Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая культура




Средневековье - это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и XV века. Культура европейского средневековья возникла на руинах Римской империи. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело ее будущее.

Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римской культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смогла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор дальнейшей культурной жизни Европы был бы обращен в прошлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, подобно индийской или китайской культуре.

Второй силой был дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Римском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчезла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому же христианское движение, когда рухнула Римская империя, уже имело централизованную церковную организацию, объединяющую всех христиан. При поддержке светских властей церковь сумела сосредоточить в своих руках немалое богатство. Сила христианской церкви обеспечивалась не только единством веры, но и ее организационным единством, и ее имущественными ресурсами. Все это и позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре.

Однако эта победа не была легкой. В самом христианстве было множество течений, так или иначе отражавших влияния побежденных им сил. Церкви приходилось бороться за сохранение своего единства, отсекая ереси, не согласующиеся с утвержденными догматами. Эта борьба завершилась включением в христианское богословие ряда идей античной философии, а Платони Аристотельбыли признаны духовными предшественниками христианства. Затянувшийся на несколько столетий процесс христианизации варваров не уничтожил полностью язычество. Некоторые языческие персонажи нашли выражение в образе христианских святых или дьявольской нечисти, а языческие праздники были частично отождествлены с христианскими. В сознании средневекового человека христианская религиозность переплеталась с архаическими представлениями и суевериями. Около пятисот лет («темные столетия», как иногда называют VI-X вв.) длился период становления новой культуры. 1000 год может быть условно принят за веху, с которой она вступила в пору зрелости.

Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Начиная с отцов церкви, богословы постоянно подчеркивали недоверие к человеческому разуму, приоритет веры над ним, опасность «излишних умствований». «Святая простота», не знающая никаких сомнений вера противопоставлялась «гордыне» тех, кто тщится слабым человеческим умом постичь божественные тайны мироздания. Пышному расцвету иррационализма и мистики способствовал низкий уровень знаний даже среди образованных людей, не говоря уже о невежестве подавляющей массы населения. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками. Он слепо доверял таинственным знакам и символам, мистическим видениям и рассказам о чудесах. Вся природа казалось ему символическим выражением высшего, незримого мира. Символом вселенной считался церковный собор - «дом Божий», купол которого воспринимался как небесный свод, портал - как «небесные врата» и т.д. Тайный символический смысл придавался некоторых вещам и магическим словам.

«Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью. Самостоятельно мыслящая личность была развита относительно слабо, коллективное сознание доминировало над индивидуальным. Вера в слово, изображения, символы была безгранична и не встречала никакой критики - в этих условиях фальсификация неизбежно имела большой успех».[35]

Столь же решительным был отход от языческого отношения к телесности, здоровью, чувственным наслаждениям. Церковь категорически осуждала античный культ тела как греховный. Требуя заботиться о душе, а не о теле, она провозглашала культ аскетизма.

Восславлялись отшельники, исступленно умерщвлявшие плоть, отказывающиеся от чувственных удовольствий. Особенно греховными считались сексуальные наслаждения – церковь допускала их только ради деторождения. Сам вид обнаженного тела вызывал у верующих негодование. Средневековый идеал красоты резко отличен от античного: худая, плоская фигура с тонкими руками и ногами, узкими плечами и истощенным лицом, на котором выделяются глаза, устремленные куда-то в незримый духовный мир. Такими художники изображали праведников, святых и самого ИисусаХриста.

Почтение к греческой учености и вражда к античной чувственности; христианское милосердие и жестокое преследование еретиков и язычников; изощренные богословские споры о тонкостях христианского учения и дремучее невежество народа; варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души - эта причудливая смесь составляла содержание религиозного сознания в эпоху средневековья.

Постепенно церковь распространила свое влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всем руководствоваться религиозными догматами стала в средневековом мире «привычкой сознания». Церковные правила регламентировали распорядок дня, церковный календарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопровождались важнейшие события человеческой жизни - рождение, свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за «преступления против веры». Религиозные мотивы во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств. Борьба с «иноверцами» нередко была лозунгом, под которым велись войны.

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука находились под строгим контролем: соответствие их содержания христианскому вероучению являлось неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной власти. Нарушители этого требования объявлялись еретиками, и если они не «исправлялись», то их сжигали живьем на костре. Ссылка на Библию считалась самым надежным философским и научным аргументом. В философии церковные догматы принимались как самоочевидные и неопровержимые постулаты, и речь шла лишь о том, как их лучше логически истолковать и объяснить. В естествознании господствовали общие рассуждения, к наблюдению и опыту наука того времени практически не обращалась.

Когда в одной из научных дискуссий возник вопрос, есть ли у крота глаза, его решение искали в священных текстах и книгах Аристотеля, но никому и в голову не пришло поймать и осмотреть крота: это считалось «ненаучным» делом. Лишь алхимики в поисках «философского камня» проводили эксперименты, но на эти занятия смотрели с подозрением и нередко обвиняли их в «черной магии». Средневековые научно-философские исследования носили преимущественно схоластический характер.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка; сложились каноны церковного песнопения. Особенно значителен был подъем архитектуры, которую можно, наверное, считать главным видом средневекового искусства.

Характерный архитектурный стиль раннего средневековья - романский. Монастыри и замки строились прочно и приземисто: толстые стены, едва пропускающие через узкие окна свет в сумрачные помещения, массивные колонны, поддерживающие низкие своды. Облик зданий наглядно воплощал миросозерцание эпохи. Романский собор - образ спасительной пещеры, в которой можно укрыться от суетного мира. Толстая стена должна изолировать от внешнего пространства, заполненного бренными заботами о хлебе насущном. Этот стиль прост, ясен, функционален. Романский храм собирает и организуют человеческую массу - «паству христову» - в тесное и смиренное стадо. С романской архитектурой гармонируют другие виды искусства раннего средневековья. Во всех них ощущается первозданная грубость «материала», который не маскируется затейливым изяществом отделки.

В более поздней средневековой архитектуре приобрел распространение готический стиль – ажурный, легкий, рвущийся к небесам (Собор Парижской Богоматери, Реймский собор, собор св. Анны в Вильнюсе). Ряд остроконечных арок, образованных ребрами, держит всю конструкцию; в обширные окна вставляется цветная слюда или стекло. Огромный готический храм (раза в 2-3 выше романского) держится на тонких ребрах стены и пучках стройных колонн. Стена, потерявшая тяжесть и толщину, перестала изолировать молящегося от внешнего мира, она влечет взор за пределы храма, ввысь - в иную, мистическую реальность. Другие виды искусства того времени созвучны готике: изощренная и изысканная рыцарская поэзия, героико-фантастический рыцарский роман.

Грамотность была редким явлением в средневековом обществе. Даже короли не всегда умели читать и писать. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Вся система образования носила религиозный характер. Школы существовали, главным образом, при монастырях. В течение многих веков оставалась незыблемой программа школьного обучения, нацеленная на подготовку священнослужителей. С XII в. появляются университеты - Болонский, Оксфордский, Парижский и др., в которых открываются богословский, юридический и медицинский факультеты.

Преподавание всюду шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Книги были рукописными и очень дорогими; в университетских аудиториях их запирали в железный футляр, прикованный цепью к кафедре. Лектор отпирал книгу ключом и читал (слово lector по-латыни и означает чтец), студенты хором повторяли текст, заучивая его наизусть.

Наиболее популярным литературным жанром были жития святых. Великая поэма Данте«Божественная комедия», появившаяся в начале XIV в., была новаторским произведением, оценить которое могли лишь немногие из его современников. Лишь после того, как в XV в. И.Гутенбергизобрел книгопечатание, образование стало принимать более светский характер, и количество образованных людей в Европе стало быстро расти.

В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда: два первых - «молящиеся» (священники) и «воюющие» (рыцари, благородное дворянство) - составляли элиту, а простой народ относился к третьему разряду - «трудящимся». Существенной особенностью средневековой культуры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны.

Представители элиты должны были неукоснительно соблюдать кодекс дворянской чести, правила этикета, религиозные ритуалы. Их интересы вращались вокруг военных походов, придворных интриг, рыцарских турниров, любовных приключений. Среди них были популярны песни трубадуров, куртуазная поэзия, рыцарский эпос. Наиболее образованное духовенство интересовалось богословием, философией, историей.

Простому же люду, оттесненному от «высокой» культуры, идеалы элиты были чужды. Крестьянство и трудовое бюргерство жило размеренной трудовой жизнью, в которой сохраняли силу архаические обычаи, подчас никак не согласующиеся с канонами христианской веры. Народный эпос нес в себе немало следов древних, дохристианских легенд. На протяжении всего средневековья среди простонародья упорно продолжали сохраняться языческие обряды, ритуальные праздники и сборища. Языческое происхождение имеют карнавалы. От ритуально-языческих корней берут начало средневековые гильдии и цеха ремесленников (слова цех, гильдия первоначально означали «пирушка», «попойка», «жертвоприношение»). В крестьянском сознании почитание христианских святынь принимало иногда совершенно парадоксальные формы.

В фольклорном предании Христоссходит с креста, чтобы пинком отправить своего оскорбителя в ад. Был и такой случай, когда верующие, желая обеспечить свою общину чудотворными мощами праведника, решили убить его. В ходу были сатирические песни, высмеивающие монахов и священников, пародийные обряды вроде введения осла в церковь.

Вообще было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяжении средних веков в Западной Европе происходили сдвиги, которые мало имели отношение к духу религиозности. В период средневековья начали зарождаться существующие ныне европейские нации, языки и государства, возник новый тип европейского города, появились многие приметы «европейского» образа жизни. Именно в эту эпоху вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, основные элементы современного костюма (брюки, юбка), мебель с выдвижными ящиками, бумага, письмо птичьим пером, нумерация листов в книгах; были изобретены механические часы, рубанок, огнестрельное оружие, ветряная мельница, хомут и дышло; научились применять удобрения, делать железные подковы на гвоздях, изготовлять спирт из зерна, играть в футбол, ориентироваться по компасу.

Средневековая Европа была культурным захолустьем по сравнению с Китаем, Индией или исламскими халифатами того времени.

«По тогдашнему положению Западной Европы никто не мог бы сказать, что позднее она займет главенствующее положение в мире по могуществу и культуре... Превосходством, достигнутым после Возрождения, мы обязаны отчасти культуре и научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые были постепенно созданы в период средневековья».[36]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.