Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фертильность




ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Семейное положение населения определяется путем подсчета числа людей, которые входят в категории одиноких, состоящих в браке, вдов и вдовцов, разведенных. Данные о семейном положении тесно связаны со способностью к воспроизведению потомства и показателем роста населения. Высокий уровень браков способствует повышению рождаемости.

Место рождения, раса, язык и этническая принадлежность, а также статус переселенца или беженца - основные факторы, характеризующие любое население. Группируя людей в соответствии с их расой и местом жительства, бюро переписи населения имеет возможность учитывать перемещение населения в центральные крупные города и прилегающие к ним районы. Как упоминалось в 8-й главе, большое число белых выехало из центральных городов в 50-е и 60-е годы, хотя их массовый исход несколько замедлился в 70-е годы. Переселение черных в пригороды было незначительным, - они стремились в центральные города. Население можно также оценивать /558/ с точки зрения рода занятий, занятости, грамотности, образования и дохода. Но возраст и пол, видимо, самые важные факторы. Как только мы узнаем возрастной и половой состав населения, выявляются многие данные. Мы можем узнать, в какой мере некоторые члены общества зависят от других - дети и очень старые люди обычно нуждаются в экономической помощи. Мы можем составить некоторое представление о возрастной структуре рабочей силы. Можно понять также особенности потребления, меняющиеся на разных этапах жизненного пути человека. Например, когда люди вступают в брак и обзаводятся домашним хозяйством, они приобретают дома, пылесосы, посудомоечные машины и, может быть, газонокосилки. На более поздних этапах жизни они меньше нуждаются в этих вещах и проявляют интерес к другому (например, к путешествиям), стимулируя развитие рынка услуг.

"Движение" населения выражается в его росте, застое или упадке. Одной из самых очевидных причин этих тенденций является уровень фертильности населения.

Уровень фертильности обозначает число детей, которых женщина рожает в течение всей своей жизни. Этот термин не следует путать со способностью к деторождению, т.е. максимальным числом детей, которых женщина способна родить.

Один из широко распространенных показателей фертильности - "грубый" уровень рождаемости - ежегодное число новорожденных на 1000 человек. Этот показатель не всегда точен, поскольку он не определяет уровень рождаемости среди способных к деторождению женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Для получения этой информации демографы используют другой показатель - общий уровень фертильности. Это число рождений на 1000 женщин от 15 до 44 лет. Другими словами, подсчитывается количество детей, которые действительно имеются. Поскольку лишь немногие женщины рожают в возрасте до 15 лет или после 45 лет, общий уровень воспроизводства представляет собой более точный показатель, чем приблизительный уровень рождаемости. В 1980 г. общий уровень воспроизводства в США составлял 68,4 (схема 18-6). /559/

Схема 18-6. Число рождений и уровень фертильности в США, 1920 – 1984 гг. На 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет.

Экономические и социальные факторы

На общий уровень фертильности населения воздействуют различные социальные и экономические факторы. В начале этой главы мы говорили о большом числе студентов, которые поступили в колледжи в 60-е годы. Эти студенты родились в послевоенные годы, когда благоприятные социальные и экономические условия вселяли в людей веру, что они смогут обеспечить детей. Перед этим, в течение 20-х и 30-х годов, произошло резкое снижение рождаемости. Отчасти это было вызвано Великой депрессией. Люди были озабочены. Они чувствовали, что просто не могут позволить себе иметь детей. В самом деле уровень рождаемости колеблется под воздействием факторов подобного рода.

Уровень рождаемости населения США за последние два века постепенно понизился. В настоящее время женщины имеют меньше детей, чем было принято 200 или даже 50 лет назад. На схеме 18-6 показан уровень воспроизводства населения США в период с 1910 по 1984 г.

Как мы видим, он постепенно снижался с 1910 по 1940 г., а затем снова начал повышаться. После второй мировой войны /560/ он стремительно возрос и начал снижаться лишь в 60-е годы. (Незначительное повышение рождаемости произошло в 70-е, она сохранялась на том же уровне и в 80-е годы. Это было вызвано главным образом увеличением числа рожающих старше 30 лет.) Такая же тенденция наблюдалась почти во всех промышленно развитых странах в последние 150-200 лет, хотя в разных странах это происходило в различные периоды.

Мы не знаем все причины снижения рождаемости населения, но некоторые из них вполне понятны. Урбанизация и введение законов, регулирующих детский труд, привели к тому, что дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей. В странах с высокими доходами на душу населения обычно наблюдается более низкий уровень рождаемости населения, чем там, где сравнительно низкие доходы. Так как высокие доходы людей связаны с развитием промышленности, это подтверждает, что люди склонны иметь меньше детей, потому что не могут устроить их на работу. В большинстве стран рождаемость населения выше в сельской местности, чем в городах. На ферме каждый ребенок - это не только еще один едок, но и руки, пригодные для работы. Кроме того, в некоторых обществах родители могут надеяться, что дети будут заботиться о них в старости (Хиэр, 1975).

Другие факторы

Рождаемость связана и с другими факторами. Как правило, люди, чей статус высок, склонны иметь меньше детей, чем люди с низким статусом, хотя за последние десятилетия это различие стало менее заметным. То же самое относится и к образованию. Высокообразованные женщины обычно имеют меньше детей, чем те у кого уровень образования ниже, хотя этот разрыв также сокращается. Религия и раса, вероятно, тоже воздействуют на фертильность. Католики имеют больше детей, чем протестанты, в то время как у иудаистов уровень воспроизводства ниже чем у христиан. Исторически сложилось так, что в США негры имели больше детей, чем белые. Возникает искушение выхватить какой-то фактор и с его помощью объяснить различия. Например, можно предположить, что уровень рождаемости среди католиков выше, чем у протестантов и иудаистов, потому что католическаяцерковь выступает против контроля рождаемости и абортов. Но вряд ли это обусловлено лишь одним фактором. По-видимому, доход, образование, религия и раса находятся в таком сложном взаимодействии, что нельзя на основе какого-то одного фактора объяснить различия в уровне воспроизводства. /561/

Решение иметь детей

Рождение ребенка не просто физиологический акт, это коренное изменение всей жизни. На решение иметь ребенка воздействуют мощные психологические факторы. Наверное, и мужчины, и женщины сталкиваются с трудностями при решении этого вопроса. В 11-й главе мы говорили о том, что желание женщин иметь детей, по-видимому, обусловлено главным образом социальными и историческими факторами. Многие женщины чувствуют себя неполноценными, если у них нет детей. Другие считают, что дети не нужны для самореализации. Но для большинства женщин решение иметь детей глубоко эмоционально. У мужчин тоже складывается сложное отношение к этой проблеме. Вероятно, оно связано с ощущением своей мужской силы, мечтой о бессмертии, материальными заботами.

Было предпринято несколько попыток понять мотивы, побуждающие иметь детей. Экономист Джозеф Шпенглер (1966) полагает, что это решение обусловлено тремя основными факторами. Во-первых, следует учитывать ценности и жизненные цели супругов и выяснить, соответствует ли им наличие ребенка. Шпенглер называет это "системой предпочтений" супружеской пары. Две другие переменные - "совокупность возможных затрат" и доход супругов - связаны с экономической стороной жизни. Люди учитывают, сколько необходимо затратить денег, времени, энергии для воспитания ребенка. Наряду с этим принимается во внимание то, чем располагают муж и жена, - количество имеющегося времени, энергии и денег. Итак, Шпенглер считает, что люди производят элементарный подсчет возможных затрат, чтобы определить, могут ли они позволить себе иметь ребенка. Однако, по-видимому, наряду с экономическими факторами следует учитывать ценности, связанные с представлениями о семье и родительских обязанностях, половыми ролями и религиозными верованиями.

Блэйк (1981) пыталась показать воздействие размера семьи на качество жизни ребенка. Говоря о "качестве", она подразумевала намерение детей учиться в колледже. В общем, чем больше детей в семье, тем меньше вероятность продолжения учебы в колледже. Этот факт играет важную роль, и, согласно данным, полученным Блэйк, большие семьи в большей мере препятствуют получению хорошего образования, чем даже неблагополучные малые семьи. Очевидно, здесь действуют экономические факторы. В зажиточной семье большее число детей имеет возможность поступить в колледж. Но даже если родители имеют постоянный доход, большой размер семьи все равно становится препятствием. /562/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.