Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантное поведение. Где есть нормы, там есть и возможность отклонения от них




Где есть нормы, там есть и возможность отклонения от них. О норме имеет смысл говорить только тогда, когда предполагается, что она может нарушаться. Это относится и культурным нормам: наряду с нормативным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Девиации - отклонения от норм – в любом обществе являются постоянным спутником нормативного поведения. Они бывают двоякого рода.

Случайные девиации возникают из-за неудачного стечения обстоятельств, при котором человек оказывается вынужденным совершить ошибку. Нередко он сам раскаивается в содеянном и старается больше не допускать подобного.

Регулярные девиации – это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей, более или менее часто встречающиеся в жизни общества. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм – от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств.

Регулярные девиации подчиняются особым, специфическим регулятивам, которые расходятся с общепринятыми культурными нормами поведения («если нельзя, но очень хочется, то можно»). Наиболее очевидными девиациями являются преступления против закона, а также весь образ жизни уголовного мира. Сюда же относятся формы поведения, выключающие личность из нормальной жизни, - пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество. Однако девиацией может быть не только антисоциальное поведение, но и безвредное или даже полезное для общества: например, образ жизни «трудоголиков», работающих без отдыха, с точки зрения обывателя является девиантным.

Когда какая-либо регулярная девиация становится массовым явлением, она превращается в норму. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные – входить в норму. Так нередко возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды многие новинки сначала выступали как девиации, а затем становились нормой.

С другой стороны, культурные нормы устаревают, выходят из употребления, и тогда следование им становится девиацией.

Говорят, что нет правил без исключений, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Общество, в котором все правила и законы скрупулезно выполнялись бы всеми его членами, было бы неспособным изменяться и совершенствоваться. Девиации выполняют в развитии общества такую же функцию, как мутации в развитии биологического вида. Чтобы общество развивалось, нормы и правила деятельности людей должны изменяться. Девиации - способ формирования новых норм и правил. Поэтому они неустранимы из культуры. Они всегда были, есть и будут. Так уж «устроена» культура, чтобы девиации в ней были возможны. По мнению Э.Дюркгейма, девиантность, в том числе и преступность, в некотором смысле является даже «нормальным» социальном явлением. Общество без преступников столь же невозможно, как поезд без последнего вагона.


 

Глава 7. Духовная культура

§1. О смысле понятия «духовная культура»

В данной книге духовная культура как особая область культурного пространства выделяется не по признаку «нематериальности», а по ее положению относительно «когнитивной», «ценностной» и «регулятивной» осей. Область духовной культуры отделяется от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей - технологической и социальной культуры. Мифология, религия, искусство, философия - основные формы духовной культуры, наиболее очевидным образом принадлежащие к ней. Их можно представить как пласты культурного пространства, параллельные «ценностной» и «когнитивной» осям (рис. 7.1).

 

 

Рис. 7.1

 

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

1. В отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарна, по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни – «радости духа» - красота, знание, мудрость. Она нужна людям, прежде всего, сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней прагматических задач.

2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный никакими практическими соображениями, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах. Безграничный простор для творчества предоставляет искусство.

3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с образами наблюдаемой действительности существуют образы небывалых явлений: невиданные страны и планеты, ад для грешников и рай для праведников, мифические духи и боги, литературные герои. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь, - может быть, даже больше, чем реальный мир.

4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе, и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.

В следующих разделах этой главы рассматриваются основные формы духовной культуры – мифология, религия, искусство.[51]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.