Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I 4 страница




Первая зона соответствует ассимиляции, когда пассивная фор­ма проникновения в среду, уступая ее требованиям, постепенно приводит ее к трансформации и изменению в сторону ассимили­рующей стороны. Это особенно ярко наблюдается в изменениях различных форм культур.

Вторая зона определяет насильственное изменение условий среды, характеризуется авторитарностью поведения и установле­нием своего господства. В общей психологии такая форма поведе­ния получила название маскулинной.

Третья зона соответствует ассимиляции в среде, когда актив­ное наступление сопровождается подчинением среде и активным участием в удовлетворении потребностей и новой формой жизне­деятельности.

Четвертая зона связана с ассимиляцией, когда пассивное про­никновение в среду приводит к утрате своей специфичности и пол­ной ассимиляции со средой и подчинению ей. Происходит погло­щение одной стороны другой. В общей психологии такая форма поведения носит название феминной.

Пятая зона соответствует форме отношений, которой харак­терно присутствие всего многообразия отношений и возникнове­ние среднего, впитавшего в себя все разновидности поведения, ха­рактерного для сталкивающихся сторон.

Следовательно, вне зависимости от конкретного уровня разви­тия этноса, его особенностей и места происхождения, контактов конечный результат определяется целью осуществляемых дейст­вий и используемыми средствами ее достижения. Такой подход в описании результата действия позволяет выделить общие положе­ния построения поведения и его классификации вне зависимости от уровня развития сталкивающихся сторон. В основе классифика­ции такого подхода лежит цель действий и средства. Цель имеет два варианта конечного проявления: или нанести вред или принес­ти пользу, если это касается средств, то они могут быть доброже­лательными или насильственными. Таким образом, полное поле событий можно представить в виде системы координат, где одна ось - это цель действий, другая - средство, третья - результат. Ка­ждая из осей представляет дихотомическую структуру. Результат определяет преемственность использования выбранной формы поведения. Общая картина упорядоченной формы поведения пред­ставлена на рис. 4.

Такое представление форм поведения может быть описано с учетом осознанного и неосознанного поведения, а также в описа­нии направленности результатов действия по отношению к себе либо к другой стороне.

Первая зона соответствует альтруистической, миролюбивой форме построения отношений, возникающих в добрососедском взаимодействии двух сторон. Наиболее яркое ее проявление дос­тигается в точке А.

Вторая зона может характеризоваться как доброжелательная форма поведения, но с авторитарной формой принуждения одной из сторон, вступившей во взаимоотношения. Форма такого пове­дения соответствует точке В.

Третья зона характерна как агрессивная форма поведения, ко­гда насильственная форма действий целенаправленно ставит зада­чу нанести вред противной стороне. Наиболее яркое ее проявление достигается в точке С.

Четвертая зона охватывает форму поведения, которую можно характеризовать как коварство, злорадство, когда целенаправленно делается зло через доброжелательную форму поведения. Предель­ная форма такого поведения соответствует точке D.

Выделенная пятая форма поведения включает равномерно все четыре формы с неярким выражением их проявления.

На рис.4Б, добавляется третья координата - результат. При ис­пользования той или другой формы поведения достигается кон­кретное выражение результата, что и закрепляет ее как стереотип­ную в случае успеха.

Какой бы сложной и многообразной формой отношений не ха­рактеризовалась та или другая текущая ситуация, она всегда связа­на с соотношением сталкивающихся сил и направленностью их от­ношений. Силы могут быть равны или превосходить одна другую, а направленность их совпадать или быть разной. Именно такое представление характерных особенностей складывающихся отно­шений без указания о конкретном содержании понятия сил, кото­рые могут быть интеллектуальными, физическими, экономически­ми или их интеграцией, и направленности их действия позволяет описать динамику построения структуры отношений двух сторон, что представлено на рис. 5.

Первый квадрат соответствует условиям, когда встречаются разные силы и разное их направление. В этих условиях в зависимо­сти от превосходства одной силы над другой происходит принуди­тельное поведение в форме диктата, что в конечном счете опреде­ляет и формирует господствующую структуру отношений, одной стороны над другой либо сильной над слабой. Предельная форма такого поведения соответствует точке А.

Второй квадрат является следствием первого, и при сформиро­вавшемся однонаправленном действии разных сил проявляется по­ведение командного характера, определяющее необходимость кон­кретной деятельности. Результатом такого рода отношений являет­ся постепенное выравнивание сил, однонаправленных в своей дея­тельности сторон и переход к состоянию отношения равных сил и однонаправленности их действия. Наиболее яркая форма команд­ных отношений наблюдается в точке В. В данной четверти происхо­дит развитие формы поведения, заложенной в первой четверти.

Третья четверть характерна как поведение равных по силе сто­рон с однонаправленными интересами. Наиболее яркое проявле­ние этой формы отношений соответствует точке С. В данной фор­ме отношений формируется независимость каждой из сторон в си­лу полного доверия, что в конечном счете приводит к разнонаправ­ленное™ выбора стратегии поведения и может характеризоваться как стадия созревания, влекущая разобщение и последующее рас­сеивание. Естественно, разная направленность приводит к анархи­ческому поведению.

Четвертая четверть характерна как раз тем, что начинают про­тиводействовать равные по силе, но разные по направлению про­цессотношения. Разнонаправленность в достижении цели равных сил приводит к тому, что какое-либо из направлений оказывается более успешным, чем остальные и именно в нем зарождается бу­дущая доминирующая структура отношений. Наиболее яркое про­явление этого поведения наблюдается в точке D.

В пятой зоне проявляются все формы отношения сторон, в та­кой же цикличности своей смены.

Если учесть, что направленность и соотношение сил имеют два варианта проявления относительно равенства их значения, то схему рисунка А можно развернуть как сложенную вчетверо, где центром является точка равных отношений - демократия. В таком случае цикл перехода от одной фазы развития отношений к другой будет иметь сложную форму вблизи точки «демократия». Если он приближается к точке «демократия» достаточно близко, то возможен любой из трех остальных вариантов развития событий. Графически данную систему представить сложно, однако ее решение в компьютерном варианте дает возможность наблюдать ход траектории событий, исходя из ус­ловий конкурентных отношений двух сторон От того, в какой квадрат перейдет процесс, зависит соотношение сил и их направленность в переходной период зарождения (рис. 5.)

Всевозможные формы таких отношений имеют только девять разновидностей, которые могут быть описаны дифференциальны­ми уравнениями, представленными в табл.2.

В приведенной таблице под N', и N'2 понимается численность взаимодействующих единиц с каждой из сторон, но при необходи­мости под N можно понимать дискретное выражение величины сил каждой из взаимодействующих сторон. Коэффициенты отра­жают некоторое текущее состояние и в модельных построениях могут выступать как медленно меняющиеся параметры, знаки вы­ражают направленность взаимоотношений сторон.

Как видно из таблицы, для математического описания доста­точно выделить шесть из девяти форм описания отношений, так как три из них симметричны относительно друг друга. Упорядо­ченное пространство событий, в котором протекает та или иная из девяти форм поведения, представлено на рис. 6.

В зависимости от отдаленности от точки 0;0, соответствующей равновесному состоянию, определяются постоянные коэффициен­ты как координаты плоскости. Каждая из осей координат отражает состояние активности и направленность интересов сторон. По вер­тикали может быть принята для определенности ось N1, а по гори­зонтали - ось N2. Размерность активности изменяется для каждой из сторон от -1 до +1 как максимальной формы проявления на­правленности выражаемых интересов. Диагональ, соединяющая вершины (—); (++), отражает переход от диаметрально противо­положных интересов, а диагональ (-+);(+-)- зеркально распре­деленные. Практически, какое бы многообразие отношений двух сторон в их взаимообусловленных отношениях не наблюдалось в конкретно выраженных социально-средовых проявлениях, все они могут быть сведены к аналитическому отражению, не выходящему за пределы представленного описания, что при использовании со­ответствующих программ позволяет прогнозировать ход разви­вающихся событий. Прогнозировать, но не изменять в глобальном плане их развития, так как их движущим фактором является опо­средованный результат функциональных отношений, который и выступает как внутренний фактор развития системы отношений.

 

 

Таблица 2


В рассмотренных теоретических положениях, которые охваты­вают все возможные формы взаимообусловленных отношений, не указывается конкретное их социально-средовое наполнение. Опре­деляющим фактором в этом случае является величина силы и на­правленность ее действия. Если рассматривать содержание того, что вкладывается в величину силы и направленность ее действия, то в каждом конкретном случае можно описать процесс в терми­нах, характерных для данной ситуации. Во всех случаях увеличение силы связано с одновременным участием определенного числа лиц в достижении какого-либо положительного результата. В более конкретной форме это удовлетворение возникшей общей потреб­ности, которая может формировать общий мотив и цель действий. По направленности, выражение этих совместных усилий связано или с достижением, или с избавлением от чего-либо.

Стремление достичь что-либо, необходимое для конкретной совокупности лиц, численность которых определяется ранее ука­занным положением о верхнем пределе взаимообусловленных уча­стников совместной деятельности, отражает увеличение силы. Но следующий этап, этап распределения достигнутого, формирует другую тенденцию - конкуренцию за перераспределение результа­та, что является обратным процессом и ведет к разобщению инте­ресов. Направленность интересов может быть представлена в трехмерном пространстве событий.

Фактически в самой структуре взаимообусловленных действий заложено противоречие, что и определяет периодичность проявле­ния общности и различий направленности совместных усилий. Так как в любом случае перехода от одного крайнего состояния к дру­гому необходимо пройти через точку равновесия, то любая общ­ность имеет три возможных узловых состояния, которые можно определить как отрицательное (-), положительное (+) и нейтраль­ное (0). Естественно, необходимо говорить о переходных состоя­ниях с долей присутствия положительного и отрицательного ком­понентов. Такое положение указывает, что какую бы общность не приходилось рассматривать, она является неоднородной структу­рой, поэтому, говоря об этносе, нельзя утверждать о единстве его культуры, интересов, взглядов на его представительство, полити­ческих и классовых убеждений.

Во всех случаях совместные усилия позволяют достичь резуль­тата с меньшими затратами для каждого из участников и диктуют­ся возникшей общей потребностью. По мере ее достижения следу­ет этап удовлетворения потребностей, который приводит к разделу достигнутого. Это этап разобщения, конкуренции, и только после­дующая потребность диктует соответствующую справедливость в распределении достигнутого, порождая цикл «запрос - удовлетво­рение». Практически он может повторяться неограниченное число раз. Численность участвующих в этом процессе определяется усло­виями достаточности как в достижении, так и в удовлетворении (сформулированные ранее положения).

Аналитически этот процесс описывается моделью «Вольтерра-Лотки», которая известна как модель отношений «хищник-жерт­ва», «паразит-хозяин», «зайцы-волки», «запрос-удовлетворение».

Во всех рассмотренных случаях совместной взаимообусловлен­ной деятельности не указывается численность участников. Практи­чески их может быть от двух лиц как минимально возможного пре­дела совместных отношений до неограниченного верхнего преде­ла. Последний определяется сложностью взаимообусловленной деятельности и ее производительностью, следовательно, главным фактором взаимообусловленных совместных отношений выступает хозяйственная деятельность, все остальные составляющие являют­ся ее производными.

Чем сложнее и многостороннее хозяйственная деятельность и выше ее производительность, тем больше лиц, или в данном слу­чае народа, может быть объединено ею. Территория, на которой она осуществляется, должна находиться под единой юрисдикцией. Высокая производительность не определяет столь же высокого уровня удовлетворенности, особенно если вся структура достигла верхнего предела допустимой численности, когда достигается пре­дельный уровень минимума удовлетворенности. Такой фактор, как кровное родство, практически утрачивает свою значимость вообще. Язык как необходимый фактор общения не является обязательным для всей общности, так как «многонациональное» или разноязыко-вое объединение людей может находить общие интересы через посредников, выполняя свою функцию в более ограниченном объ­единении, но это не обязательно должен быть этнос.

Практически в таких категориях, как страна, нация, государст­во, раса единый язык не является определяющим фактором объе­динения, о чем свидетельствуют крупные страны, империи, госу­дарства.

Общность культуры как производная хозяйственной деятельно­сти столь же многообразна, как многообразна структура хозяйст­венной деятельности, и, имея духовную и материальную стороны, последняя будет, естественно, отличаться в зависимости от уровня научно-технического развития производственной деятельности.

Можно говорить о более высокой культуре тех народов, кото­рые достигли более высокого уровня научно-технического прогрес­са в результате развития своей хозяйственной деятельности. Но это не дает основания говорить о тупиковых развитиях тех или иных этнических образований как биологических ветвей человече­ского рода.

Таким образом, именно совместная хозяйственная деятель­ность является определяющим фактором взаимообусловленных отношений. Стремление сохранить постоянный уровень удовле­творения при благоприятных условиях протекания этой деятельно­сти ведет к увеличению верхнего предела участвующих в ней и уве­личению территории, что может привести к столкновению интере­сов, если эти территории уже освоены.

В свою очередь при неблагоприятных условиях ведения совме­стной хозяйственной деятельности должен снижаться верхний пре­дел численности, а это ведет к появлению лишних людей, не имеющих возможности удовлетворить свои потребности. И в пер­вом, к во втором случае возникает конфликт, который разрешается в форме, зависящей от состояния сталкивающихся сил и их направ­ленности.

Первая причина конфликта имеет «внешнего врага», который снижает жизненный уровень или не дает его улучшить за счет себя. В этом случае можно говорить о единстве общих интересов нации или государства, страны, народа, этноса, племени. Возникает по­требность в объединяющей идеологии, культуре языка.

Во втором случае при недостатке в распределении и появлении лишних людей возникают внутренние противоречия между соци­альными слоями, классами, отдельными группами. Формируется внутренний социальный конфликт, который, приобретая политиче­скую окраску, направлен на справедливость распределения общест­венного продукта. Это вносит разобщение культур, идеологии внутри структурной организации взаимообусловленных производ­ственных отношений и стремление восстановить равенство в пра­вах и обязанностях. На первом этапе формирования социального протеста возникает скрытая форма недовольства, которая порож­дает латентную нелегальную форму поведения, ведущую непре­менно к формированию нарастающей потенциальной силы проти­водействия. Достигая определенной величины, эта сила выступает как реальная оппозиция, которая переходит от призывов и перего­воров к открытой физической борьбе за свои права. Схема после­довательности такого поведения приводилась ранее.

Следовательно, структурная организация общности, объеди­ненной совместной хозяйственной деятельностью, подчиняется объективным законам развития самоорганизующихся систем и имеет в своей основе наличие взаимопротивоположных сил, кото­рые определяют ее жизнеспособность. Именно отношение этих характеристик и лежит в оценке качественного различия этниче­ских образований.

Вопросы для самоконтроля

1.Что определяет необходимость совместной жизнедеятельности?

2.Какие условия определяют численность лиц во взаимообусловленных отношениях?

3.Роль хозяйственно-экономической деятельности в формировании этноса.

4.Причины социальных скачков в развитии этнических сообществ.

5.Возможные формы поведения при сталкивании общих потребностей различных взаимообусловленных групп.

6.Основные характеристики причин, лежащих в основе классификации и форм организации межэтнических отношений.

7.Формы межэтнических отношений в зависимости от соотношения их сил и направленности интересов.

8.Виды и характеристики этнических взаимоотношений.

9.Характеристики жизнедеятельности этноса, которые определяют их качественное развитие как социокультурного образования.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

В характеристике этноса широко используют такие понятия, как воля народа, его память, мышление, психический склад, харак­тер, чувства народа, сознание. В подавляющем большинстве случа­ев используемые характеристики имеют крайне неопределенное значение. Понятие «психический склад» в различных источниках литературы интерпретируется совершенно по-разному с большой неопределенностью в содержании, аналогичное положение наблю­дается и в использовании других терминов. Причина подобного результата заключается прежде всего в том, что осуществляется прямой перенос психологических характеристик на сообщество, которое представляется как единое целое, а этнос рассматривается как однажды сложившаяся неизменяемая общность.

Общности народов тесно переплетаются с этническими обра­зованиями, которые возникают и исчезают, ассимилируя друг в друга или вытесняя более слабых, подчиняя или уничтожая их пол­ностью. Следовательно, этнические факторы необходимо рассмат­ривать в системе общественных отношений, и прежде всего эконо­мических или хозяйственных, которые порождают соответствую­щие им политические, правовые, этические, культурные и другие формы отношений.

В процессе удовлетворения своих потребностей возникает не­обходимость общения, в котором и формируются отношения. Об­щественные отношения групповой деятельности людей развива­ются по объективным законам, которые и детерминируют форми­рование этнических образований и социальное поведение отдель­ной личности, являющейся членом той или иной этнической общ­ности. Факт этнической или национальной принадлежности, как высоко значимый на первом этапе общения, отступает на второй план в сравнении с факторами группового воздействия, среди ко­торых определяющими является цель группового взаимодействия, характер совместной деятельности, результативность взаимодей­ствия. Это порождает своеобразное пространство событий «цель -действие - результат», которое и определяет форму совместных отношений объединенных усилий взаимодействующих сторон.

Каждый человек попадает в исторически сформированные от­ношения людей к природе и друг к другу, формируясь как личность в этом окружении. Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой, и в этом процессе в качестве субъектов вы­ступают только индивиды, воспроизводящие свои отношения, оп­ределяемые сложившимися формами совместной деятельности.

В работах К.Маркса и Ф.Енгельса отмечается, что с появлени­ем универсального развития производственных сил устанавливает­ся универсальное общение среди людей. Существующие этнические формы отношений и так называемый «психический склад» являют­ся чисто историческим продуктом развивающейся совместной хо­зяйственной деятельности. Любой этнос и нация, лишенные своей истории, утрачивают свой «психический склад» и другие атрибуты своего существования.

Следовательно, любая общность людей, занятая совместной хозяйственной деятельностью, которая протекает в сходных усло­виях исторического развития, вне зависимости от места нахожде­ния во времени и пространстве, приобретает характерные черты взаимообусловленных отношений, сладывающихся этой формой деятельности. В антропологических исследованиях говорится о конвергенции и дивергенции развития общности, что еще раз ут­верждает положение единства среды и объекта существования и изоморфизма действия общих принципов самоорганизации. Оди­наковые условия среды всегда порождают адекватные условия со­ответствующих адаптивных форм поведения и наоборот, разнона­правленные изменения среды приведут в конечном счете к различ­ным, вплоть до противоположных, адаптивных стереотипов пове­дения.

Если вернуться к понятию «психический склад», то в него, как правило, вкладываются наиболее устойчивые черты психологии людей, сложившиеся на основе длительной истории развития того или иного народа. Психический склад часто отождествляется с по­нятием характера, который трактуется как система свойств, чаще всего проявляющихся в многочисленной группе людей, нации или народности. В ряде случаев считается, что характер является более узким понятием, чем психический склад и понимается как совокуп­ность всех устойчивых свойств психики. Можно дать более четкое определение характера, рассматривая его как совокупность стерео­типных форм поведения, наиболее часто встречающихся во взаи­мообусловленных отношениях совместной жизнедеятельности. Данное определение носит статистическую основу и не может чет­ко установить перечень стереотипов поведения, давая его среднее значение и вариативность в сигмальном отклонении от среднего или наиболее характерного. Следовательно, как «психический склад», так и «характер народа» являются некоторым диапазоном устоявшихся форм поведения, который у каждого народа имеет свой размах вариативности и местонахождения в поле социально-биологического пространства существования.

Путаница в понятиях «психический склад» и «характер народа» возникает из-за смешивания общего, особенного и единичного, не­определенности самих терминов и слабо разработанных теорети­ческих положений проблемы психического склада нации и его структуры. Сущность многих ошибок и непонимания содержания этих терминов заключается прежде всего в том, что многие авторы пытаются вывести их определение либо только на базе социально­го, либо на базе психологического, не учитывая при этом, что ре­альные процессы протекают в двумерном поле событий, где каж­дая из характеристик выступает как независимая координата этого пространства.

Пытаясь детализировать термин «этнический характер», в него стараются вложить биологическую сущность темперамента как особенности протекания психических процессов в поведении чело­века. В отдельных случаях характер связывают с эмоциональными проявлениями народа, но эмоциональное проявление - это состоя­ние, отражающее отношение к текущему процессу, а не стереотип наиболее часто встречающихся форм поведения. В иных случаях в характер вкладывается различие социальных установок, ценност­ных ориентации, морали, отношения к труду и т.д. Именно такой подход наиболее близок к истине, так как стереотипы этих характе­ров имеют устойчивое отношение с формой совместной хозяйст­венной деятельности и являются характерными в ее организации, и, естественно, в поведении тех, кто связан с ее обеспечением.

Ошибочны положения о врожденности характера народа и пе­редаче его по наследству. Социальная среда в стабильности своего проявления определяет формирование личности, а проявление сформированных стереотипов может быть вариативным в зависи­мости от темперамента индивида. Перенося этот термин на все сообщество, следует понимать более конкретно содержание опре­деляющих характеристик этого понятия. В этом случае необходимо говорить о процессе активности масс, связанной с положительным и отрицательным отношением к происходящему, скорости разви­тия, силе, соотношении положительного и отрицательного, степе­ни распространения этого отношения среди масс и локализации убеждений в отдельных ее образованиях. Такое представление темперамента народа имеет общее с темпераментом личности только в природе построения пространства отражения протекаю­щих процессов, но это не дает основания переносить понятие тем­перамента из области физиологических процессов в область соци­альных. Говоря о национальном темпераменте, необходимо иметь в виду активность масс, их общее развитие, их отношение к проис­ходящему. Управление этими процессами в известной мере осуще­ствляется идеологической формой воздействия, с одной стороны, и принудительной, с другой. Это в известной мере соответствует принципам управления и биологической природой темперамента личности, но в данном случае можно говорить об изоморфизме общих принципов организации сложных систем.

Оценивая национальный темперамент, необходимо говорить о превалировании той или иной характеристики, которая обеспечи­вает устойчивое состояние общности и среды ее развития, а имен­но скорости распространения активности в массах, степени ее ир­радиации и концентрации, силе проявления, преобладании одобре­ния или недовольства. Близкие по структуре своей организации социальные процессы порождают родственный национальный темперамент, характер, психический склад. Таким образом, темпе­рамент определяет особенности проявления характера и психиче­ского склада этноса, нации, народа. Особенность проявления тем­перамента можно представить в виде пространства событий, в ко­тором удобно давать его характеристику, сравнивая различные формы его проявления.

Многие авторы выделяют память как существенную характери­стику этнической общности. Память как пространственно-вре­менной след о предшествующем опыте сохраняет знания, которые приобретаются в опыте общения с окружающей средой, и дает возможность целесообразно их использовать при смене поколений в историческом процессе.

Взаимообусловленные отношения внутри этнической общности сохраняются в виде традиций, ритуалов, обычаев. Внешние отно­шения с соседями формируются либо как дружеские, либо как вра­ждебные, что сохраняется в виде заветов, былин, убеждений и об­разов врага с особым выпячиванием наиболее опасных черт его поведения. Такие формы сказаний являются идеологической рабо­той, возникшей раньше, чем появился термин, определяющий ее. Сегодня формирование представлений как о внутренних формах взаимоотношения в сообществе, так и внешних его отношениях целиком определяется средствами массовой информации и на­правленностью идеологической работы. Именно через кино, книги, радио и телепередачи целенаправленно формируется и поддержи­вается необходимая информация. Следовательно, неверно говорить о памяти народа как некой особой характерной черте этноса, которая является вечным хранилищем его культуры, самобытности.

Природа стабильности народной памяти является результатом стабильности взаимообусловленных совместных отношений. Именно их постоянство репродуцирует сохранность традиций, культуры, систематического поддержания наиболее важных сторон отношения как внутри общности, так и с окружающими соседями. Общность условий жизни, уровня экономического состояния поро­ждает одинаковые образы, которые характерны для жизни любого этноса. Изменение условий жизни уносит с собой память о про­шлом, стираются детали истории, и уже через несколько поколений новая среда формирует новые потребности, воплощая их в нормы, традиции, направленно избавляясь от прошлого, если оно препят­ствует организации новых форм отношений. Все то, что связывает отношения людей, как память сохраняется в языке живописи, эпо­се, формируя чувства народа как взаимоотношения, возникающие в общественной жизни между людьми этнических общностей, отра­жая его общие моральные качества. Когда говорят о национальном чувстве или национальном настроении, то гораздо более обосно­ванно говорить о условиях быта, характерных для возникновения таких чувств и настроений. И если говорят о «глубокой грусти», пронизывающей большинство ирландских песен как отражение на­ционального чувства, то такая же грусть пронизывает напевы укра­инцев, русских, эстонцев и любой большой или малой нации или национальности, которая находилась или находится в идентичных условиях.

Если чувства народа являются отражением переживания исто­рической действительности, то его целенаправленная деятель­ность проявляется в волевой активности, которая особенно ярко выступает в любой этнической общности, нации, страны в период стихийных бедствий, войн и других явлений, когда затрагивается наиболее важное, дорогое, объединяющее данную общность как самостоятельное совместное образование.

Волевая активность людей обусловливается материальным бытием, производственными отношениями. Для того чтобы иметь одну и ту же волю, члены большинства должны иметь одинаковые интересы, одинаковое жизненное положение, одинаковые условия существования. Таким образом, волевая активность народа детер­минирована условиями жизни и деятельности людей, зависит от цели этой деятельности и ею определяется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.