Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные характеристики образцов поведения американской, японской и арабской деловых культур




Американская модель: индивидуализм Японская модель: группизм Арабская модель: клановостъ
Индивидуальный про­- цесс принятия реше­ний Групповой процесс при­нятия решений Процесс принятия решений основан на религиозности — воле аллаха
Оцениваются индиви- ду­альные достижения: личная ответственность Оценивается группо- вая работа: групповая от­ветственность Оценивается человек, а не его работа: ответ­ственность перед сво­ими руководителями
Четкая формализован­ная структура управле­ния Гибкий неформальный подход к построению структур управления Клановый подход в организации структур управления
Четкие формализован­ные процедуры контро­ля Неформальные проце­дуры контроля Общие процедуры контроля
Быстрые продвижения в зависимости от спо­собностей Медленное продвиже­ние в зависимости от стажа работы Продвижение в зави­симости от доверия и уважения со стороны руководителя
Ориентация в процессе отбора руководителей на профессиональные на­выки и инициативу Ориентация при отбо­ре руководителей на способности осуществ­лять координацию и контроль Ориентация при отбо­ре руководителей на родственные отноше­ния
Стиль руководства, ори­ентированный на ин­дивидов Стиль руководства, ори­ентированный на группу Стиль руководства, ориентированный на «своих»
Ориентация руководи­телей на достижение индивидуальных ре­зультатов Ориентация управ­ляющих на достиже­ние гармонии в группе и групповые результа­ты Ориентация на демонстрацию власти, на всех уровнях управления    
Формализованные ра­бочие отношения с подчиненными   Неформализованные отношения с подчи­ненными   Личные, родственные отношения с подчинёнными    
Делегирование полно­мочий работникам Полномочиями наделя­ется вся группа Полномочия, как правило, не делегируются
Поощряется проявление индивидуальных ини­циатив Поощряется проявле­ние групповых, а не индивидуальных ини­циатив Не одобряется выдви- жение инициатив
Зависимость размера оплаты от индивиду­альных достижений и производительности Зависимость размера оплаты от групповых показателей и стажа работы Зависимость paзмера оплаты от лояльности своему руководителю

 

Описательные определения интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований. Нормативные определения рассматривают культуру как совокуп­ность норм и правил, организующих человеческое поведение. Культура - «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний, образов самопознания и символичес­ких обозначений окружающего мира, системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия». Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит средством взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно эволюционирует.

Культура с точки зрения психологии – это отражение в сознании человека представления о материальном и духовном, это – знания и искусство, мораль и традиции, идеи и ценности, обычаи и навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в дан­ный период времени.

Структурные определения представляют культуру в виде различ­ного рода пространственно распределённых систем, моделей. Структуры организации с нормами иерархии, власти и подчинения, взаимодействия между отдельными струк­турными единицами суть порождения организационной культуры.

Каждая организация представляет собой уникальное образование, имеющее особую профессионально-квалификационную, половозрастную, национальную структуру персонала, создаваемое для реализаций тех или иных целей, интересов отдельных людей, групп. Поэтому культура организации рассматривается те только как часть культуры общества, но как её продолжение, развитие в рамках данной организации в целях обеспечения её существования (деятельности) в короткой или длительной перспективе. Социально-культурный фактор позволяет организации осуществить:

- внешнюю адаптацию – встроиться, вписаться во внешнюю среду, определить своё место и роль в обществе путём формулирования миссии, формирования имиджа, транспарентности, привлекательности, конкуренто-способности, устойчивости;

- внутреннюю адаптацию – организовать эффективное использование имеющихся ресурсов путём формулирования целей, определения стратегий, политики, принципов, правил внутреннего поведения, оценивания эффективности функционирования.

Культура организации или организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами данной организации и выражающихся в заявляемых положениях (их трактовках), задающих людям ориентиры их поведения и действий. Каждая организация имеет свое представление о культуре, зависящее от сферы деятельности, от многих внешних и внутренних факторов. Отдельные авторы делают различия между организационной и корпоративной культурой. На наш взгляд важнее раскрыть понятие культуры организации для практического применения в менеджменте.

Структура организационной культуры. Носителями организационной культуры являются люди. Вся организация представляет собой совокупность различных профессиональных групп, которые структурированы в функциональные подразделения. Подсистема культуры всей организации определяется как субкультура (подкультура, культура в культуре), которая включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для данной группы людей. Творцом и носителем субкультуры является социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают её от других, рис.6.19.

Например, виды субкультур организации:

- культура управленцев - стили, методы руководства, делегирования полномочий, принятия решений, контроля, мотивации, типа лидерства и власти, уровня командности, культура разрешения конфликтов;

- культура труда и отдыха:

· это - экономическая культура, которая включает культуру производства (организации и условий труда, средств труда и т.д.), культуру распределения, потребления, обмена, отношения к прибыли;

· это эстетическая культура;

- гендерная культура - нормы отношений между полами: мужской и женской частями коллектива организации;

- культура коммуникаций включает:


 

 

       
   
Субкультуры
 
 

 


Рис.6.19. Виды субкультур организации

 

 

· культуру общения – систему отношений организации с внешним окружением, как относится организация, конкретные сотрудники к своим клиентам, партнёрам, контрагентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы; как относится к качеству жизни, охране окружающей среды, сохранению глобальных ресурсов;

· культуру поведения, этическую культуру - систему взаимоотношений между сотрудниками одного уровня, разными по возрасту, опыту, рангу, статусу, между руководителем и подчинёнными, нравственность, мораль. Из этики предпринимательства вытекает и этика управления;

· ролевую культуру – это функциональное распределение ролей в организации по должностям; права и обязанности всех сотрудников четко определены и расписаны (т.н. рациональная бюрократия) и по социальному признаку - каждый сотрудник участвует в распределении ролей вследствие своих индивидуальных особенностей: творческих (генератор идей, эксперт, критик, эрудит, организатор, энтузиаст), коммуникативных (лидер, связной, координатор, делопроизводитель), поведенческих (оптимист, нигилист, конформист, общественник, борец за правду и др.);

· культуру речи - используемые в разговоре профессиональные термины, сленг, жаргон, синтаксические и семантические модели, конструкции и «штампы», нормативная лексика.

Кроме того, каждый сотрудник имеет свое собственное понимание и отношение к этому понятию.

Организационная культу­ра имеет вертикальное измерение. На внешнем, поверхностном уровне рассматриваются внешние проявления культу­ры:

- символика, атрибутика, поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.;

- внешний и внутренний дизайн, стиль одежды работников, расположение и оформление помещения, в котором располагается организация;

- история организации о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации; мифология.

На базовом уровне формируются культурные представления, восприятие которых носит сознательный характер:

- система традиций, ценностей, убеждений, взглядов и норм, общих для всех работников, верования, мечты;

- система норм общения, этические принципы деятельности, принципы взаимоотношений в организации между людьми, разделяемые сотрудниками организации;

- моральный климат; философия организации, объединяющая сотрудников, создающая чувство причастности к организации.

На глубин­ном уровне формируются предположения, трудно осознаваемые даже чле­нами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предположения, по­могающие воспринять характеризующие культуру атрибуты:

- декларируемые ценности организации и нормы поведения, выраженные в таких документах, как миссия, кодекс фирмы, правила внутреннего распорядка, регламенты, кодекс корпоративной этики и т. д.;

- внутрифирменные идеологические установки; кредо организации.

Понятие «ценность» является центральным в организационной культуре. Ценность — это то, что значимо для организации и человека, дорого и важно, на что они ориентируется в своей деятельности. Сотрудники не только рассчитывают на то, что будут удовлетворять материальные потребности, но также надеются на психологический комфорт в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.

Форму­лирование общих ценностей ведет к соответствующему типу пове­дения и наоборот. Выделяются три формы существования ценностей:

- общественные идеалы - выработанные общественным созна­нием и обобщенные представления о совер­шенстве в различных сферах деятельности;

- модели и факторы, стимулирующие к воплощению в своей деятельности об­щественных ценностных идеалов;

- материализованное воплощение этих идеалов.

Этот процесс носит циклический характер в рамках и масштабах развития цивилизации.

Таким образом, организационная культура является основой самоорганизации, внутренней консолидации организации на базе модели: ценности организации – организационное поведение – взаимовыгодное сотрудничество. Организационная культура – мощный инструмент в конкурентной борьбе, в рыночных условиях, во внешнеэкономической деятельности. Социально-культурный фактор в жизнедеятельности организации выполняет системообразующую роль в корпоративной идентичности, направленный на стандартизацию человеческого поведения внутри организации. Исследования подтверждают, что эффективность деятельности организации зависит от типа и силы организационной культуры. Поэтому в управлении эффективное использование человеческих ресурсов возможно в структуре культуры организации.

При проведении анализа организационной культуры осуществляется оценка положения, насколько организационная культура способствует выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению позиций или сдерживает её развитие. Оценивается степень соответствия организационной куль­туры текущим целям и программам предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.