Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Душа и прасимвол культуры




Шпенглер выделяет восемь «великих культур»: 1) египетскую, 2) античную, 3) индийскую, 4) вавилонскую, 5) китайскую, 6) арабскую, 7) западную и 8) мексиканскую. Россия для него - таинственный мир, в котором, возможно, зарождается душа еще одной великой культуры. В своей книге он останавливается, главным образом, на античной, арабской и западноевопейской культуре.

Стиль Шпенглера - это скорее стиль художника, чем ученого. Смысл, который вкладывается им в понятие культуры, он не подвергает строгому логическому анализу, а лишь поясняет с помощью метафор, изображая сущность культуры как принципиально неразрешимую загадку.

Всякая культура несет в себе свою особую идею, составляющую душу культуры. Душа стремится выразиться в культурной деятельности народа, и все ее плоды одухотворяются ею. Культура - это тело, в которое облекается душа. Поэтому всякая культура - целостный организм, вся жизнедеятельность которого подчинена единому началу. Она расцветает на почве определенного ландшафта и ищет своего самоосуществления в его пространстве. «Культура умирает, когда ее душа осуществила всю сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук».[134] Как только это произошло, пишет Шпенглер, она коченеет, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией и в виде цивилизации может, как иссохшее дерево, еще столетиями и тысячелетиями топорщить свои гнилые сучья, пока, наконец, не вернется снова в «прадушевную» стихию.

Мир культуры - это всегда мир, соотнесенный с определенной душой. Выражением души является ее прасимвол. Шпенглер связывает прасимвол с характерным для данной культуры представлением о пространственной протяженности, но сколько-нибудь ясного определения этому понятию не дает. Из прасимвола культуры, говорит он, можно вывести весь язык ее форм, все ее проявления. Прасимвол кроется в нормах этики, в форме государства, в религиозных мифах и культах, в художественном стиле литературы, живописи и музыки, в основных понятиях философии и науки. Но сам прасимвол неосуществим и непостижим. Он не исчерпывается никаким множеством его проявлений в культуре, его нельзя познать и изложить в словах. Тем не менее, Шпенглер указывает образы, в которых он является исследователю культуры.

Прасимвол античной культуры - ограниченное материальное тело. Для грека реальны только тела – обозримые, осязаемые, существующие здесь и теперь. Пустое пространство, не содержащее в себе тел, для него все равно что ничто, небытие. Греки не стремились строить гигантские сооружения; их постройки невелики, обозримы, сравнимы по масштабам с человеческим телом.

Душу античной культуры Шпенглер называет аполлонической. Эта душа не выносит вида открытой дали, простора, лишенного видимых границ. Греки плавают, не теряя из виду берегов, не строят дорог, боятся перспектив убегающих вдаль аллей. Их государства-полисы невелики. Родина в их понимании - то, что можно обозреть с крепостных стен своего города. Столь же мало привлекает греков и даль времен. Их существование замыкается в обозримом историческом времени; даже тела мертвых было принято просто сжигать, и память о них быстро развеивалась. Греки не вели точного отсчета времени, плохо ориентировались в хронологии событий, не заботились о сохранении документов, не писали летописей. Греков интересовал миф, а не реальная история.

Прасимвол арабской культуры - мир-пещера. Идея такого мировосприятия нашла выражение в изобретении арки и купола. Если античный храм строился с расчетом на внешних наблюдателей, то базилика с купольным сводом задумывалась как внутреннее пространство. Парящие над стройными колоннами арки и купола символизируют магическое освобождение от телесной тяжести; это впечатление усиливается применением мозаики и витражей. А магометанский запрет на изображение человека приводит к развитию искусства арабесок. Замкнутый внутренний мир «пещеры» представляется полным тайн и загадок, он возбуждает фантазию и мистические настроения.

Арабское время в соответствии с прасимволом пещеры тоже замкнуто. История течет в нем циклично, как бы вращаясь внутри заданного круга. Отсюда - убеждение в фатальности происходящего в истории, в существовании мистических связей настоящего с прошлым и будущим. Этот стиль мировоззрения рождает интерес к труднодоступным для непосвященных сферам духовной деятельности. Шпенглер полагает, что душа арабской культуры с ее алгеброй и магией чисел, алхимией и астрологией, факирами и пророками, базиликами и мечетями, таинствами и священными книгами религий должна быть названа магической душой.

Прасимвол западной культуры - бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Родившаяся на широких просторах северной Европы, душа этой культуры устремлена вдаль. Всякие границы стесняют ее, она не может остановиться на достигнутом. Отсюда - обуревающая европейцев жажда путешествий, поиска новых земель, новых впечатлений, новых сфер приложения сил. Территориальные завоевания, крестовые походы, создание всемирной Британской империи, магелланово кругосветное плавание - все это свидетельствует о безудержной тяге к расширению окружающего пространства. Эта тяга побуждает европейцев изобретать телескоп и микроскоп, придумывать пароход и автомобиль, строить нацеленные ввысь готические соборы. Стремление к бесконечному проявляется и в религии: христианский Бог бесконечен и вечен, ему присущи бесконечная мудрость и бесконечное могущество. Европейская наука строится на идее бесконечности: ньютонова классическая механика с ее картиной безграничного пустого мирового пространства, в котором движется бесконечное количество атомов; европейская математика бесконечно малых величин, бесконечных рядов, бесконечных множеств. Идеей бесконечности пронизаны и философские системы Спинозы, Гоббса, Канта, Гегеляи других классиков философии.

В сознании западного человека проблема пространства органично связана с проблемой времени. Бесконечность времени мыслится как возможность бесконечного движения вдоль изображающей его числовой оси. Европейцы придумали механические часы, и они стали зловещим символом убегающего и всеразрушающего времени. Страстное стремление выйти за пределы настоящего к прошлому и будущему присуще западному человеку так же, как и жажда завоевания пространства. Это заставляет его заниматься археологией, собирать коллекции антиквариата, создавать музеи, сочинять утопические проекты будущего общества.

Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, символически представлена, согласно Шпенглеру, в гетевском Фаусте. Поэтому он называет ее фаустовой душой.

Шпенглер мельком затрагивает и вопрос о русской культуре. По его мнению, прасимвол русской культуры - бесконечная равнина. Но он пока не находит «твердого выражения» в творениях русской души.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.