Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов государственной власти 2 страница




Указами Президента РФ в настоящее время утверждаются только положения о выборах в законодательные органы вновь образованных субъектов РФ (Пермский, Красноярский, Кам-

• Формально речь вдет об изменении Закона от 12 июня 2002 г. но фактически это новая редакция этого Закона. В декабре 1994 принят первый федеральный закон подобного рода, сентябре 1997 г. - второй.

414 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

чатский края). ЦИК РФ издает инструкции в целях единооб­разного применения избирательных законов.

Среди содержательных моментов развития избирательного права следует обратить внимание на то, что:

а) круг органов и должностных лиц, которые избираются пу­тем прямых выборов, в 1990-е гг. расширен по сравнению с со­ветским периодом, а в настоящее время значительно сокращает­ся. Совет Федерации Федерального Собрания РФ формировался выборным путем только один раз — в 1993 г. До начала 2005 г, из­бирались главы субъектов РФ. но в декабре 2004 г. федеральный законодатель отменил выборность этих должностных лиц. На местном уровне по федеральному законодательству обязательны выборы только представительных органов низовых муниципали­тетов, а в других случаях выборы могут предусматриваться как один из возможных вариантов формирования муниципального органа или замещения должности. В итоге идет процесс отказа от выборов и глав муниципалитетов, и представительных органов муниципальных образований второго уровня;

б) произошла дифференциация избирательного корпуса в зависимости от уровня выборов. В связи с этим можно наблю-дать расширение избирательного корпуса на местных выборах за счет иностранных граждан ряда государств, а также исключе­ние ил этого корпуса тех военнослужащих, которые до призыва на военную службу не проживали в данном муниципальном об­разовании. Сохраняются большие возможности «двойного сче­та» избирателей, вследствие чего их число на федеральных вы­борах значительно колеблется за пределами данных учета изби­рателей до дня голосования;

в) расширены правовые возможности политических партий на всех стадиях избирательного процесса. В частности, в регио­нальных парламентах за партиями закреплено не менее полови­ны депутатских мест, а в ряде субъектов РФ (г. Санкт-Петер­бург, Московская область. Республика Дагестан и др.) законо­дательные органы формируются только по пропорциональной избирательной системе, партии имеют право выдвигать канди­датов и по спискам, и по одномандатным округам. Введено го- сударственное финансирование политических партий по ре-зультатам парламентских и президентских выборов. Закреплено представительство политических партий в большинстве избира-|тельных комиссий на уровне не менее половины состава. Следует критически оценивать запрет на федеральных выборах из-

§2. Избирательное право и его развитие415

бирательных блоков, введение 7%-ного заградительного барьера на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от мажори­тарной избирательной системы при формировании половины состава Государственной Думы. Указанные меры ограничивают' избирательные права граждан с точки зре­ния соответствия требованиям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ;

г)увеличено количество оснований регистрации кандидатов(списка кандидатов): определенное число подписей избирате-лей, либо избирательный залог (кроме выборов Президен-­та РФ, а в 2009 г. институт избирательного залога упразднен навсех выборах), либо выдвижение политической партией, кото­-рая представлена в парламенте страны При этом лишение в2005 г. партий на парламентских выборах права использоватьлюбое из трех названных оснований как страховочный вариантдля другого основания регистрации списка кандидатов пред-­ставляется шагом по пути ограничения избирательных прав, Ш настоящее время Парламент страны не имеет права выдви­-гать кандидатов на должность Президента РФ;

д)введен запрет злоупотребления правом на проведение пред­выборной агитации. В частности, установлено деление на бес­-платную и платную предвыборную агитацию в СМИ» запрещенопроводить предвыборную агитацию органам государстве)гной-власти и местного самоуправления, а также должностным лицампри исполнении ими служебных обязанностей. При регламента­-ции предвыборной агитации и финансировании выборов законстремится ограничить фактически объективные преимуществакандидатов из числа лиц, занимающих государственные должно-­сти, а также кандидатов-журналистов. Законодательство не ре-­шило главные проблемы, порождаемые злоупотреблением, пра­-вом на проведение предвыборной агитации. Партии, кандидатыимеют неравный доступ к СМИ, а последние активно воздейст-­вуют на избирателей, называя это воздействие не предвыборнойагитацией, а информированием избирателей О выборах;

е)установлены источники формирования и размеры расхо­-дов избирательных фондов кандидатов, политических партий.Формирование избирательного фонда из права превратилось»обязанность кандидата и политической партии. Законодательсправедливо «сходит шитого, что в современных условиях бес­-платные для кандидата, партии выборы возможны толькоместном уровне. При сохранении сочетания бюджетного ичастного финансирования избирательной кампании законода-

416Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

тель ужесточил требования, связанные с использованием фи­нансовых средств. Разрешено использовать только средства из­бирательных фондов;

ж) повышен уровень формализации и правового регулирова­ния тех отношений, которые раньше избирательным правом не регулировались. В особенности это распространяется на про­цедуры голосования на избирательном участке, укрепление га­рантий избирательных прав граждан при досрочном голосова­нии и вне помещения участковой избирательной комиссии, а также подсчета голосов избирателей и составления протоколов участковыми избирательными комиссиями. Степень регламен­тации на федеральном уровне различных процедур настолько высока, что, например, при погашении использованных бюлле­теней отрезание предусматривается непременно левого нижне­го угла, а членам участковой избирательной комиссии при под­счете голосов запрещено пользоваться письменными принад­лежностями (исключение из этого правила сделано только для председателя и секретаря комиссии). Каждый избирательный бюллетень должен быть представлен для визуального контроля всем присутствующим при подсчете, а его содержание — огла­шено устно. Это позволяет наблюдателям, представителям кан­дидатов вести собственный подсчет голосов синхронно с тем подсчетом, который вправе де-юре вести только члены комис­сии. Избирательное право в экспериментальном порядке до­пускает голосование без бумажных бюллетеней;

з) линия на расширение гласности, прав наблюдателей, в том числе международных наблюдателей в новейшем избира­тельном законодательстве не получила своего развития. Сокра­щены возможности получения членами избирательных комис­сий копий документов, стал уже круг лиц и организаций, кото­рые могут посылать наблюдателей на избирательные участки, утратили юридическое значение увеличенные формы протоко­лов участковых избирательных комиссий о результатах голосо­вания, сами протоколы получили в качестве обязательных две новые строки: число утраченных бюллетеней и число бюллете­ней, не учтенных при получении;

и) ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и тер­риториальные избирательные комиссий получили статус госу­дарственных органов, муниципальные избирательные комиссии некоторое время имели статус органов местного самоуправле­ния но новейшее избирательное законодательство вывело их

| 2. Избирательное право и его развитие

из системы органов местного самоуправления. В целом законо­дательство направлено на усиление государственно-властных начал в сочетании с общественными. Федеральный закон же относит избирательные комиссии к числу органов государст- венной власти, но наделяет их государственно-властными пол~ номочиями. Например, акты ЦИК РФ обязательны для орга­нов исполнительной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных и иных объединений, избирателей. Комиссия вправе издавать инструкции по вопросам примене­ния федерального избирательного законодательства. Вместе с тем в организации и деятельности ЦИК РФ широко использу­ются негосударственные (общественные) начала. Это проявля­ется в том, что члены комиссии с правом решающего голоса могут работать не на постоянной основе, политические партии, кандидаты вправе назначать в состав комиссии своих предста­вителей на правах членов ЦИК РФ с правом совещательного голоса, многие из которых принимают участие в работе, обла­дая правами члена комиссии.

В нижестоящих комиссиях негосударственные начала, прояв­ляются еще значительнее. Например, в участковых и окружных избирательных комиссиях, а также в большинстве территори­альных избирательных комиссиях нет членов, работающих на постоянной (штатной) основе, самые многочисленные — участ­ковые комиссии — существуют как временные органы на пери­од выборов.

Другая тенденция — укрепление самостоятельности избира­тельных комиссий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти. Избирательные комиссии по закону не­зависимы от органов государственной власти и органов местно­го самоуправления. Независимость комиссий проявляется в подчинении их только Конституции РФ и закону; обязательно­сти их актов, принятых в пределах их компетенции, для органов исполнительной власти и местного самоуправления; особом по­рядке их формирования с участием законодательной и исполнительной власти, политических партий, установленном законом сроке полномочий, досрочном прекращении полномочий только по решению суда; исключительно бюджетном финансирова­нии организации и деятельность комиссий; установленной ответ­ственности за вмешательство в деятельность комиссий, побуж­дения ее членов к неправомерным действиям; дополнительных гарантиях неприкосновенности и трудовых прав членов комис-

418Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

сий в период выборов. В указанный период членов комиссий нельзя привлекать к уголовной и административной ответствен­ности без санкции прокурора субъекта РФ либо Генерального прокурора РФ, а также они не могут быть уволены или переведе­ны на другую работу по инициативе работодателя. Следует обра­тить внимание на то. что укрепление доминирующего положе­ния одной политической партии (например, «Единая Россия») в государстве влечет переход руководства избирательными комис­сиями в руки непосредственных или косвенных представителей этой партии, что фактически препятствует развитию самостоя­тельности избирательных комиссий и порождает необходимость введения в избирательное право требования квотирования долж­ностей председателя, заместителя председателя и секретаря ко­миссии по партийной принадлежности;

к) закон проводит различие между статусом кандидата и ста­тусом зарегистрированного кандидата. В итоге происходит на­деление кандидата определенными правами и обязанностями еще до момента регистрации, что переводит статус рассматри­ваемого лица из сферы частноправовой в публично-правовую. Кандидат получил право заниматься лично либо организовы­вать сбор подписей в свою поддержку с момента приобретения статуса кандидата, присутствовать при проведении проверки подписей и т. д.

Вместе с тем федеральные, региональные и местные выборы последних лет выявили значительные расхождения между прин­ципами свободных, демократических выборов, законодательст­вом и практикой его применения. Задача сводится к наиболее адекватному отражению в законодательстве принципов свобод­ных демократических выборов и устранению противоречий между духом избирательного законодательства и его буквой.

§ 3. Принципы избирательного права

Принципы всеобщего равного прямого избирательного права и тайного голосования традиционно получали и получают зако­нодательное закрепление в советском и российском избиратель­ном праве. Их существование обычно не вызывает дискуссии российских исследователей. Возможны разногласия по содержа­нию каждого из принципов. Три из четырех принципов доста­точно четко закреплены в международных правовых документах. Прямое избирательное право не получило такого закрепления,

3.Принципы избирательного права 419

хотя и признано Венецианской комиссией. Венецианская ко- миссия достаточно четко сформулировала в 2002 г. Руководящие принципы относительно выборов: «В основе избирательного нас- следия Европы лежат следующие пять принципов: всеобщее равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. Кро- ме того, выборы должны проводиться регулярно»1, т. е. речь идет о принципе обязательности, и периодичности выборов.

Принцип всеобщего избирательного права означает возможность избирать, участвовать в иных избирательных действиях всех граждан РФ начиная с 18-летнего, возраста независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительст­ва, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям, а также других обстоятельств. Всеобщ­ность избирательного права не носит абсолютного характера. Имеется ограничения, которые связаны либо с естественным состоянием человека, либо с совершенным им преступлением. В силу неполной право- и дееспособности дети не обладают из­бирательными правами. Равным образом не имеют избиратель­ных прав граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Все другие условия предоставления избирательного права, выходящие за указанные пределы, считаются цензами и недемократическими ограничениями принципа всеобщего избирательного права. Закон об основных гарантиях избирательных прав особо Оговаривает запрет ценза оседлости, т. е. требования относитель­но продолжительности и сроков проживания на определенной территорий для получения избирательного права. Следует отме­тить, что конституционный Суд РФ в постановлении от 24 но­ября 1993; г. № 14-П признал не 'соответствующим Конституции РФ положение избирательного закона Республики Север­ная Осетия — Алания, препятствующее внесению в списки избирателей граждан РФ, преимущественно проживающих на территории данной Республики.

Отсутствие ценза оседлости унифицирует основания предо­ставления активного избирательного права на выборах врех уровней. Однако полной унификации все-таки нет. Так, с 1997 в муниципальных выборах не могут участвовать воерщ0.елужа-

1 Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад// Международные избирательные стандарты:сб.документов. М.,2004 Г. С.625

420Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

щие, проходящие военную службу по призыву (т. е. срочную во­енную службу) в воинских частях, военных организациях и уч­реждениях, расположенных на территории муниципального об­разования, если до призыва на военную службу они не проживали на данной территории. Это ограничение принципа всеобщего избирательного права широко известно в зарубежных странах и обусловлено приоритетностью перед государством природы местного самоуправления. Соответствующие правила составления списков избирателей, создания избирательных уча­стков и обжалования действий комиссий могут как способство­вать реализации принципа всеобщего избирательного права, так и нарушать его.

Принцип всеобщего избирательного права обеспечивает доступ к выборам, очерчивая круг участников избирательного процесса. Далее возникает необходимость обеспечения их рав­ноправия посредством действия принципа равного избиратель­ного права. Равное избирательное право законодательством оп­ределяется как участие в выборах на равных основаниях, т. е. предоставление одинакового числя голосов каждому изби­рателю при формировании одного и того же органа. Запреща­ется предоставление разного количества голосов избирателям в зависимости от их имущественного, образовательного положе­ния, иных обстоятельств.

Само по себе равенство числа голосов у избирателей неред­ко может не дать равного избирательного права. Предположим, что в избирательном округе А будет избирателей в два раза больше, чем в округе Б. Тогда при равном числе замещаемых мандатов два голоса избирателей в округе А будут приравнены к одному голосу в округе Б. Принцип равного избирательного права должен исключить такую ситуацию, обеспечив равные по численности избирательные округа, В итоге под равным изби­рательным правом следует понимать закрепленную в законе возможность получения равного количества голосов на одних и тех же выборах каждым избирателем при условии их одинако­вого влияния на результаты выборов.

Искажение принципа равного избирательного права за счет дифференциации количества голосов избирателей было преодо-лено и советским, и российским избирательным правом. Одна­ко стремление повлиять на реализацию принципа равного изби- рательного права через дифференциацию числа избирателей в избирательные округах находит определенные законодательные

§ 3. Принципы избирательного права421

основания и имеется на практике. Речь идет об избирательной географии (избирательной геометрии, джерримендеринге), ме­тодика которой ориентирована на создание избирательных ок­ругов, хотя и равных по численности избирателей, но с учетом известных электоральных предпочтений. Законодательство ус­танавливает требование примерного равенства избирательных округов их числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей на плюс-минус 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на плюс-минус 30%. При образовании многомандатных из­бирательных округов отклонение числа избирателей от средней нормы представительства избирателей, умноженное на число депутатских мандатов в данном округе, также не может превы­шать приведенные выше цифры.

Однако законодательство допускает ряд существенных от­клонений от примерного равенства избирательных округов. Это касается образования не менее одного избирательного округа на территории субъекта РФ при проведении федеральных вы­боров, региональных выборов в одну из палат двухпалатного законодательного органа, где установлено представительство от административно-территориальных единиц, а также муници­пальных выборов, если законом субъекта РФ установлено пред­ставительство в местных органах территорий муниципальных образований.

Уместно привести правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в од­но- и многомандатных избирательных округах может не проти­воречить Конституции РФ, но лишь в случае, если обеспечены равные условия для реализации гражданами избирательных прав и, следовательно, справедливое народное представитель­ство (постановление от 23 марта 2000 г. № 4-П).

Конституция РФ в ст. 3 указала на свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Аналогич­ное положение содержится в преамбуле к Закону об основных гарантиях избирательных прав. Законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что участие гражданина РФ в вы­борах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выбо­рах (ст. 1). Названный принцип раскрывается и в нормах изби-

422Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

рательного законодательства, регулирующих вопросы предвы­борной агитации (ст. 48—56 Закона об основных гарантиях из­бирательных прав), в том числе из установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации (ст. 56 указанного Закона).

Первое толкование Европейского Суда по правам человека принцип свободных выборов получил в решении по делу «Ма-тье-Моэн и Клерфейт против Бельгии» от 2 марта 1987 г. Суд указал, что у государств имеется широкое поле для введения различных ограничений в области действия данного принципа, однако эти ограничения «не должны препятствовать свободно­му волеизъявлению народа при выборе законодательной вла­сти». Аналогичный вывод был сделан Европейским Судом по правам человека в решении по делу «Херст (ШгзО против Со­единенного Королевства (№ 2)» от 6 октября 2005 г.: «Глав­ное — такие ограничения не должны препятствовать свободно­му волеизъявлению народа при выборе законодательной власти, т. е. они должны отражать, а не препятствовать, заботу о поддержании целостности и эффективности процедуры выбо­ров, направленной на определение воли народа посредством всеобщего избирательного права». Рассматривая жалобу труппы граждан Греции, Европейский Суд по правам человека в реше- нии по делу «Гитонас и другие против Греции» от 1 июля 1997 г. согласился с мнением представителей греческого Пра­вительства касательно «так называемого особого отношения к некоторым категориям государственных служащих и политиче­ских деятелей, которые в силу своего положения располагают большими возможностями влияния на избирателей»: «ограни­чения введены с учетом реалий политической жизни Греции и имеют целью обеспечить политическую нейтральность государ­ственной службы, независимость членов Парламента, соблюде­ние принципа разделения властей. И, наконец, требуя, чтобы государственные служащие, желающие выдвинуть свои канди- датуры на выборах, оставили свои посты за 33 месяца до начала выборов, конституционный законодатель не превысил преде­лов усмотрения, предоставленных государствам — участникам Конвенции в свете статьи 3 Протокола № 1». Требование поли­тической нейтральности государственной службы является до­пустимым и необходимым ограничением. В упомянутом выше решении от 2 марта 1987 г. Европейский Суд по правам челове­ка указал, что «под словами «в таких условиях, которые обеспе-

§• 3;. Принципы избирательного права 423

чат свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти» подразумевается главным образам наряду с уже закрепленной в статье 10 Конвенции Свободой выражения своего мнения принцип равенства всех граждан; при осуществлении ими права голоса и права выставлять свою кандидатуру на выборах». Таким образом, Европейский Суд по правам чело­века, толкуя в своих решениях положения ст. 3 Протокола № 1 о свободных выборах, подчеркивает важность свободы выраже­ния гражданами своего мнения при проведении выборов, свободное волеизъявление граждан имеет безусловный приоритет: ничто не должно препятствовать его соответственно свободно­му формированию и выражению.

Общеевропейская концепция принципа свободных выборов, именуемого также «принцип свободного голосования», включа­ет два аспекта:

1) свободное формирование избирателем своего мнения;

2). свободное выражение мнения избирателя: свободную процедуру голосования и точную оценку результатов1.

В первую очередь требование беспристрастности обращено на государство и его органы, особенно в том, что касается ис­пользования СМИ, средств наглядной агитации, права на про­ведение демонстраций в общественных местах и финансирова­ния партий и кандидатов. Государство также обязано обеспечи­вать участие в выборах кандидатов, выдвинутых в соответствии с законом, предоставлять избирателям возможность знакомить­ся со списками кандидатов и кандидатами и пресекать всякие попытки со стороны физических лиц препятствовать свободно­му формированию мнений избирателей. Государство обязано пресекать любые нарушения в ходе выборов.

Принцип прямого избирательного права (прямых, выборов) оз­начает, что избиратели имеют возможность голосовать за того или иного кандидата (список кандидатов), но не могут переда­вать это право какому-либо иному формируемому ими образо- ванию. В отличие от прямых непрямые (косвенные или много-степенные) выборы., которые были известны и в царское и в советское время, предполагают наличие между избирательным корпусом и формируемым органом той или иной промежуточ-

* Раздел 3 Пояснительного доклада Свода рекомендуемых норм при прове- дении выборов., принятого на 52-й сессии Венецианской комиссии 18-19 октября и 30 октября 2002г.. // Международные избирательные стандарты:сб, документов. М., 2004. С.638,639

424 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

ной ступени. Современное российское избирательное право признает только прямые выборы и не знает никаких исключе­ний из этого правила.

Тайное голосование означает запрет контроля за волеизъявлением избирателей. Такой запрет обеспечивается как процедура­ми изготовления бюллетеней, их заполнения при голосовании и голосования, подсчета голосов, так и юридической ответст­венностью за нарушение этих процедур.

Принцип обязательных и периодических выборов исходит из постулата о том, что как объективное конституционное право избирать и быть избранным, так и одноименное субъективное конституционное право имеют ценность только при наличии выборных органов и должностных лиц. Круг таких органов и должностных лиц определяется законодательством и серьезно отличается в разных странах. Считается, что при демократиче­ском политическом режиме в круг таких органов и должност­ных лиц должны входить законодательные органы разных уров­ней (в условиях федерации — федеральный парламент или, по крайней мере, одна из его палат, парламенты субъектов феде­рации), представительные органы местного самоуправления, главы муниципалитетов. Во многих странах главы государств избираются непосредственно гражданами, хотя более распро­странены другие способы замещения этой должности. За рубе­жом выборность практикуется при замещении должностей су­дей низовых судов, муниципальных должностей.

§ 4. Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенно­стей. Для соискателя выборной должности устанавливаются до­полнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничени­ем. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях соз­дания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких' ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по рос­сийскому избирательному праву надо соответствовать преду-

§ 4, Пассивное избирательное право425

смотренным законодательством требованиям (цензам)э которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии: определенного возраста (возрастной ценз) опреде- ленного срока проживания в стране (ценз оседлости); опреде­ленных сроков пребывания в должности; об отсутствии двой­ного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства); несня-той или нёпогашенной судимости за совершение тяжких или особи тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности; действия административного Оказания зй правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропа­ганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики); установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных За­коном об основных гарантиях избирательных прав. Так, возраст- ной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы ми­нимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законов дательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ..

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ озна­чает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и: муниципальных образование небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной терри­тории)* известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав граждан Российской Федераций».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на мост Президента РФ, которым не может быть в силу ч- 1 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту долж­ность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию. к рас­ширению. В него включены лица, имеющие двойное граж-

426 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

данство, неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких (или) особо тяжких преступлений, преступлений экс­тремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или сим-волики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного изби­рательного права и их дальнейшего расширения. Конституци­онный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 2000 г. №7-П сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой норма Закона «0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», допускаю- щая отмену регистрации федерального списка кандидатов (от­каз в регистрации) при выбытии из этого списка без вынуж­дающих обстоятельств одного или более кандидатов, занимав­ших первые три места в общефедеральной части списка необоснованно ограничивала пассивное избирательной право кандидатов. Это правило было применено на выборах 1999 г. к избирательному объединению «Кедр» после выбытия из списка второго по очередности кандидата, вследствие чего регистрация федерального списка этого объединения была отменена,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.