Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-исследовательские работы




ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА

ОТВЕТЫ

Таблица 11.3

Ключ к тестам – заданиям 11.1 – 11.8

№№ заданий №№ пунктов задания Ответы
11.1 1. а, б, в, г, д.
  2. а, б, в.
11.2 1. а, б.
  2. а.
11.3 1. а.
  2. а, б.
  3. а, б, в.
  4. а, б, в.

Продолжение табл. 11.3

 

11.4 1. в.
  2. а, в, д, ж, и.
  3. а.
11.5 1. б, г, е, з, к..
  2. а.
  3. а.
  4. а.
  5. а, б.
  6. а.
  7. а.
  8. а, б, в, г, е, ж.
  9. в.
  10. а, в, г, д.
  11. а.
  12. б.
  13. а.
  14. в.
  15. в.
11.6 1. а, б, в, г.
  2. а, б.
  3. а, б, в, г.
11.7 1. а.
  2. а, б.
  3. а.
  4. а, в.
11.8 1. а, б.
  2. а, б.
  3. а.
  4. а.
  5. а.

 

 

Подготовка производства [4] – это комплекс научных, проектно-конструкторских, технологических и организационно-экономических работ по созданию и освоению новых изделий и внедрению новых технологий, взаимосвязанных во времени и пространстве. Система подготовки производства на предприятии должна обеспечивать непрерывную готовность к быстро меняющейся конъюнктуре рынка.

Полный цикл подготовки производства (ПП) включает следующие стадии:

- научно-исследовательские работы (НИР);

- конструкторская подготовка;

- технологическая подготовка;

- организационно-экономическая подготовка;

- социально-психологическая подготовка;

- экологическая подготовка.

 

Объектом научных исследований и разработок является процесс производства в целом. НИР материализуются в прогрессивных изменениях продукта, техники, технологии и организации производства на предприятии и необходимы на любой стадии его развития. Инвестиции в исследования, конструкторские разработки и обучение рассматриваются в качестве основы совершенствования выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Для получения максимальной отдачи от инвестиций в виде экономических и социальных преимуществ необходимы создание базы знаний, активизация инновационной деятельности предприятий наряду с созданием условий для распространения передовых технологий.

Опыт западных фирм свидетельствует о непрерывном проведении ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для сохранения и повышения конкурентоспособности. На предприятиях занимаются исследованиями и разработками по новым видам продукции или совершенствованию уже существующих образцов, проводятся фундаментальные исследования, действует система рацпредложений, обучения персонала. Распространенной практикой является кооперация с государственными и частными исследовательскими учреждениями, университетами в области НИОКР. Регулярно осуществляется среднесрочное (на 3–5 лет) планирование работ.

Основными факторами, сдерживающими развитие НИОКР на российских предприятиях, являются: недостаточное финансирование разработок и их внедрения; нехватка квалифицированных специалистов; разрыв отраслевых научных связей; отсутствие достаточной технической и экспериментальной базы; высокие затраты; устаревшая технология; несовершенство законодательной базы; отсутствие современной информации о состоянии научно-исследовательских разработок; проблемы в менеджменте. Достаточно значимы также факторы невостребованности разработок производством, отрыва от фундаментальных научных исследований, несоблюдения авторских прав, отсутствия стремления к инновациям у персонала.

На предприятиях со стратегией стабилизации используют наступательную стратегию разработки новых изделий и технологий или смешанную стратегию разработки новых изделий и улучшения технологии, а также лицензирование. Даже крупные предприятия не всегда могут обеспечить НИОКР в полном объеме, поэтому лицензирование – поддерживающая стратегия предприятий. Развитие на основе стратегии модернизации, обеспечивающей наращивание производства, реализации, увеличение рентабельности предполагает наступательную стратегию исследований и разработок.

Крупная компания, вкладывая большие средства в исследования, может использовать стратегию двойного бизнеса, то есть осуществлять основную и вспомогательную научно-техническую деятельность. Большая часть средств расходуется на выполнение проектов НИОКР, непосредственно связанных с реализацией стратегии, планов компании. Некоторая часть средств используется на индивидуальные и неясные по результатам исследования. Новые возможности, появившиеся в ходе неосновной деятельности, могут быть включены в стратегический план для дальнейшего исследования или представляют товары в виде документации, лицензий, «ноу-хау», инжиниринговых услуг. Результаты «неосновных» НИОКР могут привести к диверсификации деятельности предприятия.

НИОКР ориентируются на маркетинг предприятия, то есть обусловлены в значительной степени потребностями рынка. Ориентирами являются диктуемые маркетингом требования к количеству и срокам выхода товаров на рынок. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки даты возможного выхода нового продукта на рынок. В зависимости от товарного портфеля предприятия НИР и ОКР планируются для новых изделий и для текущего ассортимента. Условием развития предприятия являются качественно новые продукты, но следует учитывать, что существующая продукция обычно пользуется доверием покупателей, а производство нового продукта связано с неопределенностью. Следует учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.

НИОКР планируются с учетом рыночных цен для потенциальных покупателей, конкурентного статуса, каналов распределения, стартовых затрат на продвижение товара на рынок на момент начала коммерческой реализации товара (а не на момент начала разработок, как это часто случается).

Результативность НИОКР зависит от ряда факторов: технологии (существующей и проектируемой); производственных мощностей (имеющихся и внедряемых по плану площадей, оборудования, в том числе лабораторного); финансового состояния предприятия; системы материалообеспечения; персонала (ученых, специалистов высшей квалификации, производственных рабочих); организации производства; информационного обеспечения; степени влияния проекта на будущие разработки с учетом синергетических эффектов.

Порядок проведения НИР регламентирует ГОСТ. Этапы и состав работ зависят от специфики НИР. Основные этапы НИР:

– разработка технического задания на НИР;

– выбор направления исследования;

– теоретические и экспериментальные исследования;

– обобщение и оценка результатов исследования.

Научно-исследовательские работы на большинстве предприятий связаны с какой-либо определенной областью, продукцией, работой, то есть являются прикладными целевыми исследованиями с заданными условиями применения их результатов, направлены на создание инноваций – новых изделий, материалов, технологий, методов организации и управления и др. Прикладные НИР обеспечивают экспериментальную проверку практического использования результатов фундаментальных и поисковых НИР, устанавливающих причинно-следственные связи, направления возможного развития явлений.

Содержание и основные этапы научно-исследовательской подготовки следующие.

Этап I. Разрабатывается задание на НИР (план НИР), которое содержит цель, определение целесообразности, назначение, содержание и порядок работ, технико-экономическое обоснование (укрупненно), ориентировочные ожидаемые результаты, в том числе, экономическая эффективность, преимущества инновации перед существующими отечественными и зарубежными аналогами; сроки выполнения этапов НИР и состав исполнителей, способ реализации результатов исследования.

Этап II. Выбор направления исследования. НИР предполагает анализ состояния и динамики изучаемого явления; определение количественных и качественных характеристик объекта исследования; обоснование проблем, требующих решения; сбор и изучение научно-технической литературы, Internet-информации, нормативных документов, информации об аналогах и других материалов по теме исследования; патентные исследования, технико-экономический анализ возможных решений проблемы; выбор и обоснование оптимального направления НИР, разработку рекомендаций по методам и средствам исследований в соответствии с выбранным направлением.

В результате представляется научно-технический обзор, определяются возможные направления решения проблем, разрабатывается общая методика проведения исследования, уточняются результаты, в том числе, экономическая эффективность; составляется программа работ, планы-графики.

Этап III. Теоретические исследования – разработка теоретико-методологических и методических положений решения научной проблемы, формулирование способов достижения требуемых параметров нового изделия; сравнительный анализ характеристик нового изделия и изделий-аналогов; построение модели новой технологии, оценка экономической эффективности инновации; обоснование допущений.

Этап IV. Экспериментальные исследования – подтверждение (опровержение), корректировка теоретических выводов с помощью макетов, экспериментальных образцов, испытательных образцов, испытательного оборудования на основе полученных количественных и качественных показателей, отражаемых в протоколе испытаний.

Этап V. Обобщение и оценка результатов исследований, выработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям, проведению ОКР, которые утверждаются научно-техническим советом (или другим уполномоченным органом). Составляется отчет по НИР по следующим разделам: оглавление; аннотация; перечень обозначений, сокращений, принятых терминов и определений; введение (цель, краткое содержание, степень новизны, обоснование для проведения); технико-экономическое обоснование, в том числе, оценка экономической эффективности внедрения, технико-экономическое обоснование дальнейших разработок, результаты технико-экономических исследований; программа и методика исследований; теоретические и расчетные данные, в том числе, обзор состояния проблемы, обоснование выбранного направления исследований, результаты теоретических исследований и расчетов; данные экспериментальных исследований; выводы и рекомендации; приложения (патенты, авторские заявки, протоколы испытаний); литература.

Этап VI. Приемка НИР. На этом этапе отчет по НИР представляется приемочной комиссии, которая составляет и подписывает акт выполнения НИР.

Информация для проведения научно-исследовательских работ разнообразна. Используются результаты маркетинговых исследований; сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР; данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, расчетов, ограничений; описание требований к объекту; предложения лицензий и «ноу-хау» по объекту исследований; методы решения отдельных задач и обработки информации; стандарты, нормы и нормативы, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и проч.; сведения о научно-техническом потенциале исполнителей НИР; показатели производственных ресурсов; оценка ожидаемого эффекта; проектируемые сроки обновления продукции и др.

Результативность НИР можно оценить по следующим критериям: новизна полученных результатов (принципиально новые результаты, улучшения, выявление факторов изменений, описание отдельных факторов, распространение ранее полученных результатов); глубина научной проработки; перспективность использования результатов; сроки реализации результатов; степень завершенности НИР; социально-экономическая эффективность. Результативность НИР может быть определена на основе балльной оценки значимости критериев и достигнутого уровня их параметров.

Организационные структурные единицы предприятия, занимающиеся НИР, – это отдел изучения потребностей, научно-исследовательские тематические отделы, отдел (бюро) технико-экономических исследований, отдел внедрения результатов НИР.

Разработка проектов НИОКР предусматривает отбор и распределение ресурсов. При их выборе можно использовать наиболее простой метод оценки – рейтинговый, который имеет ряд преимуществ: легкость проведения оценок проекта по разнородным критериям, возможность свертывания в единую оценку субъективных мнений экспертов и объективных данных, возможность учета специфики предприятия. Кроме оценок по частным критериям необходимо установить рейтинговые веса групп факторов и отдельных факторов, а далее осуществить свертывание всех оценок в одну.

Для обеспечения наилучшего соотношения между качеством изделия и затратами специалистам предприятий необходимо освоить и использовать эффективный метод исследования функций объекта (изделия, процесса, системы) и затрат на их использование – функционально-стоимостной анализ (ФСА). Целью ФСА на стадии НИР и ОКР является предупреждение возникновения излишних затрат, на стадии производства и эксплуатации объекта – сокращение (исключение) неоправданных затрат и потерь.

Конкретными точками оценки НИОКР являются решения о разработке полного комплекта рабочей документации, производстве опытного образца, создании производственной базы, корректирующиеся с учетом появления дополнительной информации.

Важно правильно оценить стоимость НИОКР и время, необходимое для их завершения. Для долговременных проектов НИОКР обязательно использование динамических оценок экономических параметров с применением дисконтирования. В составе показателей эффективности: чистая приведенная стоимость, индекс доходности, внутренняя норма рентабельности и приведенный период окупаемости.

Обоснование экономической эффективности инвестиций в НИОКР включает расчет риска. Наступательная стратегия, как правило, связана с бóльшим риском, чем защитная, хотя и сулит большую потенциальную прибыль. Нежелательны проекты с высокой степенью технического и коммерческого риска. Оценка риска новых технологий предполагает сравнение надежности новой техники; прогнозирование потенциала совершенствования технологии; учет первоначальных, обычно высоких затрат и их относительного снижения по мере роста объема выпуска; расчет эффективности существующей технологии с учетом конкуренции в будущем. Основной риск крупных проектов НИОКР связан с превышением реальных издержек на НИОКР финансовых возможностей компании. Основные составляющие неопределенности, обусловливающие риск проекта: уровень инвестиционных расходов, объем производства, норма учетной банковской ставки, уровень инфляции, рыночные цены товара. Анализ риска проекта при отклонении указанных экономических характеристик можно выполнить, рассчитав чувствительность ключевых финансовых критериев оценки проекта к отклонениям этих характеристик. Если обнаруживается особая чувствительность к определенному параметру, то требуется более глубокий анализ тенденций изменения такого параметра в процессе выполнения проекта.

В группу, производящую оценку проекта, целесообразно включать специалистов в соответствующей научной области и в других научно-технических областях; пользователей результатами проектов; людей, обладающих навыками менеджмента и знающих экономику; специалистов, прежде участвовавших в проведении оценок; людей, обладающих опытом в области формирования научно-технической политики. Такие процедуры, как оценка проекта НИОКР, являются частью операционных взаимодействий в рамках структуры предприятия, что требует хороших межличностных и межгрупповых отношений. Процедура оценки, там, где она осуществляется эффективно, может стать важным элементом инновационного процесса, позволяя учесть мнения руководителей всех подразделений предприятия на ранних стадиях НИОКР. Это ведет к усилению их ответственности и облегчает переход от стадии НИОКР к производству и маркетингу.

Проекты НИОКР для улучшений, новых технологий, принципиально новой продукции формируются: на основании опросов, тестирования потребителей; анализа продаж; результатов НИР и разработок конкурентов; рекомендаций основных клиентов, персонала службы сбыта, посредников; оценки долей новой и импортзамещающей продукции в объеме продаж; эффективности НИР; результатов неосновных НИОКР (конструкторской документации, лицензий, «ноу-хау», инжиниринговых услуг).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.