Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные сценарии




Мы живем в пространстве культуры. Культура объемлет нашу жизнь во всех ее проявлениях. Но жизнь сама по себе не есть феномен культуры – она представляет собою явление многомерного мира за пределами культурного пространства. Жизнь – биологический процесс. Она дана человеку как биологическому существу. Но она становится человеческой жизнью, когда облекается в культурные формы. Культура есть «то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных»[46].

Культура не создает жизненную энергию человека, она лишь направляет ее на разумные цели и рационально организует ее использование в условиях человеческого общежития. Потребность жить и действовать – биологическая почва, из которой произрастает способность человека к созданию и совершенствованию культуры. В этом – главное отличие человека от компьютера: у компьютера нет внутренней жизненной силы, нет потребностей к жизни, внутренних стимулов, которые побуждали бы его к самостоятельной интеллектуальной либо иной деятельности ради самосохранения или продолжения жизни «компьютерного рода».

Культура обуздывает проявления врожденных животных инстинктов человека. Она накладывает на них ограничения и запреты, благодаря которым становится возможной социальная жизнь, т.е. существование и развитие общества. В обществе создаются принципиально новые, «надбиологические» условия сохранения и продолжения биологической жизни человеческого рода. Эти условия приводят к образованию разнообразных форм человеческой деятельности, которых нет и не может быть у животных.

Собственно человеческая деятельность – это лишь часть всей жизнедеятельности человека, хотя и самая главная часть. Человеческая деятельность - это разумная деятельность. А так как сам разум есть продукт культуры и формируется у каждой отдельной личности в ходе приобщения к ней, то можно сказать, что вся человеческая деятельностьпротекает на основе усвоения культуры, отложившегося в ней социального опыта. Даже в тех случаях, когда личность собственным умом находит оригинальные приемы и средства своей деятельности, ум ее работает на основе приемов мышления, освоенных с детства в общении со старшими, и информации, полученной в результате обучения, чтения, участия в социальной жизни, освоения «второй природы» - окружающей человека предметной социокультурной среды.

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий – это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он не обязательно отчетливо осознается, может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Но всякий человек, если он действует как разумное существо, всегда имеет хотя бы самый приблизительный сценарий, который определяет возможные пути и способы реальных действий личности. Мы мысленно составляем такие сценарии и выполняем их и в очень простых ситуациях, и в долговременных делах, вплоть до всего дела жизни.

Простейший пример. Когда вы собираетесь позвонить по телефону, то еще до того, как вы поднимете телефонную трубку, у вас в голове составляется сценарий предстоящего разговора: вы вспоминаете имя того, с кем хотите поговорить, намечаете канву беседы, предусматриваете возможные варианты (что делать, если вам скажут то-то и то-то, или если к телефону подойдет другой и пр.) Этот сценарий может быть намечен лишь в очень общих чертах, может изменяться в зависимости от обстоятельств, но без него вряд ли вы вообще стали бы звонить.

Значительно более сложны сценарии, которые предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Такие сценарии обычно представляются лишь в виде некоторых целей, к которым вы будете стремиться, задач, которые вы предполагаете решить, принципов, на которых вы будете строить свою жизнь в процессе решения этих задач. Многое здесь остается в тумане и рисуется гипотетически. Часто человек и не старается отчетливо осознать, прояснить и детализировать свои долгосрочные сценарии, полагая, что жизнь будет вносить в них свои коррективы. Однако все равно эти сценарии в каком-то виде у него имеются.

Можно различать в таких сценариях два слоя или уровня. На первом уровне сценарий выступает в виде сюжета, который задается реальными условиями жизни человека и тем, какие знания, нормы, ценности и идеалы может он почерпнуть из окружающего культурного пространства. Это - культурный сценарий. Он выступает каксоциокультурно обусловленный сценарный план, как основной сюжетная линия жизненного действия. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и принципы построения. Но в рамках общего культурного сценария может существовать целый веер разнообразных вариантов, различных поворотов и нюансов основного сюжета. Каждый человек выбирает какие-то из них в зависимости от конкретных обстоятельств своей жизни и своих личных особенностей. Эта конкретизация главной сюжетной линии образует второй сценарный слой – индивидуальный сценарий деятельности, в котором основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.

Культурные сценарии – это обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей. Их можно схематически представить в виде траекторий, проходящих через какие-то «ниши» культурного пространства.

Культурные сценарии формируются благодаря коллективной духовной деятельности народа, и люди, исполняющие их, следуют традициям, обычаям, которые сложились в культуре до них. Сила общественного мнения, господствующих в культуре установок заставляет людей в своей жизни и деятельности осуществлять то, что положено по культурному сценарию. В результате жизнедеятельность людей «обрамляется» и организуется культурой. Но люди играют роли, предписанные им культурными сценариями, различным образом. Культурный сценарий – это лишь набросок, общий план, очерчивающий контуры человеческого поведения, тогда как индивидуальные сценарии всегда строятся в рамках, заданных культурными сценариями.

Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, их возможную успешность. Он делает поведение людей понятным для других и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сценария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не предусмотренных эталонными культурными сценариями. Творцы культуры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образцами для новых сценариев).

***

Описанную в этой главе трехмерную модель культуры не следует понимать ни как точную и полную, ни, тем более, как единственно верную систему теоретических представлений о культуре. Данная модель есть не более чем модель-метафора. Однако она полезна для того, чтобы представить в общих чертах анатомию культуры и выделить ее существенные компоненты, которые подлежат анализу. В последующих главах рассматриваются осевые формы культуры (глава 6), три ее основных «лика» (главы 7, 8, 9) и культурные сценарии (глава 10).


 

Глава 6. Осевые культурные формы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.