Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 1 страница




Суды выполняют функции по предотвращению нарушений избирательных прав граждан, устранению препятствий для их реализации, а также восстановлению нарушенных избирательных прав граждан РФ. Так, суды общей юрисдикции правомочны применять решение о роспуске избирательной комиссии, т.е. о привлечении комиссии к конституционно-правовой ответственности. При этом предотвращается дальнейшее нарушение избирательных прав граждан со стороны комиссии. При признании судом недействительности решения избирательной комиссии или отмене незаконного решения (об отказе в приеме документов, об отказе в регистрации кандидатов в депутаты, об итогах голосования, о результатах выборов) избирательная комиссия обязана совершить определенные действия (соответственно принять документы у кандидата, зарегистрировать кандидата, определить итоги голосования, результаты выборов). Различные изменения в списках избирателей (включение в список, исключение из списков) могут рассматриваться

436Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

устранение препятствий для реализации как активного, так и пассивного избирательного права (исключение из описка изби­рателей на основе судебного решения может привести к повы­шению явки избирателей до уровня, необходимого для призна­ния выборов состоявшимися и, следовательно, устраняет пре­пятствие для определения победителя).

Восстановление судом нарушенного избирательного права происходит, например, при принятии им решений, обязываю­щих избирательную комиссию зарегистрировать гражданина кандидатом на выборную должность, выдать удостоверение за­регистрированного кандидата в депутаты, обязывающих госу­дарственный орган назначить представителя политической пар­тии в состав избирательной комиссии, и др.

В силу скоротечности избирательных кампаний весьма ост­рой является проблема своевременной и эффективной защиты избирательных прав граждан. Нередко устранение препятствий реализации избирательного права происходит после выборов, поэтому далеко не всегда возможно восстановление нарушен­ного избирательного права. Кроме того, поскольку любая изби­рательная кампания представляет собой ряд последовательно меняющих друг друга стадий, постольку устранение препятст­вий реализации избирательных прав на предыдущей стадии вы­боров порождает проблему восстановления этих прав на после­дующих стадиях, но решить ее в полном объеме и теоретиче­ски, и практически можно далеко не всегда. Прежде всего возникает проблема соотношения прав различных участников избирательного процесса и выбора приоритетов. Например, при установлении судом после дня голосования незаконности отмены регистрации маргинального кандидата (т. е. такого, в отношении которого заведомо и достоверно известно, что он не пользуется поддержкой значительного числа избирателей) восстановление нарушенного избирательного права этого кан­дидата теоретически в полной мере возможно только путем от­мены результатов выборов и назначения новых. Однако в этом случае будут нарушены избирательные права не только побе­дившего на выборах, но и многих избирателей, принявших участие в выборах независимо от их волеизъявления. Видимо, восстановление нарушенного избирательного права не должно порождать нарушения избирательных прав других граждан.

Решения Конституционного Суда РФ касались принципа равного избирательного права; принципа всеобщего избира-

§ 6. Судебная зашита избирательных прав граждан437

тельного права, в том числе избирательных прав военнослужа­щих; принципа периодичности выборов, списков избирателей (в частности, вынужденных переселенцев); института отзыва депутата; цензов в избирательном праве (возрастного, осед­лости, языкового); оценки конституционности смешанной из­бирательной системы на выборах в федеральный парламент; 5%-ного заградительного пункта для допуска партии к распре­делению депутатских мандатов; конституционности положений избирательных законов об отмене регистрации федерального списка кандидатов при: выбытии из него лица, занимающего одно из первых трех мест в общефедеральной части списка; о содержании понятия «агитация», правомерности агитации «против всех» за счет собственных средств избирателя; полно­мочий судов общей юрисдикции при рассмотрении споров о результатах выборов; прав кандидата на отказ от участия в вы­борах; правомерности избирательных фондов кандидатов и партий; обращения решения судов немедленному исполнению и других вопросов.

В компетенцию Конституционного Суда РФ входит осуще­ствление контроля за соответствием Конституции РФ феде­ральных избирательных законов, конституций, уставов субъек­тов РФ, нормы которых содержат положения избирательного права, а также избирательных законов субъектов РФ в части норм, которые относятся к ведению федерального парламента и совместному ведению Российской Федерации и субъек­тов РФ. Конституционный Суд РФ также правомочен давать толкование положений Конституции РФ, рассматривать и раз­решать споры о компетенции между органами государственной власти по вопросам избирательного права и проверять консти­туционность законов по жалобам граждан и по запросам судов.

В постановлении от 15 января 2002 г. № 1-П по делу о провер­ке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерально­го закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Конституционный Суд РФ констатировал, что «окружная изби­рательная комиссия и суды не обеспечили своевременную и эф­фективную защиту пассивного избирательного права заявителя в результате чего он был неправомерно лишен возможности уча­ствовать в выборах в качестве кандидата в депутаты». Поэтому

438 Глава 19.Избирательное право и избирательный процесс

Конституционный Суд РФ высказался за компенсацию судом негативных последствий нарушения пассивного избирательного нрава кандидата, которому незаконно отказано в регистрации, а восстановить его пассивное избирательное право проведением повторных выборов невозможно. При этом Конституционный Суд РФ исходит также из обязанности восстановления доброго имени гражданина на основе признания и возмещения государ­ством причиненного вреда. Следует сказать, что законодатель­ство ж судебная практика пока не знают конкретных мер и ме­ханизмов такой компенсации. Видимо, речь должна идти о солидных (применительно к уровню выборов) денежных ком­пенсациях, включающих, безусловно, и возмещение произве­денных на избирательную кампанию расходов. Возможно, возло­жение обязанностей на победителя и СМИ предать гласности П

По запросу группы депутатов Государственной Думы и жало-бам трех журналистов, которые привлечены к юридической от­ветственности за нарушение законодательства об агитации в пе­риод выборов, Конституционный Суд РФ рассмотрел в 2003 г. вопрос о проверке конституционности отдельных положений гл. VII Закона об основных гарантиях избирательных прав. Жур­налисты были наказаны (два дисциплинарных и одно админист­ративное взыскания) за нарушение избирательного закона при освещении региональных избирательных кампаний (г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия) и муниципальных выборов (г. Калининград). Нарушения состояли соответственно в том, что в одном случае были опубликованы в СМИ журналистские материалы по поводу возможных последствий избрания одного из кандидатов, в другом делалось заявление о том, что голосовал бы против конкретного кандидата, в третьем — опубликование агитационного материала до начала агитационного периода в СМИ. Первоначально оспаривалась конституционность ст. 45, 46, 48—10, 52, 56 указанного Закона, т. е, 7 из 13 статей гл. VII. Фактически предметом рассмотрения были п. 5 ст. 45, шесть из семи подпунктов п. 2 ст. 48 и подл, «ж» п. 7 ст. 48 Закона об ос­новным гарантиях избирательных прав.

Постановлением от 30 октября 2003 г. № 15-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ подп. «ж» п.2.48 указанного Закона. Он относил к агитационные, действия, имеющие целью побудить или побуждающие Избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или

6. Судебная защита избирательных прав граждан 439

против них, против всех кандидатов, списков кандидатов. Кон- ституционный Суд РФ считает, что указанное положение соз- дает возможность недопустимо широкого усмотрения право- применителя при квалификации информационной деятельно- сти СМИ как нарушающей установленный для них запрет Ш проведение предвыборной агитации. Это ограничивает свободу СМИ и право граждан на получение информации, необходи­мой для формирования свободного волеизъявления на выборах.

Другие оспаривавшиеся положения названного Закона при­знаны соответствующими Конституции РФ. Однако основное значение рассматриваемого постановления, думается, в том, что Конституционный Суд РФ наполнил нормы данного Закона в части квалификации деятельности как агитационной по суще­ству новым содержанием, что оказывает значительное влияние на деятельность избирательных комиссий и судебную практику.

Конституционный Суд РФ заявил, что представители орга­низаций СМИ не должны являться субъектами агитационной деятельности, а вправе в силу ст. 45 указанного Закона только информировать о выборах. Выборы могут быть свободными только тогда;, когда реально гарантировано право на объектив­ную информацию. Требование объективности на предвыбор­ную агитацию не распространяется.

В целях защиты права на свободные выборы они — одна из основ конституционного строя) свобода выражения мнений для представителей СМИ может быть ограничена федеральным законом, но такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными, не затрагивать само существо конституционно­го права. Для этого норма должна быть определенной, не до­пускающей расширительного толкования.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ сводится к тому, что информирование любого характера в период выборов может, как и агитация, побудить избирателей сделать тот или иной выбор. Различие между ними в специальной цели: скло-нить избирателей в определенную Сторону. В противном случае граница стирается, что повлекло бы ограничение конституци-онных гарантий свободы слова и информации, нарушало бы принципы свободных и гласных выборов. Суды и иные право­применительные органы должны выявить наличие или отсутст­вие «непосредственно агитационной цели». Умысел при неза- конной агитации «заключается лишь в осознании прямой цели данного противоправного действия» и не может охватывать её

440Глава 19. избирательное право и избирательный процесс

последствия. Иначе говоря, информирование в СМИ даже о призывах голосовать «за» или «против» не является агитацией. Сами по себе указанные в перечне п. 2 ст. 48 Закона об основ­ных гарантиях избирательных прав действия являются разно­видностью выражения мнений. Внешнее сходство по форме не является доказательством наличия агитации.

Сделанный 17 ноября 1998 г. вывод Конституционного Су­да РФ о недопустимости применения 5%-ного барьера в том случае, если партии и избирательные блоки, преодолевшие этот барьер, не получат в общей сложности абсолютного большин­ства голосов избирателей, поданных на выборах, предотвращает нарушение избирательных прав граждан, которые и составляют указанное абсолютное большинство.

В постановлении от 11 июня 2002 г. № 10-П Конституцион­ный Суд РФ указал, что отмена итогов голосования, результа­тов выборов связана с обнаружением таких существенных на­рушений избирательного процесса, вследствие которых не бы­ли обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению воли избирателей в итогах голосова­ния, Конституционный Суд РФ, не отрицая возможности отме­ны результатов выборов в случае незаконной отмены регистра­ции одного из кандидатов, исходит из того, что для этого не­достаточно только одного указанного обстоятельства, но должны быть и другие основания.

Общее правило определения подсудности дел состоит в том, что согласно ст. 24 ГПК РФ все подведомственные судам об­щей юрисдикции дела подсудны районным судам, если ГПК РФ не установлено иное. В силу п. 2 ст. 75 Закона об ос­новных гарантиях избирательных прав решения и действия (бездействие) участковых и территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образова­ний., окружных избирательных комиссий по выборам в пред­ставительные органы местного самоуправления обжалуются в районные суды. В силу п. 1. ст. 31 и п. 2 ст. 75 данного Закон® районные суды рассматривают дела о расформирован ни ука­занных избирательных комиссий.

Суд общей юрисдикции субъекта РФ согласно ст. 26 ГПК РФ рассматривает следующие гражданские дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов органов го- сударственной власти субъектов РФ, затрагивающих права,

§ б. Судебная защита избирательных прав граждан441

свободы и законные интересы граждан и организаций. Приме­нительно к избирательным правоотношениям речь идет об ос­паривании норм избирательных законов субъектов РФ, актов о назначении даты выборов, законов и иных актов, утверждаю­щих схемы избирательных округов;

— о приостановлении деятельности или ликвидации регио­нального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных обще­ственных объединений;

— о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

— об оспаривании решений (уклонения от принятия реше­ний) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных изби­рательных комиссий по выборам в Государственную Думу и в законодательные органы субъектов РФ, за исключением реше­ний, оставляющих в силе решения нижестоящих избиратель­ных комиссий.

В силу п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав к компетенции указанных судов отнесены дела о расформировании избирательных комиссий субъек­тов РФ. Согласно п. 7 ст. 3 Закона «Об обеспечении конститу­ционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» к подсудно­сти этих судов отнесено рассмотрение споров о назначении даты выборов при применении указанного Закона.

Верховный Суд РФ в силу ст. 27 ГПК РФ по первой инстан­ции рассматривает дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов Президен­та РФ, Правительства РФ, других федеральных органов госу­дарственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

— о приостановлении деятельности или ликвидации полити­ческих партий, общероссийских и международных обществен­ных движений;

— об обжаловании решений (уклонения от принятия реше­ний) ЦИК РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих комиссий.

В силу п. 1 и 2 ст. 31, п. 2 ст. 75 Закона об основных гаран­тиях избирательных прав дело о расформировании ЦИК РФ рассматривается Верховным Судом РФ.

432 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

Российское законодательство дифференцирует как круг лиц, которые вправе обращаться в суд в зависимости от предмета жалобы, так и сроки обращения с учетом предмета жалобы, и стадии избирательной кампании. При этом совокупный круг лиц, которые имеют право обратиться в суд за защитой нару­шенных избирательных прав весьма широк. Заявление (избира­тельное законодательство чаще использует термин «жалоба») в суд согласно ст. 259 ГПК РФ, п. 10 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных нрав может быть подано избирателя­ми, кандидатами, их доверенными лицами, избирательными объединениями и (или) избирательными блоками, их доверен­ными лицами, политическими партиями, их региональными отделениями, иными общественными объединениями., проку-рором, а также избирательными: комиссиями.

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении избира­тельного законодательства либо избирательных прав (ч. 1 ст. 260 ГПК РФ). Однако из этого общего правила имеются ис­ключения. По ряду достаточно принципиальных вопросов срок подачи заявления в суд сокращен до 10 дней с момента приня­тия решения комиссией. Речь идет о заявлениях, касающихся решения избирательной комиссии о регистрация кандидата, списка кандидатов и об отказе в регистрации (ч. 2 ст. 260 ГПК РФ). ГПК РФ не устанавливает сокращенного срока об­жалования решений избирательных комиссий об аннулирова­нии регистрации кандидата, списка кандидатов.

Обращение в суд об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов по срокам ограничено также в тем, что соответст­вующее заявление может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосовании. Тем самым прекращена существовав­шая ранее практика обращения в суд с заявлениями об отмене регистрации кандидата вплоть до дня голосования.

Установлен годичный срок судебного обжалования наруше­ний избирательных прав в период избирательной кампании. Срок этот исчисляется со дни опубликования результатов выборов.

В силу ст. 246 ГПК РФ деда, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установ­ленными гл. 24—26 ГПК РФ и другими федеральными зако­нами.

§ 6. Судебная защита избирательных прав граждан443

Согласно ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указам какие решения, действии (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Большая часть требований к форме и содержанию искового заявления (ст. 131 ГПК РФ) распространяется и на заявления о нарушении избирательных прав. Среди особенностей следует указать отсутствие цены иска, а также отсутствие подтверж­дений попыток досудебного урегулирования спора, так как та­кой порядок не является обязательным, хотя и не исключается представление документов, направляемых ответчику в порядке досудебного урегулирования вопроса.

Судебная практика исходит из того, что защита избиратель­ного права конкретного гражданина не должна осуществляться в отрыве от реализации активного избирательного права граж­дан, принявших участие в голосовании.

В КоАП РФ более 30 статей посвящены административной ответственности за правонарушения, посягающие на избира­тельные права и право на референдум граждан РФ.

Дело считается возбужденным с момента составления прото­кола об административном правонарушении, либо вынесения соответствующего постановления прокурором, либо принятия решения о проведении административного расследования. Протокол составляется немедленно после выявления соверше­ния административного правонарушения, а при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о правонарушителе — не позднее двух суток с момента выявле­ния правонарушения. При проведении административного рас­следования протокол составляется по окончании расследова­ния. Протокол, постановление прокурора об административ­ном правонарушении направляются судье в течение суток с момента составления протокола, вынесения постановления.

По ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к админи­стративной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах составляет один год со дня соверше­ния административного правонарушения.

В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных право­нарушениях рассматривают мировые судьи. Дело рассматрива­ется в течение пяти дней со дня поступления протокола и дру­гих материалов.

444 Глава 20. Конституционный статуе Президента РФ

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В каких значениях используются термины «выборы», «из­бирательное право», «избирательный процесс», «избирательная система»?

2. В чем разница между активным и пассивным избиратель­ным правом?

3. Назовите принципы избирательного права и охарактери­зуйте их содержание.

4. Назовите допускаемые Конституцией РФ исключения из принципов избирательного права.

5; Дайте характеристику основных тенденции развития фе­дерального избирательного законодательства в постсоветский период.

6. Из каких стадий состоит избирательный процесс?

7. Назовите виды избирательных комиссий в Российской Федерации и основные функциональные различия между ними.

8. Дайте характеристику оснований выдвижения и регистра­ции, отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

9. Что понимается под предвыборной агитацией и каковы различия между предвыборной агитацией и информированием о выборах?

10.Дайте характеристику мажоритарных и пропорциональ­-ных избирательных систем, применяемых в Российской Феде­рации.

П. Что понимается под избирательным фондом кандидата, политической партии и каков порядок поступления, расходова­ния средств фонда?

12. Дайте общую характеристику практики Конституционно­го Суда РФ, судов общей юрисдикции по делам, возникающим из избирательных правоотношений.

Глава 20. Конституционный статус Президента

Российской Федерации

§ 1. Конституционная характеристика Президента РФ

как главы государства

'Институт Президента был учрежден в России IУ Съездом народных депутатов РСФСР, принявшим 24 апреля 1991 г. за­коны РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президен-

1. Конституционная характеристика Президента РФ 445

та РСФСР». Выборы первого Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г.

Необходимо отметить, что с1991по 1993 г. конституционные положения о президенте и его месте в системе органов государственной власти России эволюционировали. Согласно ст. 1211 Конституции РСФСР 1978 г. Президент являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Съезд народных депутатов мог потребовать от Президента внеочередного доклада; на оснований заключения Конституционного Суда РСФСР Съезд вправе был отменять указы Президента, если они противоречили Конституции РСФСР, за­конам РСФСР, решениям съезда народных депутатов и Вер­ховного Совета; Съезд народных депутатов имел право отменить Президента от должности большинством в две трети го­лосов депутатов в случае нарушения последним Конституции РСФСР, законов РСФСР и данной ИМ присяги на основании заключения Конституционного Суда РСФСР по инициативе Съезда народных депутатов, Верховного Совета или одной из палат Верховного Совета РСФСР.

Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ 1993 г. Президент РФ является главой государства. Таким образом, закреплено особое место главы государства в системе органов государственной власти, по существу, - эта должность выведена из традиционной системы разделения властей.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федера- ции не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Статус кандидатов на пост Президента РФ регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г, № 19-ФЗ; «0 выбо­рах Президента Российской Федерации». В соответствии со ст. 40 данного Закона кандидаты на пост Президента РФ обла­дают равными правами и несут равные обязанности, кроете слу­чаев, установленных российским законодательством. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномочен­ные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет граждана­ми РФ-' на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, причем одно и тоже лицо не может занимать должность главы государства более двух сроков подряд (ч.1 и 3 ст. 81 Конституции РФ в ред. Закона РФ о по-

446Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

правке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г, № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федера­ции и Государственной Думы»)»

Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражда-­нин РФ:

— признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

— занимающий на день официального опубликования (пуб­ликации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд;

— имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории ино­странного государства;

— осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голо­сования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; осужденный за совершение преступления экс­тремистской направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную су­димость за указанное преступление; подвергнутый администра­тивному наказанию за совершение административного право­нарушения, предусмотренного ст. 20.3 «Пропаганда и публич­ное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и 20.29 «Производство и распространение экстремистских ма­териалов» КоАП РФ, если голосование, на выборах Президен­та РФ состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

— в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт призыва к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя, нарушения целостности России, пропаганды войны и т, д., если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования.

Кроме того. Закон «О выборах Президента Российской Фе­дерации» подчеркивает, что гражданин РФ, в отношении кото­рого вступил в силу приговор суда о лишении его права зани­мать государственные должности в течение определенного сро­ка, если такое наказание предусмотрено федеральным законом не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на пост

§ 1. Конституционная характеристика Президента РФ447

Президента РФ, если голосование на выборах главы государства состоится до истечения установленного судом срока.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдви­нуты политическими партиями и в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при усло­вии поддержки его самовыдвижения группой избирателей, на­считывающей не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Гражданин РФ, замещавший пост Президента РФ и досроч­но прекративший исполнение этих полномочий в случае, от-ставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуще­ствлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполне­ния своих полномочий.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федераль­ному избирательному округу, включающему в себя всю терри­торию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются при­писанными к федеральному избирательному округу.

Избранным считается зарегистрированный кандидату кото-рый получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результа­там общих выборов не был избран на должность Президен­та РФ, ЦИК РФ назначает повторное голосование на выборах главы государства по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повтор­ное голосование по зарегистрированному кандидату назначает­ся при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре пов- вторного голосования.

По итогам повторного голосования избранным на долж­ность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

Повторное голосование может проводиться по одной канди­датуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кан-

448 Глава 20. Конституционный статус Президента РФ

дидатов остается только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на пост Президента Р'Ф, если ей получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает возможность повторных выборов Президен­та РФ, если выборы-Президента РФ признаны несостоявшими­ся иди недействительными. а также в иных случаях, предусмот­ренных федеральные законом.

Избранный глава государства вступает в должность по исте­чении четырех лет со дня вступления в должность Президен-та РФ, избранного па предыдущих выборах Президента РФ, а при проведений досрочных выборов либо в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Прези-дента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, на 30-й день со дни офи- циального опубликовании ЦИК РФ общих результатов выбо~ ров Нерезидента РФ.

При вступлении в должность Президент РФ в торжествен­ной обстановке и присутствии членов Совета Федерации, депу-татов Государственной Думы и судей Конституционного Су­да РФ приносит присягу (ч.1 ст. 82 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент РФ об­ладает неприкосновенностью. Это означает, что никто не мо­жет применить в отношении главы государства физическое или психическое принуждение; его нельзя задержать, обыскать, арестовать, привлечь к любому виду ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец. Президента нельзя ни свергнуть,ни отстранить от исполнения обязанностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.