КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вывеска. Афиша. Плакат 2 страница
«Плакат — настенный лист — крупный рисунок с пояснительным, рекламным или учебным текстом». * Обращение к словарям в данном случае не проясняет картины, но все же обратим внимание: афиша — объявление о событии, действии, о чем-то, что должно совершиться-. В специальной литературе эти два понятия тоже четко не разграничиваются: так, в книгах самой уважаемой исследовательни- * Ожегов С.И., Шведова НЮ. «Толковый словарь русского языка»
Глава V.Вывеска. Афиша. Плакат цы русского плаката Н.И. Бабуриной определения этих терминов не приводятся, а в ее книге «Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX в.» одни и те же рекламно-художественные произведения попеременно называются то афишей, то плакатом. Действительно, значения этих понятий очень близки, но все же не идентичны. На наш взгляд, разница между художественной афишей и плакатом заключается в задаче, решаемой конкретным рекламным произведением: афиша — анонсирует событие, цикл событий, действие, которое должно вскоре совершиться (спектакль, гастроли театра, появление нового товара); плакат — представляет собирательный, обобщенный образ (товара, магазина, театра) или идею (благотворительный плакат, плакат-призыв, плакат-лозунг). Художественная афиша и плакат развивались взаимосвязанно, синхронно, как единая рекламная форма с одними и теми же образными, композиционными и колористическими средствами. Различие наступает на этапе организации этих средств. Рекламная афиша подчеркивает новизну, уникальность, значительность события, содержит указания на сроки. Ей свойственны динамизм и экспрессия. Торговый плакат, рекламирующий конкретный товар, прост и нагляден; он изображает товар или процесс использования товара. Плакат, представляющий собой рекламу магазина или коммерческой компании, более сложен и статичен: несколькими штрихами он создает образ, сообщает наиболее существенные характеристические черты, рисует «портрет». Еще более сложной формой является плакат, пропагандирующий идею, призыв, лозунг: способы выражения идеи в понятных, доступных образах трудны; в таких плакатах используются аллегорические и символические образы; в них, как правило, много экспрессии, часто такие плакаты содержат прямой призыв к действию.
Рассмотрим эти различия на примерах. Первыми печатными плакатами исследователи считают две напечатанные на бумаге гравюры, явно предназначенные для рекламы. Одна из них представляет семью на лоне природы, все — в шляпах, и все указывают на свои шляпы; вторая — вид Москвы с силуэтом колокольни Ивана Великого. Обе картинки имеют оваль-
106 Очерки истории российской рекламы
ную форму, на обеих — подписи: «Самые лучшие шляпы». Очевидно, картинки предназначались для наклейки на шляпные коробки. Автор гравюр неизвестен, дата изготовления — тоже; исследователи относят их к началу XIX в. Первая картинка представляет собой типичный торговый плакат — она изображает товар (шляпы) в процессе его использования. Вторая — неудачный вариант торгового плаката: рекламируемый товар не показан, можно предположить, что местом изготовления «самых лучших шляп» была Москва, в таком случае просматривается хоть какая-то логика в выборе сюжета. Первой датированной рекламной афишей считается литография художника А. Агина и гравера Е. Бернардского «Сто рисунков к поэме Н. Гоголя «Мертвые души» (1846). Путь в свет этих ста иллюстраций был долгим. В 1841 г. несколько рисунков опубликовала «Художественная газета», в 1844 г. «Литературная газета» напечатала еще 14 гравюр. А. Агин и Е. Бернардский через общего знакомого П. Плетнева предложили Н. Гоголю издать «Мертвые души» с иллюстрациями, уверяя, что книга с иллюстрациями будет распродаваться лучше. Н. Гоголь ответил решительным отказом, в котором сквозит полное неприятие всяких рекламных украшательств. Из письма Н. Гоголя — П. Плетневу:
«Я — враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством». В 1846 г. А. Агин и Е. Бернардский издали литографии отдельным альбомом, которому была предпослана художественная афиша, явившаяся, по существу, титульным листом собрания рисунков. Лист оформлен, как обложка книги — заголовок, имена авторов и небольшой рисунок, изображающий группу читателей с томом «Мертвых душ». В нем полностью отсутствует необходимая афише динамика, но функция его — функция афиши: анонсировать выход в свет собрания иллюстраций. Характерной чертой российского рекламного плаката и афиши (особенно книготоргового плаката, выставочной афиши) еще долго будет заимствование оформительских средств у книжных обложек и титульных листов. Так, афиша художника Н. Иевлева
Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат (1863), информирующая о выходе в свет трех первых номеров иллюстрированного издания «Шутки художника», представляет собой крупный заголовок, набранный поверх разбросанных по всему листов рисунков, как это часто делалось на обложках книг. И только наличие текстовой части, где рассказывается о содержании, участниках, местах продаж и цене издания, говорит о том, что это рекламная афиша. Также книжную обложку напоминает новогодняя литография художника В. Гартмана (1862): в окружении цифр «1863» изображен Пьеро, рассыпающий из длинных рукавов подарки. Над его головой, на месте заголовка, тянется надпись «В продажу поступили поздравительные шуточные карточки»; у ног его веселится карнавал; ниже, где обычно указывается место издания, расположено поздравление «С новым годом, с новым счастьем!» Активное развитие афиш и коммерческих плакатов рекламных плакатов начинается в России в последней четверти XIX в. Предпосылки этого процесса так объясняет Энциклопедический Словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона (1898):
«В последние годы... характер плаката существенно изменился, благодаря, с одной стороны тому, что их заказчики при возросшей коммерческой и предпринимательской конкуренции, стали требовать, чтобы из объявления сколь возможно навязчивее бросались в глаза среди массы наклеенного по стенам домов и заборам, а с другой — вследствие того, что явились талантливые художники, взглянувшие на рисование плаката как на новую отрасль прикладного искусства, в которой можно с большим успехом выказывать находчивость фантазии, декоративный вкус, оригинальность и техническую ловкость. Банальная уличная публикация превратилась в настоящее художественное произведение, занимающее почти все пространство огромного листа, на котором только маленькое, хотя и видное место отведено оповещению, ограничивающемуся лишь самыми необходимыми словами». Рассмотрим хромолитографию художника Л. Кубы (1882) «Товарищество А.И. Абрикосова». Это уже плакат, а не афиша. Он создаст образ коммерческого предприятия. На нем представлена изящная молодая женщина, которая с видимым удовольствие пьет какао из маленькой чашечки. На заднем плане мы видим носиль-
108 Очерки истории российской рекламы щика с ящиком английского какао, с другой стороны — женщину в голландском чепце с банкой голландского какао. Таким образом, плакат представляет товарищество А.И. Абрикосова предприятием с солидными поставщиками (Англия, Голландия) и отличным качеством товара (о последнем свидетельствует удовольствие, написанное на лице покупательницы). Многие коммерческие предприятия и магазины заказывали плакаты, рекламирующие тот или иной товар: и образный ряд, и текст таких плакатов, как правило, носили назывной характер. Например, «Шоколад Жорж Борман», «Пудра «Царевна Лебедь» Э. Бодло и К0», т. п. 1880-е годы — период расцвета книготоргового плаката. Книготорговый плакат имел большое влияние на все рекламное художественное творчество конца XIX — начала XX в. Его широко использовали бродячие торговцы книгами—офени, владельцы книжных лавок и магазинов, издатели. Наиболее показателен опыт одного из самых талантливых издателей этого времени Адольфа Маркса — владельца иллюстрированного еженедельника «Нива». Одним из сильно действующих рекламных средств А. Маркса было издание бесплатных книжных приложений к еженедельнику. Нередко выход очередного приложения сопровождался рекламной афишей, которую вывешивали в конторе издательства, расклеивали по городу и помещали в уменьшенном виде на первой странице «Нивы». Авторами афиш были известные художники Н. Самокиш, В. Сварог, И. Горюшкин-Сорокопудов.
Задача любого книготоргового плаката очень трудна — представить зрителю образ литературного произведения, одним рисунком выразить дух целого романа или повести. Не все художники, бравшиеся за эту задачу, успешно с нею справлялись. Так, в 1899 г. издательство А. Маркса готовило издание полного собрания сочинений И. Гончарова, и это событие ознаменовалось выходом художественной афиши Е. Самокиш-Судковской на сюжет романа «Обрыв», выполненной, однако, в стиле модерн, весьма далеком от духа романа.
Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат Трудность создания книготорговой афиши для издательства А. Маркса состояла также в том, что заказчик требовал непременного присутствия на листе названия журнала — «Нива», — написанного характерным шрифтом. Совместить в одном сюжете рекламу журнала и рекламу книги (собрания сочинений) Е. Самокиш-Судковская попыталась еще раз в 1907 г., взявшись рекламировать изданное А. Марксом собрание сочинений А. Толстого. Художнице удалось найти и реализовать очень удачный сюжет, полный динамизма и экспрессии: она изобразила здание редакции «Нивы», плотно окруженное (очевидно, по случаю выхода в свет собрания сочинений А. Толстого) толпой и экипажами, а в центре листа — бегущую к зданию женщину в развевающихся одеждах, которая символизирует мысль о популярности журнала. Сочетание желтого и лилового цветов придает рисунку дополнительную экспрессивность. Единственное, чему не нашлось места среди рекламных образов, — собранию сочинений А. Толстого. О нем скромно сообщал текст в нижнем углу, да и тот выглядел лишним на этом красивом, талантливо сделанном плакате. Именно плакате, так как задуманная рекламная афиша не была осуществлена, а получился плакат, представляющий образ популярного журнала, но не новой книги. Особое место среди рекламных афиш занимают афиши развлечений и зрелищ, т. е. афиши к балам, концертам, выставкам, благотворительным базарам, цирковым представлениям. Эти афиши не были однородными: те, которые были адресованы широким массам, народу, и по содержанию и по манере исполнения существенно отличались от афиш, обращенных к изысканной публике высших сословий. В главе «Ранние формы рекламы в России» мы упоминали о ярмарочной лубочной афише, которая извещала о выступлении цирковых артистов, крупной распродаже или аукционе лошадей. Ее традиции продолжила печатная афиша XIX в., адресованная народу. Тот же образный ряд, насыщенность листа рисунком, те же яркие сочные краски, иногда даже та же композиция. Эти традиции ярче всего проявились в цирковой афише (посетителями цир- Глава V. Вывеска. Афи ша. Плакат
ка были представители сословий, которые посещали и ярмарку). Названная лубочная афиша 1721 г. содержала текстовое сообщение, а вокруг него были расположены двенадцать картинок с изображениями акробатов, жонглеров и пр. Если посмотреть на цирковые афиши конца XIX в., мы найдем в них ту же структуру, дробление листа на несколько маленьких картинок, представляющих отдельные номера. Например, афиша выступлений кавказского силача А.П. Беликова (автор неизвестен): в центре помещен портрет А.П. Беликова, в нижнем левом углу — перечисление его достижений («мизинцем поднимает трех человек, гнет балку на шее, несет пять человек, носит малую лошадь...»), а все пространство листа занимают десять самостоятельных картинок, иллюстрирующих эти достижения. Традиционным, почти каноническим, можно считать изображение льва на цирковых афишах. Одно из первых его изображений находим на лубочной афише 1820 г. с подписью «С позволения начальства будет здесь на короткое время показываемо большое собрание живых редких диких зверей всех стран света» — с тех пор на протяжении всего XIX, да и XX века тоже, этот персонаж не сходит с цирковых афиш. Иную стилистику имели афиши балов, художественных выставок, благотворительных базаров — развлечений, предназначенных для узкого круга людей, представителей высших сословий. Эти афиши отличает частое обращение к аллегории, античной символике, к историческим стилизациям, рисунок их более сложен, иногда претенциозен, цветовая гамма — строже и изысканнее. Авторами таких афиш нередко становились известные художники. Например, в оформлении знаменитых благотворительных балов художников в Петербурге, их афиш, программок и пригласительных билетов, участвовали академик А. Шарлемань, студенты Академии Художеств И. Репин, П. Верещагин, И. Якоби, К. Маковский, М. Врубель, К. Рерих. Произведениями искусства часто становились афиши художественных выставок, выполненные кем-то из участников выставки, как, например, написанная в изысканной зеленовато-палевой гам- ме афиша К. Сомова «Выставки русских и финляндских художников» (1898). Или — очаровательная по рисунку и содержанию афиша Л. Бакста «Большой благотворительный базар кукол» (1899), призывающая принять участие в акции в пользу благотворительного общества при городских родильных приютах: на афише изображена девочка, нежно обнимающая куклу-Щелкунчика. Таким образом, последние десятилетия XIX в. явились временем подъема искусства печатного плаката и печатной афиши и, очевидно, неслучайно в 1897 г. под покровительством Общества поощрения художников в Петербурге открылась Международная выставка художественных афиш. В истории русского плаката это было событие огромной важности, первое публичное выступление мастеров нового жанра графики, первый общественный смотр его достижений. На выставке было представлено более семисот произведений из тридцати стран, в том числе работы таких великих мастеров плаката как Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, А. Муха. Русский отдел представил всего двадцать восемь работ, и равняться с лучшими плакатами Франции, Германии, США они пока не могли. Большую роль в судьбе русского плаката конца XIX — начала XX в. сыграло основанное в 1898 г. художественное объединение «Мир искусства», представители которого Б. Кустодиев, Е. Лансере, М. Добужинский и другие внесли много новаторских черт в плакатную живопись. К последним десятилетиям XIX в. относится также появление рекламных открыток, вскоре после вхождения в обиход «открытых писем» — почтовых открыток. Почтовые открытки не имели рекламного значения, пока петербургские коммерсанты не нашли способ извлекать прибыль из этого нового вида почтовой связи. Владелец пиво-медоваренного завода «Иван Дурдин» в одной из крупнейших хромолитографий (на Обводном канале, 75) напечатал красочную открытку, где с юмором рекламировалась продукция завода. Вслед за ним рекламную открытку выпустил «Скейтин-ринг» на Марсовом поле, который еще назывался «Атепсап К.о11ег Кшк» — открытка приглашала желающих кататься на роликах. Очерка истории российской рекламы Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат
' Мы не привели ни одного примера плаката-призыва, плаката-лозунга. Такие плакаты появляются, как правило, в периоды обострения политической жизни — во времена войн, революций, других общественных потрясений. Плакаты-лозунги и плакаты-призывы появятся в годы русско-японской войны (1904—1905), 1-ой Мировой войны, революции, гражданской войны, в первые годы советской власти, так что речь о них пойдет в части II учебного пособия. Уличная реклама. Конец XIX в. В конце XIX в. город, особенно обе российские столицы, переживают период стремительного развития: строятся новые дома, расширяются улицы, в 1880-х годах в Москве и Петербурге появляются газовые фонари, а к концу века — электрические, сначала дуговые, позже — с лампами накаливания (но на окраинах улицы еще долго освещались керосиновыми фонарями). Центральные улицы столиц выглядят в это время уже вполне по-европейски, хотя до уровня цивилизации европейских городов еще очень далеко. В этот период шагнула вперед и уличная (наружная) реклама, которая ранее была реализована почти исключительно вывесками магазинов, лавок, ресторанов, трактиров и т. п. Теперь можно встретить рекламные щиты не только непосредственно на месте продаж, т. е. над входом в магазин или ресторан, но и в значительном удалении от него — на других улицах, на вокзалах, в парках. Городской транспорт — конка — тоже, как правило, увешен рекламными афишами (реклама на транспорте). На улицах можно встретить афишные тумбы и специальные вращающиеся киоски, обклеенные объявлениями: рекламировалось все — вина, лекарства, новые ткани, кафешантаны, цирковые представления, театры. Реклама, таким образом, существенно расширяет сферу своего действия, отрываясь от места продаж товаров и услуг и распространяясь по всему городу. Магазинная реклама также расширяет свою функции: если ранее она просто указывала место нахождения магазина и называ- ла его специализацию, то теперь средства привлечения внимания публики стали более разнообразными. Широко практиковались многочисленные рекламные надписи на одном и том же магазине, дающие различные характеристики данной фирме, товару, магазину. Например, магазин Позднякова (Апраксин Двор) в конце XIX столетия украшали девять текстовых щитов с надписями, размещенных по горизонтали и вертикали здания: «Фирма Николая Ивановича Позднякова существует с 1840 г.»; | «Склад мануфактурных товаров»; «Шелковые шерстяные и бумажные ткани»; «Бархатные ковры и скатерть»; «Ковровые шелковые байковые и пуховые платки»; «Мебельные материи»; «Гардинные материи»; «Сукно, трико, фланель разных фабрик. По фабричным ценам»; «Цены без запроса» (Во многих магазинах цены умышленно завышались, во-первых, в расчете на неопытного покупателя, во-вторых, чтобы их можно было снизить в процессе торга и тем самым оказать психологическое воздействие на покупателя: дать ему возможность считать, что, сбив цену, он совершил выгодную покупку. Такие умышленно завышенные цены назывались «с запросом». Вывески «Цены без запроса» или по-европейски «Рпх йхе» были только у лучших магазинов.) Кроме этих надписей на фасаде магазина размещено несколько щитов с картинками готовой одежды так, что каждый выступ стены заполнен рекламой. В большинстве своем магазинные надписи носили назывной характер, однако встречались и оригинальные тексты. Так, на здании компании Зингер (Невский пр., 28) красовалась надпись: (Огромными буквами) «Не покупайте товар фирмы Зингер, (ниже мелкими буквами) пока не убедитесь, что это самый лучший товар». Такая реклама, построенная на эффекте парадокса, конечно, привлекала внимание публики, забавляла и — что важнее всего — запоминалась. Очерки истори и российской рекламы Глава V. Вывеска. Афиша. Плакат
Крупные магазины быстро схватывали новейшие технические веяния; так, с появлением электричества магазины (в первую очередь ювелирные), начали использовать различные световые эффекты, звезды и гирлянды из электрических лампочек в витринах и пр. В Петербурге тон задавал Гостиный Двор, где покупателями была самая изысканная публика. Именно в Гостином Дворе впервые появились узко специализированные магазины: не просто продавалась, например, одежда отдельно от обуви, но отдельно продавалась одежда для духовных лиц, отдельно—для лакеев, отдельно — для кормилиц и т. д. Соответственно развивалась и более дифференцированная реклама. Борьба за покупателя между магазинами осуществлялась не только средствами рекламы, но и качеством сервиса. Репутация крупных магазинов во многом определялась обхождением приказчиков и продавцов. Здесь приказчики щеголяли французскими фразами, одеты и причесаны были по последней моде, манеры имели «галантерейные», всегда были готовы услужить. Знатных покупателей и их жен приказчики, как правило, знали в лицо, при появлении их сразу приносили стулья, раскладывали перед ними лучший товар, не жалея времени. Если титулованная особа, перерыв десятки образцов, уходила, ничего не купив, приказчик не смел отразить на своем лице даже тени разочарования. Покупки наиболее знатных покупателей приказчик не гнушался донести до экипажа сам; в остальных случаях это делал мальчик, одетый в форму и фуражку с надписью, например, «Второв и сыновья». Лучшей рекламой для магазина считались отзывы титулованных законодательниц мод вроде «Я покупаю кружева только у Таратина», поэтому от всего штата магазина, от швейцара и разносчика до приказчика неукоснительно требовалось почтительное, уважительное отношение к покупателям. Характерной чертой окраинных улиц была уличная торговля вразнос и, следовательно, призывные крики торговцев (устная реклама) — мороженщиков, селедочников, ягодников, а также точильщиков, лудильщиков, сапожников, старьевщиков. Их описывают Д. Засосов и В. Пызин в книге «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов»: «У каждого были особые приемы своеобразной речи и свои напевные приемы. «Ма-ро-ожжин», — катя перед собой тележку или неся на голове кадушку, пел мороженщик. «Селе-едки гала-ански», — сладенькими голосками запевали селедочницы. «Точить ножи-ножницы» и много ниже: «бри-итвы править», — пел точильщик. «Халат, халат», — звучал гортанный речитатив татарина-старьевщика. Петербургский обыватель, подзывая его, почему-то кричал: «Князь, князь, иди сюда!» Но больше всего криков можно было услышать, конечно, на рынках и торговых площадях. Самым большим в конце XIX в. был Александровский рынок, он занимал неправильный четырехугольник между Садовой улицей, Вознесенским проспектом, Фонтанкой и Малковым переулком и состоял из сотен разнообразных магазинов, лавчонок, ларьков и открытых площадок, где торговали «в развал». Зимой и летом торговцы стояли в входа в свои заведения и громко, наперебой зазывали покупателей, расхваливали свой товар, а то и силой затаскивали прохожего в лавку: «Хоть не купите, а посмотрите, какой у нас товар». Для каждого покупателя у этих зазывал было готово свое особое предложение. Обращаясь к небогато одетой девушке, предлагали: «Специально для вас держим плюшевые саки с аграмантами», а завидев студента, кричали: «Господин студент, для вас только что получены брюки гвардейского сукна, самолучшая диагональ барона Штиглица, брюки модные, со штрипками!» На толкучке, как и за сто, и за двести лет до этого времени, ходили сбитенщики: несли не спине бак с горячим сбитнем, обвязанный для тепла ватным одеялом, а на поясе — деревянную колодку со стаканами. Здесь же кричали торговцы пирожкам: «С пылу, с жару, пятачок за пару!» Город конца XIX в., таким образом, контрастно сочетал новейшие технические достижения цивилизации, пришедшие из Европы рекламные новации и традиционные формы рекламы, издревле существовавшие в России. Вывески. Процесс эволюции вывески к концу XIX в. достиг высшей точки своего развития; к этому времени сложились как индивидуальные направления вывесочной живописи, так и каноны, служащие основой для создания однотипных вывесок. Афиша. Плакат. Печатные афиши и плакаты, появившись в начале XIX в., развивались в различных формах: коммерческий (торговый) плакат, благотворительный плакат, афиша зрелищ, причем плакаты и афиши, адресованные народу, во многом продолжили художественные традиции, заложенные лубочными картинками и афишами, а соответствующие рекламные формы, предназначенные для высших, образованных сословий, несли характерные черты живописи конца XIX — начала XX в.
Основная литература; Бабурина Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - в. Л., 1988. Засосов Д., Пызин В. Из жизни Петербурга 1810-1910 гг. Записки очевидцев. Л., 1991. Лесков Н.С. Штопальщик. Собор, соч. в 11 т. Т. 7. 1958. Некрасов А.Н. Петербургские углы. СПб., 1846. Петербургские вывески — «Иллюстрация». 1848, № 48. Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1991. Глава VI
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |