Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммерческие юридические лица 3 страница




9. Дочерние и зависимые общества не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица (ст. 105, ст. 106 ГК). Понятие дочернего (зависимого) общества и регламентация его отношений с материнской компанией предусмотрены указанными нормами ГК, ст. 6 Закона "Об акционерных обществах", ст. 6 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в целях защиты интересов кредиторов и отдельных акционеров обществ, являющихся элементами сложно структурированных холдингов (концернов).

Холдинговая система предполагает наличие единого центра формирования прибыли в лице материнской (основной) компании, фактически управляющей множеством хозяйственных обществ и определяющей порядок ведения ими предпринимательской деятельности. В такой структуре имеет место властное подчинение материнской компании дочерних (зависимых) обществ, которые формально являются отдельными правоспособными субъектами, но фактически не имеют самостоятельно сформированной воли. Исходя из данного признака, законодатель определил д очернее общество как хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия последнего в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК)[207].

Таким образом, возможность материнской компании (основного общества) определять действия другого общества может иметь несколько оснований, перечень которых является открытым. В числе таких оснований наибольшее число вопросов вызывает квалификация договора, в силу которого общества приобретают статус дочерних и основных обществ, а также ссылка на преобладающий характер участия основного общества в уставном капитале дочернего без соответствующего указания в законе на величину такого участия[208].

В целях устранения ситуаций, при которых материнские компании не несут никаких рисков от неблагоприятных последствий управления деятельностью дочерних обществ, законодатель предусмотрел возможность привлечения основного общества к имущественной ответственности по обязательствам его дочернего общества. Как следует из п. 2 ст. 105 ГК, основное общество солидарно с дочерним отвечает по сделкам, заключенным последним в целях исполнения указаний основного общества, что означает возможность кредиторов предъявить требование непосредственно к материнской компании без предварительного обращения к дочернему обществу. При этом привлечение к указанной ответственности основного общества осуществляется вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины.

Основное общество может быть привлечено к субсидиарной (дополнительной) ответственности перед кредиторами дочернего общества в случае его банкротства. Условием такой ответственности является наличие вины материнской компании в банкротстве дочернего общества в любой форме (умысел либо грубая неосторожность)[209].

В целях защиты не только материальных интересов кредиторов дочерних обществ, но и их акционеров, которые в силу незначительной доли участия в уставном капитале устраняются от управления обществом, законодатель предусмотрел возможность привлечения материнской компании к имущественной ответственности по иску акционеров дочернего общества. Меньшинство участников дочернего общества имеют право требовать от материнской компании возмещения убытков, причиненных ее виновными действиями дочернему обществу (п. 3 ст. 105 ГК)[210].

Наряду с понятием дочернего и основного общества законодатель использует понятие зависимого общества, которым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) (п. 1 ст. 106 ГК). Гражданско-правовое последствие наличия зависимости одного хозяйственного общества от другого в силу определенной доли участия в его уставном капитале состоит в публичном раскрытии информации об этом неопределенному кругу участников делового оборота. В научной литературе и иных источниках предлагается отказаться от конструкции "преобладающее общество" и "зависимое общество", поскольку для определения правовых последствий приобретения более 20% долей уставного капитала (голосующих акций) законодатель использует сам факт такого приобретения, лишая указанные категории какого-либо правового значения[211].

10. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК, ст. 1 Закона «О производственных кооперативах»[212], далее – Закон о ПК)[213].

Производственный кооператив признается объединением лиц с тем отличием от хозяйственных товариществ, что в его субстрате определяющее значение имеет не личное участие члена в коммерческой деятельности кооператива как таковое, а участие, сопряженное с выполнением определенной трудовой функции наряду с иными участниками трудового коллектива. Данная особенность предопределяет ограничение по числу членов, не участвующих личным трудом в жизни кооператива, которое составляет 25 % от количества других членов кооператива (20% для сельхозкооперативов). Такими участниками могут выступать юридические лица, если данная возможность предусмотрена законом и учредительными документами (п.1 ст. 107 ГК), а также пенсионеры и нетрудоспособные граждане.

Членом кооператива может стать гражданин, достигший 16-летнего возраста. При этом необходимость выполнения трудовой функции в рамках участия в кооперативе не допускает членства одного лица в нескольких производственных кооперативах, за исключением той категории, которая ограничена 25 % - ным барьером (см. п. 2 ст. 7 Закона о ПК).

Все члены кооператива несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам в порядке и размерах, определенных уставом и Законом "О производственных кооперативах" (п. 2 ст. 107 ГК).

Фирменное наименование рассматриваемого юридического лица должно включать слова "кооператив" либо "артель", имеющие синонимичное значение. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов и содержащий наряду с общими сведениями данные о размере, о порядке внесения паевых взносов, о порядке и условиях участия членов в деятельности кооператива и пр. (ст. 5 Закона о ПК, ст. 108 ГК).

Имущественной основой предпринимательской деятельности кооператива является совокупность паевых взносов его участников, а также иное полученное на законных основаниях имущество. Имущество производственного кооператива делится на паи его членов, за исключением имущества неделимых фондов, которое создается для определенных уставом целей по единогласному, если иное не предусмотрено уставом, решению всех участников кооператива (п.1 ст.109 ГК). Закон не устанавливает требования о минимальном размере паевого фонда, но предусматривает правила его формирования, согласно которым паевой фонд подлежит полной оплате в течение первого года существования кооператива, и он не может быть менее величины чистых активов юридического лица (ст. 10 Закона о ПК).

Пай либо его часть могут переходить к другим членам кооператива либо к третьим лицам на основании сделок и в порядке универсального правопреемства. В отличие от полного товарищества отчуждение пая (его части) третьему лицу требует соблюдения преимущественного права покупки иных членов кооператива (ст. 111 ГК, ст. 9 Закона о ПК). В случае перехода пая к третьему лицу в порядке наследования правопреемник принимается в члены кооператива, если на это отсутствует запрет в уставе и имеется соответствующая воля наследника, либо ему выплачивается стоимость пая умершего члена кооператива (п. 4 ст. 111 ГК).

Участник может прекратить членство в кооперативе не только вследствие отчуждения своего пая, но и на основании добровольного заявления о выходе из кооператива, а также принудительного исключения из него по решению общего собрания в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей либо иным предусмотренным законом и уставом основаниям (например, в связи с членством в аналогичном кооперативе - абз. 2 п. 2 ст. 111 ГК). В этих случаях члену кооператива должна быть выплачена стоимость его пая либо выдано имущество, соответствующее его паю п. 1 ст. 111 ГК).

В отличие от доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью размер паевого взноса не определяет объем прав члена кооператива, который имеет один голос на общем собрании вне зависимого от размера его взноса в паевой фонд (ст. 110 ГК, ст. 15 Закона о ПК). В имущественных отношениях между производственным кооперативом и его членами действует принцип распределения прибыли и ликвидационной квоты между участниками соразмерно степени трудового участия каждого из них в деятельности кооператива, т.е. вне зависимости от величины доли в имуществе (паевом фонде), если иное не предусмотрено законом и уставом (п. 4 ст. 109 ГК).

Система управления производственным кооперативом предусматривает три уровня органов, которые формируются исключительно из числа его участников:

1) общее собрание, которое в отличие от высшего органа управления хозяйственных обществ имеет неограниченную компетенцию, допускающую рассмотрение любых вопросов деятельности (п. 1 ст. 15 Закона о ПК);

2) наблюдательный совет: осуществляет контроль за исполнительными органами и имеет исключительную компетенцию, определяемую уставом[214];

3) исполнительные органы: председатель и (или) правление, осуществляющие руководство текущей деятельностью кооператива и подотчетные наблюдательному совету, общему собранию членов кооператива.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельность кооператива осуществляет ревизионная комиссия, состоящая как минимум из трех человек, или ревизор, который действует в кооперативах с числом членов менее 20-ти (ст. 20 Закона о ПК).

11. Унитарным предприятием является коммерческое юридическое лицо, не наделенное правом собственности на переданное ему учредителем имущество и владеющее им на ограниченном вещном праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК, ст. 2 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[215], далее – Закон об УП).

Рассматриваемая организационно-правовая форма коммерческой организации, выполняющая функцию представительства публичного интереса в деловом обороте[216], имеет ряд особенностей, выделяющих ее из числа иных форм организации бизнеса. Во-первых, унитарное предприятие наделено специальной правоспособностью и не обладает той свободой действий в рамках предпринимательской деятельности, характерной для базирующихся на праве частной собственности хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Во-вторых, признак имущественной обособленности юридического лица имеет искусственную природу применительно к унитарному предприятию, которое не имеет права собственности на имущество, переданное ему учредителем и полученное в процессе осуществления предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК). В-третьих, внутренняя организация унитарного предприятия не обладает какими-либо признаками корпоративного начала, поскольку данное образование создается путем выделения собственником определенной имущественной массы для использования ее согласно определенному предмету деятельности. Принцип унитарности исключает раздел имущества унитарного предприятия по вкладам (долям, паям) равно как и участие в нем нескольких субъектов на членских началах.

Предприятия могут создаваться исключительно публичным образованием и в зависимости от его уровня могут быть либо федеральными (учредитель Российская Федерация), либо региональными (учредитель субъект Российской Федерации), либо муниципальными (учредитель муниципальное образование) (п.2 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона об УП).

Единственным учредительным документом предприятия является устав, содержащий в числе прочих данных сведения о цели и предмете деятельности унитарного предприятия (п. 1 ст. 113 ГК). Решение учредителя о создании предприятия и закреплении за ним определенного имущества не является учредительным документом и имеет исключительно административное значение.

Поскольку учредитель является собственником имущества, переданного предприятию при его учреждении и приобретенного им в результате участия в деловом обороте, наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущественной базы (п. 3 ст. 113 ГК, ст. 4 Закона об УП).

В зависимости от того, на каком вещном праве собственник передает имущество унитарному предприятию при его учреждении, выделяют предприятие, созданное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК), и казенные предприятия, созданные на праве оперативного управления (ст. 115 ГК). Правоспособность двух видов предприятий существенно разнится как в части требования законодательства о формировании уставного капитала, так и в части объема ограничений по совершению ими распорядительных сделок и возможности ответственности собственника-учредителя по обязательствам унитарного предприятия.

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, должны иметь уставный капитал, минимальный размер которого определен в зависимости от уровня публичного образования - учредителя: 5000 минимальных размеров оплаты труда (500 тысяч рублей) для Российской Федерации и ее субъектов, 1000 минимальный размеров оплаты труда (100 тысяч рублей) для муниципального образования (п. 3 ст. 114 ГК, п. 3 ст. 12 Закона об УП).

Закон не предусматривает требования о формировании уставного капитала казенным предприятием, что объясняется возможностью привлечения учредителя к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия в том случае, если закрепленного за ним имущества будет недостаточно для полного расчета со всеми кредиторами (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об УП). В отличие от учредителей казенных предприятий собственники имущества предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по долгам таких предприятий, поскольку функцию гарантии требований их кредиторов выполняет уставный капитал. Исключением из данного правила, подлежащего применению к предприятиям - субъектам права хозяйственного ведения, является банкротство предприятия, вызванное собственником его имущества, который в таком случае привлекается к имущественной ответственности в субсидиарном порядке (п. 2 ст. 7 Закона об УП).

Правоспособность казенных предприятий отличается от правоспособности предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, по объему ограничений на совершение хозяйственных сделок, направленных на распоряжение имуществом. Предприятие - субъект права хозяйственного ведения распоряжается принадлежащим ему имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную (целевую) деятельность (п. 3 ст. 18 Закона об УП). При этом сделки с недвижимым имуществом, акциями, вкладами, долями в уставном капитале, с предоставлением займов, поручительств и иные виды сделок данное предприятие может совершать при условии согласования их с собственником - учредителем (п. 2 ст. 295 ГК, п. 2, 4 ст. 18 Закона об УП). Казенное предприятие может распоряжаться любым, т.е. как движимым, так и недвижимым имуществом, только с согласия собственника такого имущества, выраженного в акте соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления (абз.1 п.1 ст. 297 ГК, п. 2 ст. 19 Закона об УП).

Поскольку унитарное предприятие имеет статус коммерческого юридического лица, оно обладает таким признаком как распределение учредителю полученной прибыли в качестве основной цели деятельности. Доказательством этого выступают нормы Закона "Об унитарных предприятиях", обязывающие унитарные предприятия ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли (п. 1 и 2 ст. 17 Закона об УП) и предусматривающие утверждение порядка распределения дохода казенного предприятия непосредственно его учредителем (п. 3 ст. 17 Закона об УП).

Поскольку предприятия имеют унитарную основу создания и деятельности, система их органов отличается предельной простотой и отсутствием корпоративной структуры. Руководство унитарным предприятием осуществляет собственник его имущества, который принимает решения об изменении имущественной составляющей предприятия, распределяет его прибыль согласно определенным уставом целям, принимает решения по одобрению ряда сделок с имуществом предприятия, определяет дальнейшую правовую судьбу данного субъекта права (например, ликвидация по решению собственника). Совершает сделки от имени унитарного предприятия и руководит его текущей деятельностью единоличный исполнительный орган - руководитель (директор, генеральный директор), который назначается собственником имущества (ст. 20. 21 Закона об УП).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.