Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика мифологического мышления




Характерные черты мифа

Изучение древней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику.

1. Отождествление фантазии с реальностью. Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии. Он буквально «воочию» видит в реальности то, что на самом деле существует лишь в его воображении. Поэтому вера в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. А логические доводы против нее бессильны, ибо люди обычно склонны доверять своим глазам больше, чем логике.

2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. Фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер. Благодаря этому миф выступает как произведение искусства (впоследствии художественность мифа нередко становится одним из главных его достоинств - примером здесь может служить античная мифология).

3. Эмоциональная насыщенность. В силу своей «очевидной» достоверности и художественной образности миф непосредственно затрагивает чувства людей. Он вовлекает их в переживание происходящих в нем событий. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. Это укрепляет его веру и делает человека неспособным к рациональному размышлению над содержанием мифа. На всякие попытки логической критики мифа он отвечает непониманием и раздражением.

4. Связь с магией. Мифология не только формирует духовную жизнь людей – она имеет и практическую направленность, ибо вооружает людей «техническими» средствами воздействия на окружающую действительность. В мире мифических духовных сил открывается возможность влиять на эти силы с помощью магии. Магия представляет собою совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями скрывается духовное, мистическое содержание – возможность воздействовать на духов и направлять ход событий в желательную сторону. Вера в силу магического обряда, как и вера в связанный с ним миф, не зависит от эффективности этого обряда. Если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.

Как возникают мифы? Хотя они наполнены вымыслом, это не значит, что люди создают их произвольно или в зависимости от чисто случайной игры воображения.

Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Данные непосредственных чувственных наблюдений всегда присутствуют в содержании мифа. Объяснение смены времен года смертью и воскрешением бога Озириса в древнеегипетском мифе фантастично, но сама смена времен года есть факт, а не фантазия. Существование Луны на небе - наблюдаемый факт, а вот объяснение этого факта забрасыванием на небо сандалии африканского колдуна – это вымысел. Мифологические вымыслы и возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям. Мифотворчество предполагает переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу – переход, совершающийся по определенным принципам.

Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма. Слово «антропоморфизм» (от греч. anthroposчеловек и morpheформа) буквально означает «человекоподобие». Принцип антропоморфизма состоит в том, что все в мире уподобляется человеку, мыслится по «образу и подобию» человека. Познавать новые явления мы можем, лишь опираясь на предварительно накопленные знания. Но на фоне еще очень малых знаний об окружающем мире наиболее знакомым для первобытного человека предметом был он сам, поэтому представления о других предметах строились, исходя из знаний о себе самом. Не осознавая того, первобытные люди так или иначе наделяли какими-то человеческими чертами все вещи и явления, действительно существующие или воображаемые. Разнообразные вещи и явления «оживляются» и «одушевляются». Мир оказывается наполненными не только «телами», но и «духами», населяется фантастическими существами и мифическими богами, которые тоже, подобно человеку, имеют тело и душу. Вся эта «живность» - боги, духи, животные, растения и наделенные жизнью предметы – ведет себя «по-человечьи»: разговаривает, ест и пьет, рождает потомство, совершает добрые и злые поступки, о чем и рассказывают мифы.

Следствием антропоморфизма является и типичная для мифа артефактизация вещей и явлений: они представляются не возникшими сами собой, а артефактами, т.е. специально кем-то созданными. Земля и солнце, свет и ветер, сам человек и происходящие с ним события трактуются как результаты чьей-то деятельности.

Дуга японских островов в мифе создается богом Изанаги, который, гуляя по радуге, окунул в море свое копье и стряхнул с него капли; упав в море, они застыли – так и образовалась «Земля Восходящего Солнца». Когда в одном из африканских племен кто-то падает с пальмы, то никто не сомневается, что пальма это специально сделала, и ее наказывают - срубают и сжигают.

Отзвуки антропоморфизма в различных формах дошли до наших дней. И ныне мы склонны иногда наделять предметы реальности человеческими свойствами (например, компьютер «думает», «спрашивает», «отвечает» и «нарочно зависает»).

Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности». Так исследователь первобытного мышления Л.Леви-Брюль назвал принцип, с помощью которого оно строило ассоциации и связи представлений. «Сопричастность», по Леви-Брюлю, есть особое, мистическое единство вещей [52], обусловленное «общностью душ». Явления, находящиеся в этом единстве, «сопричастны» одной духовной силе, ими управляет некий общий дух.

Согласно принципу «сопричастности» все, что происходит с какой-нибудь вещью, воздействует на «сопричастные» с нею другие вещи. А так как воздействие это происходит в силу мистического «сопричастия», первобытные люди не интересуются конкретными механизмами физического взаимодействия.

Леви-Брюль полагает, что выводы о сопричастности делались на основании самых различных, часто случайных обстоятельств: внешнего сходства, соприкосновения, следования друг за другом во времени. «Сопричастность» чего-то могла быть и результатом специальных магических действий. Важнейшим логическим средством установления «сопричастности» была аналогия: если предметы по каким-то признакам сходны, то, значит, они «сопричастны». Изображение человека или животного во всех примитивных культурах считается находящимся в мистической связи с оригиналом, поэтому манипуляции рисунками или фигурками использовались как средство воздействия на людей и животных. Основанный на аналогии принцип «подобное вызывает подобное» - краеугольный камень многих магических действий.

Иногда первобытное мышление улавливало действительные связи явлений. Но чаще всего оно приходило к несуразным с современной точки зрения суждениям. В Конго однажды туземцы причиной засухи объявили шляпы европейцев-миссионеров (поля шляп, де, перегородили дорогу дождю). В Древнем Китае не видели ничего необычного в том, что вдова рождает ребенка от глиняной статуи мужа. Не менее абсурдные «сопричастия» получались путем умозаключений по принципу «после этого – значит вследствие этого».

Путешественник Ф.Сагар рассказывает о североамериканских индейцах: «Однажды вечером, когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать туземцам, что у нас, во Франции, водятся зайцы и кролики, при помощи теней моих пальцев изобразил против света на стене фигуры этих животных. По чистой случайности туземцы назавтра наловили рыбы больше обыкновенного. И они решили, что причиной богатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал. В простоте своей туземцы приняли упрашивать меня, чтобы я каждый вечер взял на себя труд делать то же самое...»[53]

Мифологическое мышление сходно с мышлением маленьких детей. Ж.Пиаже на основании исследований выявил следующие особенности детского мышления:

1) эгоцентризм - маленький ребенок чувствует себя центром всего мира и не может еще понять, как выглядят какие-то обстоятельства с точки зрения других людей;

2) «детский анимизм» - ребенок наделяет все предметы жизнью, разумом, «душой»;

3) «артефициализм» - ребенок склонен думать, что все предметы и явления природы кто-то делает (например, ребенок говорит: «Какая противная дверь: она меня специально ударила!» или спрашивает: «Кто сделал луну?»).

Поскольку эти особенности напоминают черты мифологического мышления, некоторые ученые полагают, что биологический закон, согласно которому в ходе развития индивида воспроизводится в сжатом виде развитие вида, относится и к человеческому интеллекту: в детском возрасте человек проходит через стадию умственного развития, на которой он мыслит подобно тому, как мыслили древние люди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.