КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различных статусных позиций, в га
Средний размер земвлевладений у представителей Среднемесячный бюджет семьи из трех человек у представителей различных слоев среднего класса, в руб.
Несмотря на то что по материальному благополучию российскому среднему классу еще очень далеко до западного, по своему самоощущению многие наши соотечественники упорно относили себя именно к нему. Что служило основанием? Оказывается, наряду с материальным положением, заметное влияние на самооценку социального статуса имеют образ жизни, престижность профессии и уважение окружающих. Именно эти факторы позволяли людям с разным уровнем материального благополучия относить себя к среднему классу. Видимо, для психологического отнесения себя к среднему классу определяющую роль играет опять же психологическое ощущение “нормальности” личной жизни. На уровне обыденного сознания люди четко различают, что такое “комфортная и очень обеспеченная жизнь”, а что такое “нормальная или среднетипичная” и “плохая, бедная”. Какой видится российскому среднему классу “нормальная” жизнь? Как следует из указанного выше исследования, российский средний класс, хотя и уступает в стандартах потребления среднему классу западноевропейских стран, все же находится в достаточно благополучном положении. Например, обеспеченность жильем в среднем слое, а особенно в верхнем слое среднего класса, приближается к западноевропейским стандартам. Так, подавляющее большинство представителей верхнего (97,9%) и среднего (90,3%) слоев среднего класса имели жилье со всеми коммунальными удобствами (ванна, туалет, горячая вода, центральное отопление и т.п.).
Принадлежность к верхнему слою среднего класса определяется наличием трех- или многокомнатной квартиры. В собственно среднем классе более 3/4 респондентов живут либо в двухкомнатной квартире, либо в отдельном доме. Проживание в “коммуналке” свидетельствует о принадлежности к нижнему слою среднего класса или к бедным. У среднего слоя среднего класса на каждого члена семьи приходится около 17 кв. м, а у верхнего — около 30 кв. м площади.
Таблица 9.2
По размерам земли, имеющей значительную рыночную стоимость, т.е. превышающей традиционные для России садово-огородные участки в 4—6 соток, которые специалисты именуют рекреационной зоной и источником натуральной “добавки” к семейному бюджету в виде продуктов питания, средний класс, особенно его верхний слой, значительно отличается от низшего класса (табл. 9.2). “Если же речь вести о наличии в собственности одновременно дачи и гаража, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что их владелец принадлежит к верхнему или среднему слою среднего класса. Причем наличие гаража почти на 100% свидетельствует о том, что его обладатель получает доходы не ниже 2000 рублей на каждого члена семьи в месяц”[306]. Одним из важных показателей стандартов жизни среднего класса выступает автомобиль. В верхнем слое среднего класса он есть у 74,7% респондентов, в среднем слое — у 59,2, в нижнем — у 30%. В отличие от европейцев, для которых символом успеха выступает дом, для многих россиян именно автомобиль является символом успеха в жизни. Действительно, среди россиян более 80% считают, что автомобиль является свидетельством успеха в жизни, а среди жителей Германии 75,1 % отрицают эту точку зрения.
Представители трех слоев среднего класса в России, согласно указанному исследованию, заметно различались оснащенностью, а еще больше временем приобретения дорогостоящего домашнего имущества, например видеотехники или компьютера, которые, в отличие от жилья, являются результатом приобретений последних лет. Представителей среднего, а тем более верхнего слоя среднего класса характеризует не столько наличие, сколько количество и время приобретения имущества. Так, среднее число холодильников составляло на одну семью 1,34 у верхнего и 1,28 у среднего слоев; цветных телевизоров — 1,38 и 1,26; автомобилей — 1,05 и 0,89 (причем в верхнем и в среднем слоях среднего класса примерно по 30% имели не менее двух автомобилей в семье, из которых каждый третий был куплен в последний год). Наиболее часто за последний год покупались цветной телевизор и персональный компьютер — более трети их покупок приходится на этот период. Таким образом, в семьях верхнего и среднего слоев, в отличие от нижнего, в последние годы наблюдался активный процесс приращения и обновления имущества. Говоря о стандартах потребления, нельзя не отметить две тенденции: 1) платные услуги (медицинские, образовательные, рекреационные) доступны только верхнему и среднему слоям; 2) чем ниже ступенька на лестнице доходов, тем на большем количестве потребностей приходится экономить людям. В верхнем слое две трети респондентов вообще ни на чем не экономят. В среднем слое появляется массовая экономия на отдыхе. В нижнем слое, помимо отдыха, экономят на одежде и обуви, бытовых услугах, посещении зрелищных мероприятий. Среди бедных — массовая экономия на одежде, отдыхе и питании. Примечательно также то, на чем средний класс России не склонен экономить. “Наряду со здоровьем (лечением) и питанием, это — прием гостей. Трудно представить, чтобы западноевропейцы, если бы они при этом были вынуждены экономить на одежде и обуви, а также бытовых услугах, были столь хлебосольными хозяевами. Очевидно, здесь сказываются ментальные различия, обусловленные более высокой значимостью традиционных ценностей (родственники, друзья) в российском обществе, а также другая структура реализации социальных связей и контактов”[307].
Таким образом, данные о стандартах потребления разрушают миф о прогрессирующем обнищании российского среднего класса.
Социологи много внимания уделяют изучению ценностей и ценностных ориентации разных групп населения, в том числе представителей различных классов общества. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество и которые оно свято чтит, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны. Эта относительность и индивидуальность проистекает от того, что индивид может свободно следовать идеалам, а может им не следовать. Изучая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социологи могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руководствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы. Исследование ценностных ориентации среднего класса в России показало, что из всех факторов, способствующих достижению успеха в жизни, чаще всего выделялись хорошие способности, хорошее образование, упорный труд. Половина (46,9%) респондентов назвали также наличие нужных знакомств (табл. 9.3). Таблица 9.3
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |