Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительно-выразительные средства языка 2 страница




Наиболее типичными погрешностями ораторского выступления считаются значительные отступления от темы, непоследовательность, неубедительные примеры, повторы, значительная распространенность и синтаксическая осложненность предложений.

Необходимо иметь в виду, что немаловажную роль в успехе ораторского выступления играет его информационное обеспечение и иллюстративный материал (таблицы, схемы, цифры, цитаты, ссылки на источники и т.п.). Правда, в этом случае нужно помнить и учитывать состав аудитории: большой объем цифрового материала утомляет слушателей – неспециалистов. Приводимые цитаты должны быть уместны, их смысл должен совпадать со смыслом высказывания. Кроме того, цитаты должны хорошо восприниматься на слух.

Воздействующая сила речи увеличивается, если оратор использует разнообразные средства, в том числе невербальные, что способствует более тесному контакту с аудиторией, ведь в спорной ситуации чаша весов всегда склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами других.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Слушатели оценивают внешний облик, позу, выражение лица, одежду, манеры выступающего. Оратор, вызывающий у слушателей антипатию, не сможет установить с аудиторией необходимого контакта и не достигнет своей цели. Хорошая дикция также способствует установлению контакта с аудиторией.

Публичное выступление может стать выразительным и запоминающимся, если оратор владеет невербальными средствами общения: наблюдение за мимикой присутствующих позволяет лучше понимать настроение аудитории и те чувства, которые она испытывает, слушая выступление, и вовремя усилить те или иные моменты речи.

Значимый элемент ораторской практики – жест, основная функция которого – способствовать лучшему восприятию речи. В античных риториках выделялись специальные главы, посвященные жестикуляции.*

Для специалистов по социальной работе, менеджеров, работников сервиса различных уровней крайне важно владеть основами устной публичной речи – наиболее сложной в системе устной речевой коммуникации.

Известно, что наиболее крупные успехи в управленческой сфере и в деловом мире выпадают на долю тех, кто вдобавок к своим профессиональным знаниям обладает способностью хорошо говорить, убеждать, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи.

 

 

6. Качества хорошей речи.

Изобразительно-выразительные средства языка

 

Успех любого выступления в немалой степени зависит от качества речи оратора. К основным качествам хорошей речи относят содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистоту, эмоциональность.

Речь должна быть содержательной. Нужно знать, чтó сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.

Очень важным качеством хорошей речи является точность. Это качество предполагает следующее: 1) умение ясно мыслить (логическая точность); 2) знание предмета речи (предметная точность); 3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность), что особенно необходимо в научной и деловой речи, где совершенно недопустимы искажения фактов, цифр и т.д.; в публицистике возможны различные интерпретации фактов, но сами факты должны оставаться достоверными.

Речь должна быть логичной. Это значит, что, во-первых, речь должна строиться по определенным законам, и, во-вторых, в речи необходимо соблюдать правила логики. Известный каламбур Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет основан на игре двух значений глагола идти и многозначности предлога в. Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Дождь и студенты не могут «идти» в одном и том же смысле: Дождь льет, а студенты шагают… Предлог в с винительным падежом (в университет) обозначает направление движения, а с предложным падежом (в калошах) имеет другое значение – указывает на образ действия. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.

Обязательным качеством хорошей речи является правильность, т.е. соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических и др.). Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения. Нередко именно нарушения норм литературного языка придают высказыванию особую выразительность. По-видимому, это и имел в виду А.С. Пушкин, когда писал: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю…».

Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова-паразиты. Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов литературного языка. Не украшают речь жаргонные слова и выражения, а также злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в языке СМИ.

Речь сильнее воздействует на собеседника или на аудиторию, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если его речь эмоциональна. Этот признак хорошей речи не свойствен произведениям научного и делового стиля, но совершенно необходим для разговорного, публицистического и литературно-художественного стилей речи. Эмоциональная окраска речи создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными конструкциями, специфической лексикой, многообразием художественно-изобразительных средств.

Речь должна быть выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в конкретной речевой ситуации слова, но и умением пользоваться всеми выразительными возможностями языка, начиная со звуков и кончая синтаксическими единицами.

Рассмотрим изобразительно-выразительные средства языка.

Основной источник усиления выразительности – лексика. В лингвистике лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют тропами (от греч. tropos – слово или выражение, употребляемое в переносном значении).

К тропам относятся метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз, сравнение, эпитет.

Метафора – троп, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений: шапка Казбека (вершина горы, покрытая снегом, похожа на шапку), сосны шепчут (сосны шумят, будто шепчут), заря пылает, говор волн, закат жизни, речь льется, стальное перо, нос корабля, хвост кометы.

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо другого на основании внешней или внутренней связи (смежности) между ними. Связь может быть:

1) между предметом и материалом, из которого он сделан: Фарфор и бронза на столе…; Янтарь в устах его дымился (А, Пушкин);

2) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Театр уж полон, ложи блещут (А. Пушкин);

3) между автором и его произведением: Из рук моих ветхий Данте выпадает (А. Пушкин);

4) между содержащим и содержимым: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. Крылов);

5) между действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит (А. Толстой).

Разновидностью метонимии является синекдоха – перенос значения с одного на другое по признаку количественного отношения между ними:

1) часть вместо целого: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин);

2) родовое название вместо видового (и наоборот): Ну что ж, садись, светило! (В Маяковский); Пуще всего береги копейку (Н. Гоголь);

3) единственное число вместо множественного (и наоборот): И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский); И дольше века длится день (Б. Пастернак).

Когда хотят выразить свое впечатление о маленьком росте, говорят от горшка два вершка, т.е. используют литоту - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Литота является разновидностью мейозиса – тропа, заключающегося в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предметов, явлений, процессов: женщина бальзаковского возраста; не первой молодости; трудно назвать красавцем.

Ирония – употребление слова в противоположном смысле с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова? – спрашивает герой одной из басен И.А. Крылова у Осла.

Для жанра басни характерна аллегоричность, т.е. стремление иносказательно определить сущность какого-либо понятия, человека: лиса - аллегория хитрости, волк - жадности, змея – коварства, лев – величия и т.д. Прием аллегории - иносказательного изображения отвлеченного понятия при помощи конкретного образа - используется и в других жанрах, чаще всего в юмористических и сатирических произведениях.

Олицетворени е – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и понятия. Олицетворение есть в выражениях море смеялось, спящий лес, задумчивые горы. А.С. Пушкин про бурю говорит, что она заплачет, лирический герой М.Ю. Лермонтова слышит, как звезда с звездою говорит.

Перифраз – замена названия предмета, лица, понятия указанием на их характерные черты: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А. Пушкин). Выделенные слова означают, что Онегин родился в Петербурге. О самом Пушкине можно сказать: автор «Бориса Годунова»; великий русский поэт. О телевизоре говорят: голубой экран, о нашей Земле - голубая планета, о детях – цветы жизни, о дельфинах – интеллектуалы моря. Все это – перифрастические выражения. Они обычно применяются для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторов, придать повествованию большую выразительность.

Сравнение – уподобление одного предмета или явления другому на основании общего для них признака. Для этой цели часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, точно, подобно, как бы, как будто: Анчар, как грозный часовой, стоит, один во всей вселенной (А. Пушкин). В других случаях сравнение осуществляется в речи с помощью творительного падежа: И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой (И. Бунин) или посредством сравнительной степени имени прилагательного: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Эпитет – образное, художественное определение. Эпитетом подчеркивается какое-то характерное свойство или качество предмета или явления. Сравним два предложения: Упала серебряная ложка. Взошла серебряная луна. В обоих предложениях есть определение серебряный. Но в первом предложении это слово употреблено в своем прямом значении («металл»), а во втором – в переносном, образном («блеском, цветом похожая на серебро»). Значит, эпитет отмечает не реальное свойство чего-либо, а воображаемое: А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер – эпитетом выражается впечатление, производимое ветром, который сравнивается с веселым человеком. Эпитет, будучи художественным определением, может основываться на метафоре (серебряная луна, седые горы) и олицетворении (веселый ветер, смеющееся море, задумчивые курганы).

Мы перечислили основные виды тропов. Существуют также стилистические фигуры (их называют еще риторическими или просто фигурами речи) – средства усиления изобразительно–выразительных возможностей речи с помощью особых синтаксических построений: градация, антитеза, инверсия, анафора, параллелизм и некоторые другие.

Всем известны слова Юлия Цезаря: Пришел, увидел, победил. Афористичность их связана не только с краткостью, лаконизмом фразы, но и с особым ее построением. Каждое последующее слово усиливает эмоциональность и экспрессивность выражения. Это – градация восходящая. Если же подобным образом происходит ослабление впечатления, то перед нами градация нисходящая: …Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц). Итак, градация – это такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

Особая выразительность строк А. Блока

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свят о, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума

обязана прежде всего тому, что они содержат в себе противопоставление, контраст. Здесь использована стилистическая фигура антитеза – резкое противопоставление понятий, образов для усиления выразительности речи. Эта фигура часто строится на антонимах и лежит в основе многих пословиц и поговорок (Умный научит – дурак наскучит. Мягко стелет да жестко спать), названий художественных произведений (рассказ А.П. Чехова «Толсты й и тонкий», роман К. Симонова «Живы е и мертвые», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»). На антонимических противопоставлениях строятся и яркие художественные образы, представленные выражениями типа горькая радость, голубая кровь, звонкая тишина. Это оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. На оксюмороне строятся названия следующих литературных произведений: поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», сказка Е. Шварца «Обыкновенное чудо», пьеса Л.Н. Толстого «Живой труп», роман Ю. Бондарева «Горячий снег».

С целью усиления выразительности речи используют также инверсию – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов.

В одних случаях неправильный порядок слов может привести к двусмысленности или искажению смысла и является речевой ошибкой: Не устрашился объема работы коллектив маляров под руководством бригадира Савельева, значительно выросшего в этом году (автор газетной заметки хотел сказать о выросшем объеме работы, а получилось, что вырос бригадир). В других – становится стилистической фигурой: Судьбы свершился приговор (М. Лермонтов).

Анафора – единоначалие, повторение звуков, морфем, слов, словосочетаний в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Так, у К. Симонова в известном стихотворении «Жди меня» слово жди проходит через весь текст, многократно повторяясь в начале строк:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Противоположный анафоре стилистический прием называется эпифорой:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

В этом четверостишии из стихотворения А. Блока одно и то же словосочетание повторяется в конце строк.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи… (Н. Некрасов); В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут (А. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – бессоюзная связь однородных членов простого предложения (как у Пушкина: Швед, русский колет, рубит, режет) или предикативных частей сложного предложения (как в пословице: Лето припасает – зима поедает).

Противоположный бессоюзию стилистический прием намеренного увеличения количества союзов в предложении называется многосоюзием (полисиндетоном): Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (А.П. Чехов).

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется ответа: Кто не ошибался в юности?

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи. При этом высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу: Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст (С. Есенин).

Эллипсис – опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту: Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (В.А. Жуковский).

Умолчание – стилистический прием, заключающийся в том, что автор не до конца высказывает свою мысль, предоставляя читателю (слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А. Пушкин).

Таким образом, чтобы сделать свою речь яркой, образной, эмоциональной, выразительной, необходимо знание неисчерпаемых возможностей родного языка, умение пользоваться его богатством в соответствии с целями, содержанием и задачами высказывания.

 

 

Вопросы и задания к седьмой теме

 

1. Каковы сферы применения, функции и жанры публицистического стиля речи?

2. Назовите специфические черты публицистического стиля речи.

3. Какова основная черта языка газеты?

Выберите из газеты, которую вы чаще читаете, текст публицистического стиля. Выпишите из него примеры: а) общественно-политической лексики и фразеологии; б) отвлеченных существительных; в) слов с эмоционально-оценочной окраской.

4. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

5. Каковы основные функции СМИ?

6. Что такое фигуры речи и какова их функция?

7. Что такое тропы? Какие тропы можно встретить на страницах печати? Какова их функция?

8. Чем различаются штампы и клише? Укажите журналистские штампы в данных предложениях:

1. И хотя Керри заявил о своем участии в выборах еще в декабре 2002 года, огромное множество людей имеет о нем весьма смутное представление. 2. Большинство американцев понятия не имеют, кто такой Джон Керри. 3. На четвертый день Керри выступит с глобальной заключительной речью, в которой расставит все точки над «i».

9. Определите, какие прецедентные тексты используют авторы данных высказываний:

1. Узбекистан, который мы потеряли. 2. На Бога надейся, а в вуз поступай. 3. Звезда по имени Чкалов. 4. Скромное самоограничение буржуазии. 5. Песня города берет. 6. Посторонним вход воспрещен? (заметка в«Московском комсомольце» о вступительных экзаменах в московские вузы).

10. Определите, какие речевые ошибки были допущены в следующих высказываниях участников телепрограмм:

1. Этот молодой футболист мастерски играет обоими ногами. 2. Можно спросить сакраментальный вопрос: давно ли вы виделись с этой женщиной? 3. Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам. 4. Аферисты обирали доверчивых граждан до ниток. 5. Они делали нам много неприятностей. 6. Создан специальный орган за контролем по этим преступлениям.

11. Что такое языковая игра? Приведите примеры из средств массовой информации.

12. Перечислите виды устной публичной речи.

13. Риторика – наука или искусство? Ответ аргументируйте.

14. Перечислите важнейшие составные части классической риторики. А что изучает неориторика?

15. Перечислите роды красноречия. Охарактеризуйте каждый из родов.

16. Назовите основные общериторические законы.

17. Что способствует успеху ораторского выступления? Каких погрешностей следует избегать в ораторском выступлении?

18. Перечислите и охарактеризуйте основные качества хорошей речи.

19. В основе поэтических образов могут лежать разные тропы, например: а) сравнение – облако как пушистый котенок; б) метафора – пух облаков; в) эпитет – белоснежные облака; г) олицетворение – облако путешествует.

Приведите собственные примеры названных тропов, создающих поэтический образ луны.

20. Какой троп использован Н.В. Гоголем в данных предложениях?

1. Для пополнения картины не было недостатка в петухе,…который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями… 2. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. 3. А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади…

21. Какие средства связи между предложениями наиболее отчетливо выступают в предложенном фрагменте стихотворения А. Блока «В углу дивана»?

Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

Огоньки.

И на южном море тонут

Корабли.

И над южным морем стонут

Журавли.

22. Что такое антитеза? Какие языковые средства использованы В. Маяковским для ее создания в приведенном примере?

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

в сяческую жизнь!

23. Какая стилистическая фигура объединяет данные предложения?

1. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, степью жемчужною мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит… (М. Лермонтов) 2. О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?... (Ф. Тютчев) 3. Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты? (Ф. Тютчев)

24. Проведите анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в отрывке из произведения Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Выстрел!

Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы охнули, как богатыри. Осина, что рядом, торопливо посыпала листьями.

25. Какие средства художественной выразительности использованы Николаем Рубцовым в следующих поэтических строках?

Плыть, плыть, плыть

Мимо могильных плит,

Мимо церковных рам,

Мимо семейных драм…

Скучные мысли – прочь!

Думать и думать – лень!

Звезды на небе – ночь!

Солнце на небе – день!

Плыть, плыть, плыть

Мимо родной ветлы,

Мимо зовущих нас

Милых сиротских глаз…

26. Формами словесной игры являются анаграмма (слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, составляющих другое слово), тавтограмма (фраза, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы), палиндром (слово или фраза одинаково читаются по буквам слева направо и справа налево).

Какие формы словесной игры иллюстрируют приведенные ниже примеры?

1. Казак, шалаш. 2. «Схема смеха» (стихотворение В. Маяковского) 3. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. 4. А роза упала на лапу Азора (фраза придумана А. Фетом)

27. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» каждый герой имеет несколько комических прозвищ. Кого из героев авторы называют:

1) великий комбинатор, технический директор, главный руководитель работ, владелец крыш, чердаков и слуховых окон;

2) гигант мысли, жертва «Титаника», охотник за табуретками, особа, приближенная к императору;

3) пролетарий умственного труда, работник метлы; 4) цветы улицы, цветы на асфальте?

Какой стилистический прием лежит в основе создания этих прозвищ?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.