Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добреньков В. И., Кравченко А. И. 1 страница




В.И. ДОБРЕНЬКОВ, А.И. КРАВЧЕНКО

Unit XII.Business correspondence

Unit XI.Advertising


a jingle

a memorable slogan

a spot

airing

an eye-catching logo

badge

banners

commercials

competition

confirmation

consumption

emblem

emotional appeal

emotional appeal

hoardings

images

insignia

introducing services and products

label

launch

local advertisement

logo

Newspaper Advertising

packaging

pamphlets

promotion

publicity

purchasing

Radio Advertising

regulation

sign

sponsorship

symbol

Television Advertising

the benefits

the copy

the headline

the target audience

to arouse curiosity

to attract attention

to be well presented

to exaggerate

to grab the attention of the viewers

to increase sales turnover

to make an impact

to make the people aware of new products

to pay charges

to promise a benefit

to reach a large audience

to rope in some top celebrities to advertise products

to shoot ads

to target the potential buyer

total sales


 

 


anticipate (v)

appropriate

book (v)

claim (v/n)

compliance

complimentary

confidence

confirm (v)

congratulate (v)

credibility

current rates

deal with (v)

delivery

emphasize

enquiry

failure

favorable

immediately

impact

in advance

insurance

letter of credit

look forward (v)

order (v/n)

prompt

proof-read

proposal

quotation (bus.)

references

remittance

request (v/n)

respond (v/n)

retailer

salutation

sample

terms

urgent


СОЦИОЛОГИЯ

Учебник

 

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям социологии

Москва ИНФРА-М 2001

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55

Д55 Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с. - (Серия “Высшее образование”).

ISBN 5-16-000737-7

 

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда тех же авторов “Социология”. В ней освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле.

Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.

ББК 60.5я73

ISBN 5-16-000737-7 © Добреньков В.И.,

Кравченко А.И., 2001

 

 

Предисловие

 

Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. По данным Министерства общего и профессионального образования, в 1998 г. насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово “социология”. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры для нашей дисциплины.

Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания социологии в вузах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале “Социологические исследования” в рамках “круглых столов” и в специально созданной рубрике “Кафедра”.

В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Их можно причислить ко второму и третьему поколениям отечественных социологических учебников и учебных пособий. Сегодня более чем на 60 отделениях социологии российских вузов ежегодно обучаются социологии как своей главной профессии более 2000 студентов. Если добавить сюда аспирантов, преподавателей и исследователей, которые интересуются фундаментальными вопросами социологии, то в целом получится достаточно большая аудитория, для которой и предназначена настоящая работа.

Она представляет собой краткое изложение получившего известность трехтомного труда “Социология” тех же авторов, изданного в 2000 г. Необходимость создания краткого курса диктуется тем обстоятельством, что, во-первых, тираж трехтомника был незначительным, а во-вторых, по своей цене он был явно недоступен рядовому читателю.

В настоящее издание включены базовые разделы предыдущих трех томов, а основное внимание в содержательной части авторы сосредоточили на ключевых разделах современной социологии: социальной стратификации, социальной структуре, социальной мобильности и социальных институтах.

Таким образом, в конце 90-х годов остро стала ощущаться потребность в таких учебниках, которые отражали бы российскую реальность и выступали инструментом ее познания, объяснения и реформирования. Появление учебников принципиально нового типа, ориентированных прежде всего на анализ российского опыта и использующих западные классические теории всего лишь как инструмент, в равной мере опирающихся также на отечественную социологию, не только востребовано жизнью, но и подготовлено самим ходом развития социологии в России.

Можно говорить о том, что ныне создана благоприятная научная база для выпуска учебников нового поколения. С одной стороны, их методологический стержень составляет государственный образовательный стандарт по социологии для высших учебных заведений, задающий минимально необходимый набор понятий и категорий, обязательных для получения профессионального социологического образования. С другой стороны, достижения современной отечественной социологии позволяют гораздо полнее и глубже освещать такие фундаментальные проблемы российского общества, как социальная структура и стратификация, бедность и неравенство, конфликты и девиантное поведение, социальные институты и социальные процессы. Для создания такого учебника авторам необходимо только обобщить и осмыслить накопленный в стране опыт и эмпирический материал. Ранее, когда его не хватало, когда, к примеру, мы не знали, по каким закономерностям и с какой динамикой формируется средний класс в России, авторам приходилось восполнять информационный дефицит западными наработками. Так и возникал обучающий монстр:

западные теории и западная эмпирика, призванные разъяснить особенности развития российского общества.

Социология наиболее чувствительна к национальной специфике своей страны, социальным недугам общества, проблемам простых людей. Она оперативно откликается на них, являясь барометром общественного мнения. Но чтобы барометр точно указывал социальную атмосферу, нужно знать его устройство, принципы работы, шкалу измерения и т.д.

Принято считать, что функция учебника - обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее — сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Система научного знания составляет неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, писал Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения ею каждым новым поколением. Призвание высшего образования как раз и состоит в сохранении и передаче культурного наследия.

Учебники — специальный жанр литературы для студентов, на современном уровне науки и культуры излагающий систематические знания в той или иной дисциплине, — выступают важнейшим опорным звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. Без них невозможно представить себе процесс институциализации знания в сфере университетского образования.

Социологические факультеты, отделения и кафедры в десятках и сотнях вузов страны в конечном итоге формируют научную инфраструктуру нового типа. Вузовские преподаватели сегодня не только пропагандисты и ретрансляторы готовых знаний. Они превратились в творцов нового, в исследователей, поисковиков, первооткрывателей. Ныне мы стоим на пороге нового этапа в развитии отечественной социологии.

Для науки нового типа нужны самые разные учебники. Одни должны излагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя современные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами социологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально социологией впредь заниматься не будет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать будущих профессионалов, т.е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах — промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимости, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о чем-либо. Вторые идут дальше и формируют логику мышления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят студента в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитического мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продвинутого типа дает теоретико-методологические основы знания.

Авторы надеются, что книга принесет пользу при подготовке профессиональных социологов, от таланта, трудолюбия и квалификации которых зависит будущее нашей науки.

 

 

Глава 1

Матрица социологического знания

 

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединена между собой логическими связями, общими понятиями и методами, представляя собой своего рода систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с другими, родственными ей, дисциплинами — психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В практической сфере, скажем в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.).

Вместе с тем каждое социологическое исследование изучает социальную реальность под специфическим углом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует это событие с точки зрения спроса и предложения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким образом дама стремится выразить в покупке свое Я, не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент покупательницы, не желает ли она подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон, и т.д. Социолог установит взаимосвязь таких переменных, как социальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления социальной роли и нормативные ожидания.

Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и отличие от предмета других наук.

В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина — социальная психология — описывает человека в непосредственном окружении. Она изучает взаимодействие людей в малой группе. Но социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.

Этими проблемами занимается политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политологией; в дальнейшем будут использоваться оба термина). Политология добилась многого, но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.

В настоящее время еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно отнести социологию — в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социологию, наряду с психологией, социальной психологией, экономикой, политологией, а также антропологией и этнографией относят к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки — формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное, знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.

Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским, традициям.

В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности. Поэтому социология предстает и как гуманитарное знание. По своей исторической интенции подобная интерпретация совершенно бесспорна. Вспомним работы Н. Кареева, М. Михайловского, П. Сорокина и других российских социологов. Они поражают нас не только математическими расчетами, формализованными построениями и богатством эмпирического материала, но и особым вниманием к морально-нравственным проблемам. Та же характеристика относится и к трудам Н. Бердяева и С. Булгакова.

По всей видимости, социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина. Двойной статус отражается и в понимании сущности предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не наследственностью и не физиологией, как для генетика или медика, а культурным контекстом, т. е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли как направления (социологические перспективы), ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей духовного начала, экзистенциальности бытия

человека и т.д.), как, например, символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют дисциплины естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

В начале XIX в. известный французский философ-позитивист О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию — он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась биология, изучающая многообразие и законы живого мира.

Наука об обществе в то время еще не выделилась в самостоятельную дисциплину подобно математике или биологии. Общество изучали разные науки - каждая под своим углом. Часто полученные ими данные не стыковались, а иногда и вовсе противоречили друг другу. О. Конт решил, что наступило время создать некую синтезирующую науку, объединяющую разрозненные сведения в стройную систему

Поскольку специального названия для науки об обществе не существовало, Конт ввел в научный оборот термин “социальная физика” или “социология”. Этот термин происходит от лат. “социум” (общность, сообщество, коллектив, общество) и греч. “логос” (учение, наука, знание). Если оба входящих в название новой науки слова заменить на русские, то мы получим обществознание или обществоведение. Слова “знание” и “ведение” — синонимы. Поэтому изучаемый в школе курс обществознания означает то же самое, что социология.

О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества. Он позаимствовал у Тюрго и Сен-Симона идею о трех стадиях развития общества: теологической, метафизической и позитивной, определяющихся формами развития мышления человечества.

Однако социология, как и все другие науки, пошла по пути дифференциации знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, внутренний (душевный) мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в специальную дисциплину, которая сосредоточилась на изучении социальной сферы.

Возникшая позже других наук, социология вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Так всегда происходит с вновь возникающими науками. Молодым наукам свойственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Так происходило раньше и происходит сейчас. Философия древнее физики, и последняя взяла у нее многие фундаментальные понятия: “материя”, “вещество”, “атом”, “причина”, “сила” и др.

Заимствование — это еще и показатель преемственности развития научного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расширяются объяснительные возможности науки. Старые понятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняется. Некоторые понятия имеют очень древнюю родословную.

Из философии в социологию пришли такие категории (наиболее общие понятия), как “общество”, “ценности”, “индивид”, “прогресс”, “развитие” и др. Из сферы театральной жизни пришел термин “роль”, а из юриспруденции — “статус”; из экономической отрасли знания — понятия “капитал”, “деньги”, “прибыль”, “рента”, “товар” и др. Социологи разработали и собственные понятия — “социализация”, “девиантность”, “делинквентное поведение”, “интеракция” и т.д.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали экономических отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явление или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не как система верований и специальных обрядов, а как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

Так появляется ключевое выражение — большие массы людей. Именно они представляют повседневную жизнь общества. Они ее творцы, и они ее жертвы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и динамика общества в целом, устройство государства или политической системы.

Социология исследует повседневное поведение больших масс людей, их верования, состояние сознания, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.

Поведение людей изучают все социальные науки. Их так и называют “поведенческие дисциплины”.

Если коротко охарактеризовать каждую науку, сравнить их, выделить общее, то обнаружится следующее. Все они отвечают по существу на три следующих вопроса: Что? Как? Кто? Экономика изучает:

1) что надо производить, т.е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям;

2) как надо производить, т.е. какой из способов изготовления следует применить;

3) кто будет потреблять созданные товары и услуги, кто должен владеть собственностью и т.д.

Экономика Швеции, как и экономика США, является капиталистической. В середине 80-х годов более чем 90% шведской промышленности находилось в собственности частных лиц, которые и управляли ею. Иначе говоря, в Швеции решение о производстве и распределении товаров принимал рынок. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

В середине 80-х годов экономика СССР являлась социалистической, т.е. практически все 100% советской экономики находились в собственности государства, которое и управляло ею. Это означало, что в СССР решение о производстве и распределении товаров принимал Госплан. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

Социология изучает:

1) что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность и т.п.;

2) как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим;

3) кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие и т.д.), которых касаются вопросы социального расслоения или неравенства и кто вынесет основной груз общественных перемен.

Если речь пойдет о политологии, то и она строит предмет своего исследования, отвечая на те же вопросы:

1) что такое государство, политические партии и власть?

2) как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как удерживают власть?

3) кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе?

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают: а) индивиды; б) малые группы; в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся с тремя вопросами:

1) что за культурные ценности создаются: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?

2) как создаются и распространяются культурные произведения?

3) кто выступает создателем произведений искусства, потребителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?

А теперь более пристально присмотримся к объекту исследования поведенческих дисциплин. Что за людей они изучают, в каких ситуациях и условиях эти люди строят свои отношения? Для удобства построим простенькую схему.

Рассмотрим науки, изучающие поведение людей: психологию, социальную психологию и социологию (схема 1.1). Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психология — малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология — большие группы, т.е. миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т.п., причем независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.

 

Схема 1.1. Науки, изучающие поведение людей

 

Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы.

Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя задачи, которые возникли, когда выяснилось, что общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника — малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах — в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

В XIX в. психологи полагали, будто все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено с точки зрения индивидуального поведения. Индивидуального — значит независимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества, если индивида брать за объект исследования. Но в 30—40-е годы XX в. опытным путем был установлен феномен группового давления, оказываемого на отдельного человека. Речь идет о ставших теперь уже классическими экспериментах С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа, Л. Фестингера, М.Дойча, К. Левина, Э. Мэйо. С тех пор изучение малых групп, особенно в сфере промышленности, стало преобладающим направлением в зарубежной психологии.

Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на социально-психологическое. Социальная психология в качестве экспериментальной науки активно развивается с 30-х годов XX в., но ее теоретические положения сформировались в XIX в. Социологи восприняли социальную психологию как составную часть своей науки практически сразу. Родоначальники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рассматривали группу как форму и процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где первый учебник Макдоугалла “Введение в социальную психологию” появился в 1908 г.

Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога,

социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком — обобщенным схематичным типом, чьи особенности характеризуют всех сразу и никого в отдельности. Однако производители не могут пустить в продажу свои товары, политики - начать избирательную компанию, не выяснив хотя бы приближенно, что думает, чем живет, как ведет себя большинство населения. Социология способна выявить те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

Социолога интересуют следующие принципиальные вещи:

• в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение людей;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.