Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как мир знаков




Смыслы

Культура как мир смыслов

 

Человек - порождение природы, и все, что он творит, возникает не вопреки объективным законам природы, а в соответствии с ними. В чем же тогда разница между предметами культуры и вещами природы? Видимо, только в том, что человек вносит в свои творения что-то специфически человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и превращает продукты его деятельности в предметы культуры.

Явления природы, рассматриваемые в их независимом от человека бытии, обладают объективно свойственными им характеристиками - объективной определенностью. Артефакты - предметы культуры - обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек вносит в них свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека.

Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи – колебаниям воздуха - смыслы, которыми они сами по себе не обладают. Смысл имеет все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт, и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, функциях: смысл станка - в том, что он нужен для производства, автомобиля - в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода, мебели и посуды - в возможности удовлетворить бытовые потребности. А помимо этого, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, главным смыслом автомобиля для владельца «Мерседеса» может быть престижность этой марки.

Обратите внимание: предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, например, египетскую пирамиду, всматриваться в нее, измерять, проводить физико-химические анализы и т.д., но обнаружить в ней какой-либо смысл не удастся, если при этом рассматривать ее просто как физическое тело. Ее смысл существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой она является. И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду.

Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение - как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культуры прошлого трудно понять наших предков.

Ю.М.Лотманв книге «Беседы о русской культуре» приводит такой факт. В ранних вариантах «Русской правды» устанавливалось, что за нанесение раны надо заплатить пострадавшему возмещение («виру»), зависящее от характера и размера раны. Однако в более поздних вариантах за рану, даже тяжелую, если она нанесена острой частью меча, полагается меньшая вира, чем за удары рукояткой меча, чашей, тыльной стороной ладони или кулака. Как объяснить этот парадокс? А дело в том, что происходит формирование морали воинского сословия, появляется понятие чести. Рана, нанесенная острой стороной меча, - это боевая рана. Она болезненна, но не бесчестит. Удар же рукояткой, палкой и вообще не оружием - бесчестит: так бьют раба. Таким образом, удар мечом, чашей или кулаком оказываются действиями, имеющими специфический для культуры того времени смысл.

Итак, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура - это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.

Человек живет не только в материальном мире вещей, но и в духовном мире смыслов, который постоянно расширяется и обогащается. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры - в религии, искусстве, науке, философии. Мир смыслов - мир продуктов человеческой мысли - велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», которая возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек - творец этой Вселенной. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя.

 

Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы

Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы. Соответственно этому существуют три основных вида смыслов: знания (то, что дается познанием), ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) и регулятивы (то, чем регулируются действия).

è Знание (когнитивный[2] смысл) - это информация о свойствах объекта. Знание - важнейшая часть культуры. С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет, хотя не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, считавшиеся несомненными истинами и позднее оказавшиеся заблуждениями (например, языческие верования). Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в другой культуре оцениваются как ложные.

Главную роль в любой культуре играют достоверные, оправданные практикой знания. Средоточием их является наука. Современная культура является культурой научного знания в неизмеримо большей степени, чем в прошлом. Распространение научного знания в обществе связано с повышением уровня образованности народа. Образование - путь в мир научного знания, а тем самым и в современную культуру.

è Ценность (ценностный смысл) - это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность – «антиценность»).

Строго говоря, ценностью является свойство, способность объекта удовлетворять человеческую потребность, а объект есть лишь носитель ценности. Однако на практике ценностью называют не только указанное свойство объекта, но и сам этот объект. Ценность не может быть присуща объекту самому по себе, вне зависимости от человека. Для человека, ничего не знающего о ценности объекта, этот объект не представляет никакой ценности. Даже если объект обладает свойствами, позволяющими ему удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не делает его ценностью. Чтобы объект обладал ценностью, необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств. Например, земное тяготение, воздух, витамины, общение с другими людьми необходимы человеку, он без них не может существовать; но если он не сознает этого, то они для него ценности не имеют. Ценность связана со знанием, но не сводится к нему: знание лишь констатирует свойства объекта, в том числе способность удовлетворять какую-то потребность, т.е. ценность; но последняя есть не знание, а отношение между человеком и объектом.

Обычно ценности разделяют на материальные и духовные. К первым относят «материальные блага», а ко вторым – «духовные блага»: известные триады «истина, добро, красота» и «вера, надежда, любовь»; художественные, научные, философские, религиозные идеи и т.д. Следует, однако, иметь в виду, что, говоря вообще, все ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собою род смыслов; “материальными” и “духовными” называют здесь в действительности не сами ценности, а объекты (“блага”), которые служат их носителями.

Человеческие представления о том, что собою представляют ценности (добро, красота, комфорт и др.), называются ценностными представлениями. В формировании ценностных представлений большую роль играет воображение. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющих их желания и потребности, люди формируют идеалы – образцы, эталоны ценности. Ценность реально существующих материальных и духовных благ оценивается в сравнении с ними. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу. Однако идеал – это лишь воображаемый образ. Существующие в действительности объекты никогда не совпадают с идеалами.

Таким образом, культура предстает перед каждым отдельным человеком как мир ценностей и идеалов. Однако во всякой культуре есть не только ценности и идеалы, но также и антиценности, и антиидеалы ( т.е. то, что противостоит ценностям и идеалам), а есть и такие культурные феномены, которые не оцениваются в ценностном плане. Поэтому аксиологический взгляд на культуру не охватывает всего ее содержания.

è Регулятив (регулятивный смысл) – это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т.е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие - нет.

В отличие от животных, люди не могут жить на основе врожденных, генетически заданных образцов поведения. Сложные виды человеческой деятельности не запрограммированы в генах, им надо учиться. Культура несет в себе внегенетические программы деятельности. Если действия животного подчиняются природным законам, от которых оно не может отступить, то действия человека, кроме этого, регулируются еще нормами и правилами, которые он сам для себя устанавливает (например, нормы и правила игры, этикета, судопроизводства, дорожного движения и пр.). Он может по собственному желанию действовать «по правилам» или «против правил», но, приняв их, он сам накладывает на себя какие-то обязанности и ограничения. Животное ведет себя «естественно», а человек искусственно ограничивает себя, но в результате этого создает условия для развития деятельности. Он ищет лучшее, наиболее совершенное решение задачи. Животные же не стремятся к достижению какого-либо «совершенства», а просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения. Введение определенных норм, которые регулируют действия людей – это специфическая черта человеческого образа жизни, закрепляемая в культуре.

Культурные нормы в большей или меньшей степени регламентируют всё, с чем связана человеческая жизнь – еду и одежду, отношения между мужчинами и женщинами, развлечения и труд. Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Во всяком продукте общественного труда заложены программы его использования: средства производства предполагают определенные способы трудовой деятельности, предметы домашнего обихода – определенные формы быта. Именно заданные культурой программы определяют характер использования условий и предметов окружающей среды. Если мы пользуемся стулом, чтобы сидеть, а ложкой и вилкой – чтобы есть, если мы пересекаем улицу по знаку светофора, восхищаемся творениями живописи и архитектуры, то поступаем так не потому, что указанные объекты по своей природе не допускают никаких иных действий: мало ли что можно сделать со стулом или светофором! Мы поступаем так потому, что знаем «культурные свойства» этих объектов, требующие данного обращения с ними[3]. Уровень нашего овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных предметах культуры информацию и придерживаемся связанных с ними программ поведения, предписанных культурой.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. И «нормативная избыточность», и «нормативная недостаточность» становятся препятствием для социального прогресса.

Программирование культурой человеческого поведения не лишает личность свободы выбора действий. Развитая культура несет в себе множество программ, предлагает каждому огромный выбор возможностей и открыта для творческого созидания новых программ. Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию и насколько он оказывается в состоянии последовательно осуществлять то, к чему толкает его свободный выбор.

Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.

Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой – семиотикой. Понятие знаковой системы в семиотике охватывает очень широкий круг объектов: это и разговорные языки; и искусственные языки – язык математики, химии, «машинные» языки и т.д.; и системы сигнализации; и языки искусства; и правила этикета; и религиозные символы и ритуалы; и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристика культуры.

Явления культуры - это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.

Понимать какое-либо явление культуры – значит воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно становится фактом культуры.

Когда какие-либо предметы (например, орудия труда) используются в чисто утилитарных целях, их знаковая функция отходит на задний план, а на первый выдвигаются физико-химические свойства. При этом мы обычно и не воспринимаем их как предметы культуры. Как только мы принимаем во внимание их знаковый характер, они уже выступают как предметы культуры.

Для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры: они интересуют его именно как носители социальной информации; для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продает, они не более чем средство наживы - их знаковая функция ему не важна. Меч - это оружие, и когда он применяется для защиты или нападения, он используется как предмет, а не как знак. Но вместе с тем меч, прикрепленный к поясу, становится символом, означающим, что его носитель - воин, рыцарь, человек благородного происхождения. Дворяне XVII-XVIII вв. вместо меча уже носят шпагу. Крошечная парадная шпага оружием практически не является - она лишь знак, символ символа: она символизирует меч, который означает принадлежность к дворянскому сословию. Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевскогостыдится дырявых подошв и даже изобретает особую походку, чтобы их не было видно. Дырявая подошва может причинить много неприятностей: промоченные ноги, простуду; но Макар Девушкин страдает не от того, что ему холодно, а от того, что ему стыдно. Для него страшнее всего, что дыры в подметке - это знак бедности. Стыд его вызван не физическими, а знаковыми свойствами его сапог[4].

Если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, а как мира смыслов - ее духовное содержание, то культура как мир знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) есть продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают как своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.