Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры решения задач. Ниже рассмотрены решения некоторых задач, взятых из пособия [10, раздел 1.5]




 

Ниже рассмотрены решения некоторых задач, взятых из пособия [10, раздел 1.5].

Пример 1. Перевести в десятичную систему числа: 2213; Е41А,1216.

Решение:

2213 =(2´3 + 2) ´З + 1 = 25|0;

Е41А,1216 = ((14´16 + 4) ´16 + 1) ´16 + 10 + (2/16 + 1)/16 =

= 58394 + 0,0703125 = 58394,070312510.

Обратите внимание на то, что дробная часть числа переводится отдельно, и на то, как применение схемы Горнера модифицируется для дробной части: умножение заменяется на деление, а значащие цифры подставляются в обратном порядке — справа налево.

Пример 2. Перевести шестнадцатеричные числа в восьмеричную систему.

Решение. Конечно, такой перевод можно производить и через десятичную систему по схеме 16 Þ 10 Þ 8. Но это долго и неудобно. Лучше выполнять такой перевод по схеме 16 Þ 2 Þ 8. В этом случае ничего не требуется вычислять, все сводится к формальной перекодировке. На втором шаге следует сгруппировать двоичные цифры тройками.

77416 = 0111 0111 01002 Þ 011 101 НО 100 = 35648;

F12,0457I6 = 1111 0001 0010,0000 0100 0101 01112 Þ

Þ111 100 010 010, 000 001 000 101 011 100 = 7422,0105348.

Пример 3. Найти основание р системы счисления и цифру п, если верно равенство: 33т 5п + In 443 = 55424. Пример выполнен в системе счисления с основанием р, т — максимальная цифра в этой системе.

Решение. Запишем столбиком данное сложение:

Очевидно, основание системы р > 6, так как присутствует цифра 5. Сложение в младшем разряде дает: п + 3 = 4. Отсюда и = 1. Сложение во втором разряде слева дает:

5 + 4 = 12р =(1×р + 2)10= 910.

Отсюда следует, что р = 9 - 2 = 7. Наибольшая цифра в семеричной системе — 6. Значит т =6. Если теперь подставить в данное выражение вместо букв соответствующие им цифры: п = 1, т = 6 и выполнить сложение в семеричной системе счисления, то получится сумма, данная в условии задачи.

Пример 4. В какой системе счисления выполнено следующее сложение?

+ 307

24

Решение. Решение этой задачи рекомендуется искать методом гипотез. Очевидно, что основание системы р > 8. Можно предположить, что оно меньше 10, поскольку нет буквенных цифр, а правилам десятичной арифметики данный пример не удовлетворяет. Примем гипотезу о том, что р равно 8 или 9. Выполним сложение младших разрядов в десятичной системе:

6 + 7 + 6 + 4= 2310 = X7р

В системе с основанием р это двузначное число с младшей цифрой 7 и неизвестной первой цифрой Х слева. Переведем число 2310 в восьмеричную и девятеричную системы. Получим:

2310 = 278 = 259.

Очевидно, подходит варианту = 8. Проверяя выполнение сложения других разрядов в восьмеричной системе, убеждаемся, что предположение сделано правильное. Ответ: р = 8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.