Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентированные на моделирование




 

Ряд профильных курсов информатики включает в свое название слово «моделирование» или использует элементы моделирования в содержании. Это совершенно естественно, поскольку моделирование является неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры и мощным методом познания окружающего мира — природы и общества.

При проектировании профильных курсов, связанных с моделированием, возникает проблема терминологии. Часто используются термины с нечетким содержанием, и прежде всего следует в них сориентироваться.

Как известно, моделирование бывает натурным и абстрактным (идеальным). Натурное моделирование находится за пределами информатики, и поэтому далее не обсуждается. Понятие же «абстрактное моделирование» в педагогической литературе рядом авторов по существу отождествляется с понятием «информационное моделирование». Соответствующая классификация в первом приближении отражена на рис. 14.1.

 

Рис. 14.1. Вариант классификации моделей (В. К. Белошапка и др.)

 

Ее авторы — В. К.Белошапка, С. А. Бешенков и А.С.Лесневский.

При этом к моделям классификационного типа относят:

• экспертные системы;

• системы статистического анализа;

• базы данных и т.д.

К динамическим моделям относят:

• кибернетические системы (техника, биология);

• компьютер, исполнитель;

• глобальное моделирование;

• алгоритм как формальную модель дискретного процесса;

• системы передачи информации.

Иной подход к классификации моделей, также встречающийся в научно-педагогической литературе, проиллюстрирован на рис. 14.2. Соответствующая позиция выражена в работе А. В. Могилева и Е.К.Хеннера.

 

Рис. 14.2. Вариант классификации моделей (А.В.Могилев, Е.К.Хеннер)

 

При таком подходе предлагается различать в прикладных областях:

• традиционное (прежде всего, для теоретической физики, а также механики, химии, биологии, ряда других наук) математическое моделирование без какой-либо привязки к техническим средствам информатики;

• информационные модели и моделирование, имеющие приложения в информационных системах;

• вербальные (т.е. словесные, текстовые) языковые модели;

• информационные (компьютерные) технологии, которые нужно делить:

— на инструментальное использование базовых универсальных программных средств (текстовых редакторов, СУБД, табличных процессоров, телекоммуникационных пакетов);

— на компьютерное моделирование, представляющее собой:

а) вычислительное (имитационное) моделирование;

б) «визуализацию явлений и процессов» (графическое моделирование);

в) «высокие» технологии, понимаемые как специализированные прикладные технологии, использующие компьютер (как правило, в режиме реального времени) в сочетании с измерительной аппаратурой, датчиками, сенсорами и т.д.

Практический вывод из этого (в свете преподавания курсов обсуждаемого профиля) таков: встретив упоминание, к примеру, об информационной модели, следует из контекста постараться понять, что автор реально имеет в виду, особенно если обсуждение носит общий характер.

В приведенных выше вариантах классификации содержится большое число различных видов ненатурного (абстрактного, информационного) моделирования. При построении школьных профильно-ориентированных курсов информатики они отнюдь не равноправны. Так, часто для этой цели используют динамические модели физических и экологических процессов, классификационное (информационное) моделирование, опирающееся на базы данных и связанные с ними информационные технологии; однако гораздо труднее представить себе школьный курс информатики, опирающийся на системы статистического анализа или экспертные системы. Причины двояки: во-первых, это объективные трудности, сложность ряда разделов, относимых к моделированию; во-вторых, это традиции, отсутствие разработанных методических подходов, учебно-программно-методического обеспечения, глубокая специализированность ряда видов деятельности. Напомним, что в школе даже профильный курс преследует, прежде всего, цели общего образования.

Несколько слов о моделировании и компьютерах. Абстрактное (информационное) моделирование появилось задолго до создания компьютеров и по вполне оправданной традиции все, что можно сделать в моделировании без компьютеров, делается без них. Привлечение компьютеров к моделированию вносит, как правило, дополнительное абстрагирование. Однако возможности компьютеров в моделировании очень велики, с их помощью можно в большинстве случаев продвинуться существенно дальше. В курсах, обсуждаемых в этой главе, стоят две равноправные задачи: донести до учащихся как принципы моделирования, так и технологию моделирования, опирающуюся на компьютеры.

При преподавании профильных курсов, в основу которых положено моделирование, перед учителем и учащимися возникает сложная проблема учебников, других учебно-методических материалов. В настоящее время курсы такого рода больше описаны в статьях, диссертациях, монографиях, нежели в учебной литературе. Над соответствующими учебниками в настоящее время работают и скоро они появятся, а пока учитель может сам конструировать курс, опираясь, в частности, на приведенные ниже материалы и рекомендации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.