Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация системы реабилитации инвалидов




Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.10. 2003г.).

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:

1. научные взгляды, идеи и представления;

2. законодательную и нормативную базу в области реабилитации;

3. научные и научно-технические разработки;

4. совокупность мер и средств, приемов и методов реабилитации;

5. программы реабилитации, в том числе:

· на федеральном уровне – федеральную базовую программу реабилитации инвалидов;

· на региональном уровне – региональные базовые программы и региональные комплексные программы реабилитации инвалидов;

· на индивидуальном уровне – индивидуальная программа реабилитации;

6. реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.).

7. органы управления государственной службой реабилитации;

8. реабилитационную индустрию;

9. общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов;

10. систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др. (рис. 2).

Основные направления реабилитации инвалидов:

1. медицинская реабилитация;

2. профессиональная реабилитация;

3. социальная реабилитация.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций инвалида;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановление социального статуса), направленный на оказание содействия и создания инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе с другими членами общества.

Каждый этап реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

Задачи в области реабилитации возложены на учреждения службы МСЭ, в том числе создание и реализация индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации – разработанный на основе решения Государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ») [169] (р.38, 52).

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

ИПР инвалида в системе реабилитации включает следующие функции:

1. определяет «реабилитационный маршрут»: перечень и порядок осуществления реабилитационных мероприятий, в которых нуждается инвалид.

2. устанавливает правовые гарантии осуществления реабилитационных мероприятий, а также ответственность исполнителей за их своевременное и качественное исполнение в полном объеме;

3. устанавливает порядок и гарантии финансового обеспечения назначенных реабилитационных мероприятий, а также возможной компенсации затрат инвалида на их исполнение.

ИПР разрабатывается в месячный срок после признания лица инвалидом.

ИПР включает три основных звена:

1. разработчик ИПР (служба МСЭ);

2. организаторы и координаторы исполнения ИПР (органы управления в системе социальной защиты, в основном, районные отделы социальной защиты населения);

3. исполнители ИПР (реабилитационные учреждения различной ведомственной принадлежности).

ИПР содержит:

· паспортную часть,

· результаты экспертно-реабилитационной диагностики,

· показания к проведению реабилитационных мероприятий,

· экспертно-реабилитационное заключение,

· программу медицинской реабилитации,

· программу профессиональной реабилитации,

· программу социальной реабилитации,

· заключение о выполнении ИПР инвалида.

Порядок, условия и реализация ИПР инвалидов соответствуют общим положениям, определенным статьей 11 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (№181-ФЗ от 24.11.95г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами №132-ФЗ от 23.10.03г. и №122-ФЗ от 22.08.2004г.).

Основными принципами реализации ИПР являются:

1. Индивидуальность – необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможных исходов инвалидности у конкретного индивида.

2. Непрерывность – предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности процесса реабилитации, в противном случае эффективность реабилитационных мероприятий резко снижается.

3. Последовательность – зависит от особенностей течения заболевания инвалида, возможностей социальной среды и организационных аспектов реабилитационного процесса.

4. Преемственность – заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении предыдущего.

5. Комплексность – необходимость учета на всех этапах реабилитации таких аспектов как: медицинского, социально-средового, правового, профессионального, социально-экономического и др.

Сущность и преимущество ИПР состоит в том, что для каждого конкретного больного она содержит только те разделы основной реабилитационной программы, которые соответствуют его состоянию.

Реабилитация должна способствовать выработке у инвалида новой системы целей и ценностей, способствующих его свободной самоактуализации и самореализации. Активное формирование социальных установок, развитие и обогащение личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами окружающих, будет способствовать его личностной и социальной независимости.

Виды реабилитации:

I. Медицинская реабилитация – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

В программе медицинской реабилитации освидетельствуемым больным врачами МСЭК заполняются разделы: восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, технические средства медицинской реабилитации.

В раздел восстановительная терапия вносятся записи о конкретных ее видах, в которых нуждается инвалид с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому).

Исполнитель указывается федеральным учреждением МСЭ.

В раздел санаторно-курортное лечение вносится запись о нуждаемости в санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения в которых нуждается инвалид. Исполнитель указывается исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Медицинская реабилитация может осуществляться в следующих формах:

· стационарное лечение;

· амбулаторное лечение;

· санаторное лечение;

· диспансерное наблюдение.

К учреждениям реабилитационного типа, в которых предоставляются услуги по медицинской реабилитации, относятся:

· центры медицинской реабилитации (больницы, поликлиники, отделения восстановительного лечения);

· санатории и санатории – курорты;

· санатории-профилактории;

· больницы и отделения долечивания;

· больницы и отделения сестринского ухода;

· учреждения диспансерного типа;

· прочие, в том числе коммерческие центры реабилитации.

Рост числа инвалидов в Российской Федерации определяет увеличение потребности в реабилитационных учреждениях. В 2010 году в Российской Федерации насчитывалось более 160 центров комплексной многопрофильной реабилитации.

Для изучения состояния и оценки деятельности реабилитационных учреждений для взрослых инвалидов в Российской Федерации была разработана «Карта-характеристика реабилитационного центра для инвалидов», которая давала возможность составить представление об уровне реабилитационного центра, о формах реабилитации, оснащении подразделений медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, специалистах, организации работы.

«Карта-характеристика реабилитационного центра для инвалидов», содержащая 21 позицию была направлена в 89 регионов Российской Федерации. Анализ полученных данных показал, что в 56 регионах РФ функционируют 251 реабилитационное учреждение, из них 61 (24,4%) регионального уровня, 190 (75,6%) муниципального. Такое развитие сети муниципальных учреждений объясняется тем, что они требуют меньших финансовых затрат, могут располагаться в приспособленных помещениях, территориально более доступны для инвалидов.

Среди всех реабилитационных учреждений преобладают многопрофильные (84,4%), при этом только медицинская реабилитация осуществляется в 38 учреждениях, только профессиональная – в 26, только социальная реабилитация – в 15 учреждениях.

II. Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Для государства решение вопросов профессиональной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди данной категории граждан, а также улучшить бюджетные показатели за счет уменьшения расходов на материальное обеспечение инвалидов и увеличение налоговых поступлений.

В настоящее время менее трети инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации имеют работу, по некоторым данным эта цифра составляет 10-11%.

Система мер профессиональной реабилитации включает:

1. медико-социальную экспертизу;

2. профессиональную ориентацию;

3. подготовку инвалида к профессиональному труду;

4. подготовку производства к использованию труда инвалида;

5. мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалида;

6. динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов;

7. мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.

Программа профессиональной реабилитации включает разделы: «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда», «Профессиональную ориентацию», «Профессиональное переобучение», «Содействие в трудоустройстве», предусмотрена для лиц старше 18 лет.

В раздел «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда» вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных в зависимости от тяжести заболевания.

В раздел «Профессиональная ориентация» вносится запись о профессиональном информировании, профессиональном отборе, и др., в которых нуждается инвалид.

В раздел «Профессиональное переобучение» вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, надомная)).

В раздел «Содействие в трудоустройстве» вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда.

Исполнителя всех разделов программы профессиональной реабилитации назначает федеральное учреждение МСЭ.

III. Социальная реабилитация – система социальных, социально - психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Меры социальной реабилитации включают:

1. Социально-бытовую и средовую адаптацию, в том числе:

1.1. консультирование по вопросам социально-бытовой и средовой адаптации;

1.2. обучение инвалида основным социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др.).

1.3. приспособление бытовых условий к потребностям инвалида;

1.4. обеспечение техническими и иными средствами реабилитации;

1.5. обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.

2. Социально-психологическую помощь и поддержку.

3. Физическую реабилитацию.

4. Другие виды социальной реабилитации (правовую помощь, обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др.).

Программа социальной реабилитации включает разделы: «Информирование и консультирование по вопросам реабилитации», «Оказание юридической помощи», «Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи инвалида», «Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности», «Технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности», «Психологическая реабилитация», «Социокультурная реабилитация», «Реабилитация средствами физической культуры и спорта».

В разделы «Информирование и консультирование по вопросам реабилитации», «Оказание юридической помощи», «Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи инвалида» вносится запись «нуждается» или «не нуждается» в зависимости от заключения МСЭ. В качества исполнителя указывается территориальный орган социальной защиты.

В раздел «Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности» вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение навыкам персонального ухода и методическим приемам самообслуживания, организации быта и др.). В качества исполнителя указывается территориальный орган социальной защиты. Архитектурно-планировочное решение проблем адаптации жилого помещения: смена жилья, изменение этажности проживания и др. выполняют территориальные жилищно-эксплутационные управления, центры социального обслуживания.

В раздел «Психологическая реабилитация» вносится запись «нуждается» или «не нуждается» в зависимости от заключения МСЭ, а также запись о видах психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых нуждается инвалид. В качестве исполнителей указываются: территориальные центры социальной реабилитации, территориальные центры социального обслуживания, ЛПУ. Современное общество заинтересовано в полноценной личности со здоровой психикой и позитивным настроем, поэтому очень важно восстановить личность человека. Здоровая личность способна самостоятельно решать свои проблемы, что является основой для интеграции инвалида в общество и является одной из первоочередных задач современного здравоохранения.

Заключение о выполнении ИПР выносит реабилитолог – эксперт при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического наблюдения в БМСЭ, однако не позднее, чем через год после выдачи ИПР на руки инвалиду. Поэтому, говоря об организации реабилитации, можно отметить в качестве актуальных задач следующие:

1. Создание целостной системы медико-социальной реабилитации, работающей с соблюдением принципов взаимосвязи и преемственности в проведении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечивающей ее поэтапность, единство принципов и стратегии.

2. Формирование системы реабилитации инвалидов, как совокупности учреждений, осуществляющих реабилитационную деятельность с единым аппаратом управления.

3. Рациональная централизация реабилитационных услуг, предоставляемым инвалидам.

4. Внедрение в практику работы бюро МСЭ методов оценки качества жизни инвалидов.

5. Развитие рынка реабилитационных услуг и др.

Перечисленные задачи тесно связаны в рамках единой проблемы – создание эффективно действующей службы реабилитации инвалидов в стране. Для этого требуется серьезная законодательная работа, научные исследования, распространение и внедрение передовых форм и методов реабилитационной работы, а также должное ее финансирование.

 

 


Глава 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Становление организационной структуры государственного санитарно-эпидемиологического надзора

В 1872 г. была установлена должность первого губернского санитарного врача (Пермь). И. И. Моллесон считается первым санитарным врачом России. Ведущими гигиенистами и санитарными врачами, способствовавшими созданию и укреплению земской санитарной организации и гигиенической науки, были А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, Е. А. Осипов, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков и др.

В 1877 г. создано первое гигиеническое общество народ­ного здравия России, сформированы земские санитарные организации.

Со второй половины XIX в. вопросами охраны здоровья, помимо государственных структур, занималась и общественная медицина: общество охранения народного здравия (1878 г.), общество врачей в память Н. И. Пирогова (1885 г.). Много в этом направлении было сделано С. П. Боткиным, который через организационные формы общественной медицины (медицинская периодическая печать, медицинские общества, съезды и комиссии) создал первую в России участковую систему оказания медицинской помощи (земские врачи), положил начало организации санитарного дела в Петербурге (1882 г.), был инициатором строительства в столице образцового инфекционного стационара (1882 г.).

В 70-е годы прошлого столетия сформировалась отечественная гигиена как самостоятельная дисциплина, создавались первые научные гигиенические школы (А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман).

А. П. Доброславин – основоположник гигиенической школы экспериментального направления. Он исследовал химический состав продуктов питания, организовал первую в России лабораторию для проведения экспериментальных исследований по гигиене питания, был инициатором создания диетических столовых и кулинарных школ при них. Специалист по военной гигиене. Организатор многих мероприятий по оздоровлению населенных мест, улучшению водоснабжения и канализации. Разработал планы народной школы в городе и на селе, здорового крестьянского жилища, земских больниц. Один из учредителей Русского общества охранения народного здравия и организатор научно-популярного гигиенического журнала "Здоровье" (1874 – 1884 гг.).

Ф. Ф. Эрисман – основоположник гигиенической школы общественного направления гигиены. Впервые в России (вместе с санитарными врачами А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым) провел комплексное социально-гигиеническое изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879–1885 гг.), способствуя развитию гигиены труда и профпатологии как науки. Внес большой вклад в школьную и коммунальную гигиену. Его учеником был Г. В. Хлопин, впоследствии организовавший кафедру гигиены.

Для развития земской и городской санитарных организаций много сделали первые санитарные врачи И. И. Моллесон, И. А. Дмитриев, Г. И. Архангельский, Е. А. Осипов, Н. И. Тезяков, 3. Г. Френкель и др.

И. И. Моллесон – первый санитарный врач в России, создал в Пермской губернии первый врачебно-санитарный совет – коллегиальный орган, призванный руководить земской медициной. Предложил проект организации врачебных участков на селе, должность уездного санитарного врача для изучения санитарного состояния населения, условий труда и быта, причин болезней и борьбы с ними. Организатор и руководитель более 20 губернских съездов земских врачей. И. И. Моллесон подчеркивал: «Социальная медицина как отрасль знаний и деятельности широка и охватывает все мероприятия, которые могут улучшать жизненную обстановку масс населения».

Е. А. Осипов – один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. Впервые в России ввел карточную регистрацию заболеваний. Создал земскую Московскую губернскую санитарную организацию (1884 г.). Разработал принцип деятельности врачебного участка с лечебницей-стационаром, функции сельского врача, а также программу санитарного обследования губернии.

И.И. Мечников (1845–1916). Выдающийся биолог и патолог, иммунолог и бактериолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель фагоцитарной теории иммунитета и сравнительной теории воспаления, почетный член Петербургской академии наук (с 1902 г.) и многих иностранных академий, лауреат Нобелевской премии (1907 г.). Окончил естественное отделение физико-математи­ческого факультета Харьковского университета в 1864 г. Защитил в Петербургском университете докторскую диссертацию в 1868 г. Затем работал в Одесском университете, но в 1882 г. в связи с репрессиями против студентов ушел из университета.

И. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея были инициаторами создания в Одессе бактериологической и антирабической лаборатории. Она была открыта 12 июня 1886 г. Это была первая бактериологическая лаборатория в России и вторая (после Парижской) в мире. В 1888 г. в результате конфликтов с городскими властями и возникших трудностей в деятельности станции И. И. Мечников вынужден был переехать в Париж и работать там по приглашению Л. Пастера в его институте.

В 1883 г. на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе в своем докладе «О целебных силах организма» И. И. Мечников обосновал взгляд на инфекционное заболевание как на процесс взаимодействия макро- и микроорганизмов. Ученый использовал эволюционный подход в изучении фагоцитоза, на этой основе разработал учение об иммунитете. Изучал течение сибирской язвы, возвратного тифа, холеры, туберкулеза, сифилиса и других инфекций, уяснил процесс восприимчивости людей и животных к заразным болезням. Главную роль в иммунитете отводил фагоцитам – подвижным клеткам, поглощающим и переваривающим микробы.

Большое значение имели исследования И. И. Мечникова по экспериментальному сифилису, брюшному тифу и туберкулезу. В последние годы жизни великий ученый работал над проблемой долголетия. Он считал, что смерть, наступающая в возрасте менее 100–120 лет, преждевременна и является результатом неправильного образа жизни. Эти его положения отражены в трудах «Этюды о природе человека» (1903 г.) и «Этюды оптимизма» (1907 г.). Многое из положений И. И. Мечникова о старости и смерти не было подтверждено медицинской наукой, но за ним осталась заслуга инициатора научного изучения этих явлений. В 1909 г. И. И. Мечников был избран почетным профессором Психоневрологического института. Решением ученого совета от 26.12.94 г. Санкт-Петербургской государственной медицинской академии присвоено имя И.И. Мечникова, в связи со 150-летием со дня его рождения.

С 1917 г., в условиях формирования нового общественного строя в нашей стране, создаются новые органы управления и формируются теоретические основы здравоохранения, ведущая роль в разработке которых принадлежит Н. А. Семашко и 3. П. Соловьеву.

Н. А. Семашко – теоретик и организатор здравоохранения, первый народный комиссар здравоохранения (1918–1930 гг.). Под его руководством разрабатывались принципы общественного здравоохранения – государственный характер, профилактическая направленность, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, единство науки и практики, широкое участие общественности в решении вопросовохраны здоровья. Н. А. Семашко создал новую науку – социальную гигиену и стал первым заведующим кафедрой социальной гигиены (1922 г.). Создал новые виды общественного здравоохранения – охрана материнства и младенчества, санаторно-курортное дело. При его активном участии был создан Государственный научный институт народного здравоохранения им. Л. Пастера, перестроена система высшего медицинского образования, в Москве и Ленинграде организованы институты физической культуры.

3. П. Соловьев – теоретик и организатор гражданского и военного здравоохранения, заместитель народного комиссара здравоохранения, начальник Главного военно-санитарного управления. В 1923 г. организовал кафедру социальной гигиены во 2-м Московском медицинском институте. Внес большой вклад в развитие профилактического направления в общественном здравоохранении, в реформировании медицинского образования.

3. Г. Френкель – один из основоположников социальной гигиены в стране. Организатор и руководитель кафедры социальной гигиены 2-го Ленинградского медицинского института (1923–1949 гг.), крупный специалист по коммунальной гигиене, демографии и геронтологии, руководитель Гигиенического общества Ленинграда в течение 27 лет.

Путь развития санитарно-эпидемиологической службы можно разделить на 10 организационных этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности в выборе приоритетных направлений и организационных форм деятельности.

1. 1918–1921 гг. Централизация управления разрозненными элементами санитарной организации. Главное направление ее деятельности – борьба с эпидемиями.

2. В 1922 г. издан декрет «О санитарных органах республики», положивший начало созданию системы санитарно-эпидемиологической службы России. В 1932 г., по предложению А. Н. Сысина и А. Н. Марзеева, принято решение о создании в России санитарно-эпидемиологических станций на административных территориях. Этот период характеризуется деятельностью по разработке мер профилактики инфекционных заболеваний, совершенствованию санитарного надзора.

3. 1933–1951 гг. Организация государственной санитарной инспек­ции, усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного надзора.

4. В 1951 г. разработано «Положение о санитарно-проти­воэпидемической службе», которое определило новые направления развития службы и подготовки кадров санитарных врачей, структуру и содержание работы санэпидучреждений.

5. 1956–1970 гг. Реорганизация системы управления сельским здравоохранением. Создание и последующая ликвидация санитарно-эпидемиологических отделов в центральных районных больницах. В 1963 г. «Положением о государственном санитарном надзоре» определены правовые основы деятельности санэпидслужбы, установлена номенклатура специальностей, функции территориальных органов санэпидслужбы и др.

6. 1971–1985 гг. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы, усиление государственных надзорных функций. Создание на всех административных территориях страны самостоятельных санэпидучреждений, их участие в планировании социально-экономического развития трудовых коллективов, административных территорий, исходя из приоритетности санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения.

7. 1986–1990 г. Использование методов комплексного программно-целевого планирования профилактических и оздоровительных мероприятий, введение в деятельность службы элементов нового хозяйственного механизма (расширение прав руководителей, коллегиальность в работе, бригадные формы организации и оплаты труда, внебюджетные источники финансирования и др.).

8. В 1991 г. принят закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в 1994 г. Правительством утверждено «Положение о Государст­венной санитарно-эпидемиологической службе РФ», в которых определены структура, функции и административно-правовые основы деятельности должностных лиц, представлены основные направления деятельности и совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора в условиях рыночных отношений и медицинского страхования, определены пути укрепления материально-техничес­кой базы территориальных органов санэпидслужбы, повышения эффективности и авторитета санитарно-эпидемиологи­ческой службы. Созданы Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве РФ и районные, городские и областные территориальные органы санэпидслужбы. Санэпиднадзор выведен из ведомства Минздрава и местных органов здравоохранения. Совершенствуются нормативно-правовые основы.

9. Начиная с 1996 г., деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.

10. С июля 2004 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление №322 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека”. В соответствии с этим Постановлением Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российского Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.