Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления против безопасности государства 1 страница




Государственная измена (ст. 275 УК). Общественная опасность этого преступления заключается не только в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну, и иные важные сведения, но и в том, что они далее попадают в руки иностранных спецслужб и могут быть использованы против интересов Российской Федерации. Вред, который наступает в результате совершения хотя бы одного акта государственной измены, может выражаться в огромном экономическом ущербе, дезорганизации деятельности научно-исследовательских учреждений по созданию новых государственно важных технологий, разработок и проектов, обострении социально-политической обстановки как в отдельных регионах, так и в целом в стране и т. д.

Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации как состояние ее защищенности от угроз извне, направленных на ее суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления состоит из трех альтернативных форм деяний: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Каждое из перечисленных деяний обладает настолько высокой общественной опасностью, что законодатель сконструировал состав преступления как формальный и не предусмотрел в качестве обязательного признака наступление каких-либо общественно опасных последствий.

Для раскрытия признаков шпионажа следует обратиться к его определению, содержащемуся в ст. 276 УК (данный состав будет рассмотрен далее). Однако следует иметь в виду, что преступление, предусмотренное ст. 276 УК, может совершить исключительно иностранный гражданин или лицо без гражданства, в то время как государственная измена в форме шпионажа (ст. 275 УК) предусматривает в качестве субъекта только гражданина Российской Федерации.

Предметом второй альтернативной формы государственной измены - выдачи государственной тайны - являются сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г.) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г.)[359].

Предмет рассматриваемого преступления нематериален - им является информация, причем как документально оформленная, так и в бездокументарной форме. Следовательно, выдача сведений, составляющих государственную тайну, - это предоставление (сообщение) их иностранному государству, иностранной организации или их представителям гражданином России любым способом (устно или письменно, путем предоставления предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, посредством сети Интернет, sms-сообщений и т.д.).

Иностранное государство как адресат выдачи государственной тайны выступает в лице его официальных органов (в основном спецслужб). Иностранной организацией может быть любая организация, имеющая принадлежность к определенному зарубежному государству и не относящаяся к его официальным органам (коммерческая фирма, некоммерческое объединение, союз и т.д.), а также международная организация. Представители иностранного государства - это уполномоченные действовать в интересах своего государства официальные лица (члены правительственных делегаций, дипломатические агенты и консульские должностные лица и т.д.). К представителям иностранной организации относятся официальные или неофициальные лица, которые действуют от имени этой организации или выполняют ее поручения. Иностранные граждане, являющиеся частными лицами, адресатами выдачи государственной тайны по смыслу ст. 275 УК не являются.

Выдача государственной тайны признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием указанного выше иностранного адресата.

Особенностью субъекта выдачи государственной тайны является то, что в его качестве выступает лицо, уже обладающее указанными сведениями (по службе или работе), поэтому ему не приходится их незаконно собирать или похищать.

Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации предполагает наличие таких форм содействия в осуществлении враждебных акций в ущерб внешней безопасности России, которые не охватываются двумя предыдущими формами государственной измены. К ним можно отнести: вербовку агентов для иностранной спецслужбы; приобретение документов, используемых для прикрытия иностранных разведчиков; подбор для них конспиративных квартир; облегчение их доступа к государственной тайне и т.д. Содействие российского гражданина может выражаться и в совершении какого-либо преступления (как правило, это преступление против общественной безопасности или основ конституционного строя и безопасности государства). В таком случае содеянное должно квалифицироваться по совокупности как государственная измена в форме иного оказания помощи и другое преступление, например, диверсии.

Обязательным условием образования состава преступления в рассматриваемой форме является то, что деятельность иностранного государства, иностранной организации или их представителей, в проведении которой гражданин России оказывает помощь, носит именно враждебный, а не какой-либо иной характер. Совершение иных деяний по оказанию помощи иностранным гражданам, не связанных с их враждебной деятельностью в ущерб внешней безопасности России, например, предоставление им денег, транспортных средств и т.д., состава рассматриваемого преступления не образует. Деяния российского гражданина, хотя объективно и способствовавшие враждебным устремлениям иностранного государства или иностранной организации, но совершенные при отсутствии контакта с их представителями, состава иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России также не образуют.

Государственная измена в рассматриваемой форме считается оконченной с момента фактического оказания гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности. Установление преступной связи с представителями иностранного государства или иностранной организации, ведущими враждебную в отношении России деятельность, для совершения конкретных деяний в их пользу образует в соответствии с ч. 1 ст. 30 УК приготовление к данному преступлению.

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 275 УК, характеризуется только прямым умыслом: лицо осознает, что своим деянием оказывает помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и желает такую помощь оказать. Для привлечения к уголовной ответственности за государственную измену в форме выдачи государственной тайны и шпионажа, где предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, виновный должен заведомо осознавать, что он выдает, передает, собирает, похищает или хранит именно сведения, которые составляют государственную тайну.

Субъект государственной измены в любой форме является специальным. Им признаются достигшие 16-летнего возраста граждане России, включая лиц, имеющих, помимо российского, гражданство какого-либо иного государства. Лица, не имеющие российского гражданства, участвовавшие в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 УК, по правилу ч. 4 ст. 34 УК несут уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника[360].

Примечание к ст. 275 УК предусматривает освобождение от уголовной ответственности за государственную измену лица, которое добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Закон не ставит перед виновным единственно обязательное условие «сообщение органам власти», виновный может выбрать и иной способ деятельного раскаяния, направленный на нейтрализацию указанного в примечании вреда. Смысл примечания к ст. 275 УК также дает основание полагать, что содержащаяся в нем поощрительная норма не обязывает виновного полностью предотвратить дальнейший ущерб интересам Российской Федерации. От уголовной ответственности должны быть освобождены и те лица, которые предприняли все зависящие от них меры, но действия которых не привели к предотвращению всего ущерба.

Сообщение органам власти должно быть не только добровольным, но своевременным. Если в связи с несвоевременным сообщением ущерб, причиненный внешней безопасности Российской Федерации, является серьезным, а предотвращенный ущерб - незначительным, то освобождению от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 275 УК лицо, совершающее деятельное раскаяние, не подлежит.

И, наконец, условием освобождения лица от уголовной ответственности служит отсутствие в его действиях иного состава преступления.

Шпионаж (ст. 276 УК). Данное преступление также как и государственная измена посягает на внешнюю безопасность Российской Федерации. Однако отличие его от государственной измены в том, что оно олицетворяет собой вредоносную деятельность иностранных спецслужб, в то время как государственная измена - это лишь оказание помощи в проведении такой деятельности.

В ст. 276 УК фактически предусматривается два альтернативных состава преступления, различающихся по предмету, объективной и субъективной сторонам преступления. Субъект для обоих составов

шпионажа один и тот же - это иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Главным признаком, благодаря которому составы шпионажа различаются, служит предмет преступления. Предметом первого состава (далее - шпионаж первого вида) являются сведения, составляющие государственную тайну (их понятие раскрыто при рассмотрении ст. 275 УК). К предмету второго состава (далее - шпионаж второго вида) относятся иные сведения.

Объективная сторона шпионажа первого вида состоит из нескольких альтернативных действий: передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну.

Передачей данных сведений является их сообщение (доставление) иностранному государству, иностранной организации или их представителям любым способом (с использованием тайников, устно, письменно, по телефону, через посредников, посредством сети Интернет и т.д.). Оконченной передача считается с того момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием названного в ст. 276 УК иностранного адресата. При фактической ошибке в отношении шпионского адресата, например, если в качестве получателя сведений выступил представитель правоохранительного органа, действующий в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ст. 276 УК.

Под собиранием понимается получение указанных сведений любым способом кроме похищения (путем подслушивания, выведывания в беседах, наблюдения, копирование информации, находящейся в ЭВМ, и т.д.). Собирание признается оконченным с того момента, когда сведения стали достоянием виновного.

Похищением сведений, составляющих государственную тайну, считается изъятие их в любой форме из правомерного или неправомерного владения (например, тайно, открыто, путем обмана, применения насилия) либо получение этих сведений, связанное с преодолением системы блокирования доступа к ним (например, копирование информации с жесткого диска компьютера, защищенного паролем, с применением программ-«взломщиков»). Данное деяние считается оконченным с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием виновного.

Хранение указанных сведений означает действия лица, связанные с их владением и обеспечением их сохранности (содержание на каких-либо материальных носителях в тайнике или других недоступных другим лицам местах, а также при себе, если это обеспечивает сохранность информации). Хранение считается оконченным с момента помещения данных сведений в место, определенное виновным. При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо хранило указанные сведения.

Субъективная сторона шпионажа первого вида характеризуется прямым умыслом, то есть виновный осознает, что передает, собирает, похищает либо хранит в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям соответствующие сведения для использования их в ущерб внешней безопасности России, и желает эти действия совершить. Цель, которую преследует лицо при передаче сведений, составляющих государственную тайну, для квалификации значения не имеет. Для шпионажа в форме похищения, собирания или хранения сведений, составляющих государственную тайну, обязательно наличие цели: передать эти сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Похищение, собирание или хранение сведений, составляющих государственную тайну, без цели передачи их указанному адресату состава шпионажа не образует.

Предметом шпионажа второго вида являются сведения, не относящиеся к государственной тайне. Закон не уточняет содержания данных сведений, но называет единственный критерий для доказывания предмета рассматриваемого преступления - эти сведения несут в себе потенциальную возможность использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В качестве таких сведений может быть любая информация (как неопубликованная, так и опубликованная) экономического, политического, научного, технического или иного характера. К ней можно отнести, например, сведения о реальной экологической ситуации в конкретном регионе (для совершения вредоносного акта, вызывающего экологическую катастрофу), о недостатках в работе охранных подразделений (для совершения диверсий), о конкретных должностных лицах (для вербовки агентуры) и прочие сведения для подрывной деятельности иностранных спецслужб.

Объективную сторону шпионажа второго вида составляют только передача и собирание указанных сведений. Обязательным условием является совершение данных действий по заданию иностранной разведки. Нельзя квалифицировать как шпионаж сбор и передачу иных сведений по собственной инициативе.

Субъективная сторона шпионажа второго вида включает в себя прямой умысел и цель использования сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований и условий, указанных в примечании к ст. 275 УК и рассмотренных при анализе состава государственной измены.

Диверсия (ст. 281 УК). Это преступление против государственной безопасности представляет повышенную общественную опасность в связи с тем, что диверсия, будучи связанной с посягательствами на стратегически важные объекты, способна вызвать экономический кризис государственного масштаба либо существенно ослабить оборонный потенциал России.

Непосредственный объект диверсии - экономическая безопасность и обороноспособность Российского государства. Дополнительным объектом являются отношения собственности.

Предметом диверсии выступают важные для государства объекты: предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи и объекты жизнеобеспечения населения.

С объективной стороны преступление характеризуется совершением взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение перечисленных выше объектов. Под разрушением следует понимать полное приведение объекта в негодность, когда восстановление его либо невозможно, либо экономически невыгодно. Повреждение - это приведение объекта в негодность частично при сохранении возможности его восстановления.

В диспозиции ст. 281 УК указаны способы совершения рассматриваемого преступления: взрыв и поджог. Однако состав диверсии может иметь место и при наличии других, не указанных в ст. 281 УК способов ее совершения. К ним можно отнести, например, приведение в негодное состояние средств управления железнодорожным, водным, авиационным транспортом, других технических средств управления различными механизмами, производственными процессами.

Преступление признается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий независимо от результата - наличия разрушений или повреждений соответствующих объектов.

Субъективная сторона диверсии характеризуется прямым умыслом, включающим осознание виновным общественной опасности взрыва, поджога или других действий, направленных на разрушение или повреждение соответствующего материального объекта, и желание такие действия совершить, и наличием цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Именно такая цель является признаком, по которому следует проводить отграничение диверсии от смежных составов преступлений. Так, при наличии признаков объективной стороны диверсии, но при отсутствии данной цели содеянное необходимо квалифицировать как уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом (ч. 2 ст. 167 УК). Если же при этом имеет место другая цель, то содеянное квалифицируется соответственно по той статье УК, которая такую цель предусматривает (например, по ст. 205 УК, предусматривающей в качестве цели воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями). При наличии как диверсионной, так и террористической целей содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 205 и 281 УК.

Субъект диверсии общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированные виды диверсии закреплены в ч. 2 ст. 281 УК, которая установила повышенную ответственность за это деяние: а) совершенное организованной группой; б) повлекшее причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Особо квалифицированным видом диверсии, указанным в ч. 3 ст. 281 УК, является совершение деяния, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, повлекшего умышленное причинение смерти человеку. Содержание названных квалифицирующих и особо квалифицирующего признаков аналогично содержанию тех признаков, которые обозначены в п. «в» ч. 2 и п. «б» ч. 3 ст. 205 УК, предусматривающей ответственность за террористический акт.

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК). Общественная опасность этого преступления заключается в том, что сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности становятся достоянием посторонних лиц и могут быть использованы в ущерб безопасности Российской Федерации.

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственной тайны.

Предмет преступления - сведения, составляющие государственную тайну, совпадает с предметом государственной измены в форме выдачи государственной тайны (ст. 275 УК), который был уже рассмотрен при анализе упомянутого преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 283 УК, заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение выражается в предании огласке сведений посторонним лицам и может иметь форму как действия, так и бездействия (например, оставление на рабочем месте документа, содержащего государственную тайну, при возможности ознакомления с ним постороннего лица). Способ разглашения значения для квалификации этого преступления не имеет и может выражаться в предании сведений огласке различными путями (демонстрация документов, устная передача или передача информации на материальном носителе, пересылка по электронной почте и т.д.).

Состав преступления материальный: в качестве одного из его признаков предусмотрено наступление общественно опасных последствий, заключающихся в том, что сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других, посторонних лиц. Считается, что сведения тогда становятся достоянием постороннего лица, когда оно восприняло общий смысл разглашаемой информации. При этом не требуется понимания им этой информации в деталях. Посторонним является лицо, не имеющее доступа к данным сведениям по роду службы или работы.

Е. передавал сыну рукописные варианты рабочих документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, для набора на компьютере, а также лично диктовал ему тексты документов, касающихся его служебной деятельности. Суд, установив, что сын не имеет допуска к государственной тайне, квалифицировал действия Е. по ч. 1 ст. 283 УК.

По смыслу ст. 283 УК к адресатам разглашения, названным в этой статье, не относятся иностранные государства, иностранные организации или их представители, осуществляющие враждебную деятельность в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Передача сведений, составляющих государственную тайну, этим адресатам образует состав государственной измены в форме выдачи государственной тайны (ст. 275 УК).

По вопросу о содержании субъективной стороны разглашения государственной тайны в теории уголовного права нет единства мнений. По мнению некоторых юристов, ответственность за данное преступление должна наступать как при умышленной, так и неосторожной форме вины[361]. Другие юристы полагают, что это преступление характеризуется только умышленной виной[362]. Нет устоявшегося мнения по данному вопросу и в судебно-следственной практике.

Согласно ч. 2 ст. 24 УК, если в статье Особенной части УК форма вины прямо не указана, то ответственность за преступление, предусмотренное данной статьей, наступает при наличии как умысла, так и неосторожности, за исключением случаев, когда умышленная форма вины следует из смысла закона. Так, вряд ли будут сомнения относительно признания умысла единственной формой вины в составе кражи, несмотря на то, что форма вины в ст. 158 УК не указана. Ситуация аналогична и в случае с разглашением государственной тайны. Поскольку в ч. 2 ст. 283 УК предусмотрена ответственность за преступление с двумя формами вины (то же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия), то очевидно, что законодатель в ч. 1 рассматриваемой статьи имел в виду преступление, совершаемое умышленно.

Прямой умысел имеет место при разглашении, когда виновный осознает, что предает огласке сведения, составляющие государственную тайну, предвидит, что их воспримут посторонние лица и желает этого. В повседневной жизни это возможно, когда виновный, передавая информацию посторонним лицам, пытается показать свою осведомленность, ускорить выполнение работы, действует с целью получения вознаграждения или оказания помощи и т.д.

При косвенном умысле виновный осознает общественную опасность своих действий, не желает того, чтобы указанные сведения стали достоянием других лиц, но сознательно допускает такие последствия или относится к ним безразлично. Например, лицо ведет разговор по закрытой тематике в общественном транспорте, допуская возможность восприятия смысла информации другими пассажирами, либо относится к этому безразлично. Косвенный умысел констатируется и тогда, когда, например, виновный оставляет на рабочем месте открытыми документы, безразлично относясь к возможности ознакомления с ними посторонних лиц.

Субъект анализируемого преступления специальный - вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, которому государственная тайна была доверена либо стала известна по службе или работе.

Лица, которым государственная тайна доверяется или может быть известна по службе или работе проходят специальную процедуру оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - допуск к государственной тайне. Порядок допуска к государственной тайне регламентируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ № 1050 от 28 октября 1995 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 15 ноября 2004 г.)[363]. Доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, является санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»).

К субъектам, которым государственная тайна стала известна по службе или работе, относятся лица, которые, хотя и не получили персонального доступа к указанным сведениям, но в силу специфики работы ознакомились с ними при выполнении своих трудовых обязанностей (рабочие, выполняющие ремонтные работы на режимных предприятиях, машинистки, фельдъегери и др.).

В части 2 рассматриваемой статьи предусмотрен квалифицированный состав преступления с двумя формами вины - умышленное разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Вопрос о признании последствий тяжкими решается органами следствия и судом в зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления. К таким последствиям можно отнести, например: получение широкого доступа к этим сведениям посторонних лиц, в частности, в результате опубликования сведений в сети Интернет; переход секретной информации к иностранной организации, ведущей деятельность в ущерб внешней безопасности России; наступление большого экономического ущерба и т.п.

При наличии в одном и том же деянии признаков государственной измены в форме выдачи государственной тайны (ст. 275 УК), а также признаков разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) идеальная совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по ст. 275 УК, поскольку, как указано в ч. 1 ст. 283 УК, уголовная ответственность за разглашение государственной тайны возможна только при отсутствии признаков государственной измены.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Общественная опасность этого преступления заключается в том, что важные государственные сведения выходят из владения компетентных лиц, что создает возможность их использования посторонними лицами в ущерб безопасности Российской Федерации.

Предметом данного преступления, в отличие от разглашения государственной тайны, выступают только материальные носители -содержащие государственную тайну документы, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

К документам в смысле ст. 284 УК относятся текстовые, графические материалы, выполненные любым способом, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (чертежи, топографические карты, ведомственные приказы и др.). Документ должен иметь гриф секретности и соответствующие реквизиты. Под предметами понимаются материалы или изделия, выступающие воплощением государственной тайны (новые образцы вооружения и техники, шифры, коды и пр.).

Объективная сторона состава преступления, указанного в ст. 284 УК, включает в себя деяние, общественно опасные последствия и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении лицом установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну. Эти правила установлены Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, а также рядом других нормативно-правовых актов. Нарушение указанных правил может выразиться в выносе документов или предметов за пределы режимного объекта, работе с ними в неустановленных местах, несоблюдении правил их хранения и т.д.

Преступление считается оконченным только при наличии двух взаимосвязанных последствий: утраты вышеназванных документов или предметов и наступление тяжких последствий (материальный состав). Утрата документа (предмета) констатируется тогда, когда его нет ни у лица, которому он был выдан или передан иным надлежащим образом, ни в месте его постоянного хранения, что исключает возможность его использования. Тяжкие последствия согласно смыслу диспозиции ст. 284 УК наступают в результате утраты документа или предмета. Содержание их аналогично содержанию тех тяжких последствий, которые были рассмотрены при анализе ч. 2 ст. 283 УК.

Неотъемлемым признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является причинная связь между нарушением правил обращения с содержащими государственную тайну документами или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, их утратой и наступлением тяжких последствий.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 284 УК, характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие либо небрежность). При легкомыслии лицо предвидит возможность утраты вышеназванных документов или предметов, а также наступление тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Данный вид неосторожности возможен, например, когда сотрудник режимного объекта в нарушение установленных правил берет секретные документы домой для работы с ними, надеясь, что эти документы не будут утеряны. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть. Небрежность возможна в случае, если ответственное за сохранность секретных документов лицо забывает убрать эти документы в сейф, оставляя их на своем рабочем столе при открытом к ним доступе посторонних лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.