к публике, как «любезная публика», «почтеннейшая публика», «господа любители учености», «любезные россияне», «милые читательницы», т. д.; слова «Публика» и «Читатель» пишутся с заглавных букв — дополнительная форма почтения. Уже не приходится сетовать на недостаток экспрессии и эпитетов: в стремлении завоевать читательский рынок издатели не жалели громких слов и фантазии.
Помимо таких, уже довольно изощренных, форм саморекламы (рготойоп) журналы использовали и более прямолинейные способы рекламирования. Например, журнал «Ежемесячные сочи- нения к пользе и увеселению служащие» (1755-1764) на титульных листах январских и июльских книжек помещал бесхитростную рекламную надпись «Для всех». Первый номер журнала «Всякая всячина» (1769-1770) раздавался бесплатно, но надпись на титульном листе гласила: «Сим листом бью челом, а следующие впредь изволь покупать». Издатель журнала «Почта духов» (1789) И.А. Крылов напечатал объявление о готовящемся журнале на отдельном листе и раздавал его бесплатно в книжной лавке, о чем дополнительно сообщили «Санкт-Петербургские ведомости» в № 100 1788 г. Это же обращение И.А. Крылов перепечатал в № 1 своего журнала, в нем подчеркнута неординарность нового журнала (журнал написан в форме писем различных духов—духов воды, воздуха и т. п.): «Издание сие будет очень любопытно для тех, кои не путешествовали под водою, под землею, по воздуху...» В конце XVIII в. в России появились первые журналы мод. Журнал мод — это рекламное издание, рекламное явление; его смысл, цель и первичная функция — пропагандировать моды, призывать читателей пользоваться предлагаемыми образцами для подражания. Первый модный журнал появился в 1779 г., издателем его был Н.И. Новиков. Надо отметить, что издатель смешал воедино два понятия — модный, то есть популярный, журнал и собственно журнал мод. Журнал назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», и в обращении к «милым читательницам» издатель рассуждает о том, что именно они своим вниманием могут «сделать журнал модным». Журнал открывался модной картинкой (выполненной в технике литографии) «Щеголиха на гулянье», содержал еще несколько картинок, представлявших либо полный наряд, либо только головной убор. Наряды и шляпы носили довольно претенциозные названия: шляпы — «Рог изобилия», «Чепец победы», «По-драгунски», платья — «Расцветающая приятность», «Прелестная простота» и т. д. В большинстве своем картинки демонстрировали дамские моды, лишь один лист представлял «Счастливого щеголя». Помимо этих картинок в журнале не было ничего, относящегося к моде: это было литературное издание, предлагающее читательницам стихи и прозу.
56 Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах УШ-Х1Х вв.
Настоящий журнал мод (в нашем современном представлении) вышел двенадцать лет спустя, в 1791 г. Издатель его неизвестен. Журнал назывался «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.» (та§а21пе — фр. журнал). В этом издании мы находим уже большее число модных картинок, причем на них изображена на только модная одежда, но модные экипажи, уборы лошадей, модная мебель. Подписи к картинкам, как и в журнале Н.И. Новикова, предельно кратки: «Парижская дама в Экономической робе», «Англичанин в новом фраке для верховой езды, в тройном жилете и в английских полусапожках». Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, очевидно, вызывало нарекания читательниц, потому что на страницах журнала можно встретить такие оправдания издателя: «О новых модах во Франции. Может быть, некоторым из Читателей сего магазина покажутся новые сии моды немножно староваты; то для известия таковым нужным почитается сообщить, что издатели сего журнала приняли нужные меры получать впредь входящие в составление издания их материалы через почту из Парижа гораздо скорее, не позже, как через полтора месяца после их появления на горизонте тамошних щеголей и щеголих».
Печатание модных картинок было дорого и сложно, поэтому журнал практиковал рассказы о последних модах, хотя выполнить это на словах гораздо сложнее, чем в картинках. Авторы использовали разнообразные формы изложения, чтобы сделать словесные описания мод по возможности занимательными; чаще других встречается форма письма, в котором одна дама подробно рассказывает другой о нарядах, которые она видела на модном рауте. Чтобы перечень деталей, тканей, пуговиц, фасонов отделки не выглядел, монотонным, авторы пытались острить по поводу мод: «Кавалеры наши отличаются крайнею простотою, подходящею весьма близко к деревенщине. ...Головной у бор наших дам поднимается опять же на высоту... Посему-то в залах собрания повешены люстры и жирандоли гораздо выше прежнего, для предупреждения пожару на головах наших красавиц». Журнал давал множество полезной информации о жизни и нравах европейских народов: как одеваются европейцы дома и что носят в праздники, что едят в будни и праздники, как развлекаются, как принимают гостей, как проводят время в клубах, как ведут себя в театрах. В сфере культуры быта Россия далеко отставала от Европы, поэтому такая информация оказывала существенное цивилизующее воздействие на читателей. Например, в № 1 «Магазина...» опубликована пространная статья «О зимних развлечениях в Лондоне», где центральное место занимает рассказ о лондонских театрах и, в частности, о театральных нравах: «...Если «галерея» закричит епсоге (еще! — фр), то труппа принуждена будет ей униженно повиноваться. В противном случае публика пускает такую тучу померанцевых или апельсиновых корок, что всех сгонит с театра... Однако не можно надивиться тишине, господствующей в другое время при представлении трагедий и комедий; в таком случае кажется, будто бы никого нет в театре, и ежели хотя одни из зрителей тронется, или случится в галерее сидеть какому пьяному, то немедленно закричат: «Silent! Tern him out!» (Тихо! Выведите его вон! — англ.), что и немедленно в действие производится».
Именно в этом журнале мы встречаем пример первой специализированной рекламы, т. е. рекламы, предлагающей оборудование и адресованной общественным учреждениям (госпиталям, смирительным и рабочим домам, казармам и пр.). Рекламный текст с рисунками и чертежами занимает две страницы и называется «Новоизобретенная Аглинская машина для мытья белья». Речь идет о стиральной машине, изобретенной англичанином г-ном Битамом. По принципу действия машина Битама похожа на современную механическую стиральную машину, имеет даже механизм отжима («жемец»), что наглядно представлено на рисунках: общий вид, вид сбоку и чертеж внутреннего устройства. В тексте рассказано, во-первых, о назначении машины: Очерки истории росси й ской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах УШ—Х1Х вв.
«Польза от сего изобретения г. Битама велика быть может не токмо для частного хозяйства, но наипаче для госпиталей, смирительных и рабочих домов, казарм, кораблей и вообще там, где множество белья должно вымыть с меньшими издержками». Во-вторых, перечислены достоинства новой машины: 1) простая конструкция, не может испортиться; 2) простота эксплуатации («девочка четырнадцати лет может , 3) экономичность («великое сбережение сил, огня, мыла»); 4) универсальность («можно мыть самую тонкую кисею и батист»). В конце рекламного текста приведен экономический расчет издержек на мыло, дрова, который сопоставляется с платой за ручную стирку. Указана также цена на машину и «жемец». Приведенный пример являет нам рекламу, намного опередившую свое время по всем показателям: ни большого рекламного текста, ни четкого перечисления достоинств, ни экономических расчетов, ни тем более рисунков и чертежей реклама второй половины XVIII в. еще не знала. Скорее всего, это был случай калькирования рекламы из какого-либо иностранного (английского) журнала, причем, перенесенная на неподготовленную почву русского журнала, такая реклама не прижилась, не вызвала подражаний, а осталась единичным примером, единичным не только по форме, но и вообще единичным примером товарной рекламы в журнале: журналы в XVIII в. рекламу не публиковали, считая ее исключительной прерогативой газет. *** Подводя краткий итог обзору развития газетно-журнальной рекламы во второй половине XVIII в., необходимо подчеркнуть, что в этот период к уже знакомым нам видам рекламы — газетным объявлениям — добавились обращения издателей к публике при открытии и закрытии журналов, а также различные (пока немудреные) средства рекламирования журналов, такие как бесплатная раздача рекламных листов или первых номеров журнала, призывные надписи на титульных листах. Именно в указанный период мы встречаем первый пример специализированной рекламы и исполь- зование в рекламе рисунков и чертежей («Магазин аглинских, французских и немецких новых мод»). Существенно изменился язык рекламных обращений: он стал более экспрессивным, ярким; изменилось отношение к читателю — оно стало более куртуазным, любезным, часто льстивым и подобострастным, так как издатели уже начали осознавать зависимость коммерческого успеха издания от благосклонности читателя. При этом коммерческие объявления сохраняют информативный характер, они еще лишены суггестии и тем более агрессии. Тематика рекламы расширяется вместе с расширением спектра предлагаемых товаров и услуг: развивается сфера частного образования и медицинского обслуживания, входит в обиход торговля крепостными крестьянами, первые шаги делают журналы мод, становится модной благотворительность. С воцарением Екатерины II в газетах появляются материалы, имеющие целью поднять и укрепить авторитет императрицы, пропагандировать акции ее милосердия и благотворительности, — эти публикации являются предшественниками престижной (имиджевой) рекламы. Газетно-журнальная реклама в XIX в. Начало XIX в. ознаменовано появлением новых газет: «Санкт-Петербургские Коммерческие ведомости» (1802), «Северная почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809), «Гений времен» (1807), в том числе и провинциальных; с 1825 г. ведут свою историю «Северная пчела» Ф. Булгарина и «Коммерческая газета» Департамента Внешней торговли, с 1832 г. — «Земледельческая газета». Однако столь явное расширение информационного поля почти никак не повлияло на развитие рекламы: частные объявления были по-прежнему разрешены только «Санкт-Петербургским ведомостям» и «Московским ведомостям» (своим, особым путем в деле осуществления рекламы пошли «Северная пчела» и другие издания Ф. Булгарина — об этом подробно см. в главе «Возникновение косвенной рекламы»), конкуренции в сфере рекламы не существо- 60 Очерка истории российской рекламы ло, а, следовательно, и движение вперед было очень медленным. «Санкт-Петербургские» и «Московские ведомости» крепко держались за свои традиции, но все же некоторые новации мы наблюдаем в разделах объявлений этих газет. Прежде всего, это все большая унификация, т. е. распределение объявлений близкой тематики по рубрикам. Вы помните, в 1764 г. были выделены первые немногочисленные рубрики: «Продажа», «Отъезжающие» и пр. К 1810 г. число рубрик выросло многократно: 1. Подряды; 2. Продажа движимого и недвижимого имения; 3. Отдача в наем или на откуп; 4. Продажа с публичного торгу; 5. Потерянные вещи; 6. Найденные вещи; 7. Желающие вступить в должность или в услужение; 8. Предостерегательные объявления (Имеются ввиду объявления, «Санкт-петербургский купец Дмитрий Иванов сын Карковцов почтенную публику покорнейше просит, чтобы...родному сыну его Федору Дмитриеву Карковцову, не имеющему никакой своей собственности, никто ничего заимообразно не верил...»; 9. Смесь: продажа, прокат; 10. Приехавшие; 11. Отъезжающие; 12. О вызове наследников, должников, кредиторов ;
14. О лотереях; 15. Покража; 16. Перемена квартир. Объявлений было столь много, что к концу 1810-х годов их в очередной раз исключили из состава газеты и стали печатать в «Прибавлениях», причем и здесь мы наблюдаем тенденцию к ранжированию. «Санкт-Петербургские ведомости» имели два Прибавления: «Прибавления, содержащие Казенные и Частные известия
Глава III. Реклама в газетах и журналах УШ—Х1Х вв. первым разом» и «Прибавления, содержащие Казенные и Частные известия вторым и третьим разом». Уже налицо осознание ценности новизны и повтора; вероятно, такое разделение объявлений диктовалось различной ценой на первую и последующие публикации. Прибавления выходили регулярно, вместе с газетным номером, и соотношение литературной части (самое газеты) и Прибавлений было стабильным. Например, в № 56 1819 г. литературная часть составляла 4 стр., Прибавление № 1 — 6 стр., Прибавление № 2 — 6 стр., то есть совокупный объем объявлений превышал объем литературной части в 3 раза. Практиковались и объявления в виде отдельных листов. Так, в 1819 г. вышло приложение к № 56 «Санкт-Петербургским ведомостям» в виде отдельного листа, посвященное рекламе игральных карт, произведенных сиротами Воспитательного дома. Объявление помимо коммерческой направленности имеет и социальный аспект — призыв поддержать сирот, не покупать контрабандных игральных карт, а покупать карты, произведенные воспитанниками сиротского дома: «Опекунский Совет надеется, что отныне покупка и употребление сих запрещенных карт прекратится и что никто из благамыслящих особ не пожелает... лишать бедных сирот доходов». Вместе с тем, в тексте содержится весьма курьезный призыв к контрабандистам отступиться от ввоза игральных карт, чтобы не лишать бедных сирот куска хлеба: «Санкт-Петербургский Опекунский Совет надеется также, что по оповещении сего и самые контрабандисты не пожелают более превращать сиротского дохода в свою корысть, а в противном тому подвергнут себя неминуемому оштрафованию по 48 р. за каждую дюжину». А в приложении к № 4 1826 г., тоже на отдельном листе, находим интересную рекламу бюро услуг (возможно, первого в России). Бюро услуг в тексте именуется Справочным местом, располагалось оно в Санкт-Петербурге, на Большой Морской, в доме Косиковского (здание, где ныне помещается кинотеатр «Баррикада»); часы работы — «с 9 до 4 пополудни». Из короткого объявле- Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII— XIX вв.
ние следует, что в Справочном месте «посетители могут иметь личные переговоры с отыскиваемыми особами», иметь «общие свидания по предмету всякого рода продаж движимого и недвижимого имения, найма квартир и денежных займов», пользоваться справочными пособиями, реестрами Сенатских указов с 1796 по 1825 г., картами, таблицами монет, мер и весов разных государств, каталогами книг, литературными и модными журналами. Справочное место выполняло одновременно и функцию бюро объявлений, о чем можно заключить из короткой приписки: «Давшие объявления получают абонемент па срок (2 недели), пока их объявления в Конторе. Для прочих — вход по билетам». Таким образом, данное приложение можно считать рекламой первого в России бюро объявлений. В первой половине XIX столетия возникла и постоянно расширялась практика отдачи крепостных на фабрики или на работу в город, на оброк: если человек имел профессию, заработки были выше. Поэтому в этот период появляется значительное количество различных ремесленных и сельскохозяйственных школ для крепостных и вольных крестьян, где детей обучали строительному делу, садоводству, полеводству, животноводству, девочек — плетению кружев и шитью. Объявления таких школ достаточно часты в газетах данного периода. Санкт-Петербургские ведомости, 1810, № 23: «Желающие отдать на открывающуюся пуговичную фабрику 12 мальчиков по 14 лет, для обучения их золочению пуговиц и аплике на манер Аглинской; да двух мальчиков для обучения седельному мастерству, могут адресоваться к седельному мастеру Джаксону в 3 Мещанской, в Мироновом доме под № 239». Земледельческая газета, 1839, № 31: «Прием учеников в село мое Марьино, находящееся в 18 верстах от Москвы, для практического обучения плодосеменному полеводству, па-токоварению, приготовлению крахмала, кормлению скота броженым кормом, глиняным постройкам и штукатурке, безопасным от огня крышам... Поступающий ко мне ученик должен быть снабжен от своего помещика одеждою и харчевыми по 5 рублей в месяц. Срок обучения от 7 до 8 месяцев. По истечении этого срока, ученик будет непременно хо- рошим исполнителем всех работ плодосеменного полеводства, и сверх того будет знать очень много полезных производств по домоводству. Действительный Член Императорского Московского Общества Сельского хозяйства И. Решетников». Подобные школы, очевидно, пользовались популярностью, так как многие из таких объявлений заканчивались предупреждением: «без предварительной договоренности учеников не посылать». Вовлеченность «Земледельческой газеты» в практическую деятельность сельских хозяев, стремившихся к прогрессивным формам хозяйствования, сама по себе беспрецедентна; газета не просто помещает объявления о продаже семян, сельскохозяйственных машин, скота, о найме управляющих, садовников и прочих работников, но и выступает посредником в купле и продаже, принимает почту читателей и пересылает специалистам. Газета имеет постоянных рекламодателей. Таковым, например, является владелец крупнейшей и наиболее уважаемой семенной конторы в Риге по фамилии Цигра; он не только постоянно публикует объявления о продаже различных сортов семян традиционных и редких растений, но и дает рекомендации через газету управляющим и другим сельским специалистам, ищущим работу. «Земледельческая газета» использовала эффективную схему рекламирования сельскохозяйственных машин: публиковала рекламное объявление о продаже, а через какое-то время — отзыв покупателя с подробным описанием достоинств и выгод этой машины. При этом полностью указывались имена продавца и покупателя. Земледельческая газета, 1839, № 5: «...Приятнейшим долгом вменяю себе изъявить совершенную благодарность господам машинистам Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства братьям Бутенопам, за купленные многие у них машины, четырехконную молотильную и вязальную, которые устроены ими в имении моем. (Следует описание машин — О.С.) Во-первых, все продано было выгоднейшими ценами против обработки без машин; во-вторых, доставлено важное облегчение крестьянам... Что же касается до прочности сих машин, то в продолжении почти трех лет, находясь в беспрерывном действии, они существуют в совершенной исправности без всякой починки. Действительный Статский Советник Иван Холодович». Очерки истории российской рекламы Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.
Такие отзывы, подписанные конкретными потребителями, служили лучшей рекламой, и не единожды использовались «Земледельческой газетой». Кстати, именно в «Земледельческой газете» мы впервые встречаем информацию о стоимости частного газетного объявления, она включена в объявление о подписке: «За объявления всякого рода, к сельскому хозяйству относящиеся, как-то: о выписке семян, продаже семян, произведений и орудий, покупке и продаже скота, найме управителей, помещаемые в Земледельческой газете, платится по 30 копеек за печатную строку». Очевидно, при том, что газетам, кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей», публикация объявлений была запрещена, «Земледельческая газета» имела исключительное право на объявления узко специального содержания. Отражением первых шагов капитализма являются все чаще появляющиеся в газетах объявления о новых фабриках, причем они одновременно извещают и о факте появления нового производства и вместе с тем рекламируют новый товар. В № 22 «Санкт-Петербургских ведомостей» 1826 г. мы находим сразу два таких сообщения — «О вновь заведенной табачной фабрике» в приходе Святого Симеона и «О вновь заведенной фабрике шелковых мужских шляп». Приведем выдержку из последнего, подробно описывающего качество своего товара: «...Шляпы делаются из настоящего Миланского глянцевитого сырцу совсем черные, черные с зелеными снизу полями, равно как и других прочных и немногих цветов по новейшему фасону, кои можно получать готовые от гг. Нихольсона и Плинке в большом Английском магазине... Сии нового рода шляпы отличаются особенно прочностию глянца, своею легкостию и эластическим свойством, так что их можно рекомендовать за лучшие; к сему нужно присовокупить еще, что шляпы сии подложены особенно для сего собственно приготовляемою эластическою и непромокаемою материею, а не соломою, картоном или папкою, ибо на сих последних шляпы легко ломаются и не столь прочны». Нечасто, но появлялась реклама и в журналах. Она не всегда осознавалась как реклама, а подавалась скорее как информация. Чаще всего это была информация о новых книгах и журналах, но иногда — о событиях городской жизни, о местных происшествиях, новшествах. Так, в № 2 журнала Н. Полевого «Московский телеграф» за 1825 г. под рубрикой «Московские записки» находим следующее сообщение рекламного содержания: «Поздравляем жителей Москвы с появлением диковинки: Я. Пин-тар, главный рыболов в Адриатическом море при владениях графа Тур-на, привез в Москву акулу, страшную рыбу, на которой свободно могут сидеть 15 человек, которую, наконец, по великим трудам, удалось приобрести якорным ударом; но к чему пересказывать то, что сами зрители услышат от красноречивого хозяина акулы. Пусть спешат любопытные и посмотрят на рыбью кожу, впрочем, составленную из нескольких лоскутков — или подождут до святой недели,: тогда насладятся они сим величественным зрелищем под Новинским». Среди редкой в «Московском телеграфе» рекламы преобладали объявления литературного содержания. В мартовской книжке журнала Н. Полевого «Московский телеграф» за 1830 г. в отделе «Смесь» мы находим следующее объявление: «Брокгауз, Лейпцигский книгопродавец, объявляет о понижении цены разных книг. Между ими нашли мы Немецкий перевод Истории государства Российского, соч. Карамзина, Ют., с портретом Автора. Книгопродавец уступает все десять томов за полцены. — Видно, что худо покупают их в Германии. — Тут же за 16 грошей продается (вместо прежней цены, 1 талера 8 грошей) Аглая — немецкий перевод мелких статей Карамзина». А в январской книжке за 1831 г. того же журнала содержится новая по форме реклама готовящейся к печати книги — публикуется несколько страниц из нее, наиболее эффектных, для привлечения читателя. Эти выписки предваряет краткое сообщение: «Готовят к выходу в свет Записки Принца Де-Линя, доныне бывшие неизвестными. Выписываем несколько строк, из отрывков, помещенных в разных журналах». Крайне редко можно было встретить объявления и в других журналах; в то время объявления считались жанром сугубо газетным. Если журналы и печатали объявления, то преимущественно о книгах. В журнале «Иллюстрация», например, в № 28 1848 г. половину последней страницы занимает реклама книжного магазина:
Очерки истории российской рекламы «Книжный магазин П. Крашенинникова и К". (Санкт-Петербург, Михайловская площадь, в доме Католической Церкви). Продаются следующие книги...» И далее — длинный перечень книг, с указанием цены и, что примечательно, веса (очевидно, при широкой практике пересылки книг вес являлся существенной характеристикой книги, от веса зависела стоимость пересылки). Выглядело это так: «История города Смоленска. Соч.П. Никитина. М. 1848 г. ц. 3 р.; вес за 3 фунта». Оживляет это объявление помещенный в центре рисованный ребус в рамке с виньетками; журнал «Иллюстрация» практиковал такое развлечение для читателей, печатая их почти в каждом номере. В ребусах, как правило, шифровались пословицы или какие-нибудь назидательные сентенции, вроде «Кто много прожил, тот узнал более того, кто много прочитал» или «Пять раз отмерь и на шестой отрежь»; иногда тексты ребусов носили рекламный характер: «Каждый выписывающий Иллюстрацию, видит, как она улучшается, но не каждому известно, что иллюстрированные издания у нас обходятся очень дорого». Так, понемногу, с трудом преодолевая правительственные запреты, газетная реклама развивалась до 1862 г. — года снятия ограничений с публикации частных объявлений. Постановление от 12 мая 1862 г. называлось «Временные правила по цензуре (с особыми прибавлениями)». Правительство понимало, какую силу оно дает частным издателям, снимая запрет на частные объявления: ведь частные объявления — это огромные доходы, а, следовательно, и независимость; поэтому оно оставило в своих руках мощный рычаг давления на частные издания — право запрещать публикацию объявлений в случае неугодных и нелояльных высказываний. Правительство активно пользовалось этим рычагом, запрещая неугодным газетам публикацию объявлений на месяц, два, а то и три. Это же постановление разрешало продавать газеты в розницу, т. е. давало издателям еще один путь к обогащению. Владельцы газет сразу начали изыскивать наиболее эффективные средства распространения газет, одним из самых прибыльных оказалась Глава III. Реклама в газетах ц журналах VIII—XIX вв. продажа газет на железнодорожных станциях. Первым монополизировал продажу газет на железной дороге издатель «Недели» В. Генкель, позднее его вытеснил с этого доходного места более сильный издатель А. Суворин. Правительство и здесь оставило за собой право запрета розничной торговли, впоследствии от него страдали даже такие вполне либерально настроенные издатели, как А. Краевский, В. Трубников, тот же А. Суворин. И, конечно, облегчила существование газет цензурная реформа 1865 г. Помимо отмены предварительной цензуры для столичных изданий, «Временные правила» разрешили продажу газетулич-ными разносчиками, тоже со многими условиями и оговорками. Результатом этих постановлений стало бурное развитие газетной прессы в России, а в газетах — бурное развитие рекламы. Газетная реклама опиралась и на свой, уже довольно значительный, опыт, многое заимствовала у Европы. Уже к 70-м годам доход от рекламы стал основным доходом многих изданий; ежедневная прибыль наиболее популярных газет достигла 100 руб., следовательно, годовая — 35^0 тыс. руб. Такие прибыли получали «Московские ведомости» М. Каткова, «Голос» А. Краевского, «Новое время» А. Суворина.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |