КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебный конституционный контроль как средство охраны и защиты конституции
Специфическим видом охраны и зашиты конституции служит конституционный контроль, т. е. проверка на соответствия конституции законов и других нормативных правовых актов? решений и действий органов публичной власти и других субъ- § 3. Судебный конституционный контроль 125 ектов права в целях утверждения конституционности и конституционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их деятельность. К специализированным органам, осуществляющим конституционный контроль, следует отнести конституционные суды, а также органы конституционного надзора несудебного {квазисудебного) характера (конституционные советы Франции, Казахстана, Марокко, Сенегала и др.), суды обшей юрисдикции. Именно судебный конституционный контроль является наиболее действенным и эффективным в охране и защите конституции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодательной и исполнительной ветвей власти. Определяющее значение судебного конституционного контроля в механизме охраны и защиты конституции обусловлено: — целью и задачами обеспечения верховенства, высшей юридической силы, прямого действия конституции на всей территории государства; — распространением конституционного контроля на сферу деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; — постоянным осуществлением конституционного контроля в специальной процессуальной форме конституционного судопроизводства;
— обязательной юридической силой решений органов, его осуществляющих, для всех субъектов права. В Российской Федерации судебный конституционный контроль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномочии — суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г и сформирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека. С момента создания Конституционного Суда РФ (1991 —1993 гг.) конституционный контроль осуществился на основеКонституции РСФСР 1978 г. (ст. 105 и др.) и Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» В этот пе- 126 Глава 4. Охрана и защита конституции риод им: было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, указов Президента РФ и т. п.), восемь — по индивидуальным жалобам граждан. Первые два года деятельности Конституционного Суда РФ были для него непростыми. Иначе и не могло быть. Конституционный Суд РФ — детище времени, своего общества, в котором происходят качественные преобразования. Нельзя не учитывать решающего воздействия комплекса объективных и субъективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в России в этот период, противоречивости этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости. В условиях острой политической борьбы в российском обществе, постоянного и разрастающегося противостояния Президента и парламента, переходящего в прямой конфликт. Деятельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции РФ актов указанных властных органов не могла не приобрести остро политического характера. В деятельности Конституционного Суда РФ наступил кризис, что дало основание Президенту РФ в Указе от 7 октября 1993 г. № 16)2 «О Конституционном Суде Российской Федерации» согласиться с решением Конституционного Суда РФ о временном прерывании своих заседаний по рассмотрению конкретных дел до принятия новой конституции.
Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993—1995 гг.) был посвящен подготовке нового закона о Конституционном Суде РФ на основании Конституции РФ 1993 г., которая определила состав и порядок назначения судей, полномочия Конституционного Суда РФ, субъектов обращения в Суд, юридические последствия признания Судом неконституционными актов или их отдельных положений, международных договоров. Современный этап деятельности Конституционного Суда РФ начался после вступления в силу Закона о Конституционном Суде РФ и формированием полного состава Суда. Согласно ст. 1 данного Закона Конституционный Суд РФ определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Как орган государственной власти он стоит в одном ряду с такими высшими § 3. Судебный конституционный контроль127 органами, как глава государства, парламент и правительство. Целью, его деятельности- является охрана и защита Конституции РФ, обеспечение верховенства, высшей Юридической силы й прямого действия Конституции РФ' в законодательной, исполнительной и судебной деятельности на всей территории Российского государства. Задачами Конституционного Суда РФ служат обеспечение и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных идеалов и ценностей. Цель и задачи Конституционного Суда РФ обусловливают осуществление им таких основных функций, как защита прав и свобод человека и гражданина; толкование Конституции РФ; конституционный контроль законов и других нормативных правовых актов; разрешение споров о компетенции между органами публичной власти. Ему присущи и некоторые дополнительные функции: содействие законодательной деятельности; дача экспертных заключений; осуществление регистрационных актов (операций) по вопросам конституционного значения.
Основные и дополнительные функции Конституционного Суда РФ реализуются через полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде и Законом о референдуме. Конституционный Суд РФ своей деятельностью оказывает значительное воздействие на функционирование органов публичной власти в сфере их нормотворчества и правоприменения, исключая из правового поля положения федеральных законов, других нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции РФ, корректируя правоприменительную практику, в том числе административную и судебную, выявляя конституционно-правовой смысл законов, разрешая споры о компетенции, защищая конституционные права и свободы граждан и их объединений, официально толкуя Конституцию РФ-Конституционный Суд РФ в известном смысле и в известных пределах развивает конституционное право, определяет стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства. Он одновременно создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Он играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и госу- 128 Глава 4. Охрана и зашита конституции дарстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране. Конституционный Суд РФ последовательно придерживается стратегической линии защиты конституционных принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и других основ конституционного строя. При этом Конституционному Суду РФ приходится подчас решать вопросы сочетания, баланса действия тех или иных конституционных принципов, разрешение конфликта частных и публичных интересов, поиска оптимального конституционно-правового решения возникающих проблем. Он играет положительную роль в утверждении в Российской Федерации международно-правовых стандартов в защите прав и свобод человека и гражданина, иных общепризнанных принципов и норм международного права.
Судебный конституционный контроль в Российской Федерации наряду с Конституционным Судом РФ осуществляют конституционные и уставные судье субъектов РФ. Право субъектов РФ создавать конституционные и уставные суды вытекает из положений Конституции РФ; предусматривающей, что республики и другие субъекты РФ функционируют на основе своих учредительных актов — конституций и уставов, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию самих субъектов РФ. Конституционные и уставные суды действуют в 16 субъектах РФ1. Конституционные и уставные суды являются хранителями и защитниками конституций и уставов субъектов РФ, закрепленных ими ценностей, превращают их в реально действующее право. Они позволяют существенно усилить защиту прав и свобод личности, поднять качество законотворчества, самого законодательства в субъектах РФ. Деятельность конституционных и уставных судов направлена на децентрализацию государственной власти по вертикали. Она привносит в политику субъектов РФ специфику, способст- 1 Специализированные органы судебного конституционного контроля функционируют к республиках: Адыгея (1997 г.). Башкортостан (1996 г.), Бурятия (1995 г.), Дагестан (1991 г.), Кабардино-Балкария (1993 г.), Карелия (1994 г.). Коми (1994 г.), Марий Эх (1998 г.), Саха (Якутия) (1992 г.). Северная Осетия — Алания (1990 г.), Татарстан (1990 г), Тыва (2003 г); Чеченская (2007 г.); уставные суды -- и Свердловской области (1998 г.). Калининградской области (2003 г); в г. Санкт-Петербурге (2000 г.). Глава 5. Конституционная ответственность129 вует поддержанию политической стабильности и самодостаточному развитию субъектов РФ, более полной реализации принципа разделения властей, сотрудничеству и взаимодействию законодательных и исполнительных органов публичной власти. Суды общей и арбитражной юрисдикции осуществляют конституционный контроль в рамках своей компетенции в тесном единстве с контрольной деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, создавая единое конституционно-правовое пространство, что особенно важно в условиях федеративного устройства Российского государства. Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. Можно ли провести различие между понятиями охраны и защиты Конституции РФ? 2. Чем охрана и защита отличаются от обеспечения (гарантирования) Конституции РФ? 3. Назовите субъектов конституционного права, осуществляющих охрану и защиту Конституции РФ. 4. Каковы полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ по охране и защите Конституции РФ? 5. Участвуют ли в охране и защите Конституции РФ иные органы публичной власти? 6. В чем специфика судебного конституционного контроля как средства охраны и защиты Конституции РФ? 7. Какие суды участвуют в охране и защите Конституции РФ? Глава 5. Конституционная ответственность: понятие, виды, основания, меры
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |