Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органов государственной власти 1 страница




Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации

Российская конституционная модель разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами включает в себя определенные сферы исключительного ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и её субъектов.

Разграничения предметов ведения и полномочий основываются на следующих принципах: конституционность, законность, равноправие субъектов РФ, согласованность, добровольность, недопустимость ущемления прав и законных интересов субъектов РФ.

Предметы, входящие в сферу исключительного ведения Федерации, перечислены в ст.71 Конституции РФ.

- в сфере правового статуса личности- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданство, государственные награды и почетные звания РФ;

- в сфере государственного строительства- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, деятельность в космосе;

 
 


1- См., Положение о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г.

374Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

в сфере обеспечения единства территории Российской Феде­рации — федеративное устройство и территория Российской Федерации; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; геодезия и картография; на­именования географических объектов;

в сфере обеспечения безопасности государства — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка покупки и продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Только Российская Федерация вправе заниматься вопросами производства, определения порядка продажи оружия, боепри­пасов, военной техники, другого военного производства, про­изводить ядовитые и наркотические вещества, устанавливать порядок их использования.

В предмет исключительного федерального ведения входят обеспечение различных видов безопасности государства (кон­ституционной, экономической, экологической, антитеррори­стической) и внешняя разведка.

Ряд производств и систем, имеющих общегосударственное зна­чение, находится в ведении Российской Федерации. Среди них выделяют: федеральные энергетические системы, ядерную энер­гетику, расщепляющиеся материалы; федеральную систему транс­порта, путей сообщений, информационные системы и связь;

в сфере международных отношений Российской Федерации — внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Рос­сийской Федерации;

в сфере экономики — федеральная государственная собст­венность и управление ею; установление правовых основ едино­го рынка; разработка и принятие финансового, валютного и кре­дитного законодательства; денежная эмиссия; организация фе­деральных экономических служб, включая федеральные банки; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионально­го развития; утверждение основ ценовой политики; принятие федерального бюджета; ведение официального статистического и бухгалтерского учета.

Российская Федерация, устанавливая правовые основы еди­ного рынка, на федеральном уровне принимает финансовое, валютное, кредитное, таможенное законодательство, устанавли-

§2, Предметы ведения а полномочия Российской ФедерацииШ

вает общие принципы налогообложения, осуществляет денеж­ную эмиссию, учреждает федеральные банки и управляет ими. Российская Федерация определяет основы ценовой полити­ки, принимает федеральный бюджет. Предмет исключительно­го ведения Российской Федерации - таможенное регулирова­ние - включает в себя установление федеральными законами, международными договорами и соглашениями Российской Фе­дерации единых для всей территории страны таможенных тари­фов на товары, продукцию и услуги, льгот по ним;

в сфере правового регулирования Российской Федерации ее ведению подлежат судоустройство: прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законо­дательство; амнистия и помилование; гражданское, граж­данско-процессуальное и арбитражно-процессуалъное законнодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам исключи­тельного ведения Российской Федерации принимаются федераль­ные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации1.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов закреплены в ст. 72 Конституции РФ:

в сфере правового статуса личности — зашита прав и сво­бод человека и гражданина; прав национальных меньшинств; обеспечение законности. Следует отметить, что не исключается возможность регулирования прав и свобод человека и гражда­нина со стороны субъектов РФ в целях расширения перечня прав и свобод, укрепления гарантий их реализации;

в сфере обеспечения единой правовой системы — обеспече­ние соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным закошм;

в сфере международных связей — координация междуна­родных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выпол­нение международных договоров Российской Федерации;

в сфере государственного развития и управления — кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечен

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999..№2-П по делу о толкований ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1 Конституции РФ)

376 Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

ние законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; обеспечение правопорядка, общественной безопасности;

- в сфере экономики — разграничение государственной соб­ственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения в Россий­ской Федерации; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

в сфере экологии — природопользование; охрана окружаю-щей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территорий; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания малочисленных этнических- общностей;

- в социальной и культурной сфере — охрана памятников ис­торий, и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцов­ства и детства; социальная защита, включая социальное обеспе­чение;, защита традиционного образа жизни малочисленных эт­нических общностей;

в сфере правового регулирования — административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совмест-да ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними за-коны и иные нормативные правовые акты объектов РФ. Из федеративной природы их взаимоотношений вытекает также недопустимость произвольного присвоения органами государ- ственной власти Российской Федерации всей полноты полномочий по предметам совместного ведения, т. е. без учета интересов субъектов РФ и роли их органов власти в системе публичной власти. Это имеет место, в частности, при признании судами общей юрисдикции законов, субъектов РФ недействительными в силу их несоответствия федеральному закону.

Разрешение публично-правовых споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области разграничения норматворческой компетенции должно основываться прежде всего на толковании

3. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ 377

компетенционных норм Конституции РФ в порядке конституционного судопроизводства. Однако если суд общей юрисдикции выносит в соответствии с действующим процессуальным законодательством решение о том, что закон субъекта РФ не подлежит применению, то это не препятствует возможности проверки Конституционным Судом РФ конституционности противоречащих друг другу федерального закона и закона субъекта РФ, в том числе ес­ли заявитель оспаривая решение суда общей юрисдикции,считает закон субъекта РФ подлежащим действию.

Вместе с тем законодатель может, исходя из предписаний п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, дополнительно урегулиро­вать в федеральном конституционном законе полномочия не только судов общей юрисдикции, но и конституционных (ус­тавных) судов субъектов РФ по проверке соответствия феде­ральному закону законов субъектов РФ1.

Закрепление в ст. 65 Конституции РФ 83 субъектов РФ исключает возможность выхода субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет права выхода из Федерации, легитимность конституционной природы Российской Федерации опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции РФ.

В ч. 1 ст. 137 Конституции РФ предусмотрены три способа изме­нения состава субъектов РФ: принятие нового субъекта в Россий­скую Федерацию; образование в ее составе нового субъекта РФ; из­менение конституционно-правового статуса субъекта РФ.

' Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта -про­цедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в ре»те присоединения к Российской Федерации иностран-ного государства или его части.

Образование в составе Российской Федерации нового субъ­екта- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в связи с объединением (разъединением) одного или нескольких субъектов РФ.

1- См. Постановление Конституционного суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст.1, п.1 ст.21 и п. 3 ст.22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ

378Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ — преобразование субъекта РФ из одного вида в другой, в резуль­тате чего происходит изменение количественного состава от­дельных видов субъектов РФ, влекущее за собой изменение на­именования субъекта РФ.

Условия и процедуры принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ регулируются Фе­деральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и об­разования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъ­екта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного ино­странного государства в соответствии с международным (меж­государственным) договором о принятии в Российскую Феде­рацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

Инициатором заключения международного договора о при­нятии в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории является иностранное государство.

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдать­ся государственные интересы Российской Федерации, принци­пы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложив­шиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъ­ектов РФ, их социально-экономические возможности.

В случае принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, как правило, он фиксируется как республика, если международным договором не предусматривается иное.

Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граж­данства РФ, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Феде­рации на территории нового субъекта РФ, функционирование ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправле­ния иностранного государства на территории нового субъекта РФ. После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного до-

Вопросы для повторения и самостоятельной работы 379

говора, а затем международный договор вносится в Государст-венную Думу на ратификацию.

Принятие в установленном порядке субъекта в состав Рос-. сийской Федерации оформляется федеральным конституцион­ным законам.

Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положе­ния, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект дол­жен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредит­ную и правовую системы Российской Федерации, а также в сис­тему органов Государственной власти Российской Федерации.

Образование в составе Российской Федерации нового субъ­екта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь за со­бой прекращение существования субъектов РФ, территории ко­торых подлежат объединению.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вы­несению на референдумы заинтересованных субъектов РФ по­сле проведения соответствующих консультаций с Президен­том РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы за­интересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной фор­мулировке выносится на референдумы заинтересовавших субъ­ектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе Рос­сийской Федерации нового субъекта на референдумы заинтере­сованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом. Образование в уста­новленном порядке субъекта в составе Российской Федерации оформляется федеральным конституционным законом.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Назовите конституционные признаки, характеризующие конституционно -правовой статус Российской Федерации.

2. Что означает государственный суверенитет?

380Глава 17 Конституционный статус субъектов РФ

3.Что, означает единство территории Российской Федерации?

4. Что является территорией Российской Федерации?

5. Что означает такой принцип, как единое гражданство?

6. Что представляет собой единая правовая система Россий­ской Федераций?

7. Что представляет собой двухуровневая система органов государственной власти в России?

8. Почему в России единые Вооруженные Силы?

9. Что означает бюджетный федерализм?

10. Раскройте такой конституционный признак России, как единое экономическое пространство.

11. Перечислите и охарактеризуйте государственные симво­лы Российской Федерации.

12. Назовите предметы исключительного ведения России-* ской Федерации.

13. Назовите предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

14. Перечислите принципы, на которых основывается раз-граничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

15.Перечислите способы изменения состава субъектов РФ.16. Раскройте процедуру принятия в состав Российской Фе­-дерации нового субъекта.

17. Раскройте процедуру образования в Российской Федера­ции нового субъекта.

18. Раскройте процедуру изменения конституционно -право-вого статуса субъекта РФ.

Глава 17. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

§ 1. Конституционная характеристика субъекта Российской Федерации

Конституция РФ, закрепляя в ст. 65 состав Российской Фе-дерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная об­ласть и автономные округа. Субъекты РФ по данном видам пе- речислены в Конституции РФ в алфавитном порядке.

1. Конституционная характеристика субъектовРФ381

Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст.67. Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Правовой статуе границ субъекта РФ отличается от статуса Государственной границы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию.

Территория субъекта, являясь частью территории Россий- ской Федерации, включает землю, ее недра, леса, воды, расти­тельный и животный мир, другие природные богатства, находя­щиеся на их территории, а также памятники истории и культу­ры и иные ценности национального достояния и используются для обеспечения материальных и духовных потребностей наро­дов республик.

Субъекты РФ имеют внутреннюю границу, отделяющую его от других субъектов РФ, а также могут иметь и внешнюю гра­ницу, отделяющую их от иностранных государств. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ мо­гут быть изменены с их взаимного согласия. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем Государственной грани­цей РФ. Она определяется международными договорами и со­глашениями Российской Федерации с иностранными государ­ствами. Как правило, территории субъектов РФ определились исторически.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ возможно только по взаимному согласию Российской Федера­ции и соответствующего ее субъекта в соответствии с федераль­ным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъекта РФ. Учиты­вая, что данный вопрос находится в ведении Российской Феде­рации, ее согласие является обязательным. Изменение консти-туционно- правового статуса субъекта РФ является одним из элементов совершенствования системы взаимоотношений с фе- деральными органами государственной власти.

Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.

Простое наименования субъекта РФ без изменения его конституционно -правового статуса включается в ст.65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведений наимено-

382 Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ

вания субъекта РФ в тексте Конституции РФ1. Данное действие возможно в соответствии с решением субъекта РФ и не исключа­ет возможности дополнительного урегулирования порядка при­менения ч. 2 ст. 137 Конституции РФ федеральным законом2.

Субъекты обладают ограниченной международной право­субъектностью, объем которой определяется законодательно3.

Законодательство, принимаемое на уровне субъектов РФ, рас­пространяет свое действие только на территорию соответствую­щего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты — уставы, обладающие одинаковой правовой природой по отношению к иным правовым актам, изданным в пределах компетенции соответствующих субъектов и обязательным к ис­полнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Данные нормативные правовые акты не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Субъекты РФ обладают правом законодательной инициати­вы, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив субъектов РФ в области нормотворческой деятельности они могут обратиться за защитой своих интересов в Конституцион­ный Суд РФ.

Субъекты РФ имеют свою символику: герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр. Субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать свои символы, вы­ражающие исторические и иные ценности и традиции народов,

1 Указами Президента РФ в ст. 65 Конституции РФ были включены сле­дующие новые наименования: Республика Ингушетия (предыдущее название — Ингушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (предыдущее название Республика Северная Осетия), Республика Калмыкия (предыдущее название — Республика Калмыкия — Хальмг Тангч), Чувашская Республика — Чувашия (предыдущее название — Чувашская Республика — Чаваш республи­ка), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (предыдущее наименова­ние ~ Ханты-Мансийский автономный округ).

См. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 "ст. 137 Конституции РФ.

3 См. Федеральный закон от 4 января [999 г. № 4-ФЗ «О координации; международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федера­ции».

§ 1. Конституционная характеристика субъекта РФ383

проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять по­рядок их официального использования. Флаг, герб и гимн на­ряду с наименованием субъекта РФ призваны самоиндентифицировать ее внутри Российской Федерации и по своему пред­назначению не могут служить другим целям, т. е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельст­вующем об их суверенитете1.

В настоящее время не все субъекты РФ имеют официально утвержденные гербы и флаги. В некоторых субъектах пользуют­ся своими старинными гербами, считая, что они не утратили юридической силы и до сих пор. Изображения и описания гер­бов и флагов субъектов РФ регистрируются в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ2.

Конституция РФ, определяя Россию как федеративное госу­дарство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ и исходит из необходимости сохра­нения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей терри­тории Российской Федерации. Вместе с тем учитывая сложив­шиеся традиции и специфику государственно-правового регули­рования в этой сфере, Конституция РФ допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ3.

Определенные виды субъектов РФ обладают своими специ­фическими особенностями.

Основная особенность республик заключается в том, что, ис­ходя из ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, они являются национально* государственными образованиями. Республики (государства) вправе иметь свои конституции, свои государственные языки.

Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, имеющей при­оритет над положениями Федеративного договора, понятие

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации».

2 Указ Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации».

3 см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-11 по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области.

384Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ

«республика (государство)» не означает признания государст­венного суверенитета республик, а лишь отражает определен- ные особенности их конституционно-правового статуса, свя­занные с факторами исторического, национального и иного ха­рактера'.

Республики имеют наименования в соответствии с названи­ем титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национально­сти превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Че­ченская Республика, Чувашская Республика), составляет отно­сительное большинство в трех республиках (Кабардино-Бал­карская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татар­стан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лица­ми иных национальностей, проживающих в республике. Нали­чие конституций служит основанием для формирования в рес­публиках собственных конституционных судов. Республикам свойственен институт президентства.

Кран, области, города федерального значения являются госу­дарственно-территориальными образованиями и имеют свои уставы, определяющими наряду с федеральным законодатель­ством их правовой статус, организацию государственной вла­сти, порядок нормотворческой деятельности, административ­но-территориальное деление и организацию местного само­управления. Государственным языком является русский язык.

Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Российской Федерации Татарским проливом, а Ка­лининградская область — единственный субъект РФ, полно­стью отделенный от остальной территории страны сухопутны­ми границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

Края, области имеют свои административные центры.

Специфическими особенностями обладает Москва как город федерального значения. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции РФ Москва имеет статус столицы Российской Федерации.

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 1О-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государстнен-ной власти субъектов Российской Федераций»*

§1. Конституционный статус субъекта РФ385

Согласно Закону «О статусе столицы Российской Федера­ции» в связи со статусом данного субъекта РФ органы государ­ственной власти г. Москвы:

— предоставляют в установленном законом порядке феде­ральным органам государственной власти Российской Федера­ции, представительствам республик в составе Российской Фе­дерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическим пред­ставительствам иностранных государств в Российской Федера­ции земельные участки, здания, строения, сооружения и поме­щения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспорт­ные и иные услуги;

— обеспечивают необходимые условия для проведения об­щегосударственных и международных мероприятий;

— участвуют в разработке и осуществлении целевых феде­ральных программ развития г. Москвы;

— участвуют в содержании и развитии систем связи, феде­ральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории г. Москвы;

— согласовывают проект генерального плана развития г. Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.274 сек.