Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аттракторы и идеалы




Динамика идеалов

В природных физических системах выбор бифуркационной ветви совершается стихийно, «сам собой»: свободы выбора здесь нет, он определяется действием объективно сложившихся обстоятельств. У людей же есть свобода воли: человек при наличии разных возможностей способен выбрать из них любую по своему усмотрению. Принципиальное отличие общества от природных систем - в том, что выбор бифуркационной ветви зависит от субъективного фактора, которого нет в природе - воли, сознания, разума людей. Когда какая-либо форма культуры (культурная система) подходит к точке бифуркации, творческие личности интуитивно улавливают дальнейшие возможности ее развития. Эти возможности выступают как пути к идеалам, на реализацию которых они направляют свое творчество. Возникающие у них идеалы – это образы аттрактора, к которому ведет выбранная бифуркационная ветвь.

Формирование идеалов совершается при помощи той же мысленной процедуры, с которой связано образование идеальных объектов в науке.[127] Как и идеальные объекты науки (напр., идеальный газ, математический маятник и т.п.), социокультурные идеалы – это продукты воображения. Социокультурный идеал – это предмет желаний, «очищенный» от всего нежелательного. Другими словами, в идеале выражается не действительность, как она есть, а «требуемая» действительность.

Свои потребности и желания люди далеко не всегда отчетливо осознают. Поэтому социокультурные идеалы не обязательно выступают в ясно осознаваемом и четко сформулированном виде. Часто содержание идеалов человека оказывается весьма отдаленно связанным с реальными, жизненно важными для него ценностями. На социальную значимость могут претендовать лишь такие новые идеалы, которые соответствуют назревшим общественным потребностям и представляют собою более или менее адекватные образы социокультурных аттракторов. Таких идеалов может быть несколько, но так как набор аттракторов и ведущих к ним бифуркационных ветвей ограничен, соответственно ограничен и выбор идеалов, способных завоевать социальную значимость.

Когда новый идеал уже сформирован и обрел социальную значимость, то «задним числом» его появление представляется логичным и даже единственно возможным следствием предшествующего развития системы ценностей. Однако на самом деле в точках бифуркации состояние системы не определяет однозначно ее последующие состояния. Этим обуславливается неизвестность того, какой идеал определит движение к будущему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.