Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема вторая




Культура речи и стилистика

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие СТИЛЬ в языкознании.

2. Стилистические пласты русской лексики.

3. Лексическая норма и культура речи.

 

 

1. Понятие СТИЛЬ в языкознании

 

Изучением выразительных средств языка и их использованием в различных сферах речевого общения занимается наука СТИЛИСТИКА. Наиболее общим и фундаментальным ее понятием является понятие СТИЛЬ, которое употребляется в следующих значениях: 1) разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения (функциональный стиль); 2) совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра (стиль Пушкина, стиль басни); 3) отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической окраски (высокий стиль, торжественный стиль); 4) построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса (небрежный стиль, работать над стилем).

Стилистические свойства и возможности различных пластов лексики, функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску слов, целесообразность использования тех или иных средств языка изучает лексическая стилистика.

2. Стилистические пласты русской лексики

 

В зависимости от специфики стилистического использования в русском языке выделяют два разряда лексики - стилистически нейтральную и стилистически окрашенную.

Нейтральная лексика употребляется во всех функциональных стилях (поэтому ее называют межстилевой), в любом виде речи: и в устной непринужденной беседе, и в научных статьях, и в художественной литературе, и т.д. Кроме того, нейтральная лексика не имеет эмоционально-экспрессивной окраски, т.е. не выражает эмоций говорящего, его отношения к предмету речи.

Нейтральные межстилевые слова составляют бóльшую часть русской лексики и могут относиться к разным частям речи: дом, окно, спорт, шум, книга и т.д. – сущ.; хороший, веселый, новый, московский и т.д. – прил.; говорить, работать, беречь, уважать и т.д. – глаг.

К нейтральной лексике относятся все числительные, многие наречия (хорошо, весело, по-русски, тепло и т.д.), большинство предлогов, союзов, частиц; стилистически нейтральна большая часть местоимений. И только междометия никогда не бывают стилистически нейтральны, т.к. междометия – особая часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения.

Межстилевая лексика не потому называется нейтральной, что она сера и невыразительна, а потому, что только на ее фоне особенно заметна стилистическая окрашенность других, не нейтральных пластов лексики.

Стилистически окрашенная лексика – результат прикрепленности языковых единиц (приставок, суффиксов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе. В зависимости от сферы употребления различают лексику устной и письменной речи.

К лексике устной речи относятся слова, употребляющиеся обычно в устных разновидностях языка: в непринужденной беседе, в оживленном разговоре, но не употребляющиеся, как правило, в письменных жанрах: в научных статьях, в технической литературе, в языке деловых бумаг и официальных документов и т.п. Говоря о письменных формах речи, мы не включаем сюда художественную литературу, язык которой стилистически очень пестр и разнообразен.

Лексику устной речи делят обычно на разговорную и просторечную.

Разговорная лексика - это слова, употребляющиеся в непринужденном разговоре, придающие речи неофициальное звучание, но не грубые: работяга, халтура, раздевалка, электричка, полуночник; глазастый, новенький, нынешний, работящий; многовато, наобум, впрямь, потихоньку, втихомолку; грохнуться, прихворнуть, тараторить, вздремнуть и др. Разговорная лексика ближе, чем другие слова, к лексике нейтральной. И все же разговорные слова – не нейтральные, не межстилевые: в строго деловой, официальной письменной речи они не употребляются. Разговорная лексика не выходит за пределы лексики литературного языка.

Лексика просторечная, в отличие от разговорной, находится за пределами строго нормированной литературной речи. Просторечная лексика неоднородна. В ней можно выделить три отличающиеся друг от друга группы:

1) грубовато-экспрессивная лексика – это слова, звучащие в речи недостаточно культурных людей, хотя иногда выразительность таких слов в какой-то мере компенсирует их грубость и позволяет коротко и метко выразить отношение (чаще всего отрицательное) к какому-то человеку, явлению: балбес, дылда, башка, жмот, ухмылка, зануда; муторный, замызганный, похабный, задрипанный; вдрызг, сдуру, муторно; проворонить, укокошить, садануть, шляться, дрыхнуть, хамить и др.;

2) грубая лексика – слова, недопустимые в речи культурных людей вследствие чрезмерной грубости таких слов: харя, загнуться, хамло, слямзить, сволочь и т.п.;

3) собственно просторечная лексика – это слова, не обладающие особой экспрессией и не грубые, просто нелитературные, неправильные: взаправду, давеча, ихний, сроду, умаяться, харчи, зазря, задаром, заиметь, отродясь и др.; собственно просторечная лексика отличается от диалектной только тем, что областные слова закреплены за определенной территорией, а просторечная лексика употребляется в разных областях России недостаточно культурными или не следящими за своей речью людьми.

За пределами нашего рассмотрения остаются самые низкие и грубые слова – непечатные выражения, так называемая «матерщина».

К лексике письменной речи относятся слова, употребляющиеся преимущественно в письменных разновидностях литературного языка: в научных статьях, учебниках, деловых бумагах и официальных документах и т.п. и не употребляющиеся в непринужденном разговоре, повседневной бытовой речи.

Существует три основных вида лексики письменной речи:

1) книжная лексика – слова, характерные для всех разновидностей письменной речи: катаклизм, градация, воззрение, взятие, коллега, регресс, апробация; гипотетический, иллюзорный, эфемерный, беспрецедентный, рационалистический; индифферентно, фатально, весьма; превалировать, источать, фетишировать; вследствие, ввиду, в течение, в продолжение; ибо, поскольку и др.; эти слова в толковых словарях даются с пометой «книжн.»;

2) высокая лексика – слова, характеризующиеся приподнятостью, возвышенностью, иногда торжественностью и поэтичностью и употребляющиеся главным образом в публицистической, ораторской и поэтической речи: претворение, трибун, кончина, зодчий, избранник, чужбина, творец; непоколебимый, согбенный, багряный, титанический, невосполнимый; безвременно, вдохновенно, доныне, навеки, негодующе; восторжествовать, вершить, обрести, воздвигнуть, свершиться и др.; в толковых словарях эти слова даются с пометой «высок.»;

3) официальная лексика – небольшая группа слов, употребляющаяся исключительно в официальных документах, в речи канцелярско-административной: неявка, местожительство, начислить, местонахождение, удостоверить, домовладение, соучастие и др.; в толковых словарях подобные слова имеют помету «офиц.».

Следует отметить, что особую выразительность речи придает эмоционально-экспрессивная окраска - дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное, предметно-логическое значение слова, расширяя и усложняя его смысловой объем, и выполняют оценочную функцию, придавая высказыванию характер торжественности, фамильярности, грубоватости или выражая ласку, иронию, неодобрение, пренебрежение и т.д.

Средства выражения эмоционально-экспрессивной окраски очень разнообразны. Это могут быть и суффиксы (сын - сынуля, сыночек, сынишка, сынка), и приставки (вос пылать, воз носить), и архаическая лексика (град, чело и т.п.).

Необходимо признать, что бóльшая часть просторечной лексики имеет эмоционально-экспрессивную окраску, и это выражается различными способами: иногда самим содержанием слова: объедение, бездельник, увалень, иногда его метафорическим переосмыслением: ворона – рассеянный человек; жила – скряга; котелок – голова; иногда аффиксацией: добряк, старикан, вкуснятина и т.п. Хотя выразительность языка могут усиливать единицы всех его уровней, лексика является одним из основных источников речевой выразительности.

 

 

3. Лексическая норма и культура речи

 

Культура речи проявляется не только в умении правильно говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка, но и в умении пользоваться лексикой разных стилей в соответствии с целями и условиями общения. Во избежание речевой ошибки необходимо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении, о признаках слов, относящихся к тому или иному стилю речи.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, определяют

- правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме;

- употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке;

- уместность его использования в той или иной ситуации.

Нарушение лексической нормы возникает в следующих случаях:

- когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом: У главного инженера есть немало задумок, связанных с реконструкцией завода;

- при использовании канцеляризмов, т.е. слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи; в других стилях их использование неуместно и ведет к речевой ошибке: Дача наша в хорошем месте находится: чуть выйдешь за калитку – сейчас же зеленый массив;

- при употреблении диалектизмов, т.к. они не входят в лексическую систему литературного языка и уместны лишь в художественных или публицистических текстах для речевой характеристики героев; немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка: К утру ненадолго разведрилось, и мы приступили к работе с первыми кочетами.

Просторечные эквиваленты терминов, принятые в той или иной профессиональной группе, получили название профессионализмов: карта отстрела (в речи охотников), «висячая» строка (в издательско-полиграфическом деле) и др. Немотивированное их перенесение в общелитературную речь также нежелательно. Профессионализмы по ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т.п.) сходны с жаргонизмами – словами социальных диалектов: лабух (плохой музыкант), скачки (танцы), перо (нож), хибара (дом) и др.

Жаргонная лексика, как и диалектизмы, находится за пределами литературного языка и ее использование возможно лишь в разумных пределах (например, в художественной литературе в целях социальной характеристики героев).

Таким образом, использование слов ограниченного употребления всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

К случаям нарушения лексической нормы можно отнести также ошибки, связанные с непониманием значения слова, к которым можно отнести следующие:

- употребление слова в несвойственном ему значении: благодаря болезни;

- неразличение конкретной и отвлеченной лексики: Сотрудники милиции выявили притон наркомании;

- смешение паронимов – близких по звучанию однокоренных слов с разным лексическим значением: сытый (человек) – сытный (обед), невежа- невежда, адресат – адресант, одеть – надеть.

Чтобы избежать подобных ошибок, следует обращаться за справками к толковым словарям или словарям паронимов.

Речевые ошибки могут быть связаны и с нарушением лексической сочетаемости, т.к. далеко не все слова в русском языке могут сочетаться друг с другом. Нельзя, например, употребить словосочетание показывать образец, т.к. показывать можно пример, а образцом можно быть или являться; нельзя сказать увеличение уровня, т.к. уровень может только повышаться или понижаться. Границы лексической сочетаемости определяются многими факторами: значением слов, их эмоциональной окраской, стилистической принадлежностью, грамматическими свойствами и т.д. В сложных случаях следует обращаться за справкой к словарю сочетаемости.

Существуют также ошибки, связанные с многословием. Эти ошибки проявляются в следующих случаях:

- при употреблении в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов (плеоназм): госпитализировать в больницу, свободная вакансия, моя автобиография, прейскурант цен;

- при повторении однокоренных слов или одинаковых морфем (тавтология): трудиться с трудовым подъемом; присниться во сне; следует отметить следующие недостатки; в данной работе приводятся данные;

- при использовании слов, лексическое значение которых выражено в тексте другими словами (лишние слова): данный участок берега нуждается в его закреплении;

- при замене глагольного сказуемого глагольно-именным сочетанием (расщепление сказуемого): Он принял решение произвести ремонт машины (более уместно: Он решил отремонтировать машину);

- при использовании слов – паразитов, которые засоряют речь, особенно устную; в последнее время в устной речи можно услышать довольно часто: ну, вот, это, скажем, так сказать, вообще, значит, такой(-ая), по-любому, короче, как бы и т.п.

Ошибкой, противоположной по смыслу многословию, является лексическая неполнота высказывания. Она заключается в пропуске необходимого в предложении слова: Он уже чувствует после болезни хорошо (надо: чувствует себя).

Таким образом, выбирая слова, во избежание речевой ошибки следует учитывать их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, мотивированность условиями контекста. Умение сделать правильный выбор как раз и свидетельствует о высокой культуре речи.

 

 

Вопросы и задания ко второй теме

1. Что изучает лексическая стилистика?

2. Слова какой части речи никогда не бывают стилистически нейтральными и почему?

3. Можно ли утверждать, что лексика устной речи не выходит за пределы лексики литературного языка? Ответ обоснуйте.

4. К приведенным ниже нейтральным словам подберите стилистически окрашенные синонимы. Сравните свои ответы с данными словаря синонимов.

Глаза, есть (глаг.), жена, подарить, надоесть, обмануть, убежать.

5. Укажите, в каких значениях приведенные ниже слова являются нейтральными, в каких – стилистически сниженными. Приведите примеры.

Вкатить, дуб, мариновать, надуть, фонарь, заехать, капать.

6. К приведенным ниже нейтральным словам подберите стилистические синонимы, относящиеся к лексике письменной речи. Определите тип подобранных вами слов (книжн., высок., офиц.).

Архитектор, родина, предсказывать, глаза, муж, уйти.

7. Приведите примеры слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Какие средства выражения эмоционально-экспрессивной окраски в них использованы?

8. Какие группы слов считаются ограниченными в употреблении? Приведите примеры.

9. Перечислите случаи нарушения лексической нормы.

10. Замените подходящими по смыслу синонимами те слова, употребление которых в данном контексте неуместно.

1. Нынче воскресенье – на работу идти не надо! 2. Наша футбольная команда потерпела фиаско. 3. Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая система. 4. Закон должен надежно защищать права тинэйджеров. 5. Есть еще куча интересных авторов, которых не изучают в школе. 6. Погоди трошки, не спеши! 7. К вечеру должно разведриться.

11. Укажите различия в значении и употреблении слов:

а) гуманный; гуманитарный;

б) деловитый, деловой, дельный;

в) идеальный, идеалистический;

г) типовой, типичный, типический;

д) титульный, титулованный, титулярный.

Как называются такие слова? Могут ли они взаимозаменяться в речи?

12. Подберите паронимы к данным словам. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Величественный, глубинный, геройство, лакировочный, предоставить, признание.

13. Распределите обнаруженные вами в предложениях речевые ошибки на группы: а) тавтология; б) плеоназм; в) лексическая неполнота высказывания.

1. Когда выступающий выступал, его все очень внимательно слушали. 2. Рождество мы отмечали вместе с коллегами по работе. 3. Больной в критическом состоянии. Дорога каждая минута времени. 4. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить. 5. Характер главного героя, на мой взгляд, характерен для людей его поколения. 6. Издавна Одесса была портом, куда прибывали и отбывали суда разных иностранных государств.

14. Исправьте речевые ошибки:

1. Наши товары идут на импорт. 2. Археологи обнаружили остатки царской семьи. 3. Большое влияние на молодых имеет телевидение. 4. Он изо всех сил старался произвести на девушку внимание. 5. За неимением крупы мы решили на ужин сварить макароны. 6. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!

15. Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему оно лишнее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного слова

Источник покоя и сил!

(И. Никитин)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.