Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь методики обучения права с другими науками




В связи с существенным обновлением и расшире­нием методологической базы методических исследо­ваний принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения права с другими наука­ми. В прежние годы круг сопредельных наук ограничи­вался философией, политологией, социологией, историей, педагогикой и психологией.

Очевидно, что «органическая связь методики права и обществоведческих с сущностью самого преподаваемого предмета» (В.Г.Карцов) в любые времена будет осуществляться в содержании учебного материала, формирование ко­торого происходит на основе данных правовой и исторической науки. Сначала методисты отрицали, что эта связь су­ществует также в формах, способах и средствах изу­чения общественного прогресса, используемых наукой и школой. Позднее под влиянием идеи «активизации учебного процесса» было признано, что «исследова­тельский метод, используемый в обучении обществознанию и праву в старших классах, позволяет в доступных формах и видах частично вводить учащихся в лабораторию учё­ного» (С.А.Ежова). Сегодня взаимодействие методи­ки обучения истории с фундаментальной наукой рас­сматривается значительно шире, распространяясь на концептуальные основы и методы деятельности.

В системе педагогических наук методика тесно свя­зана с дидактикой и опирается на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, мето­дов, приёмов и средств обучения, основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения конкретному учебному предмету, его значе­ние для духовно-нравственного становления лично­сти школьника. Методика опирается также на данные педагогической психологии и физиологии высшей нервной деятельности. При обосновании системы школьного образования по конкретному предмету ис­пользуются знания по логике и истории соответ­ствующей науки, науковедению.

Безусловно, что и это далеко не полный перечень наук, имеющих отношение к методике обучения праву в современной школе Проек­тирование содержания обществоведческого и правового образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание.

2.2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ИСТОКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ [3]

 

Особенностью и достоинством системы отечественного школь­ного образования издавна является включение в ее структуру та­кой предметной области, как правоведение. Истоки юридического образования, как такового, в России относятся лишь к XVIII в., хо­тя в грамоте, данной в 1682 г. царем Федором Алексеевичем Сла­вяно-греко-латинской академии, предписывалось преподавание «учения правосудия и духовного и мирского». Однако предписа­ние осталось неосуществленным.

В петровские времена начали переводить книги по праву. Ос­нованием для этого послужила резолюция Петра I от 1718 г. на представленный ему доклад «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтоб оных в малое время в совершенст­во поставить». В резолюции предлагалось «сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, а также начать переводить книги юриспруденции».

Среди первых переводных книг была работа Самуила Пуфендорфа (1632—1694) — представителя естественной школы права в Германии. Она называлась «Об обязанностях гражданина и челове­ка». Пуфендорф первым в Германии предложил строить юридиче­скую науку на светской основе. В его интерпретации естественное право выглядело универсальной социальной этикой. Он полагал, что человеческая натура устроена таким образом, что вне общест­ва человек не может ни жить, ни сохранить человеческий род. Бо­лее того, мыслитель считал, что поведение людей должно регла­ментироваться вне зависимости от имущественного положения и политических убеждений. Книга С. Пуфендорфа «Об обязаннос­тях гражданина и человека» стала в России руководством по обу­чению правоведению.

В то же время делались попытки создать учебные заведения, где было бы возможно осуществлять правовое обучение. Так, одна из инструкций, появившихся в петровские времена, предписывала учредить «краткую школу для изучения гражданских и экономиче­ских дел», где юридическое образование должно было сочетаться с экономическим. Эта модель, несомненно, является прообразом лицеев и колледжей экономического профиля. Данное предписа­ние не осталось лишь на бумаге. В коллегии юнкеров была пред­принята попытка практического обучения праву.

Уже позднее Екатерина II в своем «Наказе» писала о необходи­мости распространения в народе сведений о действующем законо­дательстве, объясняя свою позицию следующим образом: «в про­тивном случае гражданин будет зависеть от некоторого числа людей, взявших к себе в хранение законы и толкующие оные. Преступления не столь часты будут, чем больше людей Уложение читать и разуметь станут. И для того предписать, чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат». Это высказывание сви­детельствует о существовавшем уже в XVIII в. глубоком понима­нии связи права, морали и нравственности. В современных право­вых курсах, изучаемых школьниками, принцип взаимодействия права и морали является ведущим.

В силу того, что право имеет политическую природу и по сути своей является нормативной формой согласования воли и интере­сов больших социальных групп, праву учили в тех пределах, кото­рые позволяли бы формировать должную благонамеренность, за­конопослушность учащихся.

В 1725 г. в Петербурге была учреждена Академия наук, в струк­туру которой вошли собственно академия, институт и гимназия. В этом первом в истории Российского государства университете от­крылась кафедра правоведения, где преподавали политику, этику, право натуры. Первоначально курсы читали иностранцы, напри­мер, профессор Кенигсбергского университета Бекенштейн, за­ключивший пятилетний контракт, X. Фр. Гросс, руководствовав­шийся, в частности, книгой С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» (в числе его учеников был русский поэт и дипломат князь Антиох Кантемир). Особо следует отметить Штрубе де Пирмонта — секретаря фаворита Анны Иоанновны Бирона, сделавшего первую попытку составить руководство к изучению действующего русского права. Следует отметить, что и в странах Западной Европы национальное право стали преподавать лишь в XVIII веке. В России в начале XIX века в учебных целях стали появ­ляться сборники отечественных законов и различные руководства.

В настоящее время сохранилась рукопись, принадлежащая перу Штрубе де Пирмонта, озаглавленная «Краткое руководство по рос­сийским правам». Автор, считая недостаточным объяснять юноше­ству в Российской империи только гражданское право древних римлян, предложил составить руководство к действующему рус­скому праву. В 1747 г. Академия согласилась на это предложение. Но когда рукопись была составлена, академическая канцелярия осталась недовольна содержанием пособия: «при точнейшем рас­смотрении оказалось, что оная книга сочинена не тем образом, как он обязался и ее назвал, то есть кратким руководством, ибо в оной ничего более не учинено, как только под кратким заглавием распо­ложен материал и содержание указов, регламентов, например, век­сельный устав, весь воинский устав, большая часть Уложения и Указной книги...».

Таким образом, пособие Штрубе де Пирмонта представляло собой систематически расположенную выборку дей­ствовавших в то время законов. В результате было принято реше­ние — книгу не печатать. Юристы более позднего времени, в част­ности, Николай Михайлович Коркунов (1853—1904), оценивая эту историю, писали о своем несогласии с данной характеристикой ра­боты де Пирмонта на том основании, что в канцелярии в то время не было ни одного юриста, а, следовательно, оценить по достоинст­ву значение этой работы было некому.

Итак, профессорами правоведения, как правило, были иност­ранцы, но они воспитали первых русских юристов. Со временем появились и русские профессора правоведения. Среди них можно назвать Семена Ефимовича Десницкого (ок. 1740-1789) — право­веда, просветителя, профессора права Московского университета. Известно, что С. Е. Десницкий учился у Филиппа Генриха Дильтея — тирольца, приехавшего в Москву в 1756 году. Получая по 12 рублей за лекции, Дильтей купил дом в Москве за 1500 рублей. В 1765 г. университетское начальство обвинило Дильтея в том, что он часто приходит на лекции нетрезвым, на этом основании пре­подаватель был отстранен от занятий. Однако Дильтей пожаловал­ся Сенату и был восстановлен на службе.

Десницкий закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и был направлен для про­должения образования в Англию — в Глазовский университет. По окончании университета Десницкий защитил докторскую диссер­тацию по римскому праву, получил ученую степень доктора права и вернулся на родину. Уже в те времена Семен Ефимович, будучи сторонником идеи разделения властей, создал новый проект фор­мирования в России «законодательной, судительной и наказательной власти». В правовой сфере Десницкий разработал ряд инсти­тутов, например, он предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное. Его перу принадлежит «Слово о прямом и ближнем способе к научению юриспруденции» (М., 1768). Десницкий перевел труд английского юриста Блэкстона «Истолкование английских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал тол­кование юридических терминов, используемых в русских судебни­ках и Соборном уложении 1649 года.

Для наших дней актуально мнение Десницкого в отношении применения смертной казни. Он считал, что смертная казнь воз­можна только в двух случаях: умышленное убийство и измена Ро­дине. Десницкий осуждал мучительные способы исполнения смертной казни, а также применение позорящих наказаний.

В XVIII в. юридическое образование можно было получить и в кадетском корпусе — среднем военном учебном заведении, учащи­еся которого изучали юриспруденцию на третьей ступени обуче­ния. В 1731 г. Анна Иоанновна повелела учредить корпус кадетов, где «обучали арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и шпажному действию». «А понеже не каждого челове­ка природа к одному воинскому склонна, також и в государстве не меньшее нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, геогра­фии, юриспруденции».

Следует отметить, что юриспруденция, по-видимому, не поль­зовалась популярностью среди обучающихся: из 2478 русских ка­детов в 1733 г. юриспруденции училось только 11. Тем не менее, слушание указов проводилось по два дня в неделю, ибо «небеспо­лезно есть, чтоб оным из кадетов, обучающихся юриспруденции для знания российских гражданских прав, в некоторые дни слу­шать уложения, уставы, регламенты и указы». А в инструкции 1789 г. предписывалось преподавать уже известную нам книгу С. Пуфендорфа «Об обязанностях человека и гражданина».

В 1860-х гг., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, их учебный план продолжал включать в себя законоведение. Методика изучения законов сводилась, как прави­ло, к их механическому заучиванию. В 1849 г. законоведение бы­ло введено в гимназиях вместо древних языков. А гимназисты, имеющие «особенные и отличные» познания в российском зако­новедении, получали право на 14-й чин, если они шли на государ­ственную службу.

Типичным для того времени можно считать учебный план гимназии по уставу 1852 г., включавший такую учебную дисциплину, как законоведение.

Учебные планы 5-7 классов одной из петербургских гимназий в XIX веке содержали разнообразные курсы, например: законы основные, законы гражданские определительные, законы о гражданском судоустройстве, законы уголовные и полицейские с судопроизводством уголовным.

В конце XIX века учебная литература пополнилась новыми пособиями. В частности, в 1894 г. А. Мушников издал сокращенное изложение курса законоведения для кадетских корпусов, выпущенного в 1889 г., под названием «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии». Автор видел цель этого пособия в том, чтобы дать возможность лицам, не изучавшим данного курса, приобрести начальные теоретические сведения, необходимые для освоения русского законодательства.

Таким образом, в XIX веке была сделана попытка создать условия для основательного познания учащимися законодательства Российской империи. Преподавание законоведения как самостоятельного предмета было полностью прекращено после выхода в свет Устава гимназий 1864 года. Это решение объясняли отсутствием учебной литературы, квалифицированных преподавателей, желающих изучать право. Преподавание правовых знаний в школе было возобновлено в советское время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.