Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая производственных возможностей. Три фундаментальные проблемы экономики




Три фундаментальные проблемы экономики

Проблема выбора

Редкость ресурсов

Редкость ресурсов заключается в ихограниченности по отношению к растущим потребностям людей. Развитие экономики существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить производственные возможности, например, средневекового и современного обществ. Несмотря на это проблема редкости ресурсов не снимается, поскольку связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями. А потребности современного человека неизмеримо выросли со времен Средневековья.

В результате ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. Например, значительная часть интеллектуального потенциала советских конструкторов направлялась на разработку военной техники, а на создание современных бытовых приборов средств не хватало. Это значит, что государство делало выбор между сферами использования ограниченных ресурсов, направляя их на достижение приоритетной для него цели (повышение обороноспособности).

С проблемой выбора сталкивались все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как изучение способа распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями.

Конкретизацией проблемы выбораявляются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Что производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимаетсяс повестки дня потому, что на него нельзя ответить: «Мы будем производить в необходимых количествах все блага, в которых есть потребность». Каждый раз общество, наталкиваясь на ограниченные ресурсы, вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решенияэтого вопроса с помощью кривой производственных возможностей (рис. 1.3), которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Рис. 1.3. Кривая производственных возможностей

Модель предполагает, что рассматриваемое государство производит два товара, например, как давно придумали склонные к мрачноватому юмору экономисты, пушки и масло. Если общество направит весь свой потенциал на производство масла, то его можно произвести много (точка Х на графике). Если страна будет создавать только пушки, то будет выпущено их максимальное количество (Y) при полном прекращении выпуска масла.

Возможны и компромиссные варианты одновременного производства и пушек, и масла (например, в объемах, показанных в точке А). Легко понять, что все множество точек кривой показывает возможный технологический выбор, все потенциально возможные варианты большего или меньшего переключения ресурсов с производства пушек на производство масла, и наоборот. В действительности реализуется лишь один вариант (одна точка кривой), соответствующий фактическому выбору общества. То, каким оказывается окончательный выбор, зависит от многих факторов ¾ экономических, политических, исторических, социальных и др.

Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена сокращать производство другого. На рис. 1.3 это показано движением из точки А в точку B. Примером такого выбора может служить наша страна в годы Великой Отечественной войны. Армия нуждалась в громадном количестве военной техники, боеприпасов и др. Но все военные заводы и так работали на пределе мощностей. Пришлось отказаться от производства значительной части гражданских товаров, развернув вместо этого выпуск оружия. И хотя жизнь в тылу стала в результате этого тяжелее, лозунг «Все для фронта, все для победы!» был символом национального сплочения.

Экономика страны не всегда находится на границах предельного использования своего экономического потенциала, а чаще недоиспользует его (на рисунке точка М лежит внутри кривой производственных возможностей). Причины недоиспользования бывают связаны с безработицей, остановкой предприятий, структурными изменениями, неэффективным управлением экономикой.

Одновременное увеличение выпуска всех товаров, а значит, и прорыв проблемы выбора («либо то, либо это, но не всё сразу») возможно лишь при экономическом росте, т. е. увеличении экономического потенциала страны. На рис. 1.4 это показано смещением кривой производственных возможностей вверх и вправо.

Рис. 1.4. Смещение кривой производственных возможностей в ходе индустриализации в СССР

Например, индустриализация СССР в 1930-е годы (при всех своих противоречиях и варварских методах осуществления) превратила страну в мощную промышленную державу, существенно расширив ее производственные возможности. Причем хорошо видно, что это расширение коснулось как самой промышленности, так и, хотя и в меньшей степени, сельского хозяйства. Причины роста производственных возможностей промышленности очевидны. Именно сюда были направлены основные инвестиции. Сельское хозяйство, напротив, было финансовым донором. Ценой ускоренного роста индустрии было обнищание деревни (а порой и просто голод). Но появление тракторов и прочей техники в конечном счете увеличило и производственные возможности аграрного сектора.

В экономике возможен и обратный вариант развития событий. Так, мучительный ход рыночных реформ в нашей стране вызвал резкое сокращение инвестиций ¾ инвестиционный кризис. Промышленность практически перестала вкладывать деньги в оборудование. Если в 1985 г. новая техника (возрастом до 5 лет) составляла 33,1% всего парка, то в 2000 г. новым было лишь 4,7% оборудования. Кривая производственных возможностей рухнула. Впервые после начала реформ рост инвестиций в России возобновился в 2000-2001 гг.: приведенная выше скромная доля новых машин в общем парке оборудования все же на 0,5% выше, чем в конце 1990-х годов.

Как производить?

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на производственной функции, или изокванте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.