Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вложенные циклы




Вложение циклов в разветвления и наоборот

END.

BEGIN

ReadLn(N);

s:=0;

for i:=1 to N do begin

ReadLn(a);

s:=s+a

end {for};

WriteLn(‘Сумма равна ',s:20:10)

Задание 49: Пусть N=2, a=5 и 3. Тогда по этой программе Паскаль напечатает 8. Что он напечатает, если:

1) Вместо s:=0 написать s:=10.

2) Вместо s:=s+a написать s:=s+a+1.

3) Строки end {for} и WriteLn поменять местами.

4) Строки s:=0 и for поменять местами.

5) Строки for и ReadLn поменять местами.

6) Строки s:=s+a и end {for} поменять местами.

7) Вместо for i:=1 to N написать for i:=2 to N.

Задания 50-52: Написать программы для следующих задач:

50) Во дворце 40 залов. Известны длина и ширина каждого зала. Вычислить площадь пола всего дворца.

51) Вычислить средний балл учеников вашего класса по физике.

52) Вычислить произведение N произвольных чисел.

Реальная программа на Паскале представляет собой сложную мозаику из циклических и разветвляющихся частей, вложенных друг в друга. Мы уже видели в 5.7, как в оператор case был вложен оператор for. В свою очередь в оператор цикла могут быть вложены другие операторы, как в 7.3, и так до бесконечности.

Для тренировки определите, что напечатает следующий фрагмент:

for i:=1 to 5 do begin

a:=9;

if i*i = a then for k:=5 to 8 do Write(k)

else WriteLn(1997);

end {for}

Ответ:

Поставим себе задачу - напечатать таблицу умножения. В следующем виде:

 

1*1=   1*2=   1*3=   1*4=   1*5=   1*6=   1*7=   1*8=   1*9=  
2*1=   2*2=   2*3=   2*4=   2*5=   2*6=   2*7=   2*8=   2*9=  
3*1=   3*2=   3*3=   3*4=   3*5=   3*6=   3*7=   3*8=   3*9=  
4*1=   4*2=   4*3=   4*4=   4*5=   4*6=   4*7=   4*8=   4*9=  
5*1=   5*2=   5*3=   5*4=   5*5=   5*6=   5*7=   5*8=   5*9=  
6*1=   6*2=   6*3=   6*4=   6*5=   6*6=   6*7=   6*8=   6*9=  
7*1=   7*2=   7*3=   7*4=   7*5=   7*6=   7*7=   7*8=   7*9=  
8*1=   8*2=   8*3=   8*4=   8*5=   8*6=   8*7=   8*8=   8*9=  
9*1=   9*2=   9*3=   9*4=   9*5=   9*6=   9*7=   9*8=   9*9=  

 

Начнем с малого - пусть нужно напечатать

1*1=1

Вот фрагмент программы:

 

Фрагмент 1

a:=1;

b:=1;

proizv:=a*b;

Write(a, ’*’,b, ’=’,proizv)

Здесь в операторе Write 5 элементов:

* сомножитель a,

* символ знака умножения ’*’,

* сомножитель b,

* символ ’=’,

* значение произведения proizv

 

Усложним задачу. Попробуем заставить компьютер напечатать первую строку таблицы:

1*1=   1*2=   1*3=   1*4=   1*5=   1*6=   1*7=   1*8=   1*9=  

Замечаем, что здесь нам нужно решить 9 элементарных задач на вычисление произведения, первую из которых решает фрагмент 1. Все они очень похожи и различаются лишь значением второго сомножителя. Таким образом, для решения каждой из 9 задач подошел бы наш фрагмент 1, если бы в нем в операторе b:=1 вместо единицы стояла нужная цифра. В данном случае идеально подходит оператор for:

 

Фрагмент 2

a:=1;

for b:=1 to 9 do begin

proizv:=a*b;

Write(a, ’*’,b, ’=’,proizv, ’ ’)

end {for}

Для того, чтобы печать была аккуратной, оператор Write мы дополнили символом пробела ’ ’. Он нужен для того, чтобы отдельные столбцы таблицы не сливались.

Следующая ступень усложнения - последняя - напечатать не одну строку таблицы, а девять. Для этого фрагмент 2 должен быть выполнен 9 раз, каждый раз - с новым значением a. Чтобы этого достичь, “обнимем” фрагмент 2 оператором for точно так же, как мы это сделали с фрагментом 1.

 

Фрагмент 3

for a:=1 to 9 do

for b:=1 to 9 do begin

proizv:=a*b;

Write(a, ’*’,b, ’=’,proizv, ’ ’)

end {for b}

end {for a}

Печатать фрагмент 3 будет неаккуратно. Приведем окончательную запись программы с необходимыми добавлениями для аккуратной печати, а также для удобства объяснений снабдим программу комментариями с нумерацией строк:

VAR a,b,proizv: Integer; {1}

BEGIN {2}

for a:=1 to 9 do begin {3}

WriteLn; {4}

for b:=1 to 9 do begin {5}

proizv:=a*b; {6}

Write(a, ’*’,b, ’=’,proizv:3, ’ ’) {7}

end {for b} {8}

end {for a} {9}

END. {10}

WriteLn нужен для того, чтобы каждая новая строка таблицы начиналась с новой строки экрана.

Формат:3 означает, что на изображение произведения на экране отведено три позиции. Формат в нашем примере нужен для того, чтобы разные по количеству цифр произведения (например, 4 и 25) занимали на экране одинаковое по размеру место, а то не получится у нас аккуратных столбиков в таблице.

В целом программа иллюстрирует идею вложенных циклов, когда один, внутренний, цикл вложен внутрь другого, внешнего. У нас тело внешнего цикла (строки 4 и 5) выполняется 9 раз, а тело внутреннего (строки 6, 7 и 8) - 81 раз, так как на каждое выполнение строки 5 оно выполняется 9 раз.

 

Задания 53-56:

53) Распечатать все возможные сочетания из двух цифр - первая цифра может быть любой от 3 до 8, вторая - любой от 0 до 7. Например, 36, 44, 80.

54) Распечатать все возможные сочетания из четырех цифр, каждая из которых может принимать значения 1,2,3. Например, 2123, 3312, 1111.

55) Подсчитать количество таких сочетаний.

56) Подсчитать количество неубывающих сочетаний, то есть таких, где каждая следующая цифра не меньше предыдущей - 1123, 1223, 2222 и т.п., но не 3322.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.