Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сценарии досуга. Проблемы современной системы образования




Признаки игры

Проблемы современной системы образования

Современная система образования сложилась в средние века и до сих пор в своей организации сохраняет многие черты средневековой культуры. Доска, мел и тряпка, слушание лекций, пассивная работа учащегося. Необходимо внедрять компьютерное обучение, включение в интернет-программы и т.д.

Культура игры

1. Свободная деятельность ( доборовольная, не долг, излишество).

2. Неутилитарность, отсутствие других целей, кроме удовольствия от игры.

3. Выход за рамки реального в область воображаемого.

4. Обособленность от «обыденной» жизни, существование в замкнутом пространстве-времени.

5. Законы – правила, отклонение от которых расстраивает игру, порядок внутри игрового пространства-времени - эстетика игры.

6. Напряжение, дух борьбы, непредсказуемость исхода игры, эмоциональная насыщенность, зрелищный характер игр, наличие болельщиков

7. Стремление к ассоциации и объединению играющих в содружество.

Игровые сценарии в культуре:

· религиозные культы

· игровые элементы в искусстве

· игры, связанные с исполнением социальных ролей

· манипулятивные игры

· праздничные церемониалы

· игровой элемент в экономике, правосудии, политике, дипломатии, военном деле, науке

В настоящее время – две тенденции: вытеснение игровых элементов из деловой жизни общества и разрастание мира игр как особой сферы деятельности.

Культура досуга

Досуг – условие развития культуры

Для того, чтобы культура развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования.

Имущественное неравенство между классами - цена, которую человечество заплатило за культурный прогресс

1. Отсутствие отдыха.

2. Будничное безделье.

3. Домашняя работа.

4. Праздник.

5. Смена занятий.

6. Сочетание отдыха с работой.

Культура общения

Аспекты культуры общения:

· внешний, ритуальный, «этикетный» - выполнение общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать;

· внутренний, социально-психологический - характер отношений между людьми.

Виды общения:

1. Формальное

· Анонимное - кратковременный контакт между незнакомыми людьми

· Функциональное - люди вступают в контакт как исполнители определенных функций

2. Неформальное:

· Приятельское - общение достаточно хорошо знающих друг друга людей

· Интимное – общение, основанное на личностной эмоциональной заинтересованности друг в друге и глубокой душевной близости: дружба, любовь.

 


 

Часть III. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

 

Глава 11. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Общество как социальный организм

Общественная жизнь есть реальность особого рода – социальная реальность, которая:

- объединяет в себе материальное и духовное;

- не сводится к сумме составляющих его индивидов, потому что они не просто сосуществуют независимо друг от друга, а взаимодействуют между собою;

- не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни.

Общество как единая целостная система – социальный организм, способный к исторически длительному автономному существованию («самодостаточный»).

Синергетический подход к пониманию общества

Общество как социальный организм представляет собою сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему. Ее свойства:

1. Взаимодействие со средой материальное производство à экономика.

2. Самоорганизация – социальная иерархизация, управление, власть à политика.

3. Рост объема используемой информации – информационная среда в человеческом обществе à культура.

Генезис культуры

«Системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а изменение организации системы ведет к появлению новых свойств у ее частей. Культура возникает не потому, что у человека появляется разум, а, наоборот, разум у человека развивается потому, что возникает культура.

Антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза.

Энергетика и динамика развития культуры

Закон культурной эволюции Л.Уайта: Культура развивается по мере роста потребляемой обществом энергии.

В свете информационных и синергетических представлений рост информации – это «оборотная сторона» роста энергетической мощи общества. Культура – «механизм для обработки информации».

Культура как коллективный интеллект

Подобно интеллекту индивида, культура – интеллект общества:

· Самоорганизующаяся синергетическая структура, элементами которой являются индивидуальные интеллекты.

· Фрактальная система.

· Функциональная асимметрия – как в мозге, формально-логическая (наука) и художественно-образная (искусство) подсистемы.

Социальные условия культурной динамики

· Людские ресурсы (творцы и последователи)

· Финансы

· Свобода творчества, коммуникации, обмена и распространения информации

В «закрытом» обществе:

«избыточная нормативность», регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, строгое соблюдение традиций, неодобрительное отношение к творческим новациям, враждебность ко всему чужому.

В результате – застойный характер общественной жизни.

 

 

В «открытом» обществе:

демократия, свобода мышления и поведения, плюрализм, социальная мобильность, возможностью перемещений по уровням социальной иерархии в зависимости от личных достижений и заслуг,

отсутствие жесткой регламентации поведения людей «сверху», поощрение активности, личной инициативы, оригинальных новаций, свобода коммуникаций и обмена информацией.

В результате – динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса.

Культура как средство и культура как цель

По закону оборачивания средств в цели изменяется роль культуры в обществе: сначала - средство информационного обеспечения жизни общества, затем - самоцель.

 

Глава 12. ТВОРЧЕСТВО - ДВИЖУЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ

Основные признаки творчества:

· Качественная новизна

· Социальная значимость (ценность, важность для общества).

Логика и интуиция в творческом мышлении

Творческое мышление неалгоритмично. Если для решения задачи нет готовых алгоритмов, принципиально новую идею решения подсказывает интуиция, а логика оправдывает (или отвергает) выбор идеи, но не предопределяет его.

Генерация и селекция

· Генерация порождение новых идей

· Селекция – выбор из множества этих идей тех, которые ведут к решению поставленных задач.

Творческий процесс сам себя регулирует: в нем есть внутренняя логика, обусловленная содержанием творческой задачи. Это самоуправляемый процесс.

 

Глава 13. МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

Традиционная и инновационная культура

· Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным.

· Инновационна я: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.

Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура

· Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших.

· Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.

· Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.