Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуг как условие развития культуры




Соотношение работы и досуга

Культура досуга

Досуг – это «свободное от работы время»[105]. Досуг есть отдых, а отдыхать – значит, как сказано в классическом Толковом словаре В.Даля, «покоиться после трудов, дать себе роздых, ничего не делать, уставши сидеть, лежать или стоять, собираясь с силами». Если так, то вроде бы нельзя даже рассматривать культуру досуга в главе о сценариях деятельности: сценарии досуга – это скорее уже сценарии бездеятельности. Отсюда естественно возникает и представление, что раз время досуга, отдыха не заполнено никакими занятиями, то оно не занято и культурой.

Из этого представления, очевидно, исходит официальное наименование городских парков: «Парк культуры и отдыха». Тут все расставлено по местам - культура отдельно, отдых отдельно. Дескать, само собой разумеется, что культура – это не отдых, а отдых – не культура, но парк, тем не менее, поможет вам, граждане, сочетать вместе эти разные виды времяпрепровождения: культурно отдохнуть и, отдыхая, «окультуриться».

Противопоставление досуга работе (труду, делу), конечно, имеет свое оправдание. Вконец измученному работой человеку, как правило, действительно не хочется ничего, кроме как, по Далю, «уставши сидеть, лежать или стоять». Однако и пассивный, бездеятельный отдых – это некоторая разновидность культуры досуга.

Если же работа не доводит человека до полного истощения сил, то он может отдыхать более активно, заполняя время досуга какими-то занятиями, доставляющими ему удовольствие: чтением, просмотром телепрограмм, встречами с друзьями, посещением музеев и театров. Это обычно и называют «культурным отдыхом». Безусловно, такой отдых более содержателен и связан с более развитой культурой досуга.

Если бы досуг всегда проводился в пассивной форме, то духовная жизнь людей протекала бы на крайне примитивном уровне. Развитие культуры при этом шло бы очень медленными темпами, если вообще было бы возможно. Для занятия культурной деятельностью нужно время. Отсюда следует, что активный досуг – необходимое условие развития культуры. Для того, чтобы она развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования.

В первобытных племенах, где все были в равной мере заняты физическим трудом, для досуга – а следовательно, и для развития духовной культуры – времени оставалось мало. Важнейшим шагом, ускорившим ее развитие, было отделение умственного труда от физического.

Первыми людьми, частично или полностью освобожденными от производительного физического труда и живущими за счет труда других, были вожди, шаманы, жрецы. Они получили, таким образом, время для духовной деятельности. Они и становились основными хранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций.

С переходом к классовому обществу темпы роста культуры значительно возрастают. Ибо расслоение общества на бедных и богатых привело к тому, что небольшая верхушка неработающих состоятельных собственников получила возможность иметь много досугового времени. Можно осуждать несправедливость общественного порядка, при котором одни роскошествуют, а другие должны на них работать, но такова диалектика общественной жизни – без этой несправедливости историческое развитие культуры застопорилось бы. Имущественное неравенство между классами -- цена, которую человечество заплатило за культурный прогресс [106].

Выделение слоя богатых собственников имело двоякие последствия. Во-первых, они сами стали на досуге заниматься искусством, философией, наукой и т.д. Во-вторых, они могли тратить деньги на оплату творческого труда, делать заказы архитекторам, художникам, музыкантам, писателям, покупать продукты их творчества. Это сделало возможным добывать хлеб насущный не только трудом, создающим материальные блага, но и трудом, создающим духовные ценности. Таким образом, возникли условия для развития сферы духовного производства и превращения его, наряду с материальным производством, в источник средств существования.

Духовное производство стала превращаться во все более обширную область приложения труда. В наши дни трудом, связанным с созданием, сохранением, распространением духовных ценностей, живет в развитых странах значительная часть населения (30-50%).

Для людей, профессионально занятых духовным творчеством, работа есть то, что у других является досугом. Крестьянин, украшая свою избу деревянной резьбой, занимается этим на досуге. Художник-профессионал делает подобные вещи в свое рабочее время. Но творческий труд отличается тем, что требует полной самоотдачи. Он продолжается в уме творца и тогда, когда тот, казалось бы, отдыхает. Поэтому у людей творческого труда зачастую стирается грань между работой и досугом.

Когда Эдисонужена как-то сказала: «Сделай себе, наконец, день отдыха – займись завтра чем-нибудь для души», - Эдисон ответил: «Хорошо, я так и сделаю!» И на следующий день жена опять застала его в лаборатории. Физик А.И.Китайгородскийв своей книге «Реникса» рассказывает, как однажды дома он, обдумывая какую-то научную проблему, услышал шопот соседского мальчика, пришедшего к его сыну: «Тише, твой папа спит...» На что его сын ответил: «Нет, что ты! Раз он лежит в кресле и у него закрыты глазки, - значит, он работает».

Итак, культура развивается благодаря тому, что в обществе находятся люди, обладающие возможностью занимать свой досуг работой в сфере духовного производства или сделать работу в сфере духовного производства источником средств к жизни. В обоих последних случаях грань между работой и досугом размывается, становится зыбкой и неопределенной.

Вместе с тем для развития культуры необходимо, чтобы и у потребителей, т.е. тех, кому нужны вырабатываемые творцами духовные ценности был досуг, и притом досуг активный, т.е. чтобы после работы у них оставались бы силы для «культурного отдыха».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.