Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт. Транспортный комплекс включает сухопутные наземные виды транспорта: электрические виды транспорта — железная дорога




Транспортный комплекс включает сухопутные наземные виды транспорта: электрические виды транспорта — железная дорога, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус; автотранспорт — легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили; водный транспорт — речной и морской; воздушный транспорт; трубопроводный транспорт; электронный транспорт (высоковольтные линии электропередач).

Транспортно-дорожный комплекс включает все виды транспорта, предприятия и организации транспортного комплекса, а также дорожное хозяйство. Технологическое несовершенство дорожной техники и транспортных средств, их несоответствие международным экологическим стандартам, высокая степень физического и морального износа обусловливают негативное воздействие транспортного комплекса на окружающую среду. Уже существуют ограничения на въезд российского автотранспорта в некоторые зарубежные города, на появление российских самолетов в воздушном пространстве ряда западноевропейских стран, на принятие российских судов в некоторых зарубежных морских портах и т.д.

Транспортный комплекс по-прежнему остается одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды среди отраслей экономики России. Его воздействие многообразно и проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, отчуждении значительных земельных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры, превышении уровней шума и вибрации.

Ведущим видом транспорта в России является железнодорожный, на долю которого приходится почти 40% объема грузовых перевозок И грузооборота и свыше 40% перевозок пассажиров и пассажирооборота на транспорте общего пользования (табл. 8.4, 8.5).

Таблица 8.4.

Структура перевозок грузов и грузооборота различных видов транспорта общего пользования в 1990 и 2000 гг., %

Вид транспорта Перевозки грузов Грузооборот
1990 г. 200 г. 1990 г. 2000 г.
Железнодорожный 31,2 4,09 42,8 39,4
Автомобильный 42,9 21,5 1,2 0,7
Трубопроводный 16,1 32,4 43,7 55,0
Морской 1,6 1,1 8,6 2,9
Внутренний водный 8,2 4,1 3,6 1,9
Воздушный 0,0 0,0 0,0 0,0
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 8.5.

Структура перевозок пассажиров и пассажирооборота основными видами транспорта общего пользования в 1990 и 2000 гг., %

Вид транспорта Перевозки пассажиров Пассажирооборот
1990 г. 2000 г. 1990 г. 2000 г.
Железнодорожный (железные дороги и метрополитен) 14,2 13,0 39,9 44,2
Автобусный (автобусы, таксомоторы) 60,5 51,3 34,2 34,0
Троллейбусный 12,5 19,7 2,6 5,7
Трамвайный 12,4 16,0 2,4 4,9
Водный (морской и речной) 0,2 0,1 0,7 0,2
Воздушный 0,2 0,1 20,2 11,0
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

К особенностям его негативного воздействия на окружающую среду можно отнести:

1) загрязнение, обусловленное деятельностью обеспечивающих подвижной состав предприятий — щебеночных и шпалопропиточных заводов, котельных промывочно-пропарочных станций для цистерн, Моечных пунктов и др. При этом образуются стоки, содержащие нефтепродукты, кислоты, щелочи, СПАВ, тяжелые металлы, специфические ароматические вещества и т.д.;

2) замусоривание железнодорожного полотна;

3) шумовое загрязнение, вызываемое подвижным составом. Автомобильный транспорт занимает в настоящее время ведущее

место в загрязнении окружающей среды. В крупных городах и городских агломерациях автотранспорт дает от 60 до 90% (в Москве — свыше 90%) валовых выбросов в атмосферный воздух. Среди более чем 280 загрязняющих веществ, в том числе канцерогенных, содержащихся в выхлопных газах автотранспорта, следует особо отметить оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, свинец, углеводороды и др.

В зависимости от качества топлива в отходящих газах встречаются диоксид серы и соединения свинца (при использовании тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора). В России около 75% выпускаемых видов бензина являются этилированными и содержат от 0,17 до 0,37 г/л свинца.

Выбросы автомобилей опасны не только потому, что содержат большое количество токсичных элементов, но и потому, что сразу поступают в активную зону биосферы: они находятся на уровне дыхания человека. Выбросы поступают непосредственно в приземный слой атмосферы, где скорость ветра незначительна и поэтому газы плохо рассеиваются. Большинство ингредиентов, содержащихся в выхлопе, являются тяжелыми газами, поэтому происходит их накопление в местах ветрового затишья. Дальность распространения выбросов автомобиля зависит от погоды, направления и скорости ветра, рельефа местности. Автомобильный транспорт является источником сильного шумового загрязнения.

За последние годы реализация ранее действовавшей программы использования газомоторного топлива в России значительно затормозилась. В то время как потенциальные возможности созданной сети из почти 190 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций позволяют сэкономить более 1,5 млн. т бензина и дизельного топлива в год, в настоящее время такая экономия составляет менее 250 тыс. т/год. Планы производства и переоборудования автомобилей для работы на газовом топливе не выполняются из-за экономической незаинтересованности автозаводов в их изготовлении, а автотранспортных предприятий — в их эксплуатации.

Воздушный транспорт оказывает во многом схожее с автомобильным негативное воздействие на окружающую среду. Самой серьезной проблемой является воздействие шума, особенно вблизи аэропортов.

Нужно учитывать и негативные экологические последствия от неудовлетворительного технического состояния значительной части российских самолетов и части вертолетов (около 50% парка гражданской авиации используется более 15 лет, а самолеты типа Ан-24 — свыше 25 лет). Общий износ основных фондов на воздушном транспорте оценивается на уровне 70%. Исключительно велико негативное воздействие воздушного транспорта на качество воздушного бассейна (потребляется большой объем качественного воздуха, выбрасывается большой объем продуктов сгорания, которые годами сохраняются в атмосфере и др.).

Водный (речной и морской) транспорт является крупным источником загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами в результате слива с судов (особенно танкерного флота) загрязненных балластных и моечных вод. Значительная доля загрязнения, особенно атмосферного воздуха, приходится на порты, обрабатывающие массовые грузы (уголь, зерно, сыпучие материалы и др.). Устаревшие суда усиливают негативное воздействие водного транспорта на окружающую среду. Так, средний возраст использования судов в России превышает 17 лет. Основную часть судов морского флота составляют сухогрузы-универсалы и лесовозы, более половины, из которых находятся в эксплуатации свыше 20 лет. В составе морского флота России морские суда, используемые более 15 лет, составляют свыше 50%.

Трубопроводный транспорт требует изъятия огромных земельных площадей (в том числе под санитарно-защитные зоны и зоны охраны), приводит к активизации эрозионных процессов, особенно на многолетнемерзлых грунтах, увеличивает вероятность деградации мерзлоты (при удалении растительного покрова глубина протаивания увеличивается в 1,5—3 раза), загрязняет атмосферу выбросами, а поверхностные воды и почвы — сбросами углеводородов при ремонте сетей и в чрезвычайных ситуациях.

Высокий уровень физической амортизации трубопроводов усиливает их негативное воздействие на окружающую среду. Так, средний возраст газопроводов в России — более 16 лет, 30% их эксплуатируется свыше 20 лет, а 40 тыс. км уже выработали полностью свой расчетный Ресурс (33 года). Более 8 % газопроводов служат уже свыше 40 лет, представляя большую экологическую опасность. В сумме 1/3 всех существующих магистральных трубопроводов требуют капитального ремонта или реконструкции. Из-за старения основных фондов, значительного Износа трубопроводной сети увеличивается вероятность аварийных выбросов трубопроводов и опасность от негативных экологических последствий этого.

Загрязнение предприятиями отрасли атмосферного воздуха растет

Из года в год уже в течение нескольких десятилетий. В среднем по России доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 40-45%. Основные загрязняющие вещества в валовых выбросах транспортного комплекса, %: оксид углерода 73, углеводороды 11, оксиды азота более 13, остальные вещества — около 3.

С производственными сточными водами предприятия транспортного комплекса сбрасывают в поверхностные водные объекты нефтепродукты, взвешенные вещества, фосфаты, хлориды, соединения азота, нитраты, жиры и масла, железо, нитриты, СПАВ, свинец, никель хром, медь, цинк, кадмий и ряд других веществ (табл. 8.6).

Среди образующихся токсичных отходов в отрасли можно выделить отработанные нефтепродукты и масла, смазочно-охлаждающие жидкости, кислоты и щелочи, лом черных и цветных металлов, отходы резины и лакокрасочного производства, отходы пластмасс и загрязненного текстиля и др.

Под автомобильные дороги отводятся значительные площади земель: на 1 км автодорог в зависимости от их технической категории и ценности земельных угодий приходится от 2 до 7 га территории, а иногда и более. Общая площадь территории под дорогами составляет 18,2 тыс. км2, а площадь зоны повышенного вредного воздействия дорожной сети — свыше 31,2 тыс. км2.

Доля автомобильного транспорта в валовых выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух транспортным комплексом России составляет около 90,8%, железнодорожного — около 3,3%, водного — около 2% и воздушного — около 1% (2000 г.).

Движение автомобильного транспорта по дорогам со щебеночным и гравийным покрытием, по грунтовым дорогам, входящим в сеть автодорог общего пользования, в сухое и теплое время года сопровождается поступлением в атмосферный воздух неучитываемого значительного количества минеральной пыли, содержащей продукты износа дорожных покрытий и частицы грунта. По приблизительным оценкам, в 2000 г. движущимся по дорогам автотранспортом было поднято в воздух 3,9 млн. т минеральной пыли. Еще примерно 3 млн. т пыли поступило в атмосферный воздух при работах в карьерах и перегрузке сырья на предприятиях дорожного хозяйства.

В сбросах загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты доля железнодорожного транспорта (по сравнению с транспортным комплексом) составляет почти 80,3%, автомобильного — свыше 11,9%, водного — более 4,1% и воздушного — около 3,2% (2000 г.).

В общем объеме образования в транспортном комплексе токсичных отходов доля автомобильного транспорта составляет более 71,7%, железнодорожного — около 21,4%, воздушного — около 5,4% и водного - около 1,5% (2000 г.).

Таблица 8.6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.