Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОНЯТИЕ 1 страница




 

Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. Из этого многообразия мы в процессе познания отбираем только то, что требуется нам для получения целостного представления о каком-либо предмете или явлении. Нас интересует самое важное в предмете, мы игнорируем те его свойства и качества, которые считаем в данный момент дополнительными, неважными. Самое важное в предметах, будучи выраженным в языке, составляет понятие. Понятие - это мысль, фиксирующая наиболее важные признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличить эти предметы и явления от сходных с ними. Понятие является одной из форм, в которых человек познает окружающий мир, притом оно является настолько важной и характерной формой интеллектуальной деятельности человека, что эта деятельность часто определяется как "понятийное отражение действительности". Конечно, человеческое сознание отражает мир не только в понятиях, не менее распространено и образно-наглядное понимание мира. Образно-наглядное мышление способно "схватить" мир в виде общего представления, но оно не в состоянии дать целостную, конкретную картину мира, поскольку это предполагает не только общее представление, но и мысленное "расчленение" мира на составные элементы с последующим складыванием из этих элементов целостного представления о мире. Образ мира, даже "явленный в слове", субъективен, каждый человек видит мир по-разному в зависимости от своего жизненного опыта, вкусов и пристрастий. Нет и не может быть общего критерия, по которомумы могли бы принять один образ мира и отвергнуть другой, но для интеллектуальной деятельности, как и для любой другой деятельности, нужно, чтобы люди понимали предметы и явления более или менее сходно, а это возможно только в понятийном мышлении. Образно-наглядное мышление тесным образом связано с эмоциональной сферой и в этом его недостаток: страсти, аффекты не приемлемы ни в какой деятельности. Образно-наглядное представление о мире не может служить объективной основой для убеждения человека в своей правоте. Подобное восприятие мира неизбежно ограничивает межчеловеческую коммуникацию эмоциональной сферой и влечет за собой негативные явления в социальной жизни.

Только на основе понятий мы можем получить знание о чем-либо. Например, мы можем представить себе внешний облик Наполеона Бонапарта в один из периодов его жизни, мы также можем представить себе какой-либо исторический эпизод с его участием, но наше знание об этой личности и оботдельных чертах этой личности может быть получено лишь в понятийном мышлении. Более того, во многих случаях аналогии между образами и понятиями просто невозможны. Можно представить в виде наглядного мысленного образа многоугольники с 20 и 25 гранями соответственно, но нельзя найти различия между этими мысленными образами. Нельзя представить в виде наглядного образагосударство, ландшафт, любовь, закон и т.п. Между тем мышление свободно оперирует понятиями, соответствующими подобным объектам. Понятие в отличие от наглядного образа способно отражать глубинные, сущностные черты познаваемых явлений. Другими словами, характерная черта понятия состоит в том, что с его помощью различные, предметы, свойства, отношения отражаются в человеческом познании через их существенные признаки.

Функцией понятия является то, что оно придает мысли четкую форму. Мыслить - значит отражать мир в форме понятий, оперировать понятиями. Понятие есть универсальная единица, без которой невозможно человеческое мышление; любая интеллектуальная операция основана на установлении отношений между понятиями и всякое утверждение или отрицание, например "Собака друг человека" или "Не ешьте немытыми руками", базируется на употреблении понятий. В данном случае это понятия "собака", "друг", "руки" и т.п. Понятие являетсятаким же базовым элементом интеллектуальной деятельности, каким является клетка в живом организме. Понятия являются материалом для построения суждения, которое в свою очередь лежит в основе любого сообщения; из понятий, в конечном счете, складывается интеллектуально-речевая коммуникация - важнейшая сторона общественной жизни. Важнейшей функцией понятия является накопление и закрепление знания. Понятия конденсируют и сохраняют знания, накопленные человечеством, они делают возможной передачу знаний как в пределах данной культуры, так и между культурами, как в пределах одного поколения, так и последующим поколениям. С помощью понятия различные предметы, свойства, отношения отражаются в человеческом сознании через ведущие, сущностные признаки. Это происходит потому, что в процессе мышления понятия выступают не как статичные "зеркальные" копии, не как "безжизненные пассивные отражения", а как образы предметов окружающего мира, постоянно сопоставляемые с действительностью (именно так следует понимать термин "отражение"), как образы, постоянно связанные с образованием соответствующих высказываний, с оценкой их с точки зрения истинности или ложности, с методами проверки этих высказываний. В этом выражается активная роль понятий в освоении действительности, в углублении наших знаний о ней. Этот процесс сопоставления понятий с действительностью заключается прежде всего в приложении понятий к отдельным предметам с той целью, чтобы охарактеризовать эти предметы с точки зрения их отдельных характеристик (которые при этом могут быть весьма существенными для познания и использования этих предметов). Это выражается в подстановке в понятие отдельного предмета, в результате чего мы получаем истинное или ложное высказывание. Так, если человек правильно использует для характеристики встречающихся ему предметов понятие "растение", то это означает, что он производит такую подстановку имен этих предметов в понятие "растение". Он при этом может получить как истину, например "полынь - растение", так и ложь: "коралл - растение". Это означает, что данный человек плохо представляет себе отличительные свойства растений и поэтому делает ошибки в применении понятия "растение". С развитием познания и с накоплением практического опыта совершенствуются и сами понятия. За последние десятилетия изменились, например, наши понятия об объектах физического мира и соответствующим образом изменились понятия физики. К сожалению, понятия гуманитарных наук остались на уровне прошлого века, в то время как новые знания, накопленный практический опыт требуют новой понятийной структуры для этих наук.

Следует различать научные понятия и понятия, которые используются нами в повседневном общении. Различия между ними состоят в следующем: понятия, имеющие место в обыденном сознании, являются самостоятельно, стихийно возникшими, в то время как понятия науки более или менее осознанно формулируются в ходе развития знания ипередаются отдельному человеку в ходе его обучения. Понятия обыденнойжизни образуются в коллективном мышлении в ходе житейской практики и лишь затем становятся достоянием отдельного человека;научные же понятия могут первоначально предлагаться отдельными людьми и лишь затем могут стать коллективным достоянием (таковы понятия Платона и Ньютона, Гегеля и Эйнштейна). Обыденные понятия первоначально возникают как нечеткие широкие представления, которые затем начинают подразделяться на многочисленные узкие и ограниченные понятия. Процесс этот никогда не завершается, и в обыденном сознании господствуют предельно широкие и неопределенные понятия. Так, для обычного человека любое механическое транспортное средство является "машиной", в то время как даже начинающий специалист оперируетболее конкретными понятиями. Понятия обыденной жизни, как правило, не имеют определений, и мы пользуемся, не задумываясь над тем, что они обозначают. Такого рода понятия называются в науке нерефлексивными. Классификация обыденных понятий производится не по их общим признакам (как в научных понятиях), а по типам предметов. Так, прямоугольник, соотношение сторон которого 1:150, называется лентой (в науке он называется прямоугольником).

Формирование понятий - сложный феномен, который включает в себя две основные фазы: на первой человек замечает важнейшие характеристики исследуемых предметов, на второй он устанавливает логическую связь между этими характеристиками. При формировании научных понятий имеет место еще и третий этап - наделение полученных понятий определенной степенью гибкости, чтобы они могли оставаться теми же понятиями, несмотря на вносимые в них изменения. Правда, эта гибкость имеет границы: если изменения вносимые в понятие, достаточно существенны, то происходит образование нового понятия. Гибкость требуется понятиям еще и для того, чтобы они представляли в сознаниите же объекты, несмотря на изменения, которые в этих объектах происходят. Эта гибкость также имеет границы и, если, в объектах происходят значительные изменения, требуется образование новых понятий.

Некоторые исследователи полагают, что понятия следует отличать от так называемых абстрактных предметов, таких как длина, воля, объем, мышление и т.п. По их мнению, эти абстрактные предметы представляют собой выделенные путем абстракции свойства или отношения предметов с которыми они в действительности неразрывно связаны, но которые могут рассматриваться как самостоятельные предметы. Изучая эти абстрактные предметы, мы образуем из них понятия. В процессе познания мы оперируем абстрактными предметами так, как если бы они существовали независимо от своих материальных носителей; мы говорим, например: "Стоимость следует отличать от цены" или "Бедность не порок". Оперирование абстрактными предметами освобождает нас от необходимости перечислять в рассуждении те реальные предметы, с которыми неразрывно связаны соответствующие абстракции.

Это порождает большую опасность, подмеченную английским мыслителем прошлого века И. Бентамом: в рассуждениях и особенно в доказательствах мы часто оперируем абстрактными предметами, принимая их за то, что реально существует. Абстрактные предметы, будучи приведены к своему источнику, оказываются только словами. Такие слова тем не менее оказываются настоящими интеллектуальными ловушками, если абстрактные предметы, такие каксвобода, потребности нации, государственные интересы принимаются за реально существующие предметы. Подмена реальных предметов абстрактными чаще всего происходит в доказательствах, где слова, обозначающие абстрактные предметы, являются основой разрешения сложных вопросов политики, экономики или морали. Но на самом деле слова, выражающие абстрактные предметы, не могут быть аргументами, поскольку они всего лишь знаки, посредством которых делается воззвание к какому-либо общему чувству, ходячему принципу, границ которого никто критически не исследовал. Подобная позиция удовлетворяет большинство людей, но она логически порочна и несостоятельна практически. Необходимо, чтобы был указан носитель, стоящий за словом, за абстрактным предметом. Где этого нет, имеет место попытка навязать другому свое чувство без объяснения оснований. Впрочем, существует и иное мнение относительно подобных предметов, согласно которому абстрактные предметы -разновидность понятий.

Формирование понятий должно быть рациональным и точным, иначе любая интеллектуальная деятельность станет полем нескончаемых споров. Существует три пути формирования понятий: математический, естественно-научный и гуманитарный. Математический путь основан на дедукции - выведении из более общих понятий менее общих. Более общие понятия в свою очередь выведены из понятий еще большей степени общности. Понятия максимальной общности принимаются как аксиомы, как данное, без определений. Естественно-научный путь образования понятий заключается в отыскании в исследуемых объектах среди многообразия данных общих, повторяющихся черт, на основе которых вырабатываются общие понятия, например "позвоночное животное" или "элементарная частица". Гуманитарный путь образования понятий заключается в применении индивидуально-аналитического подхода, который фиксирует различия между определенными объектами, входящими в сферу культуры. При этом отбираются моменты, выражающие индивидуальные особенности, уникальные, существенные черты, отличающие данное явление от сходных с ним. Эти моменты и составляют содержание полученных понятий. Эти пути не исключают друг друга, в науках о культуре возможно применение понятий, образованных и естественно-научным и математическим путем, другое дело, насколько продуктивным будет такое применение. В свою очередь каждый из путей формирования понятий предлагает свои способы формирования, такие как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и т.п. Абстрагирование - это процесс отвлечения от некоторых (считающихся в данный момент несущественными) характеристик, свойств, отношений изучаемых предметов. Одновременно с этим отвлечением мы выделяем в предмете те свойства, отношения или характеристики, которые в данный момент нас интересуют.

Существуют различные виды абстрагирования.

1. Отождествление, в результате которого в процессе познания выделяются свойства и отношения, общие для многих изучаемых предметов, а отостальных свойств и отношений мы отвлекаемся. В результате мы получаем понятия, характеризуемые с точки зрения одного или нескольких свойств, которые служат основанием для объединения нескольких предметов в один класс. Всем понятиям этого класса присущи выделенные нами свойства, и эти свойства понимаются нами как основные для данного класса. Например, из всех свойств мужчины можно выделить одно - наличие у него жены, при этом образуется новый класс - "женатый мужчина", основным свойством которого и является выделенное нами понятие, которое к тому же является свойством всех мужчин, включенных в этот класс.

2. Изолирующая абстракция, представляющая собой отвлечение от изучаемых предметов свойств или отношений, которые начинают рассматриваться как самостоятельные предметы, существующие независимо от их материальных носителей, например доброта (о таких предметах имеется и иное мнение, о котором мы уже говорили).

3. Способы, существующие в специальных науках. В классической математике широко используется абстракция актуальной бесконечности, суть которой состоит в том, что исследователь отвлекается от принципиальной невозможности зафиксировать и описать каждый элемент бесконечности, в этом случае характеристиками множества становятся характеристики некоторых его элементов. Иногда абстрагирование связывают с пополнением отвлеченных от предметов характеристик новыми характеристиками, раскрывающими сущность абстрактного понятия. Так, первые понятия о геометрических фигурах создавались на основе отвлечения от реальных предметов таких свойств как форма или размер, затем в целях придания полученным абстракциям более глубокого смысла они наделялись новыми свойствами, такими как протяженность и т.п. В качестве результатов абстрагирования выступают как понятия науки, так и философские категории, такие как "движение", "субстанция" и т.п.

Обобщение - мыслительная операция, посредством которой мы переходим от мысли об индивидуальном к более общей мысли, от понятия меньшей общности к понятию большей общности, от фактов и ситуаций к обобщению их в понятиях. Так, различные виды движений обобщаются в понятии "механическое движение", а то и просто "движение". В переходе от понятия меньшего объема к понятию большего объема происходит отбрасывание признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Обобщение также входит в число операций, которые могут быть произведены с понятиями.

Сравнение - способ образования понятий большей общности через сопоставление нескольких менее общих понятий, близких между собой, с целью выявления у них общих признаков. Сравнение близко к обобщению, но отличается от него тем, что не обязательно предполагает выбор в качестве главного признака образуемого понятия существенного свойства предмета. Так, сравнивая между собой живые существа, мы можем выделить среди них тех, кто не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем самым мы образовали понятие "живые существа, не способные к самостоятельному передвижению".

Анализ и синтез употребляются как парные понятия, нераздельные друг с другом. В самом деле, анализ - это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез - это мысленное объединение полученных элементов в единое целое, в понятие. Синтезируя полученные при анализе результаты, мы производим ряд абстрагирований и обобщений, оставляя в понятии лишь существенное, определяющее характеристики предмета. Так, изучая растения, мы выявляем в них особенности их роста, питания или размножения и в результате приходим к выводу, что все растения- это существа, способные к синтезу органических веществ из неорганических. Все эти важнейшие характеристики составляют содержание понятия, а предметы, обладающие этими характеристиками, составляют объем понятия.

Множество понятий, существующих в нашем сознании, образуют более или менее упорядоченную систему элементов, находящихся друг с другом в определенных отношениях. Возьмем, например, такие понятия, как "растение", "человек", "машина"- мы не только отличаем их друг от друга, но и в случае необходимости можем сгруппировать данные понятия, объединив, например, первое со вторым. Мы можем производить разнообразные действия с понятиями потому, что каждое из понятий обладает содержанием и связано с определенными признаками. Понятие "человек", например, связано с признаками "изготовлять орудия труда", "уметь абстрактно мыслить" и т.п. Внутри каждой из групп понятий мы также можем выделить различное содержание, что позволяет нам не смешивать деревья с цветами, а женщин с мужчинами. Содержание понятия также иногда называется смыслом понятия. Понятия обычно задаются через содержание, т.е. посредством указания признаков, которыми обладают мыслимые в данном понятии предметы. Задать содержание понятия - значит указать достаточную совокупность признаков, каждый из которых необходим для отличения мыслимого в данном понятии предмета от иных предметов. Для этого необходимо знать, какие признаки бывают и какие из них следует включать в содержание. Признаком называется то, в чем предметы могут быть сходны друг с другом или отличаться один от другого. Признаком может быть наличие или отсутствие у предмета того или иного свойства, состояния или отношения к другим предметам. Признаки бывают необходимые и случайные. Необходимыми называются те, без которых предмет утрачивает свое качество, перестает быть самим собой. Например, необходимое качество человека - "быть разумным существом". Предполагается, что те, кто не являются разумными существами, не могут быть людьми. Случайными называются признаки, без которых предмет может вполне обойтись, не теряя своего качества. Так, случайным признаком человека является рост, цвет кожи, форма черепа и т.п. В свою очередь необходимые признаки делятся на основные и производные. Основные - это те, которые обусловливают все другие необходимые признаки, тогда как последние называются производными. Например, равенство диагоналей в четырехугольнике обусловлено равенством углов. Поэтому первый признак является производным от второго. Производные признаки делятся на собственные (отличительные) и несобственные. Собственными называются признаки, присущие только предметам данного класса. Так, признак "обладать членораздельной речью" является собственным для человека. Несобственные признаки присущи не только предметам данного класса, но и предметам, принадлежащим к другим классам. Так, признак "использовать орудия труда" принадлежит не только человеку, но и животным.

Совокупность признаков составляет содержание понятия. Со стороны содержания понятие есть мысль об отличительных свойствах предметов или отношений между предметами. Эти отличительные свойства и отношения могут быть как существенными, выражающими сущность данного предмета, так и несущественными, т.е. теми, наличие которых не делает предмет тем, что он есть. Однажды древнегреческий философ Платон в ответ на вопрос: "Что такое человек?" - сказал: "Человек - это двуногое животное без перьев". На следующий день философ Диоген (тот, что жил в бочке) принес Платону ощипанного петуха и сказал: "Вот твой человек!" После этого Платон уточнил свое определение и оно стало звучать так: "Человек - это двуногое животное без перьев с широкими ногтями". Признаки, указанные Платоном, действительно, присущи человеку, но они не могут составлять понятие человека, потому что эти признаки не делают человека человеком, не они составляют сущностные свойства человека. В содержание понятия входят не все характеристики предмета, а лишь те, которые позволяют с большей или меньшей степенью точности отличать его от других объектов. В содержание понятия включаются только необходимые признаки, желательно основные. Производные обычно используют лишь тогда, когда невозможно использовать основные признаки, при этом в число производных включают только собственные признаки. Такие признаки могут быть названы понятиеобразующими. Рассмотрим с этой точки зрения понятие "стол". Столы бывают разные: круглые и квадратные, новые и старые, деревянные и металлические, но каждый из них является столом, а не креслом и не шкафом. Ясно, что в содержание понятия "стол" входят не варьирующиеся признаки, а лишь те, которые присущи всем без исключения столам и выражают смысл (назначение) этого предмета мебели. Правда, к числу подобных признаков можно отнести и некоторые детали стола (например, крышку или ножки), благодаря которым стол может выполнить свое назначение (философы говорят, что в таких элементах целое присутствует субстанционально). Таким образом, содержание понятия - это набор устойчивых признаков отображаемого объекта, выделенных и зафиксированных таким образом, чтобы на основании этих признаков данный объект по возможности отличался от других. Если смыслообразующие признаки выделены правильно, то их перечисление при соблюдении некоторых правил даст определение понятия, например: растения - это живые существа, способные к синтезу органических веществ из неорганических.

Если какой-либо конкретный объект обладает набором признаков, отличающих его от иных объектов, и этот набор признаков составляет содержание какого-либо понятия, то говорят, что этот предмет входит в объем данного понятия. Разумеется, слово "входит" следует понимать как то, что этот предмет мысленно включается в объем данного понятия. Каждый человек "входит" в понятие "человек", каждое растение "входит" в понятие "растение" и т.п. Иными словами, объем понятия может быть охарактеризован как совокупность объектов, обладающих признаками данного понятия. Эта совокупность называется классом, а объекты, которые в него входят, называются элементами данного класса. Так, элементами класса "растение" являются цветы, деревья и кустарники. Каждый из элементов, мыслимых в понятии, называют элементом его объема. Элемент объема - отдельный предмет, обладающий всеми признаками, включенными в содержание данного понятия, или, говоря проще, каждый предмет, к которому можно отнести имя, выражающее данное понятие. Назвать какой-то предмет элементом объема можно лишь после обнаружения у этого предмета всех тех признаков, которые зафиксированы в содержании как существенные или отличительные для мыслимых в понятиях предметов. Характеризуя понятие с разных сторон, содержание и объем тесно связаны друг с другом. Четко фиксированное содержание ведет к столь же четкому представлению об объеме. Напротив, неясное содержание всегда связано с недостаточно определенным (или, как говорят в таких случаях, недостаточно резким) объемом. Не зная, что такое хороший шахматист, нельзя сказать, кто является хорошим шахматистом; не имея четкого представления о содержании понятия, нельзя решить вопрос о том, входит ли этотобъект в объем данного понятия или нет.

Содержание и объем понятия находятся в обратном отношении друг к другу (это называется законом обратного отношения содержания и объема понятия). Чем шире (больше) содержание понятия, тем меньше (уже) его объем. Чем большее количество признаков входит в содержание понятия, тем меньше предметов входят в его объем. Возьмем понятие "город", это понятие включает в себя следующие признаки: населенный пункт, имеющий определенное количество жителей и являющийся экономическим, политическим или культурным центром. Таких населенных пунктов в мире тысячи. Добавим в число признаков еще один - столица государства. Объем такого понятия составят чуть больше полутора сотен городов. Прибавим к полученному понятию еще один признак - находится во Франции, и в результате мы получим понятие, состоящее из одного предмета (понятие с единичным объемом). Если продолжим прибавлять признаки, мы можем получить понятие, в объем которого уже не будет входить ни один реально существующий населенный пункт (понятие с пустым или, как еще говорят, с "нулевым" объемом). Таким образом, чем больше признаков мы добавляем к содержанию понятия, тем меньшему количеству предметов этот набор признаков будет соответствовать.

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия указывает на то, что чем меньше информации о предмете мы имеем (информации, заключенной в понятии), тем шире класс предметов, попавших в наше поле зрения, и тем неопределеннее его состав. И наоборот, чем больше мы знаем о предмете, тем уже, определеннее круг занимающих нас предметов. Чем меньше следователь знает о лице, предположительно совершившем преступление, тем шире круг подозреваемых, чем больше информации о предполагаемом преступнике получает следователь, тем уже круг подозреваемых (в конце концов этот круг сужается до одного человека).

Понятия можно классифицировать как по содержанию, так и по объему. По объему понятия делятся на единичные и общие. Объем единичных понятий включает в себя лишь один реально существующий предмет, например, понятие "материк земного шара" является общим понятием, поскольку включает в себя Евразию, Африку, и т.п. Общее понятие может включать в себя не только конечное, но и бесконечное количество элементов, как, например понятие "число". Среди общих понятий особо выделяются понятия с объемом, равным объему универсального класса, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений. Такие понятия называются универсальными, таковы "растение" в ботанике или "натуральное число" в арифметике. Объем единичного понятия состоит лишь из одного реально существующего элемента. Таково, например, понятие "естественный спутник Земли", оно состоит из единственного элемента, носящего собственное имя "Луна". В случае, если в объем понятия не входит ни один из реально существующих предметов (или, как говорят, объем которого составляет пустое множество), понятие называется пустым, таковы понятия "жареный лед", "вечный двигатель", "кентавр" и т.п. Примерами единичных понятий являются понятия "самая большая гора в Европе", "столица Украины" и т.п. Примерами общих понятий являются понятия "писатель", "город", "государство" и т.п. В связи с единичными и общими понятиями существует очень старый спор, называемый спором об универсалиях, или о том, обладают ли существованием предметы, соответствующие общим понятиям, или же общие понятия есть лишь абстракции, слова. Если же эти предметы существуют, то как они существуют: реально или лишь в мышлении человека? В самом деле, никто не сомневается в том, что существуют отдельные люди, например Цезарь или Пушкин, но существуют ли реально предметы, соответствующие общим понятиям, таким как "народ" или "государство"? Если существуют только отдельные предметы, то такие выражения, как "воля народа" или "интересы государства" - всего лишь метафоры, не имеющие реального основания.

Существуют три ответа на данный вопрос.

1. Всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная сущность или идея, проще говоря, предметы, соответствующие общим понятиям так же реальны, как и отдельные предметы, вещи. Такая точка зрения получила наименование реализма.

2. Общие понятия существуют только в словах, при помощи которых постигается то общее, что имеется в вещах. Такая точка зрения называется номинализмом.

3. Общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей. Такая точка зрения получила наименование концептуализма.

Этот спор начался в средневековье и продолжается до настоящего времени. Современные номиналисты по-прежнему утверждают, что понятия - это простые слова, которые служат знаками вещей и их свойств, что общие понятия существуют только в мышлении и никакой действительности не выражают. С точки зрения современных реалистов, общие понятия существуют реально, в том числе и в них самих как их сущности.

По содержанию понятия делятся на положительные и отрицательные, абстрактные и конкретные, соотносительные и безотносительные, собирательные и разделительные. Конкретными называются понятия, в которых отражаются отдельные предметы или классы предметов, обладающих самостоятельным существованием. К числу конкретных понятий относятся понятия "река", "свидетель", "И.С. Тургенев" и т.п. Если данное понятие обозначает признак, присущий какому-либо предмету (классу предметов), которыйобладает данным признаком, то такое понятие называется абстрактным. Абстрактными называются понятия, которые отражают не предмет или явление, а какой-либо из признаков предмета, взятый в отрыве от самого предмета. Таковы, например, понятия "белизна", "стоимость", "честность" и т.п. Характеристики абстрактных понятий совпадают с характеристиками абстрактных предметов, поэтому то, что одни называют абстрактными предметами, другие называют абстрактными понятиями, единого мнения по этому поводу не существует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.