Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Будды




Буддизм

Учение Будды (Сиддхартхи, Гаутамы) появилось в VI в. до н.э. в историко-культурном контексте древнеиндийской цивилизации, которая к тому времени насчитывала уже около двух с половиной тысячелетий. Традиционные религиозно-мифологические воззрения того времени называют брахманизмом. Согласно брахманизму, в основе мироздания лежит единая мировая душа - Атман (или Брахман), которая является источником индивидуальных человеческих душ. Общество делится на четыре касты, или варны(сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники) и шудры (слуги); вне варн остаются парии – изгои, лишенные всяких прав. После смерти души людей переселяются в другие тела; согласно закону кармы – посмертного воздаяния за поступки при жизни – душа может возродиться в человеке из более высокой или низкой варны или даже в животном. В сансаре – круге преходящих событий земной жизни – вращается переселяющаяся из тела в тело душа, пока после всех перевоплощений не достигнет нирваны – состояния высшего совершенства и блаженства, которое достигается в результате воссоединения ее с Атманом.

Основные положения буддизма («великие истины»), изложенные Буддой в его Бенаресской проповеди [55], таковы:

1. «Святая истина о страданиях»: жизнь наполнена страданиями. Их доставляет нам наша пятикратная привязанность к земному бытию: «рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание».

2. «Святая истина об источнике страданий»: причиной страданий являются наши желания – «жажда бытия, жажда наслаждений, жажда могущества». Даже смерть не может избавить нас от страданий, потому что душа наша опять вернется в сансару.

3. «Святая истина о прекращении страданий»: чтобы избавиться от страданий, надо освободиться от желаний. Необходимо «полное уничтожение желаний, чтобы они совсем ушли».

4. «Святая истина о пути к прекращению страданий»: восьмеричный путь самосовершенствования, который «открывает глаза, открывает и ум, ведет к покою, к познанию, к просветлению, к нирване». Он предполагает овладение искусством

· праведно понимать (иметь глубокую веру в святые истины);

· праведно решать (принимать решения на основе этой веры);

· праведно говорить (не лгать, не грубить);

· праведно действовать (не вредить живому);

· вести праведный образ жизни (честным трудом);

· праведно нацеливать волю (на борьбу с соблазнами);

· праведно направлять внимание (на духовное совершенствование, отрешаясь от всего земного, чувственного);

· праведно самоуглубляться (сосредотачивать мысль на внутреннем постижении высших истин).

Конечный идеал буддизма – нирвана. Это слово на санскрите означает буквально «затухание», «остывание». Но нирвана – не смерть, а состояние, запредельное и жизни и смерти. В этом состоянии человек перестает существовать как личность, как «Я»; его душа, возвратившись в Атман, растворяется в нем и обретает высшее, абсолютное существование. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становится буддой – «просветленным». Будды – это боги буддийской религии. Их много. На земле существуют также бодисатвы - святые, почти дошедшие до нирваны, но оставшиеся жить земной жизнью. Они помощники будд, творящие добро.

Брахманисты учили, что достичь нирваны могут только представители варны брахманов, а остальные должны совершенствовать свою карму путем аскетизма, чтобы через ряд перерождений души воплотиться в брахмане. В отличие от этого буддизм утверждал равенство всех людей и возможность для любого, к какой варне он бы ни принадлежал, достичь «просветления», стать бодисатвой или буддой.

Буддизм впервые создал небывалое до того братство людей из разных каст и народностей, духовно объединенных общей системой идей. Достоинство человека в сообществе последователей Будды стало определяться не его знатностью, богатством или властью, а внутренним выбором духовного идеала и стремлением к его осуществлению.

Для буддистов и земные радости, и земные страдания представляются «чувственным обманом», а потому они встречают и то, и другое с безразличием. Буддизм требует не аскетизма, а лишь равнодушия к мирским благам и невзгодам. Буддист не отказывается от вкусной пищи и не огорчается из-за того, что питается впроголодь. Он не опускается до того, чтобы видеть в еде источник удовольствия или страдания. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять чересчур жестких требований к людям. На этом основана система буддийского воспитания личности.

Однако, как замечает Вл.Соловьев, идеал буддизма внутренне противоречив. С одной стороны, он провозглашает милосердие ко всем живым существам, иногда доходящее до самопожертвования ради них. Но, с другой стороны, Будда утверждает призрачность земного бытия, проповедует полное отрешение от него. И низменная жажда наслаждений, и самые благородные порывы одинаково принадлежат к иллюзорному и пустому миру желаний и страданий. Спасти других от их кармы посторонняя помощь не может: каждый должен спасаться собственными силами. Никакое милосердие не может нарушить закон кармы. Поэтому облегчать другим их страдания бессмысленно. Идея жизненной активности, «деятельностного самопожертвования» вступает в противоречие с принципом полного безразличия к миру сансары со всеми его призрачными удовольствиями и невзгодами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.