Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И законодательство РФ о таможенном деле. 3 страница




В этом смысле более удачна структура Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», где глава 5 «Деятельность в сфере таможенного дела» разделена на параграфы: 1.Общие положения. 2.Таможенный представитель. 3.Таможенный перевозчик. 4.Владелец склада временного хранения. 5.Владелец таможенного склада. 6.Владелец магазина беспошлинной торговли.

Глава 6 посвящена уполномоченному экономическому оператору.

Сравнение нового таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле с ранее действовавшим на территории РФ Таможенным кодексом РФ 2003 г., позволяет сделать следующие выводы.

1.Круг лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела расширен за счет включения в их перечень владельцев магазина беспошлинной торговли (статьи 33-37 ТК ТС, параграф 6 главы 5 ФЗ № 311). В ТК РФ беспошлинная торговля относилась к специальным таможенным режимам.

2.Юридические лица признаются осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела только после включения в соответствующие реестры: реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев таможенных складов, реестр магазинов беспошлинной торговли.

Для включения в один из реестров, так же, как и ранее, юридическое лицо должно обратиться в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные законом, и представить документы, подтверждающие такие сведения, но теперь для включения в реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов и реестр магазинов беспошлинной торговли юридическое лицо представляет отдельное заявление в отношении каждого территориально обособленного помещения и (или) каждой территориально обособленной открытой площадки, которые предназначены соответственно для использования в качестве склада временного хранения, таможенного склада или торгового зала магазина беспошлинной торговли

3.Увеличен срок рассмотрения таможенным органом заявления о включении в реестр. По ТК РФ он не должен был превышать 15 дней со дня получения заявления; по действующему ФЗ № 311 — 30 дней, и предусмотрены исключения, когда общий срок может быть еще увеличен — до 40 дней.

4.ФЗ № 311 более подробно, чем ТК РФ 2003 г. регламентирует порядок включения юридических лиц в реестры и порядок их исключения из реестров.

5.Вместо термина «таможенный брокер» Таможенный кодекс Таможенного союза, а затем и Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» вводят понятие «таможенный представитель»; специалист по таможенному оформлению теперь называется специалистом по таможенным операциям.

С начала 2011 г. в адрес Ассоциации таможенных брокеров (НП «Гильдия ВЭД») поступило большое количество обращений по порядку включения в Реестр таможенных представителей. Проанализировав сложности, которые возникают у организаций, желающих включиться в реестр таможенных представителей, НП «Гильдия ВЭД» составила рекомендации и первая из них: «Необходимо забыть слово «брокер».Таможенным может быть только представитель».[24]

По состоянию на май 2011 г. в России — 201 таможенный представитель. Для сравнения: во Франции — 825 таможенных брокеров, в Бельгии — 766, в Греции — 2500, в Испании — около 770 таможенных брокеров и таможенных маклерских компаний, в Канаде — около 260 таможенных брокеров, в Японии - почти 4700, в Республике Беларусь — 196 (по состоянию на 1 октября 2008 г.), в Украине — 1851 (по состоянию на 15 мая 2008 г.), в США — около 7900 таможенных брокеров. По мнению Председателя Южного филиала «Гильдии» Болюченко В.Е. развитию института таможенного представителя в РФ мешают существующие барьеры и ограничения: финансовая нагрузка при вхождении в бизнес (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 миллиона евро, страховая сумма не менее 20 миллионов рублей), ответственность таможенного представителя, ограничения в реализации прав. Поэтому необходимо уменьшение администрирования таможенного представителя со стороны государства и передача части функций объединениям таможенных представителей за счет саморегулирования.[25]

6.Изменены размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела; предусмотрены различные упрощения;[26] и т. д.

Для законопослушных участников ВЭД Таможенный кодекс РФ 2003 г. предусматривал специальные упрощенные процедуры таможенного оформления при соблюдении ими определенных условий (статья 68).

Установление этих процедур не пользовалось популярностью у лиц, занимающихся экспортно-импортными операциями. Все дело в том, что уровень доверия российской таможни и участников внешнеэкономической деятельности совсем невысокий. По словам Президента РФ Д.А. Медведева, лишь 0,5 процента используют специальную упрощенную процедуру таможенного прохождения. Все остальные, как выразился Президент, идут по полной программе.[27]

В то же время, например, в Казахстане иная ситуация. Там 15 процентов участников рынка пользуются упрощенными процедурами ввоза.[28]

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса РФ 2003 г. в регионе деятельности Воронежской таможни (Воронежская область) были установлены в отношении организаций: ООО «Торговое представительство ХЛ», предусматривающие временное хранение товаров на складе получателя, ввозимых в РФ (распоряжение ФТС России от 10.10.2005 г. № 453-р) и ЗАО «Производственная компания «Ангстрем», предусматривающие предварительное декларирование с подачей неполной периодической таможенной декларации (распоряжение ФТС России от 11.10.2005 г. № 459-р).[29]

Отсутствие интереса к упрощенным процедурам возможно объясняется и тем, что по словам начальника аналитического управления ФТС России В. Ивина, 25 процентов фирм, участвующих во внешнеэкономических операциях, лишь один раз «засвечиваются» на таможне, после чего исчезают. А 70 процентов всех участников носят признаки компаний — однодневок.[30]

Новое таможенное законодательство вместо термина «таможенное оформление» употребляет термин «совершение таможенных операций», и вместо специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц введен институт уполномоченного экономического оператора.

Из текста статьи 38 ТК ТС и статьи 85 ФЗ № 311 следует, что уполномоченный экономический оператор (УЭО) — юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТК ТС и статье 88 ФЗ № 311, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 ТК ТС и статьей 86 ФЗ № 311.

В определении можно было бы указать, что уполномоченный экономический оператор — юридическое лицо, являющееся добросовестным участником внешнеэкономической деятельности. В Белоруссии в отношении УЭО действует Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности».

Условиями присвоения статуса УЭО в соответствии с ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» являются: предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 миллиону евро; осуществление внешнеторговой деятельности не менее 1 года до дня обращения в таможенный орган; отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за определенные законом правонарушения в сфере таможенного дела; наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законом; и т. д.

Специальными упрощениями могут быть: временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО; иные специальные упрощения.

Уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Проблемы введения института УЭО широко обсуждались на состоявшемся в конце сентября 2010 г. Международном форуме «Таможенный союз 2010: первые итоги и перспективы»;[31] на открытом выездном заседании Экспертного совета Подкомитета по таможенному регулированию Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам в г. Санкт-Петербурге 7 июня 2011 г. на тему: «Деятельность в сфере таможенного дела после вступления в силу Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ»: первые итоги, проблемы, перспективы», где принято решение ускорить принятие регламента включения лиц в УЭО (правовой акт, устанавливающий порядок осуществления таможенными органами действий при включении в реестр уполномоченных экономических операторов); ускорить разработку критериев отнесения компаний к предприятиям, осуществляющим производственную деятельность.

Безусловно, таможенная служба хотела бы, чтобы бизнес, с которым они работают был законопослушным, прозрачным, достаточно крупным и понятным для таможенных органов.

В то же время и участники внешнеэкономической деятельности считают необходимым учитывать их мнение по принимаемым таможней решениям. Важную роль в этом может сыграть применение статьи 53 ФЗ № 311, предусматривающей участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Пункт 3 статьи 53 ФЗ № 311 закрепляет, что при разработке проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, проводятся консультации с определяемыми Правительством РФ общероссийскими некоммерческими организациями, объединяющими лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Порядок проведения указанных консультаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с этими организациями.

По словам Руководителя Федеральной таможенной службы России А. Бельянинова «обратная связь очень важна. Нам серьезно помогают замечания и пожелания бизнеса. К примеру, в преддверии 1 июля, в ФТС России прошло заседание общественно - консультативного совета, на котором с бизнес - сообществом мы обсудили волнующие его темы. Новые условия работы в рамках Таможенного союза диктуют новые формы взаимодействия. Мы будем привлекать некоммерческие объединения бизнес — сообщества к подготовке нормативно — правовой базы. Перечень таких объединений утвержден российским правительством. Это Торгово — промышленная палата РФ, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».[32]

Уже разработаны и переданы представителям бизнес — сообщества предложения о механизме такого взаимодействия. Безусловно, это повысит эффективность сотрудничества Федеральной таможенной службы России с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.

 

Канд. юрид. наук, доц. Т. А. Матвеева

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.