Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы судебной власти




Принципы являются основой организации и деятельности судебной власти. Они представляют собой объективные осно­вополагающие начала, отражающие природу судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, идейные основы ее организации и деятельности, прямо закрепленные в Конституции РФ и законов, либо вытекающие из их содержа­ния и правовой природы самой судебной власти.

В российском праве основополагающие принципы судебной власти получили свое юридическое закрепление в Конститу­ции РФ. Это означает, что они имеют верховенство и высшую юридическую силу, прямое действие, их обязаны соблюдать все без исключения — государство и его органы, должностные ли­ца, физические и юридические лица, участники судебного про­цесса, сами судьи.

Принципы судебной власти находят закрепление в универ­сальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах, акты ОБСЕ), в специальных актах, важнейшим из которых являются Основные принципы, касающиеся неза­висимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонару­шителями в 1985 г.

Во Всеобщей декларации прав человека содержатся положе­ния, провозгласившие равенство всех перед законом (ст. 7); право каждого на эффективную судебную защиту, осуществляе­мую компетентным, созданным на Основе закона судом, или право на доступ к правосудию (ст. 8): право на беспристрастный и гласный публичный суд (ст. 10), а также иные положения, со­держащие дополнительные гарантии прав человека в сфере за­щиты их прав в суде и иных правоохранительных органах (пре­зумпция неприкосновенности личности и ее шмущества, невоз­можность придания обратной силы закону (ст. 9 и Ш)-

Международный пакт о гражданских и политических правах, развивая названные принципы, установил, что в национальной правовой системе должен быть обеспечен доступ к независимо-

§2 Принципы судебной власти609

му и беспристрастному суду. К естественным правам в сфере правосудия отнесены права человека на защиту, на адвоката на пересмотр судебного решения.

Принципы универсальности правосудия и необходимости уведомления о решении- судебной инстанцией, рассматривав­шей жалобу гражданина по его делу с обязательным указанием мотивов такого решения, а также идеи справедливого суда на­шли свое отражение в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. (п. 5.5, 5.10—5.21). Принципы судебной власти содержатся в положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской хартии о законе «О статусе судей» 1998 г. и др., а также в решениях Европейского Суда по правам чело­века. Международные принципы и нормы представляют собой правовой ориентир для российского национального законода­тельства, регулирующего организацию и деятельность судебной власти.

Принципы судебной власти делятся на два вида:

1) общие начала организации и деятельности судебной вла­сти как ветви, государственной власти;

2) специальные принципы организации и функционирова­ния судебной власти.

К общим принципам судебной власти относятся принципы конституционности и законности, самостоятельности и незави­симости органов судебной власти, полноты судебной власти, государственного (бюджетного) финансирования, федерализма и единства.

Принцип конституционности и принцип законности судебной власти означает, что организация судебной власти в Россий­ской Федерации и все действия судов основаны на положениях Конституции РФ и федеральных законов.

Самостоятельность и независимость судебной власти предпо­лагает ее внешнюю и внутреннюю автономию с возможностями самодостаточности во всех аспектах ее организации и деятель­ности как ветви государственной власти, что гарантируется наличием собственного круга функций, системы органов, ее осуществляющих, установлением полномочий этих органов, определением статуса судьи как носителя судебной власти, су­ществованием необходимых для судебной деятельности матери­альных ресурсов.

610Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Полнота судебной власти означает распространение ее на все вопросы жизнедеятельности государства и общества в соответ­ствии с ее конституционными функциями и полномочиями су­дов, на всю территорию государства и на все население без ка­ких-либо исключений и ограничений в вопросах разрешения споров, в том числе касающихся государственной безопасности или терроризма, высших должностных лиц государства, про­верки любых действий и актов органов государственной власти, общественных объединений, юридических лиц и иных субъек­тов.

Принцип государственного (бюджетного) финансирования — важнейшее условие самостоятельности судебной власти. Соглас­но ст. 1.24 Конституции РФ финансирование судов производит­ся только из федерального бюджета и должно обеспечивать воз­можность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Финансовое обеспечение судебной деятельности является в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-П основой для создания механизма защи­щенности финансирования судебной власти. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нор­мы, устанавливавшие правомочие исполнительных органов го­сударственной власти сокращать финансирование расходов, предназначенных для обеспечения организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О фи­нансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения деятельности российских су­дов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специ­альный орган — Судебный департамент при Верховном Су­де РФ.

Принцип федерализма обусловлен федеративным характером. Российского государства. Он реализуется в возможностях субъ­ектов УФ совместно с Российской Федерацией участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной вла­сти. Согласно п. «л» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к со­вместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ от­несены вопросы комплектования кадров еудебньшфрганов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в тяЦ&т и судебной.

§ 2. Принципы судебной власти 611

—________ *"*

Принцип единства судебной власти означает такую ее органи­зацию и деятельность, которая позволяет говорить о наличии в государстве целостного механизма, выполняющего общие функции правосудия и судебного контроля. В соответствии со ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации» принцип единства судебной власти достигается путем:

—установления судебной системы Конституцией РФ и на­званным Законом;

~- соблюдения всеми федеральными судами и судами субъ­ектов РФ установленных Конституцией РФ и федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепри­знанных принципов и норм международного права и междуна­родных договоров Российской Федерации, а также конститу­ций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей террито­рии Российской Федерации судебных постановлений, вступив­ших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Специальные принципы судебной власти включают три основ­ные группы: 1) принципы судоустройства; 2) принципы статуса судьи; 3) принципы судопроизводства.

Принципами судоустройства являются: автономность систе­мы судебных органов и осуществление правосудия только су­дом, "универсальность судебной защиты, доступность правосу­дия, публичность судебной власти, открытость и принцип уча­стия общественности в осуществлении правосудия.

Принцип автономности системы судебных органов и осуществ­ления правосудия только судом развивает общий принцип само­стоятельности и независимости судебной власти. Автономность системы судебных органов означает ее обособление в структуре органов государства. Суды представляют собой отдельную сис­тему органов, не входяших в число представительных, испол­нительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Конституция РФ устпнфивает, что правосу­дие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Только суд, созданный на основании закона, может исполнять эту государственно-властную функцию. Судебные

612 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

полномочия не могут быть переданы каким-либо иным орга­нам государственной власти, общественным объединениям. В Конституции РФ этот принцип дополнен запретом создания чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

Принцип универсальности судебной защиты означает невоз­можность ее ограничения предписаниями законодателя и дру­гих властных структур, что обусловлено положениями ст. 46 Конституции РФ, гарантирующими судебную защиту для неог­раниченного круга лиц, распространяющими ее на все без ис­ключения права и свободы.

В соответствии с рассматриваемым принципом:

1) допускается учреждение многообразных специализиро­ванных судов для профессионального рассмотрения споров различных по своему характеру;

2) полномочия судов формируются в соответствии с измене­ниями в общественных отношениях и возникновением новых видов правовых коллизий и споров;

3) полномочия судов распространяются на всю правовую сферу общественных отношений (частных и публичных).

Принцип доступности правосудия получил закрепление в ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную за­щиту его прав и свобод, и в ст. 52, устанавливающей, что госу­дарство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупот­реблений властью доступ к правосудию и компенсацию причи­ненного ущерба. В АПК РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах отнесено обеспечение доступности правосу­дия в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности. Данный принцип обоснован в практике Европей­ского Суда по правам человека, в решениях Конституционного Суда РФ.

Принцип доступности включает в себя требования, недопус­тимости отказа в правосудии, территориальную всеобщность (юрисдикцию суда), отсутствие субъектов права, чьи действия (бездействие) либо решения не могут быть оспорены в судеб­ном порядке, а также эффективность судебного разбирательст­ва, подразумевающую разумные сроки и высокий профессио­нальный уровень судей при рассмотрении дел.

Принцип публичности судебной власти состоит в обеспечении публичного интереса при разрешении всех социальных кон­фликтов в обществе. В большей мере этот принцип проявляет­ся при осуществлении судебного конституционного и админи-

§ 2. Принципы судебной власти613

стративного контроля, является ведущим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

Принцип открытости (прозрачности, транспарентности) оз­начает открытость и доступность различного рода информации о работе судебных учреждений, о назначениях судей, порядке приема обращений и назначенных к слушанию общественно значимых процессах, о принимаемых решениях и т. п.

Принцип участия общественности в осуществлении правосу­дия — важное демократическое начало судебной власти. Уча­стие общественности в деятельности судебной власти осущест­вляется прежде всего в форме привлечения граждан к отправле­нию правосудия в качестве заседателей, которые образуют надлежащий состав суда1.

Положение ч. 4 ст. 123 Конституции РФ содержит указание на то, что в предусмотренных законом случаях судопроизводст­во осуществляется с участием присяжных заседателей, а в ар­битражных судах — с участием арбитражных заседателей. В ка­честве арбитражных заседателей привлекаются представители предпринимательских структур, специалисты в сфере экономи­ки, бизнеса, финансов, отраслевых производств и т. п. — лица, обладающие специальными познаниями в той сфере, в которой возникли спорные правоотношения участников процесса.

Еще одной формой участия общественности в деятельности судебной власти является представительство общественности в органах судейского сообщества — в составе квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему экзаме­нов у кандидатов в судьи. В соответствии со ст. 11 Федерально­го закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в состав Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ входит 10 представителей об­щественности при общей ее численности 29 членов, в состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ — по семь представителей. Представителем общественности может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий высшее юридиче­ское образование, не совершивший порочащих его поступков, не замещающий государственные или муниципальные должно­сти, должности государственной или муниципальной службы, не являющийся руководителем организации и учреждения не-

1 Подробнее об этом см.: Клеандров М Ш Статус граждан, участвующих в осуществлении правосудия. М., 1999.

614Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

зависимо от ее организационно-правовой формы и формы соб­ственности, адвокатом и нотариусом. Очевидно, что участие граждан в работе данных органов связано с необходимостью обеспечения связей судейского сообщества с общественными структурами, возможность внутреннего контроля при решении кадровых и иных вопросов судебной власти.

К принципам статуса судьи относятся несменяемость, неза­висимость и неприкосновенность.

Принципы судопроизводства определяют основы деятельно­сти суда по разрешению конкретных дел и включает принципы состязательности и равноправия сторон, гласности судопроиз­водства.

Принципу состязательности и равноправия сторон традици­онно уделяется большое внимание в международно-правовом регулировании, где он рассматривается в качестве основопола­гающего условия справедливого правосудия (п. 1 ст. 14 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах; п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Как указал Европейский Суд по правам человека в решении от 22 февраля 1996 г. по делу «Будут (Вишг) против Австрии», со­гласно принципу состязательности сторон каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свое дело в условиях не худших, чем ее оппонент.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Принцип состязательности и равноправия сторон означает недопустимость установления в судопроиз­водстве каких-либо различий, ограничений или предпочтений по признаку пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного или должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также к другим обстоятельст­вам, которые приводят к нарушению равенства сторон при осу­ществлении правосудия.

Установление равного положения участников процесса пе­ред законом и судом призвано обеспечить их равноправие в каждой из процедур судопроизводства и создать им возмож­ность на основе состязательности представить все доказательст­ва, имеющиеся у них, в подтверждение своих доводов и пози­ции по делу.

Состязательность судебного процесса означает также, что функция суда по разрешению дела отделена от функции обви-

§ 2. Принципы судебной власти 615

—■—;—- щ

нения и функции защиты. Однако это не означает полную пассивность суда в процессе рассмотрения дела. Суд не может быть лишен в случаях, когда он считает необходимым, права истребовать доказательства и оценивать их. Конституционный Суд РФ в определении от 6 марта 2003 г. № 104-О высказал правовую позицию о том, что в ходе судебного следствия устанавливаются обстоятельства, необходимые для справедливого и беспристрастного разрешения дела по существу, следовательно собирание доказательств не только является прерогативой сто­рон, но и входит в число полномочий суда.

Согласно принципу гласности, закрепленному в ст. 123 Кон­ституции РФ, разбирательство дел во всех судах открытое. Слу­шание дел в закрытом судебном заседании допускается в случа­ях, предусмотренных федеральным законом.

Любой гражданин, желающий присутствовать на слушании дела, может находиться в зале судебного заседания без допол­нительного специального разрешения судьи, прокурора, секре­таря, судебного пристава или иного должностного лица, а так­же участников процесса. В зал судебного заседания допускают­ся публика и пресса.

Право на публичное разбирательство закреплено в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека отметил, что открытость судебного разби­рательства направлена на защиту от тайного правосудия, не подпадающего под контроль общественности, и что она являет­ся одним из средств сохранения доверия в судах всех уровней1.

Ограничения принципа открытости судебного заседания мо­гут быть установлены лишь для лиц моложе 16 лет, если они не являются участниками процесса или свидетелями, а также в случаях необходимости зашиты государственной и коммерче­ской тайны, конституционных прав граждан на неприкосно­венность частной жизни, личную, семейную тайну я др. ь за­крытое судебное заседание не допускаются публика и пресса. но судопроизводство ведется в строгом соответствии с процессуальными нормами, включая публичность провозглашения итогового постановления суда.

1 См.: Досье по правам человека,№3. Русская версия. Страсбург, 1994 *

С. 21.

616Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 19742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.