Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы публичной власти




Республиканская форма правления. Согласно ст. 1 Конститу­ции РФ Россия — государство с республиканской формой правления. При республиканской форме правления все высшие органы государственной власти либо избираются, либо форми­руются общенациональным представительным учреждением в Российской Федерации.

Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную.

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы пра­вительства. Формальным отличительным признаком прези­дентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепар­ламентский метод избрания президента и формирования прави­тельства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. воз­можности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип вер­ховенства парламента, перед которым правительство несет по­литическую ответственность за свою деятельность. Формаль­ным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, распо­лагающей большинством в нижней палате. Участие главы госу­дарства — президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Президент в парламентарной республике избирается не на­родом, а, как правило, парламентом или особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает существен­ными полномочиями и не влияет на политический процесс,

1 См.: Ефимов В, И. Власть народа в России. М.> 1996. С. 831.

4.-Конституционные основы публичной власти175

осуществление государственной власти. Все его действия долж­ны быть санкционированы правительством.

В парламентарной республике государственная власть фак­тически сосредоточена у правительства, которое, имея под­держку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить пар­ламент. Президент не вправе издать ни одного акта без подпи­си председателя правительства.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и пар­ламентарной республик.

Конституция РФ не определяет разновидность республикан­ского правления. Анализ ее содержания позволяет сделать вывод, что форма правления в Российской Федерации является смешан­ной, сочетающей черты как президентской, так и парламен­тарной республики. По своей сущности форма республиканско­го правления в Российской Федерации является президентски- парламентарной, с доминирующим положением президента в структурах власти. Президент РФ является главой государства, обладающим значительными полномочиями, избирается наро­дом посредством всеобщих равных и прямых выборов. Перечис­ленные признаки характерны для президентской республики.

В то же время в Российской Федерации есть должность Председателя Правительства РФ. Президент может распустить Правительство РФ. Сказанное характерно для парламентарной республики.

Смешанные формы правления имеют свои положительные стороны, которыми являются стабильность управления госу­дарством, уменьшение возможности частой смены правительст­ва из-за распада партийных коалиций в парламенте.

В то же время есть и отрицательные стороны смешанной формы правления. Это снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все бо­лее зависит от личности, занимающей должность президента: склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму: нарушение единства структур управления и возникновение новых видов коллизий и несогласованностей между органами государственной власти.

Разделение властей. Возникновение разделения властей было обусловлено борьбой крепнувшей буржуазии прогни феодально­го абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие об­щества и государства. Идею разделения властей впервые выска-

176 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

зал Дж. Локк. Именно у Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Мон­тескье. Он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. В каждом госу­дарстве, писал Монтескье, есть три рода власти: законодатель­ная, исполнительная и судебная, которые имеют достаточно оп­ределенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и ис­правляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия: В силу третьей власти он карает преступления и раз­решает столкновения частных лиц.

Последовательно рассмотрев каждую из указанных властей, а также различные их взаимные комбинации, Монтескье при­гнел к выводу: главная опасность для свободы граждан заклю­чается н объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно беззащитным перед лицом го­сударства. '<Все погибло бы. если бы в одном и том же лице ид и учреждении,., были соединены эти три власти»1.

Фундументальное значение имеет положение Монтескье о том, что объединение законодательной и исполнительной вла­стей ведет к абсолютизму, а потому в принципе они должны быть отделены др\ч от друга. Главной задачей судебной власти Монтескье называл шииту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти — законодатель­ная, исполнительная и судебная —- находятся в тесной взаимо­зависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничивают друг друга.

Суть разделения властей — в обеспечении зашиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан иди отдельным должностным лицом.

Концепция разделения властей получила развитие в трудах Ж. Ж. Руссо. В отличие от Монтескье Руссо считал, что зако­нодательная, исполнительная и судебная власти — особые про­явления единой власти народа. Заслугой Руссо является указа­ние на народ как на источник власти.

Взаимосвязь этих двух концепций была подчеркнута в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.:

1 Монтескье Ш. Л. О духе законов// Избр.соч. М.. 1955. С. ЙОД—291.

§ 4. Конституционные основы публичной власти177

«Всякое общество, в котором: не обеспечено пользование пра­вами и не проведено разделение властей, не имеет Конститу­ции». Сочетание названных двух подходов получило развитие в Конституции США, которая закрепила- принадлежность власти народу Соединенных Штагов и осуществление ее путем распре­деления полномочий между органами государства.

Модель организации власти, которая была предложена Мон­тескье, можно назвать горизонтальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного конституционализма в демократических государ­ствах. Конституции практически всех стран мира закрепляют этот принцип, ставший неотъемлемым признаком демократи­ческого правового государства.

В федеративных государствах кроме горизонтального разде­ления властей существует и вертикальное разделение, под кото­рым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Концепция разделения властей была и остается предметом острых дискуссий. Спор ведется по поводу соответствия идеи разделения властей принципу неделимости и неотчуждаемости народного суверенитета. Следует ли понимать разделение вла­стей как их противопоставление друг другу или как определен­ное взаимодействие в рамках единой политической системы? Возможно ли реальное проведение разделения властей или сле­дует говорить о разделении функций одной власти? Существует ли четвертая власть? И что следует понимать под ней: избира­тельную власть, контрольную власть, власть СМИ?

Несмотря на разные суждения о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных поло­жений, присущих ему.

1. В демократическом правовом государстве должны раз­дельно функционировать три независимые, равные и взаимо­уравновешенные власти — законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности на­родовластия.

2. Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных законах государства.

3. Всё три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобла­дание над другими. Это достигается посредством системы сдер-

178 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

жек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату вла­сти той или иной группой граждан или отдельным должност­ным лицом.

4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.

Законодательную власть на федеральном уровне осуществля­ет Федеральное Собрание РФ, а в субъектах РФ — законода­тельные (представительные) органы государственной власти.

Исполнительная власть в Российской Федерации в целом принадлежит Правительству РФ, а в субъектах РФ — прези­дентам, губернаторам и правительствам субъектов РФ- Судебную власть на федеральном уровне осуществляют: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Ар­битражный Суд РФ. На регионально-республиканском уровне действуют конституционные суды (в республиках), уставные суды (в краях и областях, в автономной области, автономных округах), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, миро­вые судьи.

К какой ветви власти относится Президент РФ? Многие ав­торы делают вывод о существовании в России четвертой вла­сти — президентской1.

Возникает вопрос: может ли одна ветвь государственной власти осуществляться несколькими государственными органа­ми? Безусловно, да. Примером тому служит судебная власть, осуществляемая федеральными судами (Конституционным Су­дом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Су­дом РФ) и судами субъектов РФ (конституционными судами, мировыми судьями).

В связи с этим можно предположить, что и Президент РФ входит в систему исполнительной власти.

Кроме горизонтального разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную в Российской Федерации су­ществует вертикальное разделение властей. Оно заключается в разграничении полномочий и предметов ведения между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами

1 См.: Козлова Е. И., Кутафий О. Е, Конституционное право России. М.. 2002. С. 396; Чеботарев Г. Н. Принципы разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: автореф. дне.... Д-ра юрид. наук. Екатерин­бург, 1998. С. 25.

§ 4. Конституционные основы публичной власти179

государственной власти ее субъектов, а также между ними и ор­ганами местного самоуправления.

Здесь необходимо оптимальное сочетание централизации в решении общих вопросов федерации и ее субъектов с самостоя­тельностью как субъектов РФ, так и органов местного само­управления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, подавляет инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализа­ция порождает сепаратизм субъектов федерации и муниципаль­ных образований, разрушает государственность-Реализация разделения властей во многом определяется формой правления. Наиболее последовательно разделение вла­стей проводится в президентской республике, где существует четкое разделение полномочий законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, дополненное системой сдержек и про­тивовесов.

В государствах с парламентарной формой правления обеспе­чивается относительная самостоятельность и независимость за­конодательной и исполнительной власти. Однако баланс между ними обеспечивается возможностью парламента выразить не­доверие правительству. Данное полномочие парламента урав­новешивается правом главы государства распустить парламент. В смешанной, презилентско-парламентарной республике также есть свои особенности. Так, Президент РФ обладает ши­рокими полномочиями, возможностью в определенных Кон­ституцией РФ случаях распустить парламент, перед которым он в свою очередь также несет ответственность-Признание и гарантирование местного самоуправления (муни­ципальная влаеть). Конституция РФ, провозглашая единствен­ным источником власти в России ее многонациональный на­род, называет организационные формы осуществления народом своей власти. Как указано в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления. Демократическое государство немыслимо без местного са­моуправления; демократия как форма государства произрастает из местного самоуправления и укрепляется им,

В связи с этим важнейшей основой конституционного строя является признание местного самоуправления, принятие действенных мер по обеспечению его осуществления. Поэтому Кон-

80 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

ституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации при­знается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12).

Местная общественная инициатива - естественное прояв­ление свободы личности, неотъемлемое условие существования свободного общества.

Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочии самостоятельно (ст. 12). Тем са­мым гарантируется свободное осуществление гражданами собст­венных инициатив в решении любых социальных вопросов, имеющих локальный характер. Локальные социальные задачи — вопросы общественной жизни, преломленные через призму местных особенностей. Главное, что они касаются граждан, свя­занных общими интересами но месту жительства и образующих в силу этого местный коллектив, муниципальное образование.

Сколько-нибудь заметное решение названных задач с учетом местных особенностей невозможно, если используется сугубо централизованная система осуществления государственной вла­сти. Необходимо, чтобы государство признало местную соци­альную самоорганизацию, оказало ей поддержку. Без местной социальной самоорганизации полный и своевременный учет местных текущих потребностей жителей при решении социаль­ных задач осуществляться не будет.

Острым оказывается и вопрос о взаимоотношениях терри­ториальных органов государственной власти и местных кол­лективов. Признание местных коллективов в качестве субъек­тов публичной власти предполагает, что органы местного са­моуправления, будучи организационной формой общественной самодеятельности, в то же время обладая правом принятия правовых актов, представляют государственную власть на мес­тах, помогают осуществлять полномочия территориальным ор­ганам государственной власти.

Вместе с тем местные коллективы в силу специфики созда­ния и функционирования не являются и не могут являться ор­ганами государственной власти. Поэтому-то появляются осно­вания для признания их субъектами муниципальной власти. Конституция РФ делает существенную оговорку о том, что ор­ганы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти (ст. 12).

Упомянутое конституционное положение часто ошибочно трактуется как полная независимость местного самоуправления от государства. В действительности вряд ли возможно выведение

§ 4. Конституционные основы публичной штаги 181

органов местного самоуправления из системы осуществления государственной масти, которую с учетом закономерностей сушествования и функционирования местного самоуправлению не следует отождествлять с системой органов государственной вла­сти. История и практика Российской Федерации и других госу­дарств показывает, что местное самоуправление по своей сути является специфической (локальной) организационной формой участия граждан в управлении делами государства. Органы госу­дарственной власти не могут приказывать органам местного са­моуправления, что отнюдь не означает отсутствие администра­тивного контроля первых над вторыми.

В то же время специфика местного самоуправления не по­зволяет осуществлять государственный контроль над целесооб­разностью принимаемых муниципальными органами решений. Органы государственной власти, поощряя общественную ини­циативу, контролируют только законность принимаемых орга­нами местного самоуправления решений. Цель контроля — не­допущение нарушений прав граждан, которые могут иметь ме­сто также в случае использования муниципальных полномочий недобросовестными лицами для совершения асоциальных дей­ствий.

Парадокс в том, что без признания государством местное са­моуправление утрачивает публично-властны и характер и пере­стает быть собственно местным самоуправлением. Вместе с тем непризнание местного самоуправления не позволяет государст­ву быть демократическим. Оно оказывается жестко централизо­ванной публичной организацией, не приемлющей проявление гражданской активности в повседневном и реальном решении социальных задач на местах. В таком случае конституционный строй испытывает кризис либо отсутствует вовсе.

Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства. На протяжении всей истории человече­ства идея правового государства так или иначе становилась предметом исследования философов, историков, социологов, юристов различных эпох. Одним из ранних свидетельств тому являются труды древнегреческого философа Платона, отмечав­шего, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна гибель государства»; только там, «где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматри­ваю спасение государства и все блага, какие только могут даро­вать государствам боги». В том же ключе рассуждал и Аристо-

182 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

тель, подчеркивая, что «не может быть делом закона властвова­ние не только по праву, но и вопреки праву; стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права; там, где отсутствует власть закона, там нет места и ка­кой-либо форме государственного строя».

Существенной вехой в разработку идеи правового государст­ва являются XVII—XVIII вв. В этот период были сформулирова­ны основные положения концепции правового государства, развитые в научных трудах Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, III. Л. Мон­тескье. К. Гельвеция, П. Гольбаха и др. В развитие этой идеи были сформулированы теория естественного права, выразившая основные принципы гражданского общества, концепция разде­ления государственной власти, идея всеобщего естественного равенства людей, впервые обоснован перечень естественных прав человека и т. д.

В изучение идеи правового государства существенный вклад внес И- Кант, понимавший под государством соединение мно­жества людей, подчиненных правовым законам. В качестве же важнейшего признака государства философ называл верховен­ство закона, подчеркивая при этом, что рассматривает не госу­дарства, существующие в действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с принци­пами права».

В развитие названной идеи значительный вклад внесли и отечественные ученые-юристы: С. А. Котляревский, Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский, И. В. Михайловский, Г. Ф. Щершеневич и др. Так, Б. А. Кистяковский полагал, что в силу самой природы государства для него существует принудительная необ­ходимость основываться в своей деятельности на праве. Пре­доставляя государству опору, право вместе с тем постепенно обязывает его самого следовать правовым предписаниям и не-рушимо их соблюдать. Следуя этим путем, право с течением времени все больше и больше расширяет свое господство над государством- В результате право подчиняет государство и пре­вращает его в «современное конституционное или правовое го­сударство».

Другой русский ученый, Г. Ф. Шершеневич границу между правом и произволом видел в том, что «право есть правило по­ведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его уста­навливающей». Если же государственная власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует в каж-

§ 4. Конституционные основы публичной власти183

дом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменя­ется произволом.

Наконец, И. В. Михайловский писал, что государственная власть имеет право, а нередко и обязана применить силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может иметь «самые резкие формы». Но все такие меры только тогда могут произвести на население «благоприятный психологический эффект», когда власть не будет забывать пре­красной поговорки: право должно быть сильным, но для того, чтобы быть сильным, оно должно быть правом.

На значительном отрезке времени (с 1918 по 1986 г.) в оте­чественной правовой мысли Российского государства идеи пра­вового государства отвергались в силу господства идеологиче­ских установок. Возвращение же к исследованию концепции «социалистического правового государства» было положено в конце 1980-х гг., что было естественно в период «перестройки» и значительных демократических реформ.

Нынешняя Конституция РФ определяет Российскую Федера­цию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Содержание этой кон­ституционной характеристики включает следующие принципы;

— провозглашение человека, его прав и свобод высшей цен­ностью (ст. 2), неотчуждаемости основных прав и свобод чело­века и принадлежности их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17);

— установление основ механизма гарантирование прав и свобод человека и гражданина: смертная казнь впредь до ее от­мены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступле­ния против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20); арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (ч. 2 ст. 22); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отне­сено законом (ч. I ст. 47), и т. д.;

-- верховенство права и закона, в связи с которым можно выделить следующие аспекты этого принципа:

а) государственная власть действует лишь в пределах, установ­ленных Конституцией РФ и законами, а значит, нормы права в равной мере обязательны и для граждан,- и для органов государст­венной власти и местного самоуправления, что формулируется в юридической науке как связанность государства правом';

184 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

б)Конституция РФ и закон должны соответствовать праву;

в)органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения;обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

— верховенство конституции по отношению к иным зако- нам и в системе нормативных правовых актов вообще. Консти­туция. РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Зако­ны и иные правовые акты, принимаемые в Российском государстве, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15);

— разделение властей. В Российской Федерации этот прин­цип впервые был отражен в Конституции РСФСР 3978 г. в ре­дакции от 21 апреля 1992 г.: «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения за­конодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Рос­сийской Федерацией, составляющими ее республиками, края­ми, областями... и местным самоуправлением» (ст. 3). Дейст­вующая же Конституция РФ несколько иначе закрепляет этот принцип: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Как отмечалось в ряде решений Конституционного Су­да РФ, разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Россий­ской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на зако­нодательную, исполнительную и судебную предполагает уста­новление такой системы правовых гарантий, сдержек и проти­вовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирова­ние всех ветвей власти и одновременно —- их взаимодействие (постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. № 16-П);

—наличие независимого суда.. Конституция РФ провозгла­- шает независимость судей и их подчинение только Конституции и федеральному закону, сменяемость судей и их неприкосновенность (ч. 1 ст. 120, ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 122). Иными слова-

§ 4 Конституционные основы публичной власти185

ми, при рассмотрении того или иного дела судья должен руководствоваться только Конституцией РФ и законом, а также собственным правосознанием;

— наличие правовой культуры. В основе этого принципа ле­жит- убеждение в необходимости следования Конституции РФ и законам Российского государства и в их приоритетном значе­нии для регулирования разнообразных общественных отноше­ний.

В целом следует отметить, что, несмотря на характеристику Российской Федерации как правового государства, в действи­тельности реализация многих из рассмотренных выше принци­пов затруднена.

Политическое многообразие. Политическое многообразие (плюрализм) представляет собой правовое состояние идеологи­ческой свободы в политической сфере общественной жизни. Оно закреплено в ч. 3 ст. 13 Конституции РФ и гак же. как и идеологический плюрализм, составляет одну из основ консти­туционного строя. Политическое многообразие тесно взаимо­связано с идеологическим. Оно возникает в результате реализа­ции лицом права на идеологический плюрализм в политиче­ских отношениях.

Все политические отношения снизаны с участием лица в управлении в той или иной форме делами государства. Однако не все политический отношения составляют содержание поли­тического плюрализма. К таковым относятся две группы отно­шений: во-первых, опосредующие свободу и неприкосновен­ность политических убеждений лица, во-вторых, опосредующие формы и способы реализации данной свободы лицом индиви­дуально и совместно с иными лицами.

Политическое многообразие, таким образом, можно опреде­лить как конституционно-правовое состояние общества и госу­дарства, основанное на признании за каждым л и ном права на идеологический плюрализм, опосредующее свободу и непри­косновенность политических убеждений лица, а также коллек­тивные и индивидуальные формы и способы реализации дан­ной свободы в политических общественных отношениях.

Состояние политического многообразия предполагает при­знание за каждым лицом права на политический плюрализм, которое может быть реализовано в различных формах и разно­образными способами. Важнейшими формами реализации пра­ва на идеологический плюрализм являются: объединения лиц в

186 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

политические партии, публичные политические мероприятия., коллективные и индивидуальные политические обращения, иные институты непосредственной демократии.

Реализация права на политический плюрализм через объ­единение с иными лицами регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Под общественным объединением в данном Законе понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирова­ние, созданное по инициативе граждан, объединившихся на ос­нове общности интересов для реализации общих целей, указан­ных в уставе общественного объединения. Общественные объ­единения могут быть созданы как непосредственно путем объединения физических лиц, так и посредством объединения юридических лиц — общественных объединений в различных организационно-правовых формах. К их числу Закон относит: общественные организации, общественные движения, общест­венные фонды, общественные учреждения, органы обществен­ной самодеятельности и политические партии. По территории действия различаются общероссийские, межрегиональные, ре­гиональные и местные общественные объединения. Кроме то­го, Законом предусмотрена возможность существования между­народных общественных объединений.

Специально статус политических партий как организацион­но-правовой формы общественного объединения определяется Федеральным законом от II июля 2001 г. № 95-ФЗ «О полити­ческих партиях». Под политической партией в нем понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирова­ния и выражения их политической воли, участия в обществен­ных и политических акциях, в выборах и референдумах, а так­же в целях представления интересов граждан в органах государ­ственной власти и органах местного самоуправления.

Закон «О политических партиях» устанавливает обязатель­ные требования, касающиеся создания я деятельности полити­ческих партий: численность членов партии; минимальное коли­чество и численность членов региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; государственная регистрация партии; организация руководящих и иных ее органов; финан­совая деятельность партии. Целью создания и деятельности по­литической партии в соответствии с Законом является участие в управлении делами государства, в политической жизни всей

§ 5. Конституционные основы федеративного устройства187

страны. По этому поводу Конституционным Судом РФ были высказаны две правовые позиции (постановления от 15 декабря 2004 г. № 18-П и от 1 февраля 2005 г. № 1~П). В постановлении № 18-П Суд отметил, гго Конституция РФ не допускает созда­ния политической партии по национальному и религиозному признаку. Цель создания и деятельности политической пар­тии — исключительно политическая. В постановлении № 1-П высказана позиция о том, что политические партии могут соз­даваться и осуществлять свою деятельность только на террито­рии всей Российской Федерации. Учреждение партий на уров­не субъектов РФ недопустимо.

Контроль за деятельностью политических партий на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации, це­лям и задачам партии, заявленным в ее уставе, осуществляется Минюстом России. Вместе с тем' Закон не допускает вмеша­тельства непосредственно в деятельность политической партии. В случаях, предусмотренных Законом, на политическую пар­тию возможно в судебном порядке возложить конституционно-правовую ответственность в виде приостановления ее деятель­ности или ликвидации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.