Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие технологической культуры




Технология как культурный феномен

Сущность и содержание технологической культуры

Целесообразная организация человеческой деятельности предполагает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию. [86]

Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, – это область технологической культуры.

Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона – знаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.

Как и всюду в культуре, важнейшее место тут занимает вербальный язык – самая мощная из используемых людьми знаковых систем. Но в технологической культуре бóльшую роль, чем в других областях культуры, играют невербальные формы кодирования информации, в особенности – функциональные знаки, т.е. предметы и процессы, включенные в человеческую деятельность и несущие в себе информацию о ней (см. гл.2, §3). Технологическая информация далеко не всегда находит выражение в словах: люди часто не могут передать словами секреты своего мастерства, и их способы действий, умения, знания остаются запечатленными лишь в самих актах деятельности, в орудиях труда, инструментах, механизмах. Техника несет в себе знание, с помощью которого она создана, но чтобы вербализовать, изложить словами это знание, нужно рассматривать машину как «текст» и уметь «переводить» смысл этого «металлического текста» на человеческий язык.

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии. Магические технологии – колдовские ритуалы вызова дождя, обеспечения удачи в охоте, спасения от злых духов и т.п. - опирались на знания, выраженные в мифологических представлениях о мире. Древняя «магическая» технологическая культура выражалась большей частью в умениях и навыках, ее предметный, материально-технический базис был очень узок, а ее «теоретическое обоснование» сводилось к мифам. Основную роль в содержании древней технологической культуры играла ее регулятивная (в значительной мере магическая) составляющая, тогда как когнитивная (в основе своей – мифологическая) была еще малоразвитой и ненадежной; знаковым материалом же, в котором воплощались и передавались технологические сведения и умения, были, прежде всего, действия людей, а изготовленные ими вещи – орудия труда, предметы домашнего обихода, амулеты и пр. – использовались как источники технологической информации в меньшей мере. Видимо, первобытные люди передавали друг другу технологические знания чаще путем показа, демонстрации действий, а не путем словесных объяснений.

Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях.

С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии. Это сопровождалось разделением труда и возникновением профессий. Профессиональные знания и умения ремесленников, строителей, художников, врачей и т.д. древние греки называли словом «техне», что буквально означало «знание, умение, мастерство». В этом первоначальном значении слово «техника» в русском и других языках употребляется и поныне («техника ведения переговоров», «техника скрипичной игры»)

С другой стороны, расширялся и совершенствовался предметный инвентарь технологической культуры. Создавались новые и более эффективные виды орудий труда, изобретались различные приспособления и механизмы. Слово «техника» стало применяться и для обозначения этих материальных средств деятельности.

Технические знания долгое время – вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер и сводились к правилам, которых надо придерживаться при выполнении работы. Но постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в процессе производственной деятельности и функционирования технических устройств. Технические знания стали передаваться не только путем демонстрации и устных наставлений мастера своим ученикам, но и письменно, в т.ч. в книгах. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки. Однако это были лишь разрозненные сведения и рекомендации. Свойства, явления, процессы описывались, но почти никак не объяснялись теоретически: не было теорий, на основе которых можно было бы дать такое объяснение.

В Новое время сложившееся в практической деятельности техническое знание сближается с созревшей в лоне философии теоретической наукой. В результате родилась наука в современном ее понимании. Астрономия, физика, механика, химия, биология обзавелись научными приборами, позволяющими проводить точные наблюдения и сложнейшие эксперименты. Умозрительные естественнонаучные концепции стали обрастать «плотью и кровью» экспериментальных фактов и превращаться в обоснованные практикой теории. А технические знания начали опираться на математику и естественные науки, теоретически обобщая на этой основе накопленный опыт. Это привело к тому, что они стали оформляться в техническую науку, которая за пару столетий превратилась в одну из самых мощных ветвей древа науки.

С начала Нового времени изменяется социокультурная роль науки. Отделившись от философии, наука сближается с практикой. Не только техническая наука, но и естествознание, и математика постепенно все больше ориентируются на решение утилитарных задач - главным образом, производственных и военных.

После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к ХХ в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной». Время, когда малограмотный «умелец» мог сотворить чудесные технические открытия, безвозвратно уходит в прошлое. Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники – все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера.

Инженерия представляет собою особый тип деятельности, который лежит на стыке науки и техники. Это «промежуточная», соединяющая технику и науку область, где наука применяется для решения технических задач, а техника создается и используется с помощью науки.

Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов – техники, науки и инженерии. Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука – ее интеллектуальную «душу», а инженерия – ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Эти компоненты технологической культуры можно представить схематически в виде «пластов», расположенных в культурном пространстве параллельно «когнитивно-регулятивной» плоскости (см. рис. 9.1).

 

Рис. 9.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.