Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий по темам Микроэкономики 2 страница




Иерархия (греч. hierarchia) ¾ подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти.

Издержки ¾ все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого коммерческого результата.

Издержки альтернативные (экономические, упущенных возможностей) ¾ ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех доступных альтернативных способов использования данного ресурса. Альтернативные издержки можно определить как величину дохода, которая необходима, чтобы отвлечь конкретный ресурс от производства данного товара и использовать его для производства другого.

Издержки безусловно постоянные ¾ издержки, которые не меняются с ростом производства даже в долгосрочном периоде, например вложения в разработку нового лекарства, самолета. Понятие ввел в научный оборот американский ученый Альфред Д. Чендлер.

Издержки бухгалтерские ¾ сумма выплат, которые фирма осуществила своим поставщикам и работникам. Включают: материальные затраты, отчисления на социальные нужды, амортизацию, прочие затраты.

Издержки валовые общие (total cost ¾ TC) ¾ сумма постоянных и переменных издержек.

Издержки внешние (явные) ¾денежные выплаты со счетов фирмы поставщикам ресурсов.

Издержки внутренние (неявные) ¾ затраты ресурсов, находящихся в собственности предприятия.

Издержки долгосрочные ¾ затраты в долгосрочном периоде с учетом возможности изменения масштаба производства.

Издержки переменные (total variable cost ¾ TVC) ¾ затраты переменных ресурсов. Меняются в зависимости от объема выпуска.

Издержки постоянные (totalfixed cost ¾ TFC) ¾ затраты постоянных ресурсов, которые остаются неизменными на всем протяжении краткосрочного периода. Не зависят от объемов выпуска.

Издержки предельные (marginal cost ¾ MC) ¾ изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицы продукции.

Издержки средние общие (average total cost ¾ ATC) ¾ затраты постоянного и переменного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.

Издержки средние переменные (average variable cost ¾ AVC) ¾ затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.

Издержки средние постоянные (average fixed cost ¾ AFC)¾ затраты постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.

Издержки трансакционные ¾ издержки взаимодействия субъектов экономики, связанные с совершением сделок или реализацией контрактов.

Излишки потребителя ¾ совокупная выгода потребителей, полученная ими в результате того, что равновесная цена оказалась ниже наибольшей цены, которую часть потребителей была готова уплатить за разные количества товара.

Излишки производителя ¾ совокупная выгода производителей, полученная ими в результате того, что равновесная цена, оказались выше наименьшей цены, по которой часть производителей была готова продать разные количества товара.

Износ ¾ постепенная утрата капитальными благами своей ценности. Выделяют два вида износа ¾ физический и моральный.

Изокванта (англ. isoquant) ¾ в теории производственных функций это геометрическое место точек, в которых различные сочетания факторов производства (ресурсов) дают одно и то же количество выпускаемой продукции.

Импорт (англ. import от лат. importare ¾ ввозить) ¾ ввоз в страну иностранных товаров или капитала в форме предоставления кредитов и займов, покупки иностранными компаниями предприятий (валютный импорт), платное пользование услугами иностранных лиц, фирм, организаций. Широкое распространение получает импорт производственных (строительство, монтаж) и потребительских услуг (туризм).

Инвестиции ¾ расходование денежных средств в данный момент в расчете получить определенный доход в будущем.

Инвестиционный кризис ¾ ситуация на рынке капитала, когда фирмам не выгодно осуществлять инвестиции либо когда они не могут осуществить их, например сложившая рыночная процентная ставка делает инвестиционные ресурсы недоступными для большей части фирм.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана(Ihh) ¾ показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли (Ihh = X12 + X22 + ... + Xn2).

Индивидуализм (фр. individualisme) ¾ 1. тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивидуума обществу, начиная с принципов свободного развития личности вплоть до эгоизма; 2. стремление к яркому выражению своей личности, противопоставлению себя всем остальным.

Индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) ¾ основана на собственном труде предпринимателя.

Индивидуальное частное предприятие ¾ небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее главным служащим. Используется труд наемных работников.

Иностранная конкуренция ¾ конкуренция, которая применительно к антимонопольной политике является одним из способов понижения степени монополизации, когда рядом с изделием монополиста на рынке находится импортный аналог. Избыточная иностранная конкуренция ведет к вытеснению национальных производителей с рынка.

Институты ¾ формальные, в том числе юридические, и неформальные правила, по которым осуществляется взаимодействие субъектов экономики.

Институционализм ¾ направление экономической мысли, представители которого (Т. Веблен, Дж. Коммонс) изучали институты, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

Интеграция (or лат. inlegratio ¾ восстановление, восполнение от integer ¾ целый) ¾ объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Интеграция вертикальная ¾ объединение в рамках одной фирмы последовательных стадий технологического цикла создания продукта. Может быть двух типов:

«назад» ¾ фирма включает в себя предыдущие стадии производительного процесса;

«вперед» ¾ фирма охватывает последующие этапы.

Интеграция горизонтальная ¾ объединение нескольких фирм, осуществляющих одинаковые стадии производственного процесса.

Интеллектуальный капитал ¾ уникальное и совершенствуемое познавательно-творческое достояние человека, коллектива, организации, которое выстраивается на взаимосвязанных человеческом, структурном и потребительском капиталах.

Инфляция (лат. inflatio ¾ вздутие): 1) первоначально ¾ процесс «разбухания» бумажно-денежного обращения, т. е. все сводилось к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров; 2) согласно марксистской трактовке инфляция выступает, прежде всего как избыток платежных средств, превышение их количества в обращении над суммой товарных цен; 3) процесс длительного и устойчивого (обычно в течение периода не менее года) обесценения денег, вызванного снижением их относительной редкости по сравнению с товарной массой. Различаются: гиперинфляция, галопирующая, несбалансированная, ожидаемая, открытая, подавленная, сбалансированная, скрытая, умеренная (ползучая) инфляция.

Ипотечный кредит ¾ предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (зданий, земли).

 

К

Капитал (capitalis ¾ главный)¾ как фактор производства представляет собойсовокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.

Капиталоборотный (оборотные активы) ¾ используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты и т. п.). Денежной компонентой оборотного капитала являются оборотные средства.

 

Капиталосновной (основные фонды) ¾ функционирует и постепенно потребляется на протяжении нескольких производственных циклов. Представлен зданиями, сооружениями, машинами, станками, оборудованием, транспортными средствами и т. д.

Капитал предприятия ¾ стоимостная оценка всего принадлежащего предприятию имущества (активов). Кроме стоимости капитала как фактора производства включает стоимость других принадлежащих фирме факторов, например земли.

Капитализм ¾ в теории марксизма это общественный строй, при котором основные средства производства являются собственностью класса капиталистов (буржуазии), эксплуатирующего класс наемных рабочих (пролетариат), распределение произведенных благ осуществляется, в основном, посредством рынка. Другие научные теории дают другое описание капитализма (например, как системы свободного предпринимательства и открытой конкуренции). В последнее время марксистская терминология перестала быть превалирующей и под капитализмом стали понимать политическую, социальную и экономическую систему, при которой собственностью, включая капитальные активы, владеют и управляют частные лица, а труд покупается за заработную плату, распределение ресурсов осуществляется посредством механизма свободных цен. Степень использования рыночного механизма определяет различные формы капитализма.

Капиталовложения ¾ вложения в основной капитал. Используется также как термин, тождественный термину «инвестиции».

Кардинализм ¾ направление экономической мысли, основанное на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических количественных единиц полезности ¾ ютилей.

Карта кривых безразличия ¾ совокупность всех кривых безразличия, соответствующая всем уровням потребления данного потребителя.

Картелеподобная структура рынка ¾ разновидность олигополии, когда фирмы, не вступая друг с другом в соглашения, подчиняют свое поведение определенным неписанным правилам.

Картель ¾ разновидность олигополии, когда имеет место прямой сговор фирм. Цены и объемы производства устанавливаются на том уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся фирм. Далее этот объем делится между участниками либо с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков.

Кейнсианство ¾ школа экономической мысли, развивающая идеи государственного регулирования экономики. Дж. М. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) разработал государственную экономическую политику, основными рычагами которой были доходы и расходы бюджета, а также кредитно-денежные отношения.

Классическая политэкономия ¾ школа экономической мысли, представители которой (А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Милль, Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сей) отождествляли богатство с массой созданных товаров. Выработала концепцию экономического либерализма.

Классическая школа ¾ наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. В экономике классической теорией принято называть учение Адама Смита и его последователя Давида Рикардо. Продолжение этого учения нашло свое отражение в виде неоклассицизма.

Клиометрика ¾ смежная историко-экономическая дисциплина, изучающая экономическую историю с помощью теоретического экономического инструментария, количественных методов анализа, статистического моделирования, использования гипотетического моделирования альтернативных версий развития экономики в прошлом. Клиометрика, как научное направление, сложилась в послевоенных работах западных экономистов (У. Ростоу, Р. Голдсмита, С. Кузнеца, К. Эрроу, Д. Норта, Р. Фоуджела и др.) в противовес традиционной описательной истории народного хозяйства.

Колхоз ¾ тип крупного сельскохозяйственного предприятия, характерный для социализма. Свойствен затратный характер ведения производства (высокий уровень издержек и расточительное отношение к ресурсам), низкая мотивация труда, формализм и бюрократизм управления. Юридически являлся кооперативной организацией, чем отличался от совхоза.

Конверсия военно-промышленного комплекса ¾ перестройка военного производства на мирный лад.

Конвертация валют ¾ перевод суммы денег из одной валюты в другую.

Конкуренция ¾ 1) состязание производителей за спрос потребителей, который всегда жестко ограничен их доходами; 2) борьба, соперничество за обладание некоторым ограниченным ресурсом.

Конкуренция неценовая ¾ конкуренция на основе потребительские свойств товара. Базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

Конкуренция нечестная ¾ один из типов барьеров на пути в монополистическую отрасль; все нерыночные методы конкурентной борьбы: насилие, подкуп, шантаж, шпионаж, дезинформация потребителей и т. п.

Конкуренцияценовая ¾ привлечение потребителя понижением цены товара.

Контрольный пакет акций ¾ такое количество акций, которое дает возможность осуществлять полный контроль за деятельностью акционерного общества. Чтобы иметь на собрании абсолютное большинство голосов, теоретически необходимо располагать 50% акций плюс 1 акция.

Косвенные налоги ¾ это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, другие налоги. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Коэффициент Джини ¾ величина отклонения фактического распределения доходов населения от их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника под линией абсолютного равенства. Величина коэффициента концентрации доходов может варьировать от нуля до единицы (или от 0 до 100%). Чем выше значение коэффициента, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л)¾ коэффициент, который характеризует общую обеспеченность фирмы легкореализуемыми (ликвидными) активами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств: Кт.л = Оборотные средства бухг. : Краткосрочные обязательства.

 

Коэффициент эластичности ¾ отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

Краткосрочный период ¾ период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т. е. переменными становятся некоторые факторы производства (сырье, рабочая сила и др.).

Кратчайший период ¾ период времени, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, значит, объем предложения фактически фиксирован.

Кредит (лат. creditum ¾ ссуда, долг) ¾ предоставление денег (или товара) в долг на гарантированных условиях возвратности, срочности и платности. Выделяют следующие формы кредита: банковский, государственный, ипотечный, коммерческий (товарный), международный, межхозяйственный, потребительский.

Кредитные деньги ¾ денежные знаки, возникшие на основе кредитных операций. В отличие от бумажных денег имеют устойчивое или возрастающее обеспечение и потому не подвержены обесценению.

Кредитные накопления ¾ накопление денежных средств на счетах в банках, а также в небанковских кредитных институтах.

Кредитор ¾ участник кредитной сделки, передающий в распоряжение партнера товары (услуги) без их немедленной оплаты или деньги в долг.

Кривая «доход - потребление» ¾ геометрическое место точек, каждая из которых показывает последовательное изменение потребления под влиянием изменения реального дохода.

Кривая «цена - потребление» ¾ геометрическое место точек, каждая из которых показывает последовательное изменение потребления под влиянием изменения цены товара.

Кривая безразличия ¾ геометрическое место точек, каждая из которых показывает разные комбинации наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.

Кривая Лоренца ¾ модель, позволяющая измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами. Показывает отклонение фактического распределения доходов населения от их равномерного распределения. Названа в честь американского экономиста, разработавшего методику графической интерпретации.

Кривая предложения ¾ графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители. На графике, где на вертикальной оси отложены цены, а на горизонтальной количество товаров и услуг, которые производители желают предложить на рынке, предложение будет представлено поднимающейся вверх кривой, отражающей тот факт, что повышение цены будет стимулировать дополнительное производство товаров и услуг. В основе поднимающейся кривой предложения лежит закон сокращающейся доходности, в соответствии с которым производство каждой дополнительной единицы продукции требует все больших дополнительных затрат.

Кривая производственных возможностей ¾ геометрическое место точек, каждая из которых показывает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Кривая спроса ¾ предоставленная в графической форме зависимость величины спроса на товар от его рыночной цены при неизменности прочих (неценовых) факторов, влияющих на спрос. Обычно отражает общее известное правило: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. Крутизна кривой показывает степень такой зависимости и называется эластичностью спроса относительно цены. Форма кривой спроса зависит от характера потребностей в товаре. Для конкретно рассматриваемой группы товаров обычно характерен спектр различных кривых спроса.

Кризис ¾ отправная фаза циклического движения экономики.

Критерий несовершенной конкуренции ¾ понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы (отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы).

Критерий оптимальности размеров фирмы ¾ величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки на управление внутри фирмы сравниваются с затратами на рыночные трансакции вне фирмы.

Критерий совершенной конкуренции ¾ наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы.

Критерий целесообразности производства ¾ показатель, характеризующий, стоит ли вообще фирме заниматься производством. В долгосрочном периоде ¾ это наличие неотрицательной прибыли (p³ 0), в краткосрочном периоде ¾ непревышение убытками размера постоянных издержек (|p| < TFC).

Критерий экономической обоснованности ¾ чистая дисконтированная стоимость, позволяющая достоверно определить выгодность инвестиционного проекта.

Критические точки ¾ объемы производства, при которых фирма переходит от убыточного к прибыльному производству и наоборот.

Крупное предприятие ¾ использует крупные производственные мощности (высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование), что приводит к экономии на снижении безусловно постоянных издержек. Исследовал А. Д. Чендлер.

Крупное производство ¾ 1) оптимальный размер предприятия достигается только при больших объемах выпуска; 2) ситуация, когда крупные объемы предприятия создают конкурентные преимущества в издержках, превращающиеся в барьеры для вступления в монополистическую отрасль.

Курс акции ¾ рыночная цена акции. Определяется соотношением спроса и предложения.

 

Л

Либерализация цен ¾ один из компонентов реформирования российской экономики из плановой в рыночную: отмена системы государственного установления цен и введение свободного назначения цен производителями.

Лидерство в ценах ¾ наиболее часто используемый прием «игры по правилам» в условиях картелеподобной структуры рынка. Состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными фирмами.

Ликвидация ¾ закрытие предприятия.

Ликвидность ¾ способность того или иного актива быстро и без потери стоимости быть обмененным на товары или деньги.

Личный интерес ¾ мотив деятельности рыночного субъекта, подчиненный личной выгоде.

М

Максимизация полезности ¾ предпосылка неоклассической экономической теории, согласно которой индивиды и фирмы, исходя из имеющейся информации, максимизируют как полезность, так и прибыль.

Максимизация прибыли ¾ 1)один из вариантов поведения фирмы в краткосрочном периоде, когда рыночная цена продукции (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек (ATCmin): Р > ATCmin; 2)определение объема производства продукции, при котором предельные издержки (МС) равны предельной выручке (MR): MR = MC.

Малый бизнес ¾ исторически первая и на протяжении долгих лет единственная форма предприятия. Определяется: а) небольшой стоимостью продаж (а значит, и долей рынка); б) небольшим числом занятых; в) небольшой стоимостью капитала. Обычно конкретные значения всех трех параметров закрепляются юридически.

Маржинализм (фр. marginal ¾ предельный)¾ крупная научная школа 70-х годов XIX в., представители которой (К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бём-Баверк) изучали мотивы поведения потребителя и вывели закон убывающей предельной полезности.

Маркетинг (англ. marketing от market - рынок, сбыт) ¾ 1. в общем значении это работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Основу маркетинга составляют разработка товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Основные рабочие понятия маркетинга ¾ нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Цель маркетинга ¾ сделать усилия по сбыту ненужными, так хорошо познать клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами; 2. анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта, с учетом выявленных и предполагаемых потребностей, а также перспектив предприятия в области исследований и оптимизации производства в русле существующих требований. С экономической теорией маркетинга связывают: необходимость экономических расчетов и оценок, анализ конъюнктур товарных рынков, исследования в области ценообразования. В маркетинге также используются данные статистики, социологии, психологии и в определенных случаях ¾ система национальных счетов.

Марксизм ¾ экономическая доктрина, разработанная великим немецким экономистом К. Марксом (1818-1883), который исследовал экономическое противостояние труда и капитала и сделал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего.

Масштаб производства ¾ количество всех используемых ресурсов.

Масштаб цен ¾ технический элемент выполнения деньгами функции меры стоимости. Выбор единицы измерения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.