Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

См.: Конституционное право России /0Т6. рея Л. И. Кокопит, М. И, Ку­кушкин. М., 2007. С. 76




Социальные функции конституции

Ценность Конституции РФ можно рассмотреть в более ши­роком социальном контексте — ее влиянии на общественную практику, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между гражданским обществом, государством и личностью. Молено выделить следующие социальные функ­ции Конституции РФ; политическую, экономическую, соци­альную, культурологическую, духовно-идеологическую, внешнс-политическую.

Политическая функция конституции. Конституция как Ос­новной закон одновременно представляет собой и политиче­ский документ. «Все юридическое в основе с мое и имеет поли- тическую природу», — писал К. Маркс1. Как уже отмечалось, конституция представляет собой результат политическою раз­вития, подчас итог острой борьбы политических сил. В лом отношении политическая функция конституции с клады кается из ряда направлений ее воздействия (подфункций) ид полити­ческие, прежде всего государе г венные, отношения.

Конституция призвана выражать общественный компро­мисс, баланс разных общественно-политических сил, интере­сов, те ценности, которые принимают и се социальные слои и группы населения, и тем самым она гарантирует от проявления крайнего политического экстремизма, от силовою противобор­ства.

Стабильность конституции, ее реализация обеспечивают многопоколенную преемственность в обществе1. К сожалению, такая социальная и правовая преемственность была прервана в октябре 1917 г., когда начался эксперимент по созданию социа­лизма и коммунизма как самого гуманного общества недемо­кратическими, негуманными и несправедливыми методами. Вместо преемственности российский капитализм как народное

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 365.

146Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

достояние со всеми его недостатками был разгромлен, а опыт работы производственного аппарата не был не только изучен и претворен на практике на новых началах, но был сломлен и уничтожен.

Конституция РФ в своей преамбуле наиболее полно отрази­ла идею многовековой преемственности в жизни многонацио­нального народа России. Эта идея, как и другие, содержащиеся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ. Преам­була Конституции РФ провозглашает: «Мы, многонациональ­ный народ Российской Федерации, соединенные общей судь­бой на своей земле, утверждая права и свободы человека, граж­данский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принци­пов равноправия и самоопределения народов, чтя память пред­ков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государствен­ность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание Рос­сии, исходя из ответственности за свою Родину перед нынеш­ним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или ина­че все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различ­ные формы, способы и направления политической деятельно­сти; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государствен­ную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избиратель­ные права граждан, свободы мысли и слова; право на объеди­нение; право собираться мирно, без оружия, проводить собра­ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; пра­во участвовать в управлении делами государства, в отправлении

§ 2. Социальные функции конституции147

правосудия я др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация ука­занных политических прав и свобод ориентирована на стиму­лирование социально-политической активности граждан и их объединений.

Использование социально-политического потенциала кон­ституции направлено на углублении демократии, на функцио­нирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой систе­ме, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разде­ления, механизма сдержек и противовесов. Осуществление ус­тановлений конституции имеет цель не допустить захват вла­сти, присвоение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местно­го самоуправления. В конечном счете эта политическая функ­ция приобретает характер миротворческой (третейской, прими­рительной) функции, направленной на разрешение политиче­ского конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судо­производства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.

Конституция РФ уделяет большое внимание организации исполнительной власти, призванной обеспечивать исполнение законов и других решений органов законодательной (предста­вительной) ветви государственной власти. Организационно-управленческое воздействие заключается в установлении Кон­ституцией РФ системы органов и механизма управления обще­ственными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.

В условиях многонациональное™ российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государ­ственно-правового строительства, в экономической, социаль­ной, культурной сферах общественной жизни, которая находит воплощение в Конституции РФ. Это дает основание для выде­ления националъно-интегративной функции, содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося кон­ституционного сообщества, что возможно при условии форми­рования в Российской Федерации российской нации в полита-

148Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

ческом и гражданском смыслах (а не только в этническом), объ­единяющих лиц, обладающих российским гражданством, новой политической и правовой культурой и продолжающих сохра­нять свои этнические и религиозные традиции и истоки1. Фор­мирование единой нации россиян не отрицает, а предполагает поддержку и развитие мультикультуризма (т. е. культурного многообразия, развитие национальных языков, национального своеобразия в духовной сфере, в быту и т. д.). В Российской Фе­дерации существует тесная связь разнообразных культур, их взаимодействие- Эти тенденции могут усиливаться лишь при ус­ловии действительного уважения прав каждого народа, нации, национального меньшинства, культурного разнообразия.

Экономическая функция конституции. В период коренной трансформации и модернизации общественной системы воз­растает роль экономической функции конституции. Ее содер­жание направлено на формирование нового гражданского об­щества, рыночных отношений, основанных на частной собст­венности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпри­нимательства и добросовестной конкуренции. Конституция: од­новременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционньгх положений, отразивших ка­чественную модернизацию общественного строя. Стержнем кон­ституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституцион­ность в сфере социально-экономических отношений.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собст­венников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, фи­нансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту

I См.: Кравец И. А. Указ. соч. С. 63—64.

§ 2. Социальные функции конституции 149

права частной собственности, права на свободное предприни­мательство и других конституционных экономических прав.

Действие конституционных принципов единства экономиче­ского пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономиче­ского оборота, в частности на обеспечение справедливого рас­пределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) дикту­ет необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституцион­ный принцип признания и защиты равным образом частной, го­сударственной, муниципальной и иных форм собственности (ч, 2 ст. В)> В отношениях между властью и бизнесом органы публич­ной власти должны быть равноудалены от различных предпри­нимательских структур, ограничены в «дирижировании* част­ными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентно­сти должен применяться во всех случаях изъятия имуществе! частных собственников для государственных нужд.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственно­сти, невысокий уровень корпоративного управления, использо­вание механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значи­тельные проблемы в исполнении судебных решений.

Социальная функция конституции. Конституция РФ провоз­глашает Российскую Федерации социальным государством, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются свобода труда, на­личие гарантированного минимума оплаты труда, государствен­ная поддержка различных категорий малоимущих граждан, го­сударственная и социальная защита и т. д.

Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и соци­альной мощи и политики государства.

Значение социальной функции конституции особенно воз­растает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее совре­менное социальное зло, криминализация экономической жиз­ни чреваты социальными конфликтами, взрывами. Поэтому в

150Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

качестве первоочередных политических задач должны высту­пать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повы­шения благосостояния граждан.

Культурологическая функция конституции. Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценно­стей. Конституция есть существенный элемент культуры обще­ства, от развития и уровня которой зависит качественное состоя­ние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответ­ствующие положения Конституции РФ направлены на сохране­ние и преумножение исторического и культурного наследия. Со­гласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями куль­туры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения об­разования, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.

Духовно-идеологическая функция конституции. Вопрос о ду­ховно-идеологической функции конституции вызывает дискус­сию: от ее безоговорочного признания до полного отрицания, полагая, что конституция стоит над идеологией, она — вне идеологии.

Конституция РФ закрепила принцип политического и идео­логического многообразия в качестве основы конституционного строя, в противовес идеологическому монополизму в условиях тоталитаризма, согласно которому официально признавалась в качестве общеобязательной лишь марксистско-ленинская идео­логия (ч. 1 ст. 13). Идеологический монополизм пронизывал все содержание советских конституции был необходимым критери­ем функционирования конституционных институтов и осущест­вления прав граждан. Как реакция на официальное признание- господства лишь идей научного коммунизма, социалистической идеологии в ч. 2 ст. 13 появилось следующее положение: «Ника­кая идеология не может устанавливаться в качестве государст­венной или обязательной». Данное установление не может ин­терпретироваться вне контекста других конституционных поло-

§ 2. Социальные функции конституции 151

жений, регулирующих сферу идеологических отношений, политического плюрализме, прав и свобод человека и т. д. Есте­ственно, конституция не может быть идеологически нейтраль­ной.

Конституция РФ является политико-идеологическим до­кументом. В ней выражается конституционно-правовое миро­воззрение, закрепляется государственная политика, направ­ленная на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общечеловеческих цен­ностей, составляющих основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, охра­няются и защищаются Конституцией РФ.

Духовно-идеологическая функция раскрывает воздействие Конституции РФ в сфере духовной жизни общества, в форми­ровании политического и правового сознания народа, в утверж­дении принципов социальной, расовой, национальной и рели­гиозной терпимости. Духовно-идеологическая функция наряду с правовыми включает и нравственные, психологические, куль­турологические факторы воздействия конституции на общест­венную и государственную жизнь.

Конституция, обладая духовно-идеологическим, нравствен­ным содержанием, играет большую воспитательную роль, уста­навливая основы взаимоотношений государства и человека, го­сударства и общества, базирующихся на их взаимной ответст­венности.

Духовно-идеологическая функция Конституции РФ в ее реа­лизации — важный фактор правового воспитания депутатов, должностных лиц органов публичной власти, населения в це­лом, повышения их правосознания и правовой культуры. В це­лях повышения эффективности действия данной функции не­обходим качественно новый уровень правового воспитания, правового просвещения и юридического образования.

Внешнеполитическая функция конституции. В Конституции РФ закладывается основа внешнеполитической деятельности госу­дарства- Роль данной функции возрастает по мере развития ин­теграционных процессов в современном мире, повышения роли норм международного права, стремления человечества к спра­ведливому мировому правопорядку.

Конституция РФ закрепляет, что в ведении Российской Феде­рации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской

152Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

Федерации; вопросы войны к мира; внешнеэкономические отно­шения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров России. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ признает и закрепляет право России участ­вовать в межгосударственных объединениях и определяет усло­вия, препятствующие этому участию. Так, в ст. 79 сказано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударствен­ных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не вле­чет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.