Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Географическое распределение операций проектного финансирования 2 страница




Лизинг движимого имущества наиболее распространен в миро­вой практике. Он охватывает широкую номенклатуру объектов, из которых можно выделить следующие основные группы:

• транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, самолеты, суда);

• строительная техника;

• средства телевизионной и дистанционной связи;

• станки;

• средства вычислительной техники и обработки информации;

• производственное оборудование, механизмы, приборы;

• лицензии, ноу-хау, компьютерные программы и т. д.

Под периодом лизинга понимается срок действия лизингового контракта, в течение которого сданные в лизинг средства произ­водства (машины, оборудование, транспортные средства и т. д.) находятся на балансе лизингодателя, а лизингополучатель исполь­зует их в своей хозяйственной деятельности, выплачивая лизин­говой компании установленные платежи. Различают первичный и вторичный периоды лизинга. Первичный период — основной период действия контракта, когда лизингополучатель еще не вы­платил лизинговой компании полную сумму амортизационных отчислений и начисленных процентов. Вторичный период появля­ется в ситуации, когда лизингополучатель полностью расплатился с лизинговой фирмой, но последняя не передает ему титул со­бственности на объект лизинга. Лизингополучатель продолжает эксплуатацию оборудования с уплатой процентов по символичес­кой ставке. Возможность продления подобного лизинга обязатель­но оговаривается в лизинговом контракте. Теоретически вторич­ный период лизинга не имеет временных ограничений, кроме реального срока службы оборудования. При тщательном уходе за оборудованием и своевременном ремонте вторичный период мо­жет растянуться на неопределенный срок.

Формы лизинговых сделок. Международная практика вырабо­тала следующие формы лизинговых сделок.

1. Стандартный лизинг. При этой форме лизинга изготовитель оборудования продает его лизинговой компании, которая сдает это оборудование в аренду потребителю. Между изготовителем и лизингополучателем нет правовых отношений по договору о ли­зинге. Однако если встает вопрос о техническом обслуживании оборудования, то его осуществляет по отдельной договоренности изготовитель, а лизинговая компания в вопросы технического обслуживания не вмешивается.

2. Возвратный лизинг («лиз-бэк»). С коммерческой точки зре­ния эта форма лизинга используется в тех случаях, когда фирма испытывает острую нужду в средствах. Он представляет собой эффективный способ улучшения финансового состояния фирмы. Сущность операции состоит в том, что собственник оборудования продает лизинговой компании оборудование, а затем берет его в аренду, т.е. продавец оборудования превращается в лизингопо­лучателя. Такие операции осуществляются в основном в отношении оборудования, бывшего в употреблении.

3. «Мокрый лизинг». Особенность этой разновидности лизинга заключается в том, что он предусматривает дополнительные услу­ги лизингодателя лизингополучателю. Данный вид лизинга явля­ется дорогостоящим, так как лизингодатель осуществляет содер­жание оборудования, ремонт, страхование, иногда управление производством или поставку горючего. Обычно такой лизинг используется в отношении высокоточного, новейшего оборудова­ния, такого, как компьютеры, самолеты и другие сложные маши­ны и механизмы.

4. «Чистый лизинг». В этом случае основные обязанности, свя­занные с эксплуатацией оборудования, ложатся на лизингополуча­теля. Он платит налоги и сборы, осуществляет страхование и несет все расходы, связанные с использованием оборудования. Лизингополучатель обязан содержать оборудование в рабочем состоянии, обслуживать его и после окончания срока аренды возвратить лизин­годателю в хорошем состоянии с учетом нормального износа. Лизингодатель не отвечает за действия, связанные с использовани­ем лизингополучателем имущества. Но он несет ответственность, связанную с возможными действиями властей или иных организа­ций страны, где используется оборудование.

5. Лизинг на остаточную стоимость оборудования. Применя­ется в отношении оборудования, бывшего в употреблении, и ши­роко используется дилерами (торговыми агентами). Такой вид лизинга действует обычно в течение 1—4 лет.

6. Лизинг с полным обслуживанием. Аналогичен «мокрому лизингу», однако договором предусматривается оказание ряда дополнительных услуг. Например, лизингодатель проводит ис­следования, предшествующие приобретению оборудования, осу­ществляет поставку необходимых сырьевых материалов для рабо­ты данного оборудования, предоставляет квалифицированный пе­рсонал для работы с оборудованием и оказывает другие услуги.

7. Лизинг поставщику. Эта форма аренды схожа с лизингом типа «лиз-бэк». Поставщик оборудования выступает в двойной роли: продавца и основного арендатора, не являющегося, однако, пользователем оборудования. Арендатор обязан подыскать суб­арендаторов и сдать им оборудование в субаренду. Для этого не требуется согласия арендодателя, а сдача оборудования в субарен­ду является обязательной.

8. Возобновляемый лизинг. При этой форме лизинговой опера­ции происходит периодическая замена ранее сданного в лизинг оборудования более совершенным. Эта модель особенно распро­странена при лизинге ЭВМ, где инвестиционный цикл (время до появления на рынке новых, усовершенствованных модификаций) очень короток.

9. Вендор-лизинг (кооперация изготовителей). Здесь в роли лизинговой компании выступает ассоциация фирм-изготовителей совместно с лизинговой компанией или банком. Эта модель ис­пользуется, как правило, при продвижении на рынок особо до­рогостоящего оборудования. При этом изготовитель (изготови­тели) берет на себя поиск партнеров и техническое обслуживание объекта лизинга, а лизинговая компания — организационную разработку проектов, решение административных вопросов, ока­зание консультационных услуг.

Мировой рынок лизинговых услуг начал формироваться и стремительно развиваться в послевоенный период под влиянием следующих факторов:

• недостаточный объем ликвидных средств;

• обострение конкуренции, требующее оптимизации инвести­ций;

• уменьшение прибыли предприятий, ограничивающее их воз­можности выделения достаточных средств для желательного рас­ширения производства;

• содействие развитию лизинговых операций со стороны пра­вительственных и финансовых органов в интересах стимулирова­ния экономического роста, в частности роста инвестиций.

Лизинговые операции пользуются большим спросом на миро­вом рынке, так как обеспечивают преимущества для участников сделки.

Преимущества лизингополучателя:

• риск утраты или повреждения арендуемого имущества лежит на его собственнике, т.е. на лизингодателе;

• лизинг позволяет осуществлять или увеличивать производст­во без накопления капитала для приобретения оборудования в со­бственность, избегать замораживания капиталовложений;

• обслуживание и ремонт оборудования могут осуществляться собственником, особенно если речь идет о сложном оборудовании и арендатор не располагает собственными возможностями по его обслуживанию;

• лизинг облегчает замену и модернизацию оборудования, дает возможность арендатору использовать современное оборудо­вание;

• платежи производятся не единовременно, а по частям в со­гласованные сроки;

• лизинг предпочтителен с точки зрения налогообложения;

• лизинг, будучи финансово-кредитной операцией, расширяет возможности покупателя пользоваться кредитом, особенно в тех случаях, когда получение кредита у кредитного учреждения не представляется возможным;

• при лизинге арендная плата выплачивается после того, как оборудование установлено на предприятии и достигло соответст­вующей производительности. При этом предприятие сразу полу­чает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю;

• лизинг обеспечивает 100%-ное кредитование сделки, тогда как обычно кредит предоставляется в размере 80—85%;

• лизингополучатель освобождается от процедур и расходов, связанных с владением имуществом, поскольку юридически со­бственником является лизингодатель;

• для бухгалтерского учета лизинг удобен тем, что арендуемое оборудование не берется на баланс предприятия, а арендные пла­тежи рассматриваются как текущие расходы:

• срок лизинга может быть значительно больше срока кредита.

Преимущества лизингодателя:

• он надежнее застрахован от риска неплатежеспособности лизингополучателя, так как для погашения обязательств может отобрать имущество, отдать его в аренду другому лицу и даже продать:

• когда арендованное имущество занесено в актив баланса, лизингодатель может приступить к его амортизации, как это сделал бы владелец-потребитель. Полученная прибыль может быть таким образом оставлена в резерве без налогообложения, что позволит лизингодателю увеличить возможности самофинан­сирования и, включив их в капитал, увеличить сумму своего уставного капитала.

Основное преимущество для поставщика (изготовителя) — это получение немедленного платежа наличными.

Несмотря на ряд положительных сторон, лизингу присущи и некоторые отрицательные стороны:

• лизинг предполагает временное пользование имуществом:

• лизинг с относительно коротким сроком аренды оборудова­ния может оказаться экономически не оправданным для арен­датора;

• после истечения срока аренды изношенное оборудование воз­вращается собственнику;

• лизинг может оказаться более дорогостоящим, чем получе­ние заемных средств на покупку оборудования;

• по сравнению с продажей оборудования в кредит для лизин­га характерен больший риск, который состоит в том, что лизин­годатель, как правило, не может ограничить принятие лизингопо­лучателем дополнительных долговых обязательств и в случае банкротства последнего не вправе востребовать свое имущество.

Вопрос о том, какую форму предпочесть — лизинг или покуп­ку, как правило, решается исходя из изложенных выше положи­тельных и отрицательных сторон лизинга, а также финансовой стороны сделки в широком смысле слова (экономический расчет, финансовое состояние фирмы) и с учетом характеристики обору­дования.

Международные лизинговые операции влияют на состояние платежного баланса. Арендные платежи, выплачиваемые ино­странным лизинговым компаниям, увеличивают внешние расходы страны, а их поступления положительно влияют на платежный баланс. Приобретение имущества после окончания лизингового соглашения равносильно импорту. В этой связи международные лизинговые операции стали объектом государственного регулиро­вания. Несмотря на содействие государства, развитие междуна­родного лизинга встречает трудности в связи с острой конкуренци­ей на мировом рынке, несовпадением национального законода­тельства, методики расчетов, налогообложения.

Факторинг (factoring, анг. от factor — посредник) — междуна­родный кредит в форме покупки специализированной финансовой компанией денежных требований экспортера к импортеру и их инкассация. Развитие факторинговых компаний с 60-х годов XX в. обусловлено задержками платежей, неплатежами, а также рас­тущей потребностью экспортеров в кредитах. Их историческими предшественниками явились факторинга колониального типа, ко­торые занимались куплей-продажей товаров, складскими и комис­сионными операциями. Еще в древности и в средние века группы купцов выступали агентами по сбыту товаров на не знакомых производителям рынках. Это товарный факторинг. Финансовые факторинги впервые возникли в США в 1890 г. в связи с введением защитных пошлин на текстиль, предназначенных для сдерживания его импорта из Европы. Широкое развитие они получили после второй мировой войны.

Авансируя экспортеру средства до наступления срока требова­ний, факторинговая компания кредитует его. Величина ссуды ко­леблется от 70 до 90% суммы счета-фактуры в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10—30% после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокиро­ванный счет клиента. Средства этого счета служат для покрытия не принятых факторинговой компанией возможных коммерческих рисков (недостатки качества товаров, их некомплектность, споры о цене и т. д.). После оплаты долга покупателем компания лик­видирует блокированный счет и возвращает остаток клиенту.

При покупке требований факторинговая компания применяет обычно открытую цессию, т. е. извещает покупателя об уступке требований экспортеров, и реже — скрытую цессию, когда покупа­телю о ней не сообщается. Процент за факторинговый кредит обычно на 2—4% превышает официальную учетную ставку, обес­печивая высокие прибыли факторинговым компаниям. Несмотря на относительную дороговизну, экспортер заинтересован в факторинге, так как он сопровождается инкассовыми, доверитель­ными и другими услугами. Срок кредита до 120 дней. Соглашение о факторинге повышает кредитоспособность фирмы-экспортера и облегчает ей получение кредита в банке.

Фирма-экспортер обязана передать все требования, связанные с реализацией товаров, факторинговой компании, которая, купив дебиторскую задолженность клиентов этой фирмы, ведет бухгал­терские счета должников и кредиторов. Благодаря факторингово­му обслуживанию фирма имеет дело не с разрозненными покупа­телями, а с факторинговой компанией, которая регулярно направ­ляет своему клиенту выписки по счетам, получая вознаграждение за услуги. Компания взимает заранее обусловленную комиссию (0,5—2% к сумме оборота клиента) в зависимости от надежности покупателей, вида услуг, качества долговых требований, а также проценты по ссудам под эти требования. Факторинговые компа­нии тщательно проверяют приобретаемые требования с точки зрения платежеспособности покупателя с помощью своих справоч­ных отделов и банков. Нередко эти компании принимают на себя риски неоплаты требований, в том числе финансовые риски, свя­занные с неплатежеспособностью импортера («делъ-кредере»). Кроме кредитных и учетно-контрольных операций факторинговые компании оказывают юридические, складские, информационные, консультативные услуги. Они располагают значительной инфор­мацией о мировых рынках. Этому способствуют тесные деловые связи с банками, которые обычно являются инициаторами их создания и оказывают им финансовую поддержку.

Процесс концентрации и централизации охватил и эту сферу. 37 факторинговых компаний из 18 стран, или 95% их общего чис­ла (без учета факторингов, являющихся филиалами крупных фирм), объединены в ассоциацию «Фэкторз чэйн интернэшнл» со штаб-квартирой в Амстердаме. В 1968 г. члены этой ассоциа­ции приняли Кодекс взаимных факторинговых обычаев примени­тельно к внешней торговле. Факторинг наиболее выгоден для крупных фирм-экспортеров, имеющих солидную клиентуру, зна­чительные отсрочки платежей и недостаточную наличность. Они получают следующие преимущества от факторингового обслу­живания: освобождение от риска неплатежа; заблаговремен­ную реализацию портфеля долговых требований; упрощение стру­ктуры баланса; сокращение срока инкассации требований на клиентов (на 15—20% в среднем); экономию на бухгалтерских, административных и других расходах, так как факторинговые компании обеспечивают квалифицированное обслуживание рас­четных операций с использованием ЭВМ и т. д. Все это способ­ствует ускорению оборота капитала, снижению издержек обраще­ния, расширению экспансии фирм-экспортеров и увеличению их прибылей.

Форфетирование. Этот термин происходит от франц. a forfait (целиком, общей суммой) и обозначает предоставление опреде­ленных прав в обмен на наличный платеж. В банковской практи­ке это покупка на полный срок на заранее установленных услови­ях векселей, других долговых обязательств. Покупатель требова­ний берет на себя коммерческие риски без права регресса (оборота) этих документов на экспортера. В отличие от традици­онного учета векселей форфетирование применяется: а) обычно при поставках оборудования на крупные суммы (минимальная сумма — 250 тыс. долл.); б) с длительной отсрочкой платежа от 6 месяцев до 5—7 лет (сверх традиционных 90 или 180 дней); в) содержит гарантию или аваль первоклассного банка, необходи­мые для переучета векселей. Форфетор приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок. Тем самым экс­портная сделка из кредитной превращается в наличную, что вы­годно для экспортера. Учет векселей производится по фиксиро­ванной ставке, индексируемой по ставке ЛИБОР, или по ставке определенной страны. Размер дисконта (скидки) зависит от риска неплатежа, валюты платежа, срока векселя. Таким образом, экс­портное форфетирование — учет без права регресса требований экспортера к иностранному импортеру на заранее установленную сумму. Форфетирование дополняет традиционные методы креди­тования внешней торговли и государственное страхование экс­портных кредитов, так как включает дополнительные риски. По­этому форфетор предпочитает должников из стран, имеющих высокий международный рейтинг. Вначале форфетирование ис­пользовалось для первоклассных экспортных операций и при по­ставке заводов «под ключ», в современных условиях — для кре­дитования экспорта оборудования, сырья, товаров широкого по­требления.

С расширением рынка а форфе (форфетирования) в 60-х годах банки выделили эти операции в особую сферу своей деятельности, создав дочерние форфет-институты (например, «Финанц АГ» Лон­дон). Для проведения крупной сделки форфеторы образуют кон­сорциум. Глава консорциума, во-первых, ведет переговоры, осу­ществляет расходы от своего имени, а также за счет и по поруче­нию членов консорциума; во-вторых, обеспечивает управление приобретенными долговыми требованиями, получает платежи по ним, перечисляя соответствующие суммы своим партнерам.

Форфетирование как форма кредитования внешней торговли дает некоторые преимущества экспортеру: досрочное получение наличными инвалютной выручки, улучшение ликвидности; упро­щение баланса за счет частичного освобождения его от дебиторс­кой задолженности; страхование риска неплатежа; фиксированную договором твердую учетную ставку; экономию на управлении долговыми требованиями

1. Экспортер и импортер заключают сделку с указанием срока платежа.

2. Экспортер обращается с заявкой в форфет-компанию, которая определяет условия операции. Если экспортер заранее проконсультиро­вался с ней, то он имеет возможность включить расходы по учету векселя в стоимость контракта.

3. Импортер выписывает коммерческий вексель и авалирует его в банке своей страны.

4. Векселя, индоссированные банком страны импортера, отсылаются экспортеру.

5. Экспортер индоссирует векселя и продает их форфет-компании на первичном рынке документов без права регресса.

5а. Экспортер получает инвалютную выручку.

6. Форфетинговая компания индоссирует векселя и перепродает их на вторичном рынке, представленном специализированными финансовыми учреждениями по форфетированию в Цюрихе, Люксембурге, Лондоне, Париже и т. д.

7. Форфет-компания предъявляет импортеру вексель к оплате.

7а. Импортер через свой банк оплачивает предъявленный вексель в установленный срок.

Форфетирование отличается от лизинга простотой докумен­тального оформления, отсутствием права регресса (т. е. экспортер не несет риск неплатежа импортера).

В отличие от экспортного факторинга, используемого для бу­дущих, еще не полностью определенных сделок, форфетирование применяется для существующих международных обязательств, причем на более длительный срок и материализованных в виде векселей, а также с более широкой сферой покрытия рисков (не­платежа, неперевода, валютного риска). Форфет-институты, учи­тывая риск неплатежа со стороны импортера, осуществляют хед­жирование с целью его минимизации.

Форфетирование используется для мобилизации капиталов на средний срок кредитно-финансовыми учреждениями на вторичном рынке путем переучета экспортных векселей, срок которых еще не истек. Этот рынок получил название «а форфе». Его участники — форфет-институты и банки — осуществляют эту сделку обычно по телефону с последующим подтверждением.

• 7.3. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И ПЛАТЕЖНЫЕ УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА

Условия международного кредита включают понятия: валюта кре­дита и валюта платежа, сумма, срок, условия использования и по­гашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.

Валюта кредита и платежа. Для международного кредита важ­но, в какой валюте он предоставлен, так как неустойчивость ее ведет к потерям кредитора. На выбор валюты займа влияет ряд факторов, в том числе степень ее стабильности, уровень процент­ной ставки, практика международных расчетов (например, конт­ракты по поставкам нефти обычно заключаются в долларах США), степень инфляции и динамика курса валюты и др. Валютой международных кредитов являются национальные денежные еди­ницы, евровалюты (с конца 50-х годов), международные счетные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валю­той кредита. Например, «мягкие» займы, предоставленные в ва­люте кредитора, погашаются национальной валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны.

Сумма (лимит) кредита — часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику. Сумма фирменного кредита фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кре­дитным соглашением или путем обмена телексами (при краткос­рочной ссуде). Кредит может предоставляться в виде одной или нескольких траншей (долей), которые различаются по своим усло­виям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрыва­ет обычно до 85% стоимости экспортируемых машин и обору­дования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными платежами, гарантиями импортера экспортеру.

Срок международного кредита зависит от ряда факторов: целе­вого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законо­дательства; традиционной практики кредитования; межгосударст­венных соглашений. Срок кредита — важное средство конкурент­ной борьбы на мировых рынках. Для определения эффективности кредита различаются полный и средний сроки.

Полный срок исчисляется от момента начала использования кредита до его окончательного погашения. Он включает период использования предоставленного кредита, льготный (грационный) период — отсрочка погашения использованного кредита, а также период погашения, когда осуществляется выплата основного до­лга и процентов.

Формула расчета полного срока кредита:

Сд = Пи + Лп + Пп,

где Сд — полный срок кредита;

Пи — период использования;

Лп — льготный период;

Пп — период погашения.

В отличие от банковского кредита период использования фирменного кредита, по существу, совпадает со сроком постав­ки товара по контракту. При этом началом полного срока служит дата акцепта покупателем тратт, выставленных экспортером после поставки последней партии товара, т. е. после выполнения экспор­тером контрактных обязательств. Льготный период кредита особо важен при коммерческих сделках, поставках комплектного обо­рудования, поскольку в этом случае начало его погашения по возможности приближается к моменту ввода в эксплуата­цию закупленного оборудования. Тем самым сокращаются сроки окупаемости инвестиций импортера, так как погашение проис­ходит за счет выручки от экспорта части продукции, производ­имой на предприятии, созданном с помощью кредита. В этот период обычно взимается более низкая процентная ставка, чем в остальные периоды, кредита. Льготный период встречается в ме­ждународных долгосрочных банковских кредитах, гарантируемых государством, в консорциальных еврокредитах, при крупных по­ставках машин, оборудования, промышленных комплексов, ре­ализации за рубежом инвестиционных проектов. При этом льгот­ный период охватывает ряд лет после завершения поставок, стро­ительства.

Однако полный срок не показывает, в течение какого периода в распоряжении заемщика находилась вся сумма кредита. Поэто­му для сравнения эффективности кредитов с разными условиями используется средний срок, показывающий, в расчете на какой период в среднем приходится вся сумма ссуды. Средний срок включает полностью льготный период и половину срока исполь­зования и погашения кредита.

Средний срок кредита при равномерном использовании и пога­шении исчисляется по следующей формуле:

Сср = 1/2 Пи + Лп + 1/2 Пп,

где Сср — средний срок кредита;

Пи — период использования;

Лп — льготный период;

Пп — период погашения.

Например, кредит предоставлен в начале 1998 г.

Полный срок Средний срок

Со сроком использования

в 1998 2000 гг. 3 года 1,5 года

Льготным периодом 2001—2003 гг. 3 года 3 года

Сроком погашения 2004- 2009 гг. 6 лет 3 года

12 лет 7,5 года

Средний срок кредита обычно меньше полного срока. Они совпадают, если кредит предоставляется сразу в полной сумме и погашается единовременным взносом. Но если использование или погашение кредита происходит неравномерно, то определить средний срок можно по следующей формуле.

где Сср — средний срок;

НЗ — непогашенная задолженность (на определенную дату);

Lim — сумма (лимит) кредита.

Например, при поставках отдельных узлов оборудования, име­ющих неравную стоимость, кредит используется неравномерно. В этом случае средний срок кредита определяется путем деления суммы задолженности (по использованному, но непогашенному кредиту на определенную дату) на сумму (лимит) кредита. Обычно заемщик стремится, чтобы срок кредита создавал максимально благоприятные условия для оплаты импортного товара и рас­ходов, связанных с получением кредита.

По условиям погашения различаются кредиты:

• с равномерным погашением равными долями в течение со­гласованного срока;

• с неравномерным погашением в зависимости от зафиксиро­ванного в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока);

• с единовременным погашением всей суммы сразу;

• аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы займа и процентов).

В соответствии с международной практикой экспортного кре­дитования в качестве критерия для расчета начала погашения кредита принимается дата завершения выполнения экспортером (подрядчиком) соответствующих обязательств по коммерческому контракту (завершение отгрузок товаров, подписание протокола о сдаче сооружаемого в счет кредита объекта и т. п.).

Обычно большинство указанных дат непосредственно фиксирует­ся в контрактах и кредитных соглашениях. Исключение составляет определение начала погашения кредита на базе средневзвешенной даты поставки, которая рассчитывается по следующей формуле:

Дср/в = (C1 • Т1) + ( С2 • Т2) + (С3 • Т3) +... + (Сп),

где Дср/в — средневзвешенная дата поставки;

С — сумма отдельной (частичной) поставки;

Т — период поставки;

Cк — сумма контракта (общая стоимость поставок).

Сумма очередного платежа определяется по формуле

где Lim — лимит кредита;

Z — процентная ставка;

п — количество периодов погашения основной суммы долга и процентов.

Стоимость кредита. Различаются договорные и скрытые элеме­нты стоимости кредита. Договорные, т. е. обусловленные соглаше­нием, расходы по кредиту делятся на основные и дополнительные. К основным элементам стоимости кредита относятся суммы, ко­торые должник непосредственно выплачивает кредитору, процен­ты, расходы по оформлению залога комиссии. Дополнительные элементы включают суммы, выплачиваемые заемщиком третьим лицам (например, за гарантию). Сверх основного процента взима­ется специальная (в зависимости от суммы и срока кредита) и единовременная (независимо от срока и размера ссуды) бан­ковская комиссия. По средне- и долгосрочным кредитам берутся комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирова­ние средств (обычно 0,2—0,75% годовых). При проведении кредит­ных операций банковским консорциумом заемщик выплачивает единовременную комиссию за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы кредита), за переговоры, а также другим банкам за участие (0,2—0,5%).

Хотя международный кредит в известной мере развивается обособленно от внутреннего, а процентные ставки по нему не формируются непосредственно на базе процентов по внутреннему кредиту, в конечном счете «цена» международного кредита (как и интернациональная цена производства) базируется на процент­ных ставках стран — ведущих кредиторов, в первую очередь США, Японии, Германии. Однако в силу многофакторности ссуд­ного процента образуется разрыв между национальными уровня­ми ставок.

Периодически происходит беспрецедентный рост процента и амплитуды его колебаний как следствие нестабильности эконо­мики, усиления инфляции, колебаний валютного курса, «войны процентных ставок», отражающей конкурентную борьбу на миро­вом рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.