Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Оценка эффективности инвестиционного проекта с позиции участников инвестиционного процесса




1. Концептуальная схема оценки эффективности

В разработке и реализации ИП участвуют ряд субъектов этого про­цесса, выступающих чаще всего в роли инвесторов. Экономические интересы, и в особенности источники их формирования, у разных уча­стников инвестиционного процесса не совпадают. Поэтому возникает необходимость оценки проекта для каждой из таких групп. Важно еще раз отметить, что система показателей, алгоритм их расчета и интер­претация во всех случаях будут одни и те же. Отличие будет заклю­чаться в той информационной базе, которая определяет соответству­ющие потоки реальных денежных средств и эффективность.

Оценку эффективности проекта проводят в два этапа. На первом этапе определяют эффектив­ность проекта в целом. Если он окажется эффективным, то приступают ко второму этапу - оценке эффективности участия в проекте. Концеп­туальная схема оценки эффективности выглядит следующим образом.

 

 

Задачей первого этапа является определение эффективности проек­та в целом исходя из предположения, что он будет профинансирован целиком за счет собственных источников, т. е. без привлечения креди­тов (это предположение в большинстве случаев приводит к некоторому занижению характеристик эффективности). Данный подход позволяет представить эффективность проекта как такового, т. е. эффективность технико-технологических и организационных решений, предусмотренных в проекте. Такая характеристика проекта необходима для его презентации и важна для привлечения потенциальных инвесторов к участию в его реализации. В зависимости от общественной необходимости проекта расчёты на первом этапе проводятся по-разному.

Если проект признан общественно значимым, то процедуры оценки и соответствующие оценочные итерации выполняются в последова­тельности, указанной на рисунке (левая часть). Для общественно зна­чимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эф­фективность. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их об­щественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.

При недостаточной коммерческой эффективности общественно зна­чимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения раз­личных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммер­ческую эффективность ИП до приемлемого уровня.

По остальным проектам (так называемым локальным) оценка эф­фективности проекта в целом сводится к оценке только коммерческой эффективности.

Обычно коммерческую эффективность определяют в тех случаях, когда разработчик ИП еще не владеет информацией об источниках финансирования. Если же они известны, то оценку коммерческой эф­фективности из состава проектных расчетов можно исключить. Это касается всех проектов.

Если проект в целом по показателям эффективности является до­статочно привлекательным, то от первого этапа, являющегося предва­рительным, переходят ко второму - основному.

Второй этап оценки осуществляется после рассмотрения вариантов возможных схем финансирования и связанных с этим затрат, распреде­ления прибыли и т. д. На этом этапе определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте инвесторов, государ­ства.

2. Подготовка информации для оценки эффективности проекта

Исходная информация для экономического обоснования инвестиционного проекта выделяется по двум направлениям:

1. Информация, предопределенная содержанием проекта (марке­тинговая, технико-технологическая и др.).

2. Характеризующая окружающую макроэкономическую среду и налоговое окружение.

Показатели внешней средыхарактеризуют макроэкономические параметры функционирования проекта, а именно:

1. Цены на оборудование, запчасти, материалы; топливно-энерге­тические ресурсы.

2. Банковские процентные ставки.

3. Общую динамику инфляции на финансовом рынке.

4. Темпы инфляции по отдельным элементам доходов и затрат проекта.

5. Учетную ставку Центрального банка РФ.

6. Периоды начисления процентов по кредитам.

7. Курсы обмена валют.

Суть подготовки интегрированной экономической информации сво­дится к преобразованию по определенной методике технико-техноло­гической информации и внешней информации в экономическую по проекту создания производственного объекта, т. е. в доход, инвести­ционные издержки, текущие издержки, прибыль и т. п. Такая инфор­мация даст возможность сформировать потоки денежных средств, а в последующем — оценить эффективность проекта. Все эти превраще­ния должны быть в конечном счете представлены в четких, унифици­рованных формах, позволяющих проследить и проанализировать до­стоверность определяемых показателей.

Объем исходной (первичной) информации зависит от стадии разра­ботки проекта, на которой производится оценка эффективности. На на­чальной стадии она весьма ограниченна. По мере проработки проекта, проведения необходимых маркетинговых, технологических и иных ис­следований ее состав расширяется и уточняется. Это предопределяет воз­можности разработки достаточно надежной интегрированной информа­ции, являющейся входной для расчета показателей эффективности.

По мере перехода от начальной стадии к последующим в результате проведения проектно-исследовательских работ номенклатура исходной экономической информации расширяется, появляется возможность про­ведения более надежных расчетов интегрированной информации.

3. Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом

Для оценки общественной эффективности проекта используются потоки от инвестиционной и операционной деятельности. С позиции национальной экономики отчисление государству ча­сти прибыли не является затратой. Поэтому при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из потоков по проекту как не отражающие реальных выгод и затрат страны.

При оценке общественной эффективности в потоках следует пред­усмотреть доходы и расходы, возникающие в результате внешних по отношению к ИП последствий в других отраслях, от экологических и социальных изменений, вызываемых осуществлением ИП. При фор­мировании потребности в инвестициях в составе оборотного капитала учитываются только запасы и резервы денежных средств.

Оценка эффективности ИП в целом проводится по двум направле­ниям. Первое - с позиции общества (общественная эффективность) и второе - с коммерческих позиций (коммерческая эффективность). При этом в обоих случаях мы исходим из того, что проект рассматри­вается с точки зрения единственного участника, реализующего про­ект за счет собственных средств.

Общественная эффективность отражает эффективность проекта для общества. Необходимость оценки и последующего анализа обще­ственной эффективности предопределена макроэкономической кон­цепцией ограниченности производственных ресурсов. В соответствии с этой концепцией потребности в осуществлении мероприятий, направ­ленных на удовлетворение общественного спроса, а следовательно, и в необходимых для этого ресурсах, безграничны, а доступные в каж­дый данный момент ресурсы ограничены. Поэтому, располагая опре­деленными ресурсами, можно произвести больше какой-либо продук­ции, но лишь за счет уменьшения выпуска другой. В связи с этим всегда приходится выбирать между конкурирующими вариантами решения производственных задач.

Оценить общественную эффективность инвестиционного проекта означает проверить разумность с позиции общества выделения ресур­сов на осуществление именно этого проекта из числа конкурирующих. Определение общественной эффективности обязательно для крупно­масштабных проектов, существенно затрагивающих экономику стра­ны и влияющих на широкие слои населения, к которым, в частности, можно отнести строительство металлургических заводов, разработку и освоение крупных месторождений газа, нефти и других видов полез­ных ископаемых, строительство газо- и нефтепроводов, авто- и желез­нодорожных магистралей и др. Немаловажное значение оно имеет и для небольших проектов, если проектоустроители рассчитывают на государственную поддержку своего проекта.

Коммерческая эффективность инвестиционного проекта отражает соотношение результатов и затрат с позиции проектоустроителя, реализующего проект за счет собственных средств. Оценить коммерческую эффективность означает охарактеризовать в целом с экономической точки зрения технические, технологические и организационные решения, принятые в проекте. При этом показатели эффективности инвестиционного проекта рассчитываются на основе денежных потоков от инвестиционной и операционной деятельности.

Бюджетную эффективность оценивают по проектам, претендующим на различные формы государственной поддержки. Она должна дать характеристику использования бюджетных средств в проекте и отразить влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы бюджета. Бюджетная эффективность может быть определена следующим образом:

где - чистый доход бюджета в t-м году;

- поступления в бюджет в t-м году;

- расходы бюджета в t-м году.

Бюджетные поступления, имеющие место в результате реализации проекта, включают следующие притоки:

· от налогов, акцизов, пошлин и сборов, установленных соответ­ствующим законодательством;

· дивиденды по принадлежащим государству или региону акциям, выпущенным в связи с реализацией проекта;

· подоходный налог с заработной платы;

· поступления во внебюджетные фонды (пенсионный, страхования);

· возврат процентов по государственному (региональному) креди­ту и основного долга.

В состав расходов бюджета (оттоки) включают:

· средства, выделяемые для прямого финансирования проекта;

· бюджетные ресурсы, предоставленные в виде инвестиционных кредитов;

· налоговые кредиты, заключающиеся в полном или частном осво­бождении от некоторых видов налогов на начальных этапах реа­лизации проекта;

· бюджетные дотации, связанные с проведением определенной це­новой политики и обеспечением соблюдения установленных со­циальных приоритетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.