Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалистическая культура




Для идеалистической культуры - культуры смешанного типа - характерна сбалансированная интеграция идеационных и сенсетивных элементов. Она является промежуточной между двумя основными типами культуры и в ходе истории выступает как переходная форма от одного из них к другому. В Древней Греции ее расцвет приходится на V-IV вв. до н.э. - это «золотой век» античной культуры. В Европе идеалистическая культура доминирует в XII-XIV столетиях - эпоху зарождения Ренессанса, знаменующую переход от идеационного Средневековья к сенсетивному обществу более позднего времени.

а) Мировоззрение. Исходным принципом является представление, что реальная действительность многообразна, в ней есть как чувственная, так и сверхчувственная сторона. В западноевропейской культуре XII-XIV вв. при этом подразумевалось, что в чувственном, материальном мире все изменчиво и преходяще, а сверхчувственное, духовное, божественное начало - неизменно и вечно.

б) Система истины. Главная роль в постижении истины отводится разуму, но признаются также ссылки на чувственный опыт. В античности наиболее отчетливо эта позиция выражена в философии Аристотеля. Европейские философы-схоласты XII-XIV вв. полагали, что «истина разума» должна согласовываться с «истиной веры» и корректироваться в соответствии с божественными откровениями и Священным Писанием.

В сфере науки ведущее место занимает логика. Большое внимание уделяется гуманитарным вопросам, касающимся, главным образом, человеческой души. Опытное исследование природы, однако, продвигается слабо. Общие системы знаний, формируемые в идеалистической культуре, воплощаются обычно в форму философских учений.

в) Формы искусства и эстетические ценности. В искусстве видят не только средство выражения религиозных, нравственных и гражданских ценностей, но и самостоятельную духовную ценность. Оно насыщается как церковным, так и светским содержанием. Его задачей считают изображение разумного и прекрасного в мире. В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы. Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. Негативные явления жизни показываются только ради того, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.

В идеалистической культуре достигается гармония чувственного и духовного, красоты и смысла. Особенным богатством отличается музыка идеалистического типа (она появляется в Западной Европе позже других элементов идеалистической культуры - лишь с XV века - и достигает расцвета в XVII-XVIII веках). Достаточно назвать имена таких ее представителей, как Бах, Моцарт, Бетховен. Музыка выходит за пределы храмов и монастырей в светские гостиные и концертные залы.

В искусстве идеалистического периода автор обращается к аудитории, приглашает ее к сотрудничеству в истолковании произведения. В идеационном искусстве, где произведение не нуждается в одобрении публики, и в сенсетивном с его активной нацеленностью на публичное признание зрителю, слушателю, читателю предоставляется быть объектом, на который оказывают воздействие; в идеалистическом же искусстве он должен стать активным субъектом, партнером автора.

г) Этические ценности и принципы. Идеалистическая этика сочетает идеационные и сенсетивные ценности. Она требует от человека служения Богу, но вместе с тем полагает, именно это и должно вести к земному счастью. Главные ее принципы считаются данными свыше, абсолютными и неизменными. Вторичные же принципы являются продуктами человеческого разума и могут изменяться.

д) Правовая система. Здесь также происходит сочетание идеационных и сенсетивных элементов. Предполагается, что основные принципы права - от Бога, делом же человека является их конкретное воплощение в юридических кодексах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.