Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 12 страница




Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отреше­нии главы субъекта РФ от должности. Решение Президен­та РФ об отрешении главы субъекта РФ от должности по ука­занным выше основаниям принимается в форме указа Прези­дента РФ.

К полномочиям высшего должностного лица субъекта РФ от­носятся:

— представление субъекта РФ в отношениях с федеральны­ми органами государственной власти, органами государствен­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, с правом подписания договоров и соглашений от имени субъекта РФ;

— обнародование законов путем подписания специального акта и направления их для официального опубликования либо отклонение законов, принятых законодательным (представи­тельным) органом государственной власти субъекта РФ;

582Глава 24. Офмовы етатуеа органов власти субъектов РФ

- формирование высшего исполнительного органа тоеудар-отениой власти Субъекта РФ в соответствии с законодатеж.да вом субъекта РФ и принятие решения об отставке высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ;

право требовать созыва внеочередного заседания законо-ШТедойого (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созыв вновь избранного законодательного (представительного) органа субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта РФ.

— право участвовать в работе законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта РФ с сове­щательным- голосом;

— обеспечение координации деятельности органов исполни­тельной власти субъекта РФ с иными органами государствен­ной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация взаимодействия органов йслодаителъной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами1 и осуществление иных полномочий.

В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ (ру­ководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) временно не может исполнять свои обя­занности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, норматив­ных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы и распоряжения.

Правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государствен- ной власти субъекта РФ), принятые в пределах его полномо­чий обязательны к исполнению в субъекте РФ и не должны ИШШэречять Койетитуции РФ, федеральным законам, кон- ституции (уставу) и законам субъекта РФ.

*См. Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 725

§ 3. Особенности статуса исполнительных органов субъектов РФ 583

§ 3. Особенности статуса исполнительных органов субъектов Российской Федерации

В субъектах РФ устанавливается система органов исполни­тельной власти во главе с высшим исполнительным органом (пра­вительством либо администрацией) субъекта РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах веде­ния и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ фе­деральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъ­екта РФ.

Рассмотрим в качестве примера структуру органов исполни­тельной власти некоторых субъектов РФ1.

Структура исполнительных органов Республики Карелия, возглавляемая Главой Республики, сформирована следующим образом.

Правительство Республики Карелия является коллегиаль­ным и постоянно действующим органом исполнительной вла­сти Республики Карелия. Правительство Республики Карелия состоит из Премьер-министра Республики, четырех заместите­лей Премьер-министра, республиканских министров, главы Ад­министрации, глав государственных комитетов и управлений. Предложение о кандидатуре Премьер-министра Правительства Республики Карелия вносится в Законодательное собрание Республики Карелия не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Главы Республики Карелия. Законодательное собрание Республики Карелия рас­сматривает представленную кандидатуру Премьер-министра Правительства и дает согласие на его назначение большинст­вом голосов от установленного числа депутатов Законодатель­ного собрания Республики Карелия в течение двух недель со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае отклоне­ния представленной кандидатуры Глава Республики Карелия в 10-дневный срок вносит на рассмотрение Законодательного со­брания Республики Карелия новую кандидатуру. Премьер-ми-

1 См.: Исполнительная власть в России. С. 438—450.

584Глава 24. Основы статуса органов власти субъектов РФ

нистр Правительства Республики Карелия осуществляет теку­щее руководство и организует работу Правительства. Распреде­ление компетенции между Премьер-министром Правительства и его заместителями, органами исполнительной власти Респуб­лики Карелия осуществляется Главой Республики Карелия по предложению Премьер-министра Правительства.

В систему органов исполнительной власти Республики Ка­релия также входит Администрация Главы Республики, воз­главляемая Руководителем Администрации, состоящая из Пер­вого заместителя, заместителей руководителя администрации и Представителя в Законодательном собрании.

Органы исполнительной власти Республики Карелия пред­ставлены девятью министерствами, двумя государственными комитетами, двумя управлениями и иными центральными и территориальными органами.

Высшим исполнительным постоянно действующим органом государственной власти Ростовской области является админи­страция области. Глава Администрации (Губернатор) области, возглавляет исполнительную государственную власть и являет­ся высшим должностным лицом области. В структуру админи­страции Ростовской области входят также заместители Главы администрации (Губернатора) Ростовской области и 18 струк­турных подразделений администрации.

Высший исполнительный орган субъекта РФ является по­стоянно действующим. Он обеспечивает исполнение Конститу­ции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на территории субъекта РФ, и для осуществления этих функций наделен сле­дующими полномочиями:

— разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению ком­плексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвовать в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения и экологии;

— осуществлять в пределах своих полномочий меры по реа­лизации, обеспечению и защите прав и свобод человека и граж­данина, охране собственности и общественного порядка, борь­бе с преступностью;

3.Особенности статуса исполнительных субъектов РФ 585

— разрабатывать для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодатель­ный (представительный) орган государственной власти субъек­та РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

— обеспечивать исполнение бюджета субъекта РФ и гото­вить отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о вы­полнении программ социально-экономического развития субъ­екта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (пред­ставительный) орган государственной власти субъекта РФ;

— формировать иные органы исполнительной власти субъ­екта РФ;

— управлять и распоряжаться собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— предлагать органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления при­вести в соответствие с законодательством Российской Федера­ции изданные ими правовые акты в случае, если указанные ак­ты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обращаться в суд и другими полномочиями.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъекта издают постановления и распоряжения, подведомст­венные им органы исполнительной власти — приказы в соот­ветствии со своей компетенцией.

Правовые акты высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ не должны противоречить Консти­туции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ве­дения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституциям (уставам) и законам субъектов РФ.

586 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Каков порядокформирования органов законодательной представительной) власти в субъектах РФ?

2.Каким образом определяется порядок деятельности орга-нов законодательной (представительной) власти в субъектах РФ?

3.Перечислите основные вопросы, относящиеся к компе-тенции органов законодательной (представительной) власти

субъектов РФ.

4.Назовите и раскройте основные стадии законодательного

процесса в субъектах РФ.

5. Какие нормативные правовые акты принимаются органа­ми законодательной (представительной) власти субъектов РФ?

6. Что представляет собой высшее должностное лицо субъек­та РФ?

7. Каким образом формируются высшие органы исполни­тельной власти в субъектах РФ и какова их компетенция?

Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие местного самоуправления

Конституция РФ провозгласила местное самоуправление од­ной из основ конституционного строя (ст. 12, 16). Существуют различные точки зрения относительно понятий «местное само­управление» и «муниципальное право»1. Разработаны многочис­ленные теории местного самоуправления: теория свободной об­щины, хозяйственная теория, государственная теория, юридиче­ская теория, теория дуализма муниципального управления и др.

Местное самоуправление есть признаваемое государством ре­шение вопросов общественной жизни поселенческого и межпо-Шеяческого характера (вопросов местного значения) самими жителями на основе объединения в местные коллективы (муни­ципальные образования), создаваемые в различных организаци­онных формах (городские и сельские поселения, муниципаль­ные районы и др.) в целяжосуществления, защиты неотъемле­мого права граждан на местную социальную самоорганизацию и обеспечение их широкого участия в делах государства.

Субъектом муниципальной власти является местное сообще­ство (местный коллектив), характеризующееся в силу объектив-

1 Ст., например: Муницийадьное право: учебник / тад рзд. Ш. А. Дмит­риева. М., 2005. С. 143-146.

§ I. Понятие местного самоуправления587

ных закономерностей расселения, проживания и хозяйствования относительной социально-культурной и экономической само­стоятельностью. Местное сообщество складывается в поселени­ях (одном населенном пункте, объединенных общей территори­ей нескольких населенных пунктах) и на иных территориях, имеющих относительно самостоятельное социально-культурное и экономическое значение (в муниципальных районах).

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного само­управления не входят в систему органов государственной вла­сти. Отдельные государственные полномочия могут передавать­ся им для обеспечения приближенности органов публичной власти к гражданам.

Органы местного самоуправления создают дополнительные условия для осуществления прав граждан по сравнению с теми, которые гарантированы органами государственной власти. По­этому передача органам местного самоуправления для осущест­вления отдельных государственных полномочий не может про-водиться произвольно.

Муниципальная власть есть свобода действий местного кол­лектива (муниципального образования) в решении вопросов общественной жизни, если их решение не запрещено законом, они не отнесены к компетенции других органов власти (свобо­да в решении вопросов местного значения). Свобода действий основана на имеющейся у соответствующего коллектива спо­собности к решению названных вопросов, относительной со­циально-культурной самостоятельности и обеспечена достаточ­ными финансовыми (материальными) ресурсами.

Оказание государством финансовой и иной помощи органам местного самоуправления возможно и зачастую необходимо, од­нако государственная поддержка не должна умалять самостоя­тельность местного коллектива в решении вопросов своей жизни.

В настоящее время необходим кропотливый научный поиск и обеспечение дальнейшего развития адекватных форм местно­го самоуправления в новых социальных условиях, определение эффективных организационных форм, гарантирующих сохра­нение местного самоуправления как института самоорганиза­ции, свободного от мелочной опеки со стороны государства, способного самостоятельно проводить решение значительной части вопросов общественной жизни1.

1 См. ст. 3 (часть первая) Европейский хартий Местного самоуправления.

 
Глава 25.

Конституционные основы местного самоуправления

§ 2. Основные принципы местного самоуправления

Конституционные основы местного самоуправления — об-щепризнанные (фундаментальные) принципы организации муниципальной власти, получившие соответственно имперацию в конституции и (или) закона конкретного государства, судебных и админимтративных решениях в контексте обеспечения действия названных принципов на практике.

Конституция РФ устанавливает принципы организации местного самоуправления, под которыми понимаются общепризнанные исходные начала осуществления муниципальной власти в демократическом государстве. Согласно кнституционным положениям местное самоуправления признается и гарантируется, оно самостоятельно в пределах своих полномочий и осуществляется в городских, сельских поселениях, на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 12, 131).

Органы государственной власти действуют от имени всего народа. Органы муниципальной власти принимают решения от имени местного коллектива. Между ними нет антологизма. Государственная власть и местное самоуправление в единстве, их противопоставление неправомерно.

Муниципальная власть детализируется, конкретизирует, применяет к местным условиям государственные решения общего характера. В отличие от территориальных органов государственной власти она, как отмечалось, действует самостоятельно, более последовательно и оперативно учитывает текущие насущные потребности местного населения. Во многом названная способность проявляется благодаря учету и использованию исторических традиций самоорганизации, возможно,и в обнавленной форме.

Государственная власть со своей стороны признает власть муниципальную в качестве публичной, позволяет её в отдельных случаях принимать решения, имеющие правовые последствия для граждан- жителей муниципальных образований. Например, государство позволяет местному самоуправлению устанавливать отдельные запреты, помогающие содержать в должном порядке земли поселения, объекты, находящиеся в муниципальной собственности, или, например, разрешает варьировать размер взымаемых местных налогов, сборов и др.

§ 2. Основные принципы местного самоуправления 589

Решения муниципальной власти являются обязательными в силу того, что жители соответствующей территории сами участ­вуют в их принятии. Государство только гарантирует конститу­ционность названных решений и не ставит своей задачей орга­низацию их исполнения, поскольку, как правило, такие госу­дарственные меры неизбежно окажутся вмешательством в осуществление прав местного самоуправления. В то же время органы государственной власти в различных организационных формах, в первую очередь через законодательные установле­ния, систему исполнительной и судебной власти, гарантируют исишнение решений органов местного самоуправления.

Таким.образом, органы местного самоуправления входят в систему осуществления публичной власти, т. е. власти, дейст­вующей от имени и в интересах общества. Государственная и муниципальная власть не противостоят друг другу и не исклю­чают друг друга.

Государство в лице своих органов удостоверяет в каждом му­ниципальном образовании право местных жителей на само­стоятельное совместное (коллективное) решение вопросов сво­ей жизни. Органы местного самоуправления учреждает муни­ципальное образование (местный коллектив). Государство как верховный территориальный коллектив не вправе создавать ор­ганы местного самоуправления либо участвовать в их формиро­вании. Окончательное решение по вопросу о конкретном по­строении организационных структур местного самоуправления, шереоналиях, избранных для замещения муниципальных долж­ностей» остается за муниципальным образованием. В то же вре­мя государство гарантирует своевременное формирование и правильное функционирование органов местного самоуправле­ния.

Названные и другие подходы стали последовательно приме­няться законодателем благодаря в том числе решениям Консти­туционного Суда РФ по вопросам организации местного само­управления.

Так, согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ об­щие принципы организации местного самоуправления относят­ся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) и в силу ч. 2 ст. 76 устанавли­ваются федеральным законом, а более подробное регулирование, в том числе, например, по вопросам территориального общест-венншо самоуправления, в части, не затрагивающей еамостоя-

590Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

тщькоети населения в определении структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ), осуществляется актами органов государственной власти субъектов РФ, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муници­пальных образований.

При этом в силу п. «в» ст. 71 Конституции РФ, согласно которому регулирование прав и свобод находится в ведении Российской Федерации, в системной связи с другими положе­ниями Конституции РФ, прежде всего ст. 2 и 18, по смыслу которых фактически все регулятивные полномочия органов публичной власти в той или иной мерф; связаны с правами и свободами, и ч. 3 ст. 55, согласно которой ограничение прав и свобод возможно только федеральным законом, недопустимо установление законами субъектов РФ иных, помимо преду­смотренных федеральным законом, ограничительных условий реализации прав и свобод (однако возможно установление до­полнительных гарантий), т. е., например, субъект РФ вправе принимать законы о территориальном общественном само­управлении, но не вправе создавать препятствия для его осу­ществления1.

С учетом правовых позиций Конституционного Суда Ж по вопросам местного самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определя­ются:

— предметы ведения, система местного самоуправления в Российской Федерации;

— типичные организационные формы, в том числе формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления;

— полномочия и условия для решения вопросов местного значения;

— принципы осуществления органами местного самоуправ­ления отдельных государственных Полномочий;

- государственные меры защиты местного самоуправления, в том числе особенности контроля над муниципальными долж­ностными лицами, основания и условия временного осуществ­ления муниципальных полномочий органами государственной власти в целях недопущения ошибок, злоупотреблений или

1 См. определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. № 92-0.

§ 2. Основные принципы местного самоуправления. -...591

устранения последствий, к которым привели ошибочные не­добросовестные действия и др.

Субъекты РФ принимают законы в случаях, предусмотрен-рах Законом «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации». Законами субъек­тов РФ во многом обеспечивается действие общих принципов организации местного самоуправления, установленных феде­ральным законом.

В соответствии с названным Законом законами субъектов РФ регулируются следующие вопросы:

— определение населенного пункта, в котором находится представительный орган сельского поселения, муниципального района;

— наделение сельского населенного пункта с численностью населения менее 1 тыс. человек статусом сельского поселения;

— наделение городского поселения статусом городского ок­руга, лишение городского поселения статуса городского округа;

— изменение границ, преобразование муниципального обра­зования;

— наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ;

— оформление инициативы проведения местного референ­дума, выдвинутой гражданами, избирательными объединени­ями, иными общественными объединениями;

— порядок подготовки и проведения местного референдума;

— установление административной ответственности за нару­шение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы

местного самоуправления;

—установление наименования представительного органамуниципального образования, главы муниципального образо-­вания, местной администрации (исполнительно-распоряди­-тельного органа муниципального образования) с учетом исто-­рических и иных местных традиций и др.

Помимо этого в соответствии с упоминавшимся Законом за­конами городов федерального значения Москвы и Санкт-Ле-тербурга регулируются следующие вопросы:

- устанавливаются и изменяются границы внутригородских муниципальных образований, осуществляется их преобразова­ние с учетом мнения населения соответствующих внутригород­ских территорий;

592 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

- определяются перечень вопросов местного значения, ис­точники доходов местных бюджетов внутригородских мунтвд* пальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Помимо базового (указанного выше) Закона отдельные об­щие принципы организации местного самоуправления могут ус­танавливаться другими федеральными законами. Например, в настоящее время действует Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с ним в субъектах РФ сформировано законода­тельство о муниципальной службе. Законами субъектов РФ утверждаются реестры муниципальных должностей муници­пальной службы, устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должно­стей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответст­вующим должностям муниципальной и государственной служ­бы, и др.

§ 3. Предметы ведения местного самоуправления

К ведению местного самоуправления Конституция РФ отно­сит решение вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130). Они не­посредственно связаны с жизнью поселений, иных территорий, на которых осуществляется местное самоуправление.

Предметы ведения местного самоуправления — круг вопро­сов местной жизни, сосредоточенных в первую очередь в об­ласти социально-культурного, хозяйственного развития, а так­же связанных с охраной общественного порядка, обеспечением безопасности по месту жительства.

Определяя предметы ведения местного самоуправления, Конституция РФ исходит из следующего. Местное самоуправ­ление решает только те вопросы, которые связаны с непосред­ственным обеспечением жизнедеятельности поселений. Они близки каждому жителю. Например, обеспечение первичных мер пожарной безопасности оказывается вполне посильной и понятной каждому жителю задачей местного самоуправления, в отлогие, к примеру, от организация своевременного тушения пожаров различных категорий сложности, которая в принципе

§ 4. Система местного самоуправления 593

изначально оказывается непосильным бременем для местных властей.

Вопросы, которые мойное самоуправление не способно ре­шить в силу своей функциональной специфики, объективного предназначения, должны решаться органами государственной шасти. Правда, решение последних органами местного само­управления все-таки возможна в случае, если они будут наделе­ны для этого соответствующими государственными полномо­чиями с предоставлением необходимых ресурсов. Однако, ис­ходя из принципов муниципальной власти, осуществление таких полномочий органами местного самоуправления должно допускаться законом только в том случае, если органы местно­го самоуправления способны осуществлять их без превращения в органы государственной власти. Названные полномочия по своему характеру являются отдельными государственными за­дачами, решение которых, во-первых, не должно препятство­вать решению вопросов муниципального образования, во-вто­рых, обеспечивать приближение органов власти к гражданам, например наделение органов местного самоуправления полно­мочиями по ведению записей актов гражданского состояния, осуществлению других повседневных регистрационных дейст­вий.

§ 4. Система местного самоуправления

Система местного самоуправления есть организациямуни­ципальной власти, включающая ее субъекты (носители власти), их компетенцию, организационные структуры и другие процес­суальные формы осуществления местного самоуправления.

Элементы системы местного самоуправления.

1. Единицы местной коллективной самоорганизации, их ви­ды (городские, сельские поселения, другие коллективы).

2. Компетенция местного самоуправления, т. е. вопросы местного значения и достаточные для их самостоятельного ре- шения полномочия (содержание вопросов местного значения меняется в зависимости, от вида муниципального образования, но в то же время остается содержанием вопросов местной об­щественной ЖИЗНИ);

3. Организационные структуры, выбираемые гражданами самостоятельно (сход граждан, местный референдум, выборные органы местного самоуправления, лица, уполномоченные ре-

594 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

шать вопросы местного значения, осуществлять муниципаль­ные полномочия).

4. Способ оформления решений по вопросам местного зна­чения (муниципальные правовые акты нормативного, исполни­тельно-распорядительного, индивидуального характера).

Следует различать организационно-правовые формы мест­ного самоуправления и организационные формы осуществле­ния муниципальных полномочий.

В Российской Федерации субъектами муниципальной власти являются поселения (городские, сельские), муниципальные районы, городские округа, внутригородские муниципальные образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Содержанием любого муниципального образова­ния служит наличие местного коллектива, способного решать вопросы общественной жизни.

Что касается организационных форм осуществления муни­ципальных полномочий, важнейшими из них являются сход граждан и местный референдум.

Организационными формами осуществления муниципаль­ных полномочий являются также органы местного самоуправ­ления. В каждом муниципальном образовании должны быть созданы представительный орган муниципального образования (собрание депутатов), выборный глава муниципального образо­вания, избираемый либо населением, либо собранием депута­тов из числа депутатов, местная администрация, которой на принципах единоначалия руководит либо избираемый населе­нием глава муниципального образования либо назначенный на конкурсной основе управляющий — муниципальный служа­щий, осуществляющий полномочия по трудовому договору.

Выборы депутатов представительных органов муниципаль­ных образований, членов выборных органов местного само­управления, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, например главы муниципального образования, избирае­мого согласно уставу муниципального образования населением, проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании (см. ст. 23 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.